Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Написание букв и, а, у, после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Жилина Инесса Александровна

Тема урока: «Написание букв и, а, у, после шипящих»

Цель: развитие умения наблюдать за написанием слов, включающих шипящие звуки ж, ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon napisanie_bukv_i_a_u_posle_shipyashchikh.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе

по программе «Школа 2100»

Автор: Жилина Инесса Александровна

МБОУ «СОШ № 18», учитель начальных классов

Тема урока: «Написание букв и, а, у, после шипящих»

Цель: развитие умения наблюдать за написанием слов, включающих шипящие звуки ж, ш.

М/п: развивать умение слушать, наблюдать, анализировать.

Задачи:

Задачи урока:

Образовательные:

  • обработать и закрепить написание гласных букв после шипящих ,
  • продолжить работу по формированию навыков каллиграфического письма,
  • уметь производить звукобуквенный анализ слов,
  • способствовать обогащению словарного запаса детей.

Развивающие: 

  • развивать устную речь и фонематический слух,
  • совершенствовать культуру речи,
  • развивать орфографическую зоркость,
  • развивать психологические процессы: память, мышление, восприятие, внимание, эмоции,
  • способность к самоконтролю;
  • развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя;
  • развивать способность к рациональной организации своего труда и рабочего места.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний;
  • формировать интерес к изучению родного языка;
  • воспитывать чувство уважения, взаимовыручки, аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность.

Создать условия для формирования УУД

  1. личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);
  2. познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
  3. коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнёра;
  4. регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии;

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, компьютерная презентация, интерактивная игра, карточки букв –«человечков» жи-ши, ча-ща, чу-щу, учебник, рабочая тетрадь.

Дидактические материалы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс, М.:Баласс, 2012г.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация  знаний.

- Дети рассажены группами по 4-6 человек.

- Традиционно мы начинаем урок с небольших стихотворений: (Слайд 1)

  Мы – дружные!

  Мы – умные!

  Мы – внимательные!

  Мы – старательные!

- Ребята, работа на  уроке  нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на  урок. За каждое правильно выполненное задание вы получите лепесток ромашки. И в конце урока сможете унести свою ромашку в кармашке.  Если вы соберёте пять «лепестков», то за работу на уроке получите оценку пять, четыре «лепестка» – оценку четыре.

- Загляните в себя, какое у вас настроение? Перед вами лежат смайлики. Выберите один смайлик, который соответствует вашему настроению,  положите перед собой, наклейте в середину ромашки. (Дети приклеивают смайлики.) 3. 

- Сегодня мы работаем в группе, и значит,  будем учиться договариваться и выслушивать друг друга.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.  

Метод: наблюдение над языковым материалом.

- Отгадайте загадки:

Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут …(Мыши)

Он ходит голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он ... (Жираф)

- Запишите отгадки  ( мыши,  жираф)

- Сделайте транскрипцию данным словам.  (Работа у доски в паре.  Правильность выполнения проверяется учащимися и показывается сигнальными карточками. За правильно выполненное  задание выдаются «лепестки».)

(Записывают слова и транскрипцию: мыши [мы/шы]      жираф   [жы/раф] ,

- Сравните записанное слово и его транскрипцию, найдите несоответствие.
- Какой общий гласный звук в этих словах? (Ответ детей:[ы])

- Посмотрите на экран. (Открывается запись)

   кипят    кричат     пищат

   полю     молчу       ищу

- Почему записано по-разному?  Почему  в словах кричат, пищат, молчу, ищу  написаны не я и ю, как в словах кипят, полю? (Ответ детей: они стоят после шипящих.)

- После каких звуков находятся гласные и, а, у? (Ответ детей: после шипящих [ж, ш, ч’, щ’]  Рядом с их буквами находится опасное место.)

Сообщение опознавательных признаков орфограммы.

- Шипящие-капризные звуки. С какими гласными буквами они вообще знаться не хотят?  (Ответы детей: ы, я, ю)

 - Будь осторожен, когда пишешь слова с шипящими. Они недаром предупреждают: «Ос-торож-ж-но. Мы ш-ш-шипя-щ-щ-щие!». Это и есть «опасное место», которое в науке называется опозновательным признаком орфограммы. Это и есть сигнал, где может быть орфограмма. На письме этот признак подчёркивается двумя чёрточками, а орфограмма - одной:

Мыши, лыжи, кричат, пищат, молчу, ищу. (Слайд)

– Как вы думаете, какое орфографическое правило мы будем повторять? Сформулируйте тему урока. (Ученики называют тему: «Написание букв гласных и, а, у после шипящих».)

– Посмотрите на название параграфа 13 и сравните со своей формулировкой.

– Что в названии параграфа является для вас новым?

2.Объединение признаков, введение термина.

- Прочитайте правило. Какую новую информацию вы узнали?

- Задайте вопрос по правилу своему соседу в группе.

- Создадим на основе правила инструкцию. Какие признаки мы выделим?

(Работа в группе. Дети создают свою инструкцию, выходят и записывает инструкцию на доске. Выбирается самая точная (коллективная оценка)).

1.Шипящие согласные звуки.

2.Наличие в слове сочетаний шипящих с гласными звуками. (Слайд)

– Составим план урока.

План (примерный).

  1. Воспринимать на слух слова с буквосочетаниями ча-ща.
  2. Находить в словах буквосочетания ча-ща, жи-ши, чу-щу.
  3. Графическое обозначение буквосочетаний.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания. Подготовка к сочинению.

 1  3  4  3  1  

Наблюдение над написанием гласных буквы  после шипящих.

1. Упр. 143, «Дидактический материал» – ученики учатся слушать и находить в словах буквы шипящих.

Методическая рекомендация: это упражнение лучше выполнять как слуховой диктант. Дети учатся называть буквы шипящих и соответствующие звуки.

Слушай, слышишь: Че – ша – ща?

Это буквы «Ч», «Ш», «Щ» -

Что-то чистят сообща:

Че – ша – ща, че – ша – ща…   (А.Шибаев)

 - Выпиши слова с «опасными» сочетаниями. Подчеркни орфограмму. (Взаимопроверка по образцу)

- Помогла ли нам инструкция в выполнении задания?