Урок русского языка в 3 классе по программе «Гармония». Тема: «Загадочное предложение о глокой куздре».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тема: «Загадочное предложение о глокой куздре».
Цель:
- повторить и обобщить всю освоенную детьми грамматическую теорию с помощью предложения - модели.
Задачи:
- развивать умение учащихся обнаруживать орфограммы и определять их разновидность;
- развивать внимание, память, умение анализировать и обобщать;
- продолжать развивать умение работать в коллективе;
- вырабатывать умение выражать свое мнение и доказывать свою правоту;
- выслушивать мнение одноклассников, особенно когда в классе есть сильные и слабые, лидеры и ведомые.
Урок составлен учителем начальных классов: Емельяновой Мариной Анатольевной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_o_glokoy_kuzdre.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе по программе «Гармония».
Урок составлен учителем начальных классов Емельяновой Мариной Анатольевной.
Тема: «Загадочное предложение о глокой куздре».
Цель:
- повторить и обобщить всю освоенную детьми грамматическую теорию с помощью предложения - модели.
Задачи:
- развивать умение учащихся обнаруживать орфограммы и определять их разновидность;
- развивать внимание, память, умение анализировать и обобщать;
- продолжать развивать умение работать в коллективе;
- вырабатывать умение выражать свое мнение и доказывать свою правоту;
- выслушивать мнение одноклассников, особенно когда в классе есть сильные и слабые, лидеры и ведомые.
Ход урока | Характеристика деятельности учащихся |
1. Организационный момент | |
Дисатесь (садитесь), полужайста (пожалуйста)! | Проявлять интерес к новому учебному материалу |
| |
Запиши слова, решая орфографические задачи: Моргюшка, жонгивка, рокаушить, рокаушная. - Что вас удивило? - Почему не можете проверить слова? | Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем. Определять наличие изучаемых орфограмм. Объяснять написание слов. |
Один известный ученый Лев Владимирович Щерба придумал предложение, которое сначала удивляет, а потом становится понятным. Проверим это в тетради-задачнике, упр. 543 Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка
Если отзовутся, подчеркни их и укажи части речи, которыми они выражены. Какие ещё есть действующие лица? (бокр и бокренок – родственные слова): - выдели те части слов, которые помогают это предложение сделать. Как называются такие слова? (родственные, однокоренные). Приведи примеры настоящих слов, похожих по строению: ( тигр – тигренок, медведь – медвежонок, бобр – бобренок, слон – слоненок). Давайте попробуем разобраться в этом предложении подробнее. 1. Дайте характеристику предложения по цели, по интонации (повеств., невоскл.). Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка 2. Устно дайте характеристику подлежащего и двум сказуемым как частей речи (по памятке?), выделите в них окончания, а в одном сказуемом примету прошедшего времени. а) Куздра – кто? предм., изменяется по падежам – имя существительное. б) Нач. форма – кто - куздра в) Жен.род (постоян. пр.) г) В единственном числе, именительном падеже. а) Будланула – что сделала? действ. измен. по времени. б) Нач. форма – что сделать? – будлануть. в) В прошедшем времени, ед.числа, жен. рода. а) Кудрячит – что делает? дейст. измен. по времени б) Нач. форма – что делать? – кудрячить) в) В наст. времени, ед. числа, 3 лица 3. К какой части речи относятся слова? (существительное, глаголы). 4. К какой части речи относится первое слово? Поставь крестик над его «командиром» и дай слову характеристику как части речи. а) Глокая – куздра какая? – признак предмета, изменяется по родам – прилагательное. б) В ед. числе, жен.рода, в именит. падеже. 5. Есть ли в предложении служебное слово?
6. Выпиши члены предложений парами, ставя вопросы от слова командира к слову – подчиненному. Если сможешь, определяй орфограммы, отмечай их. кудра (какая?) – глокая будлакнула (кого?) – бокра будлакнула (как?) – штеко кудрячит (кого?) – бокренка Вывод: - У слов есть значение которое передается окончанием, которое ученые называют научным словом грамматическое значение. - Какое еще значение есть у слова? (лексическое). - Где оно находится? (в основе). - Какое же значение есть у слов этого загадочного предложения, а какого - нет? Чтобы убедить нас в том, что у слов есть не только значение основы, но и то значение, о котором сообщает окончание, Л.В. Щерба и придумал это удивительное предложение про глокую куздру. - Что нужно сделать, чтобы слова этого предложения стали полностью понятными? - Попробуй подобрать формы, пары настоящих слов, похожие на слова из предложения ученого. Ф и з к у л ь м и н у т к а 4. Закрепление. Упражнение 546. Выберите и выпишите только то предложение, которое по форме слов точно повторяет предложение о глокой куздре: Большая собака сердито прогнала кота и видит котенка. Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. а) Проанализировать первое предложение: не годится из-за слов курицу – имя существительное женского рода имеет окончание -у , а нужно – мужской род с окончанием -а (бокра). б) Второе предложение тоже не подходит из-за рода слова подлежащего – нужно имя существительное женского рода (куздра), а служитель – мужской род. Вырази свое мнение и впечатление от урока на языке Льва Владимировича Щерба ИТОГ:
5.Домашнее задание:
| Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Удерживать учебную задачу. Прогнозировать наличие орфограмм. Объяснять (способ) нахождения главных членов предложения. Моделировать в ходе коллективной работы алгоритм применения орфографических правил. Классифицировать предложения по цели высказывания: - повествовательное; - вопросительное; - побудительное; по эмоциональной окраске (интонации): - восклицательное; - невосклицательное. Определять (находить) задуманное слово по лексическому значению. Различать слово и обозначаемый им предмет. Классифицировать слова в соответствии с их значением: - слова, называющие предмет, - слова, называющие признак, - слова, называющие действие. Объяснять значение слов. Контролировать правильность проведения разбора слова как части речи. Классифицировать слова по частям речи Объяснять основания для распределения слов на группы (части речи, самостоятельные и служебные части речи). Находить основание для классификации слов (в качестве основания для группировки слов могут быть использованы различные признаки: - для имени существительного – род; - для глаголов – вопросы, времена). Различать предлоги и приставки. Определять грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, глаголов, наречия. Установить связь (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Уметь анализировать и обобщать.
Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Закреплять умение решать новую учебную задачу. Оценивать правильность выполнения действия. Проявлять учебную инициативу в учебном сотрудничестве. Сравнивать предложения с заданной моделью. Контролировать правильность предложения. Оценивать уместность использования слов в предложении для успешного решения коммуникативной задачи. Анализировать собственную успешность. Выражать собственное мнение. Самостоятельно контролировать использование правил речевого общения. Оценивать правильность выполненной работы. Использовать полученные знания в творческих ситуациях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка 3 класс "Составление связанного текста из деформированных предложений "Белка"
Презентация к уроку русского языка 3 класс "Составление связанного текста из деформированных предложений "Белка" по рассказам В.Бианки...
Конспект урока русского языка 2 класс(образовательная система «Гармония»)
Тема: Виды предложений по цели высказывания? Повествовательные, вопросительные, побудительные. («Какие бывают предложения?»)Тип урока: открытие новых знаний...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс "Запятая в простом и сложном предложениях с союзами и, а, но"
Данная разработка поможет учителю провести урок в соответствии с ФГОС НОО с применением оценочной деятельности....
Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "распространенные и нераспространенные предложения"
Представлена презентация урока русского языка 2 класс (Школа России)...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс. УМК "Школа России"Тема: «Простое и сложное предложения. Запятая между частями сложного предложения».
Цели деятельности учителя: познакомить с понятием сложное предложение; развивать умение устанавливать связь слов в предложении; различать простое и сложное предложение; познакомить с прави...
Конспект урока Русский язык 4 класс УМК "Перспектива" "Связь слов в предложении"
Конспект урока Русский язык 4 класс УМК "Перспектива" "Связь слов в предложении"...
Урок русского языка 4 класс по программе "Школа России" по теме "Глагол. Роль глаголов в языке"
Урок разработан по теме «Глагол. Роль глаголов в языке» для обучающихся 4 класса по программе "Школа России" К уроку подготовлен наглядный материал в презентации на слайдах...