конспект урока русского языка 3кл. «Правописание суффиксов –ик, -ек»
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Правописание суффиксов –ик, -ек» 09.01.23 3 класс
Цель: создать условия для усвоения правописания суффиксов имён существительных –ик, -ек.
Планируемые результаты:
Предметные: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
Личностные результаты: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Метапредметные:
Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по намеченному плану; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; участвовать в паре и в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывают своё собственное, аргументировать его;
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
Ход урока.
- Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал
На урок нас всех позвал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
2. Каллиграфическая минутка.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
-По образцу напишите сочетания букв ик, ек
-Дайте характеристику согласному звуку.
На строчку посмотрите,
Что заметили, скажите.
- Написали суффиксы.
-Кто догадался. О чем мы будем сегодня говорить на уроке?
- О суффиксах.
3.Актуализация знаний.
-Вспомните, что такое суффикс?
-Я предлагаю вспомнить, что вы знаете о правописании суффиксов и поработать в группах.
Задание группам.
-На столах у вас карточки. Вам нужно вставить пропущенные буквы. Определить в какой части слова орфограмма, объяснить ее написание.
1 группа
Учит . ль, строит . ль, спасат . ль, двигат . ль.
2 группа
Храбр. сть, мудр .сть, рад . сть, хитр . сть.
3 группа
Врем . на, сем . на, плем . на, им . на.
4 группа
Мыш . нок, галч . нок, бельч . нок, медвеж . нок.
ПРОВЕРКА
-О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?
4. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
- Запишите слова и вставьте пропущенные буквы.
Сн..жок, к..рмушка, зв..рек, ключ..к.
- Объясните правописание орфограмм.
-Какое слово вызвало затруднение? Почему?
- Кто правильно записал последнее слово, каким правилом вы воспользовались?
-Давайте выясним, в какой части слова находятся орфограммы.
Для этого разберем слова по составу.
- -Безударную гласную в корне мы умеем проверять?(Расскажите правило).
-Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
-В суффиксе мы можем проверить написание гласной?
-Знаем ли мы эту орфограмму?
- Всегда ли в суффиксе пишется буква и?
У нас возникла проблема в написании суффикса! Почему так бывает: в одном слове пишется суффикс -ик, а в другом –ек? Когда же писать –ик, а когда –ек?
-Так что же мы сегодня должны узнать на уроке? Сформулируйте тему
урока.. (Правописание суффиксов -ек -ик.).
5. Физминутка.
6. Работа по теме урока.
- Знаем ли мы как пишутся суффиксы -ек -ик ? Как мы можем узнать об этом?
Правило лучше запоминается, когда его выводишь сам, понимаешь его и применяешь на письме.
-Итак, ребята, давайте выведем правило о том, как правильно писать суффиксы -ек, -ик. Ведь они произносятся без ударения одинаково, а пишутся по-разному.
-Чтобы вы смогли сами открыть правило. Я предлагаю вам работать по плану.
На доску вывешивается план:
- Провести анализ предложенных групп слов. Выяснить общее в каждой группе.
- Сравнить между собой группы слов.
- Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока.
- Создать эталон о правописании суффиксов –ик, -ек.
- Прочтите каждый шаг плана и поясните, что вы на каждом шаге будете делать.
- - Прочитайте слова на доске и определите, какой частью речи они являются.
Кузнечик, орешек, птенчики, горошек, кузнечики, орешки, птенчик горошки.
- На какие две группы можно разделить слова?
- Разделите слова в два столбика
- В каждой паре слов выделите суффикс.
- Внимательно посмотрите на каждую пару слов. На какие еще группы можно их разделить?
Расположите слова в 2 группы.
Назовите слова 1 группы.
Назовите слова 2группы.
- Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса?
- Действительно, посмотрите на группу слов с гласной –и.
Гласная -и есть в суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в суффиксе слов во мн. числе.
А в словах 2 группы что происходит?
-Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик?.
- Читаем правило в учебнике на с. 150.
Знакомство с алгоритмом.
- Измени по числам слово.
- Определи, «Убегает» ли гласная.
- Если да – пиши –ек. Если нет –ик.
7. Закрепление изученного материала.
1) Работа по учебнику
- Найдите упр. 101 на стр. 150. Прочитайте.
(Задание выполняется по алгоритму)
2). Игра- соревнования.
- Найдите ошибки и исправьте, распределите слова по столбикам: в один запишите слова, где пишется суффикс –ик; в другой запишите слова, где пишется суффикс –ек.
На доске: мальчики, столек, мячек, песочик, барашик, платочик, цветочик, билетик, зубик, кармашик, орешик, хвостек, кузнечек, слоник, арбузик, гвоздек, кирпичек, шарик, листик, замочик, ключек, гномик, ножик.
8. Итог урока.
Какую цель мы поставили перед собой на уроке?
-Смогли мы еѐ достичь?
-Для чего учимся писать суффиксы –ек- и –ик-?
-Кто встретил трудности? В чем? Почему?
9.
Домашнее задание: с. 151, упр. № 104, правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка тема : ,,Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу.Закрепление.\'\'2 класс УМК ,,Школа России\'\'
Урок проведён с применением средств ИКТ,на протяжении всего урока используется презентация.. Дети в увлекательной прогулке по зимнему лесу знакомятся с лесными обитателями и закрепляют правила пра...
Конспект урока русского языка «Повторение правописания. Его Величество — Русский язык», 2 класс
Тема урока: «Повторение правописания. Его Величество — Русский язык»...
Конспект урока русского языка Тема: Правописание частицы НЕ с глаголом.
Цель деятельности учителя: ввести понятие “частица НЕ” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся....
Конспект урока русского языка на тему: "Суффикс (общее понятие)"
Познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове....
Конспект урока русского языка по теме "Суффикс. Введение нового понятия". 2 класс
Урок русского языка "Суффикс. Введение нового понятия" для учащихся 2 класса. УМК "Перспектива"...
Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени" (УМК "Школа России", 4 класс)
Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени» Цели деятельности учителя:формирование умений определять безударный суффи...
Технологическая карта урока русского языка "Вспоминаем правописание суффиксов" (УМК ""Начальная школа 21 века", 3 класс)
ЦЕЛЬ: обобщение знаний у обучающихся о правописании суффиксов -онок-/-ёнок-, -ик-/-ек-, -ость-. ЗАДАЧИ:Дидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о правописании суффиксов -он...
- Мне нравится (1)