Открытый урок по русскому языку "Типы текстов" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Открытый урок на Первом открытом семинаре "Семья и школа как партнеры в формировании социально ориентированной личности в процессе поликультурного образования" в МАОУ СОШ №30
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkiy_yazyk_polikulturnoe_vospitanie.docx | 649.6 КБ |
pechat_na_otkrytyy_urok.docx | 15.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Тема урока: Типы текстов (описание, повествование, рассуждение)
Класс: 3
Учитель: Сытенькая Вероника Александровна
Цели урока:
Обучающие: обобщить знания о тексте, видах текста, научить распознавать и составлять текст. Организовать наблюдение над особенностями текстов разных типов, их структурой.
Развивающие:
Развивать память, внимание, умения и навыки работы с текстом, творческие способности.
Воспитательные:
1. формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
2. воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения;
Задачи:
Предметные: способствовать формированию знаний о тексте, его типах.
Метапредметные:
Познавательные: формировать умение определять тип текста; составлять план своей деятельности; выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания.
Коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач; формулировать собственную позицию и мнение.
Регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия.
Личностные: учить пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат; совместной деятельности; учить адекватно оценивать свою деятельность.
Тип урока: закрепление и обобщение знаний.
Оборудование: мультимедийная презентация, наглядное пособие.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Ход урока
I Организационный момент: (Слад 3)
Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
II. Актуализация знаний.
Пословицы записаны на доске: (Слайд 4)
Сколько языков знаешь, столько в тебе и людей. (Азербайджанская)
Язык губит человека, и язык спасает его (Армянская)
Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. (Русская)
- О чем эти пословицы? ( о языке)
- Как по другому можно назвать язык? (Речь)
- Из чего состоит наша речь? (Слайд 5) (Звуки, слова, предложения, текст)
- Как вы думаете, почему текст выделен красным шрифтом? ( Сегодня на уроке мы будем говорить о текстах)
- Что мы уже знаем о тексте? Поставьте перед собой цель? (Обобщить и закрепить знания о текстах).
- Что такое текст? (Это упорядоченный набор предложений, связанных по смыслу)
- Какие типы текста вам известны (Повествование, описание, рассуждение) (Слайд 6)
- На какие вопросы отвечает текст – повествование? (Что? Где? Как? Когда произошло?)
- На какие вопросы отвечает текст – описание? ( Какой? Какая? Какое? Какие?)
- Текст – рассуждение? (почему?)
- Молодцы, вы хорошо знаете типы текста.
- Ребята, а как появляется текст? ( Его сочиняют авторы)
- Я вам предлагаю, побыть сегодня в роли авторов.
- Чему мы должны научиться, для того чтобы стать авторами? Поставьте перед собой цель. ( Мы будем учиться составлять тексты)
- III Введение в тему урока: (Слайд 7)
- Вернемся к нашим пословицам, как вы уже сказали они о языке. Обратите внимание откуда родом эти пословицы. Какие языки вы знаете? Почему русские разговаривают на русском, американцы на английском, армяне на армянском? (язык зависит от страны в которой родился и живет человек)
- В нашем классе учатся ребята, которые родом из других стран. Попросим их представиться на родном языке. ( Выступление Айрапетян Армана (Слайды 8,9), Шороходжаева Абубакира (Слайды 10,11.)
- Можно ли их выступления назвать текстом? К какому типу текста они относятся? (Да, к повествованию)
- Легко ли вам было понять, о чем говорят ребята?
- И так, мы уже выяснили, что все говорят на разных языках, а вот почему это произошло? Послушайте легенду, почему разделились языки. (Слайд 12)
Это было так давно, что никто уже не помнит, когда это было. Рассказывают, однако, будто в те времена все люди говорили на одном языке и все друг друга понимали. И захотелось людям оставить память о себе на веки веков.
- Давайте соберёмся все вместе и выстроим высокую башню! – сказал один. Все обрадовались и закричали:
- Мы выстроим башню до самого неба!
Выбрали высокую гору – и закипела работа! Одни месят глину, другие лепят из неё кирпичи, третьи кирпичи эти обжигают в печах, четвёртые возят их на гору. А наверху уже люди стоят, принимают кирпичи и складывают из них башню….
И вот башня почти готова. Но Богу не понравилась их затея – не хотел он, чтобы люди добрались до самого неба.
« Это оттого они умудрились свою башню выстроить – подумал он, - что у них один язык и всякий человек понимает другого. Вот они и договорились! »
И наслал Бог на землю великую бурю. Пока буря бушевала, ветер унёс все слова, которые люди привыкли друг другу говорить. Вскоре буря утихла и люди снова принялись за работу. Они ещё не знали, какая беда их постигла.
И во всём городе Вавилоне люди перестали понимать друг друга…
Все побросали работу, ходят как в воду опущенные и ищут: кто бы мог их понять! И стали люди собираться кучками: кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старается держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов ( и множество национальных языков ).
