Урок русского языка в 4 классе. Тема "Наречие". Программа "Начальная школа XXI века"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе (1-4)
Программа «Начальная школа XXI века»
г.Новокузнецк, МБНОУ «Гимназия № 17»
Учитель. Безносова Наталья Владимировна.
Тип урока. Изучение нового материала.
Методическое обеспечение. Учебник «Русский язык 4 класс» под ред.Иванова С.В.
Тема. Наречие.
Цель. Сформировать представление о наречии как части речи.
Задачи.
- Дать понятие о наречии как части речи.
- Развивать произвольное внимание, оперативную память, умение анализировать, обобщать и делать выводы.
- Воспитывать чувство ответственности, развивать коммуникативные умения.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Задача: обеспечить доброжелательную внешнюю обстановку для работы и психологически подготовить обучающихся к уроку.
II. Актуализация знаний, умений и навыков.
Задача: активизировать внимание обучающихся, подготовить к усвоению нового материала.
Повторение изученных частей речи. Группировка слов по частям речи. Выделение новой группы слов.
Мороз, зимний ,зимуют ,заморозит, морозный, морозно, холодно, зима.
Слайд№2
Запись слов по столбикам (сущ., прил. ,глаг.)Слова новой части речи записываются в отдельный столбик.(у детей листочки, разделённые на столбики, в которые дети записывают слова)
Слайд №3
Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?
(изучению новой части речи)
III. Изучение нового материала.
Задача: организовать совместную деятельность обучающихся, направленную на достижение учебной задачи(сформировать понятие о наречии как части речи; развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы; развивать коммуникативные навыки.
Работа в группах.
У каждой группы карточка со словами, чистый лист и маркер.
каникулы
учится
вверху
смелый
ты
направо
готовит
однажды
пирожок
они
весело
спокойный
думает
Ученики первого ряда
- Из данных слов выписать слова, которые не сможете отнести ни к одной известной вам части речи.
Второй ряд выписывает неизменяемые слова.(Как проверить, изменяется слово или нет?)
Самооценка результатов работы группы по «волшебной линеечке» на листах с ответами.
(Предварительно обсуждаются критерии оценки группы)
Обсуждение результатов работы. Листы с записанными словами вывешиваются на доску.
- Чем руководствовались при выборе слов.
- Какие слова, по-вашему, нельзя изменить.
-Что заметили? (слова совпадают со словами 1-го ряда)
Слайд №4
- На какие вопросы отвечают слова?
где? куда? когда? как?
- Кто знает, как называется эта часть речи? Наречие
- Какова его особенность? Не изменяется
- На какие ещё вопросы могут отвечать наречия?
- Прочитайте правило с. 36 про себя.
- Назовите вопросы, которые мы не называли? Откуда? Почему? Зачем?
Слайд №5
-Так к какой же части речи относятся выписанные ранее слова холодно, морозно?
Слайд №6
Обобщим всё сказанное.
- Кто сможет рассказать о наречии? (какова особенность этой части речи, вопросы, на которые она отвечает)
Слайд №7
Релаксация (пальминг)
Слайд №8 (щебетание скворца)
-Какие ощущения были во время отдыха? Как себя чувствовали?
(легко, приятно, хорошо) что заметили?(эти слова - наречия)
IV. Первичное закрепление
Задача: формировать умения выделять наречия в речи, показать роль наречий в предложении; развивать произвольное внимание, умение взаимоконтроля.
Упражнение в нахождении наречий в речи.
Стихотворение кузбасской поэтессы Юлии Жилиной «Скворечник».
-Выписать из стихотворения наречия, поставив к ним вопросы.
Слайд №9
Запись с комментированием. Докажи. (аналогичное д/з упр.2)
Определение роли наречия в речи.
-Какую роль играют наречия в речи?
- Проведём эксперимент: прочитаем отрывок этого текста без наречий.
Слайд № 10
- Каким стало стихотворение? (менее выразительным, менее точным)
Наречия делают нашу речь более точной, выразительной, яркой.
Слайд № 11(первый эффект)
Определение роли наречия в предложении.
- Как думаете, каким членом предложения будет наречие? Почему?
Обстоятельство
Слайд № 11(второй эффект)
Упр.3 с.38 (3-4 предложения)
Работа в парах.
Списать предложения, найти наречия, подчеркнуть как член предложения.
Взаимопроверка (у кого правильно наречие найдено и подчёркнуто, ставят «+», у кого ошибка - «-»).
нар. нар.
Давно увяла трава, и облетели деревья. Скоро наступит зима.
- Кто получил «+»?
- Какие орфограммы встретились в предложениях?
Обобщение знаний о наречии.
- Кто расскажет всё что узнали о наречии?
Слайд №12
V. Контроль.
Задача: проверить уровень сформированности, представлений о наречии как части речи и члене предложения.
У каждого ученика индивидуальная карточка. Найти и подчеркнуть наречия.
-Чем будете руководствоваться?
пришёл поздно
идти впереди
лежит на тарелке
появился вдруг
стоит за углом
Отметки по итогам проверки.
VI. Итог.
Задача: закрепить и уточнить знания обучающихся, формировать рефлексивные умения учащихся.
- Что нового было сегодня на уроке? Кто сможет рассказать о наречии?
- Оцените урок: выберите из двух букв Л и Т одну, когда было легко, когда трудно?(дети на полях в тетрадях пишут ) Почему?
-Всё ли получалось сразу?
VII. Домашнее задание
Дополнительное д/з
-Кто хочет, может взять дополнительное д/з.
Подобрать синонимы Заменить фразеологизмы наречиями
к наречиям Идти черепашьим шагом.
мелко Кот наплакал.
внезапно Как по маслу.
тихо Встать чуть свет.
близко Рукой подать.
верно Яблоку негде упасть.
нежно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века»
технологическая карта урока русского языка проведённого во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века" Тема урока. правописание слов с сочетаниями жи-ши....
презентация к уроку русского языка. 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с
Данная презентация поможет учителям подготовиться к уроку русского языка в 3 классе по теме "Праописание приставок на з- и с-...
Урок русского языка 2 класс.УМК «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка . 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. Устаревшие слова....
Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.
После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...
Конспект и презентация урока русского языка 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: "Антонимы"
Урок-исследование по теме :"Антонимы" 2 класс,УМК "Начальная школа 21 века" с презентацией...
Слово и предложение. (Урок русского языка 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).
Тема урока: Слово и предложение.Урок русского языка 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация к уроку для интерактивной доски Smart, выполнена...