Правописание непроизносимых согласных.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Зайнетдинова Раъно Рахматуллаевна

План-конспект урока русского языка, 3 класс

Тип урока: интегрированный урок. Закрепление.

Межпредметные связи:

- литературное чтение – фрагменты произведений А.С. Пушкина;

Продолжительность урока: 45 минут

Тема: Правописание непроизносимых  согласных в корне слова.

Цель:

1. Закрепить правило правописания непроизносимых согласных в корне; 

выработать  алгоритм  правописания   слов  с  непроизносимыми   согласными.

2. Развивать  наблюдательность,  внимание,  логическое  мышление. 

3.Прививать  интерес  к  предмету.

Оборудование: таблица, мультимедийный проектор, ноутбук, экран, этимологический   словарь, учебник.

 

Этапы урока

Содержание урока

Используемые инновационные образовательные технологии

Наглядные пособия, раздаточный материал

1. Организационный

момент.

Прозвенел для нас  звонок,

Всех  позвал  нас  на  урок.

Все  у  парты  тихо  встали,

Глазки  на  меня  подняли.

 

 

 

2.

Минутка чистописания.

 

 

ож ок об ол

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок!

Ребята, обратите внимание на слова, где есть буква о с верхним и нижним соединением. Подчеркнем эти места.

 

 

3. Актуализа-

ция знаний.

Перед вами кроссворд. Решите его. Слайд 2.

Ответы  запишем в тетрадь. На какую орфограмму эти слова?

Вспомните правило о правописании непроизносимых согласных в корне слова. Давайте подберем проверочные слова.

Солнце – солнышко, вестник – вести, тростник – тростинка.

К какому слову мы не могли подобрать проверочное слово, что бы согласный произносился отчетливо? Лестница. Это слово надо запомнить. В нашем языке есть еще слова, где нельзя проверить непроизносимый согласный.

(Вывешивается таблица).

ЗАПОМНИ:

ЛЕСТНИЦА                                         ЧУВСТВО – ЧУВСТВОВАТЬ

ПРАЗДНИК                                НО:   УЧАСТИЕ – УЧАСТВОВАТЬ

ЧУВСТВО

А теперь мы запишем эти слова в тетрадь и постараемся запомнить.

В слове лестница мы не смогли сразу обозначить корень, т.к. сложно подобрать однокоренное слово. В таких случаях обращаемся к этимологическому словарю.

 

Работа  в  парах.

 

4.

Работа с этимологическим словарем.

- Слово лестница произошло от древнерусского лествица, от слова лества (лесть) – то, с помощью чего лезут;

- Слово праздник в древнерусском языке звучало праздь (свободный от работы день), отсюда и буква д.

- Как появилась буква в в слове чувство, вы узнаете дома сами, используя этимологический словарь.

 

 

 

5. Физминутка

“Ветер весело шумит (махи руками над головой вправо-влево)
Судно весело бежит (руки вытянуты вперёд лодочкой, слегка покачиваясь)
Мимо острова Буяна (показывают рукой вправо)
В царство славного Салтана (разводят руки перед грудью, кланяясь)
И желанная страна (разводят руки над головой в разные стороны)
Вот уж издали видна (руки сложены в “подзорную трубу”).

 

 

 

6. Закрепление изученного материала.

1. С какого произведения эти строки, которые помогли нам отдохнуть? И кто автор? (ответы детей)

И сегодня мне хотелось бы посмотреть, как вы помните эту сказку.

Слайд 7.

 

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С печальной думой на лице.

Добрый день, князь ты мой прекрасный,

Что ж ты тих, как день пасмурный?

Опечалился чему?

 

Замените подчёркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда мы получим тот текст, который был у А.С. Пушкина. Слайд 7. Слайд 8.

 

Запись на доске и в тетрадях:

С печальной – с грустной;

Добрый день – здравствуй;

Пасмурный – ненастный.

 

Проверяем текст. Слайд 9.

 

Выделите корень, подчеркните непроизносимые согласные, назовите проверочные слова.

2. Сейчас мы с вами работали над стихотворным текстом, теперь поработаем с непроизносимыми согласными в прозе.

С данных предложений составьте текст и вставьте пропущенные буквы. Слайд 10.

Проверяем текст. Слайд 11.

Выпишем слова с непроизносимой согласной, которые не встречались на уроке.

Гигантских – гиганты, яростный – ярость.

Выделите корень, подчеркните непроизносимые согласные, назовите проверочные слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по группам.

 

 

Карточки с  текстом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки  с предложениями.

7. Гимнастика  для глаз.

 

 

 

8.

Работа по учебнику.

 

А теперь еще раз повторим правила.

Открываем учебники на стр. 118. (Читает ученик)

Упр. 229, стр. 120. выполняем самостоятельно. Проверка по цепочке.

(упр. 228, стр.119)

 

 

9.

Итог

урока.

- Чем занимались  на  уроке?

- Что  узнали  нового?

Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Домашним заданием вам будет повторить орфограмму на стр. 118.

 

 

 

 

 

 

10. Рефлексия.

Кто уже умеет проверять непроизносимую согласную в корне слова, нужно нарисовать в конце классной работы на полях смайлик зеленым карандашом, кому необходимо ещё дома поучить, рисуют смайлик жёлтым карандашом. А кому требуется ещё раз объяснить, красным.

 

 

Карандаши  трёх  цветов.

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание непроизносимых согласных в корне слова. 3 “ Д ” класс 15.12.2016 г.

Слайд 2

1. Что обогревает землю? 2. Что это за дорога? Кто по ней идёт, тот хромает. 3. Как называется растение, растущее на болоте? 4. Как называют того, кто принёс весть? 1 2 3 4

Слайд 3

1. Что обогревает землю? 2. Что это за дорога? Кто по ней идёт, тот хромает. 3. Как называется растение, растущее на болоте? 4. Как называют того, кто принёс весть? 1 2 3 4

Слайд 4

1. Что обогревает землю? 2. Что это за дорога? Кто по ней идёт, тот хромает. 3. Как называется растение, растущее на болоте? 4. Как называют того, кто принёс весть? 1 2 3 4

Слайд 5

1. Что обогревает землю? 2. Что это за дорога? Кто по ней идёт, тот хромает. 3. Как называется растение, растущее на болоте? 4. Как называют того, кто принёс весть? 1 2 3 4

Слайд 6

1. Что обогревает землю? 2. Что это за дорога? Кто по ней идёт, тот хромает. 3. Как называется растение, растущее на болоте? 4. Как называют того, кто принёс весть? 1 2 3 4

Слайд 7

Видит: весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце С печальной думой на лице. Добрый день, князь ты мой прекрасный, Что ж ты тих, как день пасмурный? Опечалился чему?

Слайд 8

С печальной – с грустной. Добрый день – здравствуй. Пасмурный – ненастный.

Слайд 9

Видит: весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце С грустной думой на лице. Здравствуй, князь ты мой прекрасный, Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?

Слайд 10

Этот зимний день был ненас_ным. Ветер гнал много гиган_ских туч по небесному небосводу. Но к поз_нему вечеру ярос_ный ветер утих. Из-за туч выглянуло со_нце и под его ласковыми лучами заулыбалась хмурая картина зимы.

Слайд 11

Этот зимний день был ненас т ным. Ветер гнал много гиган т ских туч по небесному небосводу. Но к поз д нему вечеру ярос т ный ветер утих. Из-за туч выглянуло со л нце и под его ласковыми лучами заулыбалась хмурая картина зимы.

Слайд 12

Жизнь (счастье), чувство (радость), стройка (гигант), утро (ненастье), песня (грусть), пирожное (вкус), книга (интерес), занятие (опасно).

Слайд 13

Счастливая жизнь, радостное чувство, гигантская стройка, ненастное утро, грустная песня, вкусное пирожное, интересная книга, опасное занятие.

Слайд 14

МОЛОДЦЫ !!!



Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка, 3 класс

Тип урока: интегрированный урок. Закрепление.

Межпредметные связи:

- литературное чтение – фрагменты произведений А.С. Пушкина;

Продолжительность урока: 45 минут

Тема: Правописание непроизносимых  согласных в корне слова.

Цель:

1. Закрепить правило правописания непроизносимых согласных в корне;  

выработать  алгоритм  правописания   слов  с  непроизносимыми   согласными.

2. Развивать  наблюдательность,  внимание,  логическое  мышление.  

3.Прививать  интерес  к  предмету.

Оборудование: таблица, мультимедийный проектор, ноутбук, экран, этимологический   словарь, учебник.

Этапы урока

Содержание урока

Используемые инновационные образовательные технологии

Наглядные пособия, раздаточный материал

1. Организационный

момент.

Прозвенел для нас  звонок,

Всех  позвал  нас  на  урок.

Все  у  парты  тихо  встали,

Глазки  на  меня  подняли.

2.

Минутка чистописания.

ож ок об ол

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок!

Ребята, обратите внимание на слова, где есть буква о с верхним и нижним соединением. Подчеркнем эти места.

3. Актуализа-

ция знаний.

Перед вами кроссворд. Решите его. Слайд 2.

Ответы  запишем в тетрадь. На какую орфограмму эти слова?

Вспомните правило о правописании непроизносимых согласных в корне слова. Давайте подберем проверочные слова.

Солнце – солнышко, вестник – вести, тростник – тростинка.

К какому слову мы не могли подобрать проверочное слово, что бы согласный произносился отчетливо? Лестница. Это слово надо запомнить. В нашем языке есть еще слова, где нельзя проверить непроизносимый согласный.

(Вывешивается таблица).

ЗАПОМНИ:

ЛЕСТНИЦА                                         ЧУВСТВО – ЧУВСТВОВАТЬ

ПРАЗДНИК                                НО:   УЧАСТИЕ – УЧАСТВОВАТЬ

ЧУВСТВО

А теперь мы запишем эти слова в тетрадь и постараемся запомнить.

В слове лестница мы не смогли сразу обозначить корень, т.к. сложно подобрать однокоренное слово. В таких случаях обращаемся к этимологическому словарю.

Работа  в  парах.

4.

Работа с этимологическим словарем.

- Слово лестница произошло от древнерусского лествица, от слова лества (лесть) – то, с помощью чего лезут;

- Слово праздник в древнерусском языке звучало праздь (свободный от работы день), отсюда и буква д.

- Как появилась буква в в слове чувство, вы узнаете дома сами, используя этимологический словарь.

5. Физминутка

“Ветер весело шумит (махи руками над головой вправо-влево)
Судно весело бежит (руки вытянуты вперёд лодочкой, слегка покачиваясь)
Мимо острова Буяна (показывают рукой вправо)
В царство славного Салтана (разводят руки перед грудью, кланяясь)
И желанная страна (разводят руки над головой в разные стороны)
Вот уж издали видна (руки сложены в “подзорную трубу”).

6. Закрепление изученного материала.

1. С какого произведения эти строки, которые помогли нам отдохнуть? И кто автор? (ответы детей)

И сегодня мне хотелось бы посмотреть, как вы помните эту сказку.

Слайд 7.

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С печальной думой на лице.

Добрый день, князь ты мой прекрасный,

Что ж ты тих, как день пасмурный?

Опечалился чему?

Замените подчёркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда мы получим тот текст, который был у А.С. Пушкина. Слайд 7. Слайд 8.

Запись на доске и в тетрадях:

С печальной – с грустной;

Добрый день – здравствуй;

Пасмурный – ненастный.

Проверяем текст. Слайд 9.

Выделите корень, подчеркните непроизносимые согласные, назовите проверочные слова.

2. Сейчас мы с вами работали над стихотворным текстом, теперь поработаем с непроизносимыми согласными в прозе.

С данных предложений составьте текст и вставьте пропущенные буквы. Слайд 10.

Проверяем текст. Слайд 11.

Выпишем слова с непроизносимой согласной, которые не встречались на уроке.

Гигантских – гиганты, яростный – ярость.

Выделите корень, подчеркните непроизносимые согласные, назовите проверочные слова.

Работа по группам.

Карточки с  текстом.

Карточки  с предложениями.

7. Гимнастика  для глаз.

8.

Работа по учебнику.

А теперь еще раз повторим правила.

Открываем учебники на стр. 118. (Читает ученик)

Упр. 229, стр. 120. выполняем самостоятельно. Проверка по цепочке.

(упр. 228, стр.119)

9.

Итог

урока.

- Чем занимались  на  уроке?

- Что  узнали  нового?

Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Домашним заданием вам будет повторить орфограмму на стр. 118.

10. Рефлексия.

Кто уже умеет проверять непроизносимую согласную в корне слова, нужно нарисовать в конце классной работы на полях смайлик зеленым карандашом, кому необходимо ещё дома поучить, рисуют смайлик жёлтым карандашом. А кому требуется ещё раз объяснить, красным.

Карандаши  трёх  цветов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.3 класс

ПРЕДМЕТ:Русский язык.КЛАСС: 3АВТОР УЧЕБНИКА: Р.Н. Бунеев, Е.В. БуневаДАТА: 14.10ТЕМА УРОКА:Правописание непроизносимых согласных в корне слова.ДИДАКТИЧЕСКАЯ   ЦЕЛЬ:Формирование представления...

Интегрированный урок объяснения нового материала "Правописание непроизносимых согласных в корне слова" 3 класс

Урок  знакомит  с  правописанием  непроизносимых согласных  в  корне  слова; развивает  наблюдательность,логическое  мышление; прививает интерес  к ...

Правописание непроизносимых согласных

Правописание непроизносимых согласных...

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Материал может быть использован при изучении темы: "Правописание непроизносимых согласных в корне слова"...

Презентация к уроку Правописание непроизносимых согласных

Данная презентация предназначена к уроку по теме "Правописание непроизносимых согласных"...