- Назовите основную мысль этой легенды? (как произошло разделение языков)
- Как объясняется в легенде происхождение языков?
- К какому типу текста его можно отнести? Почему?
- Какой язык нас объединяет? (русский)
- давайте послушаем стихи о русском языке.
Шороходжаев Ахмед:
Я – киргиз. Древних гор старожил.
Здесь я вырос и песни сложил
Здесь я крылья души распростёр,
Как зарю над просторами гор…
Знай же, Лондон, Париж, Вашингтон,
Я в Калининград, я в Россию влюблён!
Слушай, мир: я люблю тот язык,
Что по – русски могуч и велик .
Рустамова Робияхон:
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нём впервые я сказала «мама» ,
На нём клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём…
Но, как родной,
Люблю я русский.
Он нужен мне, как небо, каждый миг…
На нём живые, трепетные чувства
Открылись мне,
И мир открылся в них…
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык – я онемею,
Утратив русский – стану я глухой.
- Можно ли стихотворение назвать текстом? (Да, оно состоит из нескольких предложений связанных по смыслу)
- Что объединяет эти стихотворения? ( У них общая тема – любовь к русскому языку.)
- Как называют человека, который приехал из другой страны? (Иностранец)
- Откроем тетрадочки, запишем число, классная работа.
Словарная работа: иностранец. Где мы можем узнать точное значение этого слова? (Из толкового словаря). Работа со статьями из разных толковых словарей.
- Придумайте предложение с новым словом. Подчеркните главные члены предложения и укажите части речи.
Физкультминутка: ( Слайд 14 - 18) Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах:
- легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
- легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
- легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
- в Тибете показывают языки;
- простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия).
Теперь Вы стали чуточку ближе друг другу, почувствовали энергию другого человека, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни».
IV Основной этап урока:
Появление бумажной куклы «Иностранки». (звучат африканские барабаны, показываю темнокожую бумажную куклу).
Познакомьтесь, это не просто бумажная кукла Лулу, которую пригласили на урок. Она не похожа на другие игрушки. Чем? (Например, у неё другого цвета волосы, темная кожа). Как вы думаете, откуда она к нам могла приехать? (Из Африки). Сейчас я вам позволю то, чего делать никогда нельзя. Мы начнем говорить Луле обидные слова. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить что-то обидное, мы будем Луле загибать бумажные ножки, ручки...Что случилось с Лулой? (Она помялась). Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть, сказать что-то приятное). Давайте попробуем сказать что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разгибать ручки, ножки и т.д, чтобы она стала как прежде. Ребята, а сейчас посмотрите на неё, нашей кукле лучше, но почему она не такая как прежде?
Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее исправить.
- Как вы думаете, для чего мы сейчас с вами это делали? Поставьте перед собой следующую цель нашего урока. ( Научиться бережно и терпеливо относиться к людям различных культур)
- Чтобы нашей кукле стало совсем хорошо с нами, я вам предлагаю составить текст о нашей кукле Лулу.
Работа в группах: Каждая группа получает имя существительное, к которому подбирает слова для описания. (Девочка, глаза, волосы)
Затем каждая группа зачитывает свои слова, учитель записывает на доске.
Девочка – красивая, умная, добрая, веселая, дружелюбная, жизнерадостная и т.д.
Глаза – большие, тёмные, лучистые, карие, яркие, добрые.
Волосы – темные, кудрявые, короткие, пышные, густые.
Составление плана текста-описание.
- Из каких основных частей состоит текст - описание? (Вводная часть, основная часть, заключительная часть.)
Составляем план текста:
1. Знакомство с иностранкой.
2. Описание девочки.
3. Мы теперь друзья.
- Устно составьте текст-описание куклы Лулу.
- Заслушиваем несколько ответов, если нужно – корректируем.
V Итог урока: Рефлексия.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка
- Ребята, давайте вернемся к целям, которые вы поставили перед собой в течение урока. Достигли мы поставленных целей.
- Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения.
Сегодня на уроке :
- Я узнал (-а) …….
- Я научился (-ась) …
- Мне понравилось..
- Что мы узнали важного о взаимоотношениях людей?
- Мне показалось важным..
VI Домашнее задание: написать текст-описание по плану.
Предварительный просмотр:
Цели урока:
- обобщить и закрепить знания о текстах;
- научиться составлять текст;
- научиться бережно и терпеливо относиться к людям.
Части
текста:
Вводная
часть
Основная часть
Заключи-
тельная часть
Девочка
Глаза
Волосы
Иностранец
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ
Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС
Конспект урока по программе "Школа России" по теме: "Обобщение знаний о прилагательном как части речи". На уроке используется дифферинцированное обучение....
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Открытый урок по русскому языку 3 класс тема:обобщение изученного о глаголе (урок -путешествие)
Обобщение изученного о глаголе...
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".
Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс. Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...
4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.
Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....