Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку на тему

Конспект урока русского языка "Мягкий знак на конце имен существительных третьего склонения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных третьего склонения»

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

  1. Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
  2. Формировать умения  различать существительные 2-го и 3-го склонения;
  3. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;  
  4. Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Тип урока: урок новых знаний.

Ход урока

1. Оргмомент

  Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.

– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе у нас светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Это начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит, можно всем садиться!
Постарайтесь все понять,
Красиво, правильно писать.

Здравствуйте  ребята!

Сегодня на уроке на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.

Мы продолжаем путешествие по стране "Имени существительного"

Наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет частицу мудрости»- Как вы понимаете её?

2. Актуализация знаний учащихся.

1. Словарно – орфографическая работа.

Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.

Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

На доске записаны слова: в...р...б...и, т…трад…, п…л…то, к…н…ки, езд...ть, к…рабл…, к…ртоф…л….

-Прочитайте данные слова. Что вы можете сказать о данных словах? (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. В данных словах пишется мягкий знак. Слова различных частей речи: существительные и глагол.)

-Назовите глагол. (Ездить)

-Назовите имена существительные. (Воробьи, тетрадь, пальто, коньки, корабль, картофель)

-Что вы можете сказать о существительном, как части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет.)

-Что ещё знаете о существительном? ( Имена существительные изменяются по числам и имеют род)

-Какие различия в нахождении мягкого знака и его роли вы заметили? (В словах тетрадь, ездить, корабль, картофель- мягкий знак показывает мягкость согласного звука на конце слова; в словах – пальто, коньки –мягкость согласного звука в середине слова;  в слове воробьи – записывается разделительный мягкий знак.)

-Запишите слова в три столбика. Допишите в каждый столбик самостоятельно по одному  слову.

-Проверим правильность выполнения работы.

3. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

Создание условия  для выявления «Чего мы ещё не знаем?»

Прочитайте слова на доске: Нож, рожь, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ

-Что вы можете сказать об этих словах? (Все слова имена существительные)

-Что общего в звучании данных слов? (На конце слова слышится согласный шипящий звук)

-Почему в написании слов рожь есть Ь, а в записи  слов нож Ь нет? (аналогично: глушь – камыш, ночь – врач, вещь – плащ) (?)

- Так в чем же проблема? (Почему в словах последний звук шипящий, но в словах: рожь, глушь, ночь, вещь в конце написали мягкий знак, а в словах нож, камыш, врач, плащ  его нет?)

- Сформулируйте тему урока. (Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих)

- Сформулируйте  учебную задачу. (Учусь писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце  после шипящих)

Чистописание

ж ш ч щ ь

- А где можно узнать необходимую информацию? (В учебнике)

- Конечно, учебник поможет ответить вам на этот вопрос, но мне, кажется, мы сможем ответить  на этот вопрос самостоятельно.

- Давайте, выполним устный морфологический разбор данных слов. Найдем общие морфологические признаки и различные. (памятка)

( рожь и нож)

-Делаем сравнение, находим сходство (сущ., нач. ф., ед. ч)

- В чём различие? (Разный род имён существительных, склонение)

- Ваши предположения? (Написание Ь может зависеть от рода).

-Запишите в первый столбик имена существительные  женского рода, а во второй столбик имена существительные мужского рода. (Дети записывают: ж.р.                            м.р.

                                          рожь                          нож                        

                                          глушь                         камыш

                                         ночь                            врач

                                         вещь                           плащ

-Что вы заметили в записи имён существительных? (У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода Ь нет.)

5. Физминутка.

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

6. Первичное закрепление. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи.

Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи.

- Прочитайте правило в учебнике (с.105) Верны ли наши предположения? (Дети после прочтения, приходят к выводу, что предполагали правильно).

- Какую же ещё работу выполняет Ь знак в русском языке? (Мягкий знак в именах существительных  после шипящих на конце показывает, что это имена существительные женского рода).

- Составим памятку написания Ь в существительных с шипящим на конце. (Работа в группах)

1. Определить часть речи.

2. Есть ли шипящий звук на конце слова?

3. Определить род.

4. Слово стоит в начальной форме?

5. Женский род – Ь пишу, мужской род – Ь не пишу.

  1. Шипящий на конце слова
  2. Часть речи
  3. Сущ. ж.р. – ь

         м.р. - ь

Физминутка

1. Словарно – логические упражнения:

-Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните Ь.

  1. Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
  2. Футбольное соревнование (Матч)
  3. Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
  4. Без него не откроешь замок (Ключ)
  5. Его надевают в дождь  (Плащ)
  6. Маленький ребёнок  (Малыш)
  7. Добыча охотника. (Дичь)
  8. Середина ночи. (Полночь)
  9. Все предметы для запряжки лошадей. (Упряжь)
  10. Тихая безветренная погода. (Тишь)              
  11. Мелкие деньги. (Мелочь)

Туш-тушь? (карточка №1, №2)

2. -Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске):

по, малыш(?), берегу, бегал, реки.

холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.

на, веселилась, площадке, молодёж(?).

Карточки для с.р.

№3

Проверка

7.Итог урока. Рефлексия.

Формирование умений соотносить цель и результат.

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

-Мы с вами хорошо потрудились.

– Понравился ли вам урок?

– Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какие задания вы выполняли с удовольствием?

– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

Продолжите мои предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-На следующем уроке мы…

Молодцы! Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....