Этапы, методы и приёмы | Хроно- мет-раж | Содержание урока (деятельность учителя) | Деятельность учащихся | УУД |
I. Самоопределение к деятельности | 1 мин | - Здравствуйте, меня зовутМария Владимировна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Улыбнемся друг другу, дети. Всем, всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, не мешай учиться!
| Приветствовать учителя; Настраиваться на работу. | К: настраиваться на урок. |
II. Актуализация опорных знаний и мотивация (словесный, беседа) | 4-5 мин
| Ребята, сейчас я некоторым раздам карточки для индивидуальной работы. У вас дано деформированное предложение, ваша задача разобрать предложение по членам (т.е. вы определяете грамматическую основу и второстепенные члены предложения) Над каждым словом определить часть речи . Следующее задание: вставить пропущенные буквы в слова. Подчеркнуть её и поставить ударение.
- Субботу, наш, утренники, класс,в, проводит.
- Б..гаж, в…гон, б…лото, дев…чка, гв…здика , зап…д, м…рковь, м…лина, …гурец, п…тух, к…мбайн, п…рожное, р…кета, ч…мпион, фл…мастер, т…варищ.
Пока остальные работают на карточках, мы с вами вспомним, как звучала тема прошлого урока? ( Окончание существительных во множественном числе в разных падежах)-Вспомните правило проверки падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения. ( по ходу ответов учеников появляется план) 1. Как проверить падежные окончания существительных. - Определить склонение
- Определить падеж
- Вспомнить, какое окончание нужно писать
- Или подобрать слово-помощник
|
| Отвечать на вопросы Проверять собственные знания | К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
|
III. Постановка учебной задачи (репродуктив-ный) | 4-5 мин | Перед больниц.., с каш.., с товарищ.., за сторож…, с обруч… -Запишите слова, вставив пропущенные окончания
3.Проблемная ситуация. - Возникли ли трудности при выполнении задания? Почему мнения разошлись?(не знаем, какую букву написать: или О , или Е) - Можем применить правило проверки безударных падежных окончаний для данных существительных? (нет, данное правило не подходит) -Что особенного заметили в словах, где не можем объяснить написание? (при затруднении обратить внимание на основу, выделить её) - Как называются эти согласные? Все ли здесь согласные шипящие? - На какой вопрос мы должны сегодня найти ответ?(в каких случаях пишется буква о(е) после шипящих и ц) - Попробуйте сформулировать тему урока. - Откройте учебник и сравните с темой в учебнике. -Какую учебную задачу поставим? (дети высказывают предположения) - Итак, наша учебная задача выяснить, в каких случаях пишется буква о, а в каких –буква е после шипящих и ц в окончаниях существительных, какой способ существует для определения написания букв о(е) после шипящих и ц в окончаниях существительных.
| Отвечать на вопросы учителя | Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока
|
IV. Открытие нового знания. (репродуктив-ный) (словесный, беседа) (работа с книгой) | 10-12 мин
| - Предлагаю поработать в группах, провести наблюдение и самостоятельно вывести правило написания букв о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Группы получают задания для работы. (приложение№ 1) Пример задания для 1-2 групп: - Выполните первую часть задания упр. 59 из учебника (другие группы выполняют вторую часть)
- Закончите формулировку правила на стр. 57-58.
- Представьте свою работу перед классом.
|
Проверка и оценка групповой работы. - Сравните выводы всех групп. Сформулируйте правило. – Как вы думаете, можно ли применить данное правило, чтобы правильно написать безударные окончания в данных словах (снова возвращаемся к словам перед больниц.., с каш.., с товарищ.., за сторож…, с обруч…) (думаем, что нет, так как в правиле сказано «в начальной форме», а у нас слова в форме Т.п.) Групповая работа. (Приложение № 2)
- Выполните задания к упр. 60 из учебника.
- Работайте по предложенному плану в упражнении.
- Сделайте вывод: в окончаниях существительных после__________ под ударением пишем_____, без ударения пишем _______.
- Представьте свою работу перед классом.
|
Проверка и оценка групповой работы. -Сравните выводы всех групп. Выведите общее правило. – Мы узнали, когда надо писать О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц? - Нужно ли дополнить план проверки падежных окончаний имен существительных? (на доске или слайде появляется второй пункт плана) 2. В окончании существительных после шипящих и Ц под ударением пишем О, без ударения – Е.
|
Вывод. Какое открытие о написании букв О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц вы сделали самостоятельно? -Давайте вернёмся к словам, в которых мы не смогли объяснить правописание окончаний и выясним, какие окончания нужно написать. - Каким правилом вы воспользуетесь? Почему этим правилом? (основа на шипящий и ц).(Учащиеся объясняют написание пропущенных окончаний, опираясь на новое правило).
| Отвечать на вопросы учителя, читать правила, выполнять упражнения. | Р: выполнять учебное действие
|
V. Динамическая пауза | 2 мин | Демонстрация видео. | Повторять за учителем |
|
VI. Первичное закрепление во внешней речи. (словесный, беседа) (практический) (работа с книгой) | 7 мин
| А теперь применим полученные знания при выполнении другого задания. Учащиеся выполняют упр. 61 в парах (приложение № 2) -Составьте план выполнения задания(поставлю существительное в форму Т.п.; определю, ударное или безударное окончание, применю новое правило, запишу слово, поставлю ударение, выделю окончание). - Как вы будете выполнять задание, работая в паре? (сначала один ученик читает и объясняет первое слово, я с ним соглашаюсь или нет, доказываю, мы записываем слово, затем другой в паре читает слово ……. Одна пара проговаривает образец выполнения по составленному плану. Далее учащиеся выполняют задание. -Сейчас мы проверим, как вы справились с заданием. Заслушиваются пары. -Кто выполнил также? -Как вы думаете, ребята справились с заданием? -Какие знания помогли вам правильно выполнить задание?
| Выполняют упражнение | К: читать про себя тексты учебников, понимать прочитанное |
VII. Включение в систему знаний. (практичес-кий) | 5 мин | - Выполняют упр. 69 из учебника (приложение № 3) -Прочитайте задание. Расскажите, что нужно сделать. -С какой целью будем выполнять данное упражнение?(учиться применять новое правило, писать буквы е и е после шипящих и ц в окончаниях существительных) -После выполнения вы проверите и оцените работу. -Что мы можем оценить? (правильно вставил пропущенные буквы) Учащиеся выполняют задание, затем идёт самопроверка и самооценка (волшебная линеечка). -Оцените свою работу. -Кто поставил крестик на самом верху? Почему ты так оценил свою работу? Какие знания помогли вам правильно выполнить задание? -Кто поставил крестик посередине? Почему ты так оценил свою работу? В чём у тебя возникла трудность? -Ребята, каким правилом для определения написания окончания вы воспользовались? (учащиеся проговаривают новое правило). -Почему вы воспользовались именно этим правилом? (основа на шипящий) | Участвуют в игре.
| П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
VIII. Итог урока. (словесный, беседа) | 3 мин
| Какое правило проверки падежных окончаний существительных вы знали? - Изменились ли ваши знания ? Добавилось ли что-то новое к имеющимся знаниям? -Какое открытие вы сегодня сделали на уроке? | Подводить итоги урока.
| Р: осуществлять итоговый контроль |
IX. Рефлексия деятельности. (словесный, беседа) | 2 мин | Слайд Закончите предложение: *На сегодняшнем уроке я понял(а)… я узнал(а)… *Я похвалил(а) бы себя… *Быдо интересно… *Было трудно…
| Анализировать свою работу на уроке | Р:анализировать собственную работу. |