конспект урока русского языка 3кл. «Правописание суффиксов –ик, -ек»
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Шпотаковская Елена Ивановна

Содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Правописание суффиксов –ик, -ек»   09.01.23       3 класс

Цель: создать условия для усвоения правописания суффиксов имён существительных –ик, -ек.

Планируемые результаты:

Предметные: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Личностные результаты: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Метапредметные:

Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по намеченному плану; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; участвовать в паре и в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывают своё собственное, аргументировать его;

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;

по уровню познавательной активности: частично - поисковый;

                               Ход урока.

  1. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал

На урок нас всех позвал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

2. Каллиграфическая минутка.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-По образцу напишите сочетания букв ик, ек

-Дайте характеристику согласному звуку.

На строчку посмотрите,

Что заметили, скажите.

- Написали суффиксы.

-Кто догадался. О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- О суффиксах.

3.Актуализация знаний.

-Вспомните, что такое суффикс?

-Я предлагаю вспомнить, что вы знаете о правописании суффиксов и поработать в группах.

Задание группам.

-На столах у вас карточки. Вам нужно вставить пропущенные буквы. Определить в какой части слова орфограмма, объяснить ее написание.

1 группа

Учит . ль, строит . ль, спасат . ль, двигат . ль.

2 группа

Храбр. сть, мудр .сть, рад . сть, хитр . сть.

3 группа

Врем . на, сем . на, плем . на, им . на.

4 группа

Мыш . нок, галч . нок, бельч . нок, медвеж . нок.

ПРОВЕРКА

-О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?

4. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

- Запишите слова и вставьте пропущенные буквы.

Сн..жок, к..рмушка, зв..рек, ключ..к.

- Объясните правописание орфограмм.

-Какое слово вызвало затруднение? Почему?

- Кто правильно записал последнее слово, каким правилом вы воспользовались?

-Давайте выясним, в какой части слова находятся орфограммы.

 Для этого разберем слова по составу.

- -Безударную гласную в корне мы умеем проверять?(Расскажите правило).

-Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

-В  суффиксе мы можем проверить написание гласной?

-Знаем ли мы эту орфограмму?

- Всегда ли в суффиксе пишется буква и?

У нас возникла проблема в написании суффикса! Почему так бывает: в одном слове пишется суффикс -ик, а в другом –ек? Когда же писать –ик, а когда –ек?

-Так что же мы сегодня должны узнать на уроке? Сформулируйте тему

урока.. (Правописание суффиксов -ек -ик.).

5. Физминутка.  

6. Работа по теме урока.

- Знаем ли мы как пишутся суффиксы -ек   -ик ? Как мы можем узнать об этом?

Правило лучше запоминается, когда его выводишь сам, понимаешь его и применяешь на письме.

-Итак, ребята, давайте выведем правило о том, как правильно писать суффиксы -ек, -ик. Ведь они произносятся без ударения одинаково, а пишутся по-разному.

-Чтобы вы смогли сами открыть правило. Я предлагаю вам работать по плану.

На доску вывешивается план:

  1. Провести анализ предложенных групп слов. Выяснить общее в каждой группе.
  2. Сравнить между собой группы слов.
  3. Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока.
  4. Создать эталон о правописании суффиксов –ик, -ек.

- Прочтите каждый шаг плана и поясните, что вы на каждом шаге будете делать.

- - Прочитайте слова на доске и определите, какой частью речи они являются.

   

Кузнечик, орешек,  птенчики, горошек, кузнечики, орешки, птенчик                                   горошки.

- На какие две группы можно разделить слова?

- Разделите слова в два столбика

- В каждой паре слов выделите суффикс.

- Внимательно посмотрите на каждую пару слов. На какие еще группы можно  их разделить?

Расположите слова в 2 группы.

Назовите слова 1 группы.

Назовите слова 2группы.

- Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса?

- Действительно, посмотрите на группу слов с гласной –и.

Гласная -и есть в  суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в суффиксе слов во мн. числе.

А в словах 2 группы что происходит?

-Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах  -ек, -ик?.

- Читаем правило в учебнике   на с. 150.

Знакомство с алгоритмом.

  1. Измени по числам слово.
  2. Определи, «Убегает» ли гласная.
  3. Если да – пиши –ек. Если нет –ик.

7. Закрепление изученного материала.

1) Работа по учебнику

- Найдите упр. 101 на стр. 150. Прочитайте.

 (Задание выполняется по алгоритму)

2). Игра- соревнования.

- Найдите ошибки и исправьте, распределите слова по столбикам: в один запишите слова, где пишется суффикс –ик; в другой запишите слова, где пишется суффикс –ек.

На доске: мальчики, столек, мячек, песочик,  барашик,  платочик,  цветочик, билетик,  зубик, кармашик,  орешик,  хвостек,  кузнечек,  слоник,  арбузик, гвоздек, кирпичек,  шарик,  листик, замочик,  ключек,  гномик, ножик.

8. Итог урока.

Какую цель мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли мы еѐ достичь?

-Для чего учимся писать суффиксы –ек- и –ик-?

-Кто встретил трудности? В чем? Почему?

9.

Домашнее задание: с. 151, упр. № 104, правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка тема : ,,Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу.Закрепление.\'\'2 класс УМК ,,Школа России\'\'

Урок проведён с применением средств ИКТ,на протяжении всего урока используется презентация.. Дети в увлекательной прогулке по зимнему лесу знакомятся с лесными обитателями и закрепляют правила пра...

Конспект урока русского языка «Повторение правописания. Его Величество — Русский язык», 2 класс

Тема урока: «Повторение правописания. Его Величество — Русский язык»...

Конспект урока русского языка Тема: Правописание частицы НЕ с глаголом.

Цель деятельности учителя: ввести понятие “частица  НЕ” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся....

Конспект урока русского языка на тему: "Суффикс (общее понятие)"

Познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове....

Конспект урока русского языка по теме "Суффикс. Введение нового понятия". 2 класс

Урок русского языка  "Суффикс. Введение нового понятия" для учащихся 2 класса. УМК "Перспектива"...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени» Цели деятельности учителя:формирование умений определять безударный суффи...

Технологическая карта урока русского языка "Вспоминаем правописание суффиксов" (УМК ""Начальная школа 21 века", 3 класс)

ЦЕЛЬ: обобщение знаний у обучающихся о правописании суффиксов -онок-/-ёнок-, -ик-/-ек-, -ость-.  ЗАДАЧИ:Дидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о правописании суффиксов -он...