Конспект урока. Написание букв О и Е после шипящих
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Плешачкова Мария Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napisanie_bukv_o_i_e_posle_shipyashchih.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Прогимназия №90                                                                Учитель: Суворова Светлана Владимировна Класс 3 «б»                                                                            Студентка 45 группы: Плешачкова М.                                                                                                      Дата: . 02. 2018 г.                                                                              

Конспект урока по русскому языку

Тема: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Цели деятельности учителя: научить определять написание букв О и Е после шипящих и Ц в существительных. 

Планируемы результаты:

Личностные: - подводить итоги своей деятельности на уроке;

                -адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать
                успехи с усилиями, трудолюбием.

 Предметные:- выяснить, что влияет на написание букв о и е после шипящих и Ц

                        - сформулировать правило о правописании букв о и е после шипящих и Ц

.Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник 3 кл.,2 ч., «Перспективная начальная школа» , учебная презентация, раздаточный материал.

Этапы, методы и приёмы

Хроно-

мет-раж

 Содержание урока

(деятельность учителя)

Деятельность учащихся

 УУД

I.

Самоопределение к деятельности

1 мин

- Здравствуйте, меня зовутМария Владимировна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Улыбнемся друг другу, дети.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!

 

Приветствовать учителя; Настраиваться на работу.

К: настраиваться  на урок.

II. Актуализация опорных  знаний и мотивация

(словесный, беседа)

4-5 мин

Ребята, сейчас я некоторым раздам карточки для индивидуальной работы. У вас дано деформированное предложение, ваша задача разобрать предложение по членам (т.е. вы определяете грамматическую основу и второстепенные члены предложения) Над каждым словом определить часть речи . Следующее задание: вставить пропущенные буквы в слова. Подчеркнуть её и поставить ударение.

  1. Субботу, наш, утренники, класс,в, проводит.

  1. Б..гаж,  в…гон, б…лото, дев…чка, гв…здика , зап…д, м…рковь,  м…лина,  …гурец,  п…тух, к…мбайн, п…рожное, р…кета, ч…мпион, фл…мастер, т…варищ.

Пока остальные работают на карточках, мы с вами вспомним, как звучала тема прошлого урока? ( Окончание существительных во множественном числе в разных падежах)-Вспомните правило проверки падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения. ( по ходу ответов учеников появляется план)

1. Как проверить падежные окончания   существительных.

  • Определить склонение
  • Определить падеж
  • Вспомнить, какое окончание нужно писать
  • Или подобрать слово-помощник

 

Отвечать на вопросы

Проверять собственные знания

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

III. Постановка учебной задачи

(репродуктив-ный)

4-5 мин

Перед больниц.., с каш.., с товарищ.., за сторож…, с обруч…

-Запишите слова, вставив пропущенные окончания

 3.Проблемная ситуация.

- Возникли ли трудности при выполнении задания? Почему мнения разошлись?(не знаем, какую букву написать: или О , или Е)

- Можем применить правило проверки безударных падежных окончаний для данных существительных? (нет, данное правило не подходит)

-Что  особенного заметили в словах, где не можем объяснить написание? (при затруднении обратить внимание на основу, выделить её)

- Как называются эти согласные? Все ли здесь согласные шипящие?

- На какой вопрос мы должны сегодня найти ответ?(в каких случаях пишется буква о(е) после шипящих и ц)

  - Попробуйте сформулировать тему урока.

- Откройте учебник и  сравните с темой в учебнике.

-Какую учебную задачу поставим? (дети высказывают предположения)

   - Итак, наша учебная задача выяснить,  в каких случаях пишется буква о, а в каких –буква е после шипящих и ц в окончаниях существительных, какой способ существует для определения написания букв о(е) после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Отвечать на вопросы учителя

Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока

IV.

 Открытие нового знания. 

(репродуктив-ный)

(словесный, беседа)

(работа с книгой)

10-12 мин

- Предлагаю поработать в группах, провести наблюдение и самостоятельно вывести правило  написания букв о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Группы получают задания для работы. (приложение№ 1)

Пример задания для 1-2 групп:

  1. Выполните первую часть задания упр. 59 из учебника (другие  группы выполняют вторую часть)
  2. Закончите  формулировку правила на стр. 57-58.
  3. Представьте  свою работу перед классом.

Проверка и оценка групповой работы.

- Сравните  выводы всех групп. Сформулируйте правило.

– Как вы думаете, можно ли применить данное правило, чтобы правильно написать безударные окончания в данных  словах (снова возвращаемся к словам перед больниц.., с каш.., с товарищ.., за сторож…, с обруч…) (думаем, что нет, так как в правиле сказано «в начальной форме», а у нас слова в форме Т.п.)

Групповая работа. (Приложение № 2)

  1. Выполните задания к упр. 60  из учебника.
  2. Работайте по предложенному плану в упражнении.
  3. Сделайте вывод: в окончаниях существительных после__________ под ударением пишем_____, без ударения пишем _______.
  4. Представьте свою работу перед классом.

Проверка и оценка групповой работы.

-Сравните выводы всех групп. Выведите общее правило.

– Мы узнали, когда надо писать О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц?

- Нужно ли дополнить план проверки падежных окончаний имен существительных? (на доске или слайде появляется  второй пункт плана)

2. В окончании существительных после шипящих и Ц под ударением пишем О, без ударения – Е.

Вывод. Какое открытие о написании букв О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц вы сделали самостоятельно?

-Давайте вернёмся к словам, в которых мы не смогли объяснить правописание окончаний и выясним, какие окончания нужно написать.

- Каким правилом вы воспользуетесь? Почему этим правилом? (основа на шипящий и ц).(Учащиеся объясняют написание пропущенных окончаний, опираясь на новое правило).

Отвечать на вопросы учителя, читать правила, выполнять упражнения.

Р: выполнять учебное действие

V. Динамическая пауза

2 мин

Демонстрация видео.

Повторять за учителем

VI.

Первичное закрепление во внешней речи.

(словесный, беседа)

(практический)

(работа с книгой)

7 мин

А теперь применим полученные знания при выполнении другого задания.

Учащиеся выполняют упр. 61 в парах (приложение № 2)

-Составьте план выполнения задания(поставлю существительное в форму Т.п.; определю, ударное или безударное окончание, применю новое правило, запишу слово, поставлю ударение, выделю окончание).

- Как вы будете выполнять задание, работая в паре? (сначала один ученик читает и объясняет первое слово, я с ним соглашаюсь или нет, доказываю, мы записываем слово, затем другой в паре читает слово …….

Одна пара проговаривает образец выполнения по  составленному плану.

Далее учащиеся выполняют задание.

-Сейчас мы проверим, как вы справились с заданием. Заслушиваются пары.

-Кто выполнил также?

-Как вы думаете, ребята справились с заданием?

-Какие знания помогли вам правильно выполнить задание?

Выполняют упражнение

К: читать про себя тексты учебников, понимать прочитанное

VII.

Включение в систему знаний. (практичес-кий)

5 мин

-   Выполняют упр. 69 из  учебника (приложение № 3)

-Прочитайте задание. Расскажите, что нужно сделать.

-С какой целью будем выполнять данное упражнение?(учиться применять новое правило, писать буквы е и е после шипящих и ц в окончаниях существительных)

-После выполнения вы проверите и оцените работу.

-Что мы можем оценить? (правильно вставил пропущенные буквы)

Учащиеся выполняют задание, затем идёт самопроверка  и самооценка (волшебная линеечка).

 -Оцените свою работу.

-Кто поставил крестик на самом верху? Почему ты так оценил свою работу? Какие знания помогли вам правильно выполнить задание?

-Кто поставил крестик посередине? Почему ты так оценил свою работу? В чём у тебя возникла трудность?

-Ребята, каким правилом  для определения написания окончания вы воспользовались? (учащиеся проговаривают новое правило).

-Почему вы воспользовались именно этим правилом? (основа на шипящий)

Участвуют в игре.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

VIII.

Итог урока.

(словесный, беседа)

3 мин

Какое правило  проверки падежных окончаний существительных вы знали?

- Изменились ли ваши знания ? Добавилось ли что-то новое к имеющимся знаниям?

-Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?

Подводить итоги урока.

Р: осуществлять  итоговый контроль

IX.

Рефлексия деятельности.

(словесный, беседа)

2 мин

Слайд  Закончите предложение:

*На сегодняшнем уроке

я понял(а)…

я узнал(а)…

*Я похвалил(а) бы себя…

*Быдо интересно…

*Было трудно…

Анализировать свою работу на уроке

Р:анализировать собственную  работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Упражнения в написании букв у, и, а после шипящих" Кокина Н.В.

Данный урок разработан в технологии деятельностного метода. На уроке присутствуют работа в парах, группах. В урок включены активные методы обучения. Урок формирует основные УУД....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Написание букв и, а, у, после шипящих"

Тема урока: «Написание букв и, а, у, после шипящих»Цель: развитие умения наблюдать за написанием слов, включающих шипящие звуки ж, ш....

Конспект урока русского языка Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять...

Конспект урока русского языка на тему "Написание букв О и Е после шипящих и Ц" 3 класс

Конспект урока русского языка на тему "Написание букв О и Е после шипящих и Ц" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять её на письме...

Конспект урока по русскому языку Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять её на письме...

Конспект урока русского языка во 2 классе «Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих» (Школа 2100)

Конспект урока русского языка во 2 классе «Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих» (Школа 2100)...