Некоторые аспекты изучения наречия в начальной школе.
статья по русскому языку (4 класс) по теме
Статья рассматривает основные проблемы, возникающие при изучения темы "Наречие" в начальной школе, и способы их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekotorye_aspekty_izucheniya_narechiya_v_nachalnoi_shkole.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРЕЧИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В соотвествии с Государственными стандартами к концу начальной школы учащимися должны быть усвоены основные признаки трех знаменательных частей речи: имени существительного, имени прилагательного и глагола. Также должно быть сформировано представление о местоимении (на примере личных местоимений).
Но в некоторых современных программах по русскому языку для начальной школы объём усваиваемых знаний по морфологии увеличен, предусмотрен и более высокий уровень их обобщения. Это характерно для программ по русскому языку в образовательных системах Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, “Начальная школа XXI века», «Гармония».
Причем, если основные части речи изучаются в начальной школе поэтапно, то тема «Наречие» в большинстве указанных программ вводится одномоментно в 4 классе.
ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
- Разнообразие лексических значений наречия зачастую мешает усвоению категориального значения наречия как части речи:
- место (вдали);
- время (вчера);
- причину (сгоряча);
- цель (в насмешку);
- способ действия (наизусть);
- качественные характеристики (быстро, громко);
- степень проявления действия или признака (очень, часто).
Недостаточное осознание категориального значения наречий может приводить к неспособности распознать наречие в тексте и речи, смешению наречия с прилагательным.
Чтобы избежать подобных ошибок, важно уделить достаточное внимание сопоставлению наречия и имени прилагательного.
- Младшим школьникам бывает трудно отличить наречие от омонимичных им словоформ других частей речи.
С одной стороны, образуясь от существительных, прилагательных, деепричастий, наречия могут по форме полностью или частично совпадать с мотивирующими словами (осенью, быстро, вдали).
С другой стороны, наречия переходят в другие лексико-грамматические разряды:
- слова категории состояния (весело играть – мне весело);
- предлоги (хорошо вокруг – обойти вокруг дома);
- частицы (дождь все идет – дождь все усиливается).
Конечно, в начальной школе подобные случаи разграничения частей речи не рассматриваются, но учителю начальных классов важно предвидеть возможные затруднения и учитывать их при отборе материала для упражнений.
- Некоторые трудности у школьников могут возникать и при усвоении написания наречий. Ряд наречий включен в орфографический минимум для начальной школы, и их правописание младшие школьники запоминают в словарном порядке. Но некоторые правила написания наречий вводятся в ряде учебных программ уже в 4 классе:
- правописание ь на конце наречий после шипящих;
- правописание суффиксов -о и –а на конце наречий;
- правописание суффиксов –о и –е на конце наречий после шипящих.
Усвоение этих правил не вызывает больших затруднений у школьников, если они овладели умением распознавать наречия. Важно при отборе материала для отработки данных правил отдавать предпочтение упражнениям, в которых необходимо разделить предложенные слова по столбцам в зависимости от части речи. Это позволит учителю определить причину допускаемых ошибок (незнание правила, неумение его применить или трудности в определении части речи).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе. Тема "Наречие". Программа "Начальная школа XXI века"
Урок знакомства с новым материалом...
Психолого-педагогические аспекты использования ИКТ в начальной школе
Методическая разработка...
Аспекты патриотического воспитания в начальной школе.
Патриотическое воспитание в начальной школе....
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Наречие" (УМК "Начальная школа XXI века")
Конспект урока...
Статья "Особенности проведения некоторых видов грамматического разбора в начальной школе"
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...
Некоторые формы внеурочной деятельности учащихся начальной школы
В материале представлено описание проектов, которые были выполнены в течение учебного года учащимися 4 класса....
Некоторые аспекты применения ИКТ в начальной школе
Целью статьи является раскрытие проблемы использования информационных технологий в общеобразовательных организациях. На основе проведенного анализа нормативной базы, научной и методической литературы ...