Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку на тему
Конспект урока русского языка "Мягкий знак на конце имен существительных третьего склонения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных третьего склонения»
Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Задачи:
- Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
- Формировать умения различать существительные 2-го и 3-го склонения;
- Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
- Воспитывать самостоятельность, творческую активность.
Тип урока: урок новых знаний.
Ход урока
1. Оргмомент
Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе у нас светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Это начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит, можно всем садиться!
Постарайтесь все понять,
Красиво, правильно писать.
Здравствуйте ребята!
Сегодня на уроке на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.
Мы продолжаем путешествие по стране "Имени существительного"
Наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет частицу мудрости»- Как вы понимаете её?
2. Актуализация знаний учащихся.
1. Словарно – орфографическая работа.
Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.
Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
На доске записаны слова: в...р...б...и, т…трад…, п…л…то, к…н…ки, езд...ть, к…рабл…, к…ртоф…л….
-Прочитайте данные слова. Что вы можете сказать о данных словах? (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. В данных словах пишется мягкий знак. Слова различных частей речи: существительные и глагол.)
-Назовите глагол. (Ездить)
-Назовите имена существительные. (Воробьи, тетрадь, пальто, коньки, корабль, картофель)
-Что вы можете сказать о существительном, как части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет.)
-Что ещё знаете о существительном? ( Имена существительные изменяются по числам и имеют род)
-Какие различия в нахождении мягкого знака и его роли вы заметили? (В словах тетрадь, ездить, корабль, картофель- мягкий знак показывает мягкость согласного звука на конце слова; в словах – пальто, коньки –мягкость согласного звука в середине слова; в слове воробьи – записывается разделительный мягкий знак.)
-Запишите слова в три столбика. Допишите в каждый столбик самостоятельно по одному слову.
-Проверим правильность выполнения работы.
3. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»
Прочитайте слова на доске: Нож, рожь, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ
-Что вы можете сказать об этих словах? (Все слова имена существительные)
-Что общего в звучании данных слов? (На конце слова слышится согласный шипящий звук)
-Почему в написании слов рожь есть Ь, а в записи слов нож Ь нет? (аналогично: глушь – камыш, ночь – врач, вещь – плащ) (?)
- Так в чем же проблема? (Почему в словах последний звук шипящий, но в словах: рожь, глушь, ночь, вещь в конце написали мягкий знак, а в словах нож, камыш, врач, плащ его нет?)
- Сформулируйте тему урока. (Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих)
- Сформулируйте учебную задачу. (Учусь писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих)
Чистописание
ж ш ч щ ь
- А где можно узнать необходимую информацию? (В учебнике)
- Конечно, учебник поможет ответить вам на этот вопрос, но мне, кажется, мы сможем ответить на этот вопрос самостоятельно.
- Давайте, выполним устный морфологический разбор данных слов. Найдем общие морфологические признаки и различные. (памятка)
( рожь и нож)
-Делаем сравнение, находим сходство (сущ., нач. ф., ед. ч)
- В чём различие? (Разный род имён существительных, склонение)
- Ваши предположения? (Написание Ь может зависеть от рода).
-Запишите в первый столбик имена существительные женского рода, а во второй столбик имена существительные мужского рода. (Дети записывают: ж.р. м.р.
рожь нож
глушь камыш
ночь врач
вещь плащ
-Что вы заметили в записи имён существительных? (У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода Ь нет.)
5. Физминутка.
Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.
6. Первичное закрепление. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи.
Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи.
- Прочитайте правило в учебнике (с.105) Верны ли наши предположения? (Дети после прочтения, приходят к выводу, что предполагали правильно).
- Какую же ещё работу выполняет Ь знак в русском языке? (Мягкий знак в именах существительных после шипящих на конце показывает, что это имена существительные женского рода).
- Составим памятку написания Ь в существительных с шипящим на конце. (Работа в группах)
1. Определить часть речи.
2. Есть ли шипящий звук на конце слова?
3. Определить род.
4. Слово стоит в начальной форме?
5. Женский род – Ь пишу, мужской род – Ь не пишу.
- Шипящий на конце слова
- Часть речи
- Сущ. ж.р. – ь
м.р. - ь
Физминутка
1. Словарно – логические упражнения:
-Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните Ь.
- Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
- Футбольное соревнование (Матч)
- Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
- Без него не откроешь замок (Ключ)
- Его надевают в дождь (Плащ)
- Маленький ребёнок (Малыш)
- Добыча охотника. (Дичь)
- Середина ночи. (Полночь)
- Все предметы для запряжки лошадей. (Упряжь)
- Тихая безветренная погода. (Тишь)
- Мелкие деньги. (Мелочь)
Туш-тушь? (карточка №1, №2)
2. -Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске):
по, малыш(?), берегу, бегал, реки.
холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.
на, веселилась, площадке, молодёж(?).
Карточки для с.р.
№3
Проверка
7.Итог урока. Рефлексия.
Формирование умений соотносить цель и результат.
Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.
-Мы с вами хорошо потрудились.
– Понравился ли вам урок?
– Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие задания вы выполняли с удовольствием?
– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
Продолжите мои предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
Молодцы! Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....