Аспекты патриотического воспитания в начальной школе.
статья по теме

Ольга Николаевна Кравченко

Патриотическое воспитание в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотические аспекты образования и воспитания в начальных классах

                         Учитель начальных классов  Кравченко Ольга Николаевна.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Младший школьный возраст — самая благодатная пора для привития  чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование любви  и уважения к своему родному краю. В процессе патриотического воспитания у младших  школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его традициям, великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Смысл такого воспитания заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений об общемировом значении России. Роль  школы в формировании патриотических качеств невозможно переоценить.

Задачи, которые ставит перед собой учитель начальных классов по данному направлению — выявить  методы и приемы, используемые  в воспитательной работе по формированию патриотического сознания младших школьников.

Подходя к работе по воспитанию патриотизма младших школьников творчески, процесс воспитания становится более естественным, эффективным.  Такая работа  дает следующие результаты:

 1. Повышается уровень  развития  школьников;

 2. Обеспечивается комплексный подход к гармоническому развитию воспитанников;

 3. Повышается эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране.

Как решаются задачи патриотического воспитания младших школьников с учетом особенностей этого возраста, что можно сделать в целях становления защитника Родины в процессе учебно-воспитательной работы.

С первых школьных дней учителя начальных классов формируют у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель» «Сталинградец», «герой». Учащихся подводят к осознанию того, что патриотизм — это любовь к Родине, любовь активная. На встречи  с ребятами обязательно необходимо приглашать ветеранов войны. Они познакомят школьников с конкретными, яркими фактами героизма советских воинов, с героическими поступками детей — пионеров и школьников. Потом  можно проводить военно – патриотические  игры «Зарничка», которые могут быть приурочены к памятным датам, такая работа проводится не только в учебное время, но и в период каникул, например в летнем пришкольном лагере.

Представляют интерес уроки мужества, проводимые в начальных классах. Для участия в них в школу приглашаются ветераны Великой Отечественной войны. Ежегодно вместе с родителями, учителями, ветеранами младшие школьники  могут участвовать в возложении венков  к могиле солдат. Малыши хорошо понимают: им оказана большая честь—готовить важное общешкольное дело и непосредственно участвовать в нем.

Таким образом, военно-патриотическое воспитание младших школьников характеризуется  такими формами работы, которые предполагают включение учащихся в непосредственную военно-патриотическую деятельность: «Зарничка», смотры строя и песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, помощь в оборудовании экспозиции школьного музея боевой славы, участие в военно-патриотических церемониалах. Важная предпосылка эффективности патриотического воспитания младших школьников — своевременное приобщение их к традициям, родившимся в школе и нацеленным на подготовку патриотов.

Но патриотическое воспитание можно проводить и на уроке. Урок был и остается важнейшим звеном в системе воспитательной работы с учащимися. Именно на уроках должен закладываться фундамент такого сознания, патриотических чувств и поведения гражданина — строителя и защитника  Отечества. Практика показывает, что никакой интересно поставленной внеклассной и внешкольной воспитательной работой никогда не удается компенсировать пробелы, допущенные в деле воспитания на уроке.

На уроках Окружающего мира  по программе Н.Ф. Виноградовой с учащимися проводятся  беседы на темы, посвященные историческим событиям, формированию гражданской позиции и воспитанию чувства патриотизма. Например: в 1 классе в разделе «Родная страна», учащиеся знакомятся с темами: «Наша страна – Россия», «О гербе, флаге, гимне», «Москва», «Какого народа ты сын?»… Во 2 классе: «Что такое Родина», «Родной край – частица Родины», «Из истории родного края, нашей Родины», «Города России», «Народы России»… В 3 классе: «Древняя и Московская Русь», «Россия 18-19 века», «Россия 20 века», а в 4 классе изучается два больших раздела: Человек – защитник своего Отечества», « Гражданин и государство». Материал достаточно трудный для младших школьников, к тому же  он  с каждым годом усложняется. На таких уроках учителя обязательно подчеркивают качества гражданина- любовь к Родине, героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли, которые характерны для славян и россиян. Можно привести яркие примеры героизма и самопожертвования российских людей: подвиг и гибель в Бородинском сражении трех братьев Тучковых, подвиг лейтенанта Гастелло, солдата Матросова и т. д.

Пробуждая у детей интерес к истории, подвигам, можно предложить списки книг на военно-патриотическую тематику для внеклассного чтения. Часть из них обсуждается как на уроках, так и на внеклассных занятиях, например: «Володька—партизанский сын» А. Первенцева, «Капитан Гастелло» А. Беляева, «Штурм Рейхстага» Б. Горбатова, «Кортик» А. Рыбакова, «Что ты сделал хорошего» Л. Татьяничевой, и др.

Чтение художественных произведений, посвященных юным героям, на уроках Литературного или внеклассного чтения формируют не только чувства патриотизма, но и определенную гражданскую позицию. С  огромным интересом читают младшие школьники «Сказку о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» А. Гайдара, «Сын полка» В Катаева и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание в начальной школе

Статья отнесена к разделу "Внеклассная работа". Воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени....

Программа по патриотическому воспитанию в начальной школе

Программа по Духовно-нравственному воспитанию (патриотическому)  в начальной школе для 1-4 классов с пояснительной запиской и учебно-тематическим разделом...

Средства и методы патриотического воспитания в начальной школе

К эффективным средствам исторического образования относятся разнообразные формы уроков героико-патриотической тематики: интегрированные, проблемные, дискуссии, театра­лизованные, групповые семинары, у...

Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе

p { margin-bottom: 0.21cm; }  Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе.Целевая комплексная программа гражданско-патриотического воспитания «Сыны отечества» управления образования М...

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

Воспитательная программа учителя начальных классов «Мы живём в России». гражданственно-патриотическое воспитание в начальной школе

   В программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности; программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческ...