Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме "Обобщение по теме "Местоимение""
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Копацкая Ольга Николаевна

Конспект урока русского языка в 4 классе с применением технологии сотрудничества.

Урок по русскому языку для 4 класса по УМК "Школа России" к учебнику Канакиной. Урок разработан в соответствии с ФГОС. К данному уроку создана презентация и приложения к уроку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Фамилия, имя учащегося _________________________________________

№ задания

Название задания

Баллы

1

Чистописание

2

Словарный диктант

3

«Домик» для местоимений

4

№ 130 с. 62

5

«Исправь ошибки»

6

Кроссворд

7

Тест

_______________________________________________________________________________

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Фамилия, имя учащегося _________________________________________

№ задания

Название задания

Баллы

1

Чистописание

2

Словарный диктант

3

«Домик» для местоимений

4

№ 130 с. 62

5

«Исправь ошибки»

6

Кроссворд

7

Тест

_______________________________________________________________________________

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Фамилия, имя учащегося _________________________________________

№ задания

Название задания

Баллы

1

Чистописание

2

Словарный диктант

3

«Домик» для местоимений

4

№ 130 с. 62

5

«Исправь ошибки»

6

Кроссворд

7

Тест

_______________________________________________________________________________

В

НА

А

НОС

Я

ОН

НО

ПОД

ТЫ

МНЕ

ВЫ

ОН

ОНА

ОНО

                                                      МЕСТОИМЕНИЯ

ЛИЦО

ЕДИНСТВЕННОЕ

ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ

ЧИСЛО

1

2

3

МЕСТОИМЕНИЯ

ЛИЦО

ЕДИНСТВЕННОЕ

ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ

ЧИСЛО

1

2

3

Кроссворд – шарада.

В клетке со знаком вопроса сами впишите недостающие буквы.

Кроссворд – шарада.

В клетке со знаком вопроса сами впишите недостающие буквы.

ТЕСТ

   Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Объяснить их смысл (устно).

Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Объяснить их смысл (устно).

   Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Объяснить их смысл (устно).

Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Объяснить их смысл (устно).

   Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Объяснить их смысл (устно).

Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Объяснить их смысл (устно).

   Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Объяснить их смысл (устно).

Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Объяснить их смысл (устно).

   Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Объяснить их смысл (устно).

Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Объяснить их смысл (устно).

   Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Объяснить их смысл (устно).

Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Объяснить их смысл (устно).

   Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Объяснить их смысл (устно).

Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Объяснить их смысл (устно).

   Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Объяснить их смысл (устно).

Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Объяснить их смысл (устно).

   Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Объяснить их смысл (устно).

Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Объяснить их смысл (устно).

   Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Объяснить их смысл (устно).

Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Объяснить их смысл (устно).

   Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Объяснить их смысл (устно).

Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Объяснить их смысл (устно).



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1» ГОРОДА ВЕЛИЖА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Открытый урок русского языка

в 4 классе «Б»

«Обобщение по теме «Местоимение»

Учитель начальных классов

Копацкая О.Н.

г. Велиж

02.03. 2018г.

Тема урока: «Обобщение по теме «Местоимение»».

Цель урока:

  1. Обобщить знания по теме «Местоимение»
  2. Развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода.
  3. Воспитывать в учащихся интерес к предмету, коммуникативные навыки.
  4. Повторить изученный материал «Местоимение».
  5. Развивать мыслительную активность, познавательный интерес, самостоятельность учащихся, пополнять их словарный запас;
  6. Применить полученные знания и умения в новой языковой ситуации (на новом языковом материале).

Задачи:

предметные :

- совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи;

- закреплять умения заменять имя существительное местоимением соответствующего рода;

- совершенствовать навык правописания  местоимений с предлогами;

- способствовать усвоению формулировки правила, формированию орфографической зоркости, умений решать орфографические задачи и осуществлять орфографический самоконтроль;

- формированию умений решать графико-каллиграфические задачи, выработке интонационных навыков учащихся, уточнению и активизации словаря учащихся;

- воспитанию активного отношения к приобретаемым умениям на уроке;

метапредметные: создать условия для самостоятельного осмысления      учащимися знаний о местоимениях;

– содействовать формированию универсальных учебных действий (УУД):

регулятивных – пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной литературе; строить сообщения в устной форме;

познавательных –  строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

коммуникативных –  формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания.

Личностные УУД – создать ситуацию рефлексии для осознания необходимости применять полученные знания в повседневной жизни;

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.

Оборудование: Учебник «Русский язык» 4 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, презентация к уроку, оценочный лист, карточки со словами, карточки с местоимениями, «домик» для местоимений, кроссворд-шарада (на листочках), тест на теме «Местоимение» (на листах), карточка с домашним заданием.

Планируемые результаты:

          предметные:

          совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи;

          закреплять умения заменять имя существительное местоимением соответствующего рода;

          совершенствовать навык правописания  местоимений с предлогами;

           метапредметные:

           принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;

           формулировать собственное мнение; выделять существенную информацию;

           строить понятные для партнера высказывания;

           личностные:

           учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

-   определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-   учиться работать по предложенному учителем плану;

-   производит самоконтроль, самооценку.

Познавательные:

-   делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

-   умение работать с текстом;

-   умение выделять существенное.

Коммуникативные:

-    слушать и понимать речь других;

-    построение речевых высказываний.

Личностные:

-    умение оценить ответы одноклассников и оценить их.

Тип урока: урок общеметодологической направленности (обобщение).

Вид контроля:  фронтальный, самоконтроль, взаимоконтроль.

Ход урока

I.    Организационный момент

Цель: осуществить  межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу урока, настроить детей на веру в себя, свои знания и умения.

Слайд 1.

1. Психологический настрой к уроку

- Сегодня у нас необычный урок,

На нём подведём мы работы итог.

Сегодня ждут нас старые друзья,

Побываем у них вместе – вы и я!        

II. Самоопределение к деятельности.

- А что это за  старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них.

(Учитель читает стихотворение)

- Применяем мы всё это

Вместо имени предмета,

Нам на всё оно укажет,

Но ничьих имён не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как не крутись,

В речи нам не обойтись!

- Ребята, вы догадались о чём идёт речь?

Дети: - Это местоимения!

- Верно, это наши друзья местоимения.

III. Актуализация знаний.

- Сегодня, мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!

Слайд 2. «Подумай и ответь»

- Теперь давайте посмотрим, что у вас лежит на парте.

-  Чтобы оценить свой успех на уроке у вас  у каждого лежит «Оценочный лист».

- Открываем тетради, запишите число и классная работа.

(Дети записывают число и классная работа в свои тетрадочки)

- Ну, а теперь местоимения открывают свои врата и приглашают к себе в гости, где приготовили для вас много заданий и сюрпризов.

IV. Работа по теме урока.

1. ЧИСТОПИСАНИЕ  

- У вас сегодня будет необычное чистописание.

- И начнём мы свой урок,

Несомненно, с этих строк.

Вы на строчки посмотрите-

Что заметили - скажите?

(На доске прикреплены карточки со словами)

- Прочитайте, что же на карточках написано?

(Дети читают, что написано на карточках)

* В, НА, А, НОС, Я, ОН, НО, ПОД, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ

- Так что же вы заметили?

Дети: - Здесь записаны разные части речи.

- Какие части речи вы здесь заметили?

Дети: - Предлоги, союзы, существительное, местоимения.

- Я предлагаю вам выписать только местоимения  к себе в тетрадь. Красиво и аккуратно!

- Следим за своей посадкой.

(Дети самостоятельно выписывают местоимения к себе в тетрадь.)

- А теперь поменяйтесь тетрадочками и проверьте своего соседа, правильно ли он справился с заданием.

Слайд 3.

Сосчитайте количество правильно выписанных местоимений, все выписаны местоимения правильно – 5 баллов (по количеству правильно записанных местоимений), поставьте в оценочном листе количество баллов заработанные соседом по парте за 1 задание. Тетрадь и оценочный лист верните соседу- Ребята, назовите мне части речи, которые вам встретились?

Дети: - Предлоги: В, НА, ПОД.

Д.- Союзы: А, НО.

Д.-  НОС, что? НОС – это существительное.

Д. – Личные местоимения: Я, ОН, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ.

- Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения, им не удалось вас обхитрить.

- А кто мне скажет, что мы с вами повторили, выполнив это задание?

Дети: - Повторили части речи.

Дети: - Смогли среди частей речи найти личные местоимения.

- Молодцы.

- Вот мы и в гостях у местоимений. А местоимения, как вы заметили народ весёлый, озорной.

- Давайте посмотрим, какое следующее задание они вам приготовили…

Слайд 4.

2.СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ.

- Вот и следующее задание подготовили для вас местоимения…

- Откройте орфографический словарик и выпишите словарные слова (по 2 слова), которые можно заменить местоимениями ОН, ОНО, ОНА?

Слайд 5.

1-й ряд: местоимение – ОН (по 2 слова – любых)

2-й ряд: местоимение – ОНО (по 2 слова – любых)

3- ряд: местоимение – ОНА (по 2 слова – любых)

- По 1 человеку из ряда  идёт к доске и записывает свои 2 слова на доске под нужной карточкой.

(Дети самостоятельно выписывают слова из словаря. По одному человеку от каждого ряда выходят к доске и выписывает свои найденные слова на неё.)

ОН                                         ОНО                                         ОНА

агроном                              богатство                                      заря

восток                                  животное                                      посуда

- Проверьте, ребята грамотное написание слов и правильность выполнения задания.

(Ученик зачитывает свои слова и объясняет, почему он их выбрал.)

Дети: - Например: агроном – он, мой, существительное относится к мужскому роду, значит, его можно заменить местоимением ОН. И так проговаривают каждое слово… Богатство – оно, моё; относится к среднему роду, значит, могу заменить его местоимением ОНО и т.д…Заря – она, моя; существительное женского рода, значит, можно заменить местоимением ОНА и т.д…

- У кого из ряда есть другие слова?

- Проверьте, ребята, сами себя и оцените. Количество полученных баллов запишите в оценочный лист.

- Сосчитайте правильное количество подобранных слов к данному местоимению, за каждое слово вы получаете 1 балл. Максимальное количество баллов за это задание – 2 баллов.

- Что мы с вами повторили, выполнив это задание?

Дети: - Можно заменять имена существительные местоимениями, подходящими по роду.

- Правильно.

3. Домики (Работа в паре)

- Посмотрите, ребята, местоимения выстроили для себя новый дом, а как заселиться в него не знают.

- Ваша задача сейчас будет поработать в паре. Надо расселить правильно по своим квартирам местоимения.

                                  МЕСТОИМЕНИЯ

                            МЕСТОИМЕНИЯ

ЛИЦО

ЕДИНСТВЕННОЕ

ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ

ЧИСЛО

1

2

3

- Что мы с вами повторили, выполняя это задание?

Дети: - Повторили, какое местоимение, к какому лицу и числу относится.

Запишите в оценочном листе 6 баллов, если вы записали всё верно (за 1 местоимение – 1 балл)

Слайд 6.

4.   Работа по учебнику

Упражнение 130 стр.62

(Упражнение выполняют под руководством учителя)

Слайд 7. (образец выполнения упражнения)

Слайд 8.

V. Физкультминутка 

- А ну-ка, всем не унывать и только весело шагать!

Кто шагает с рюкзаком?     (шаг)
Мы, туристы!                      
Кто со скукой не знаком?   (рывки руками)
Мы, туристы!
Нас вперед ведут Дороги!   (повороты)
Наш девиз: “Всегда вперед!” (приседания)
Эй, ребята, тверже шаг!          (шаг)
Что турист берет в дорогу?    (прыжки)
Песню, ложку и рюкзак!         (вдох, потягивания, исходное положение)

VI. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА

- Скажите мне, а что вы знаете о местоимениях 3-го лица?

Дети: - Изменяются по числам.

Дети: - Когда появляется рядом с местоимением 3-го лица предлог, то надо начинать писать его с согласной «Н».

- Сейчас вы поработаете редакторами. Кто такой редактор?

Дети: - Человек, занимающийся исправлением ошибок в тексте, который собираются выпустить в печать.

- Вот текст, который надо отредактировать.

Слайд 9.

«Исправь ошибки» 

- Прочитайте рассказ и запишите его без ошибок. Укажите местоимения и определите падеж.

     Вася и Петя играли во дворе. К им подошла Маша. У её не было подруг. Мальчики пригласили девочку играть с ими.

Слайд 10. Проверка

(За каждую найденную ошибку – 1 балл, максимально – 3 б.)

    Вася и Петя играли во дворе. К ним подошла Маша. У неё не было подруг. Мальчики пригласили девочку поиграть с ними.

а)- На какое правило допущены ошибки?(Правописание местоимений с предлогами)

- Что нам говорит это правило?

Слайд 11.

Местоимения, как и существительные,  могут употребляться с предлогами.  Предлог пишется от местоимений отдельно.
Зайду
к тебе. Приходи ко мне.

Когда местоимения он, она, оно, они употребляются с предлогами, то начинаются со звука н, например:
Ты был
у них?
Я пришёл
к нему и вручил ему книгу.
Глядь, опять
перед ним землянка.    Проверка:

б) определение падежей местоимений. (В исправленном тексте)

(Выполняют с комментированием с места)

- Молодцы, потрудились вы на славу!

3.  -  Но перед нами ещё одно испытание.

Слайд 12.

Кроссворд – шарада.

В клетке со знаком вопроса сами впишите недостающие буквы.

  1. Какие два местоимения мешают движению на дорогам?
  2. Сколько личных местоимений в слове семья?
  3. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.
  4. Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.
  5. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.

Ответы: 1- ямы, 2-семь, 3-тыква, 4-ящик, 5-ябеда. Местоимение.

В оценочном листе поставьте баллы (Максимально – 5 б., за каждое слово  - 1 б.)

-Вот мы с вами и дошли до страны «Местоимение». А, чтобы стать полноправными гражданами этого государства, нам необходимо пройти тестирование.

Тест 

Слайд 13-14.

Слайд 15. Проверка теста

В оценочном листе – за правильный ответ – 1б. (максимально – 6 б.)

Оценочный лист

- Подвиньте к себе оценочный лист.

- А теперь сосчитайте общее количество баллов за урок.

Проверка баллов у учащихся.

- Встаньте те, кто получил за урок от 23 до 31 балла?

- Молодцы. Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. («5»)

- А теперь встаньте те, кто набрал за урок от 18 до 22 баллов?

- Хорошо. Вы тоже сегодня поработали хорошо. Садитесь. («4»)

- Встаньте те, ребята, кто набрал за весь урок от 17 и ниже баллов. Дети поднимаются со своих мест.

- Тоже не плохо. («3»)

Слайд 16.

VII. Итог работы.

- Как называется часть речи, которую мы на уроке повторяли?

- Что вы знаете о местоимениях?

- Нам предстоит выполнить еще много заданий. Но сегодня мы выполнили все, хорошо потрудились и теперь нас окружает множество прекрасных цветов, которые требуют к себе бережного отношения.

VIII. Рефлексия:

- А теперь давайте проверим ваше настроение после урока.

- Поднимите, руку у кого всё получилось  и он уходит с урока в хорошем настроении?

Дети поднимают руки…

- Поднимите руку те, у кого не всё получилось и он немного грустен от этого?

Дети поднимают руку.

- Я очень рада за вас всех. Вы сегодня все молодцы. Хорошо работали, ну, а если у кого-то что-то не вышло – не отчаивайтесь, мы обязательно доработаем все ваши недочёты.

Слайд 17.

 IX. Домашнее задание. (на карточках)

-  Я сегодня хочу задать вам необычное задание: найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Постараться объяснить их смысл.

 - Спасибо за  урок!

Слайд 18.      


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 4 класс

Слайд 2

Урок русского языка «Обобщение по теме «Местоимение»» 4 класс

Слайд 3

Подумай и ответь Что такое местоимение? Какую роль играют местоимения в нашей речи? Какие местоимения мы знаем? Что вы знаете о личных местоимениях?

Слайд 4

Минутка чистописания Я, ОН, ТЫ, МНЕ, ВЫ

Слайд 5

Л С О Р Н А В Й Ы А Т К И Д Н Т

Слайд 6

1 РЯД : МЕСТОИМЕНИЕ – ОН 2 РЯД : МЕСТОИМЕНИЕ – ОНО 3 РЯД : МЕСТОИМЕНИЕ – ОНА СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Слайд 7

Работа по учебнику Упражнение 130 с. 62

Слайд 8

П. п. П. п. Беспокоился об отце (о нём),

Слайд 10

Вася и Петя играли во дворе. К им подошла Маша. У её не было подруг. Мальчики пригласили девочку поиграть с ими. Помогите исправить ошибки

Слайд 11

Проверь Вася и Петя играли во дворе. К н им подошла Маша. У н её не было подруг. Мальчики пригласили девочку поиграть с н ими.

Слайд 13

Кроссворд - шарада м е я м ы с е м ь т ы к в а я к щ и я е а б д е о и н 1. 2. 3. 4. 5.

Слайд 14

Тест 1. Местоимение: а) это слово б) часть речи в) член предложения. 2. Местоимение: а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос 3. Местоимение: а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет

Слайд 15

4. Укажите местоимение: а) ель б) ем в) ты 5. Найдите слова, которые не являются местоимениями: а) ты, мы б) она, он в) в, о 6. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением . а) Из леса доносилось пение птиц. б) Ранним утром мы отправились на рыбалку. в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.

Слайд 16

Проверка: 1. б) 2. а) 3. в) 4. в) 5. в) 6. б)

Слайд 17

Итог урока: - Как называется часть речи, которую мы повторяли?

Слайд 18

Домашнее задание Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Объяснить их смысл (устно)

Слайд 19

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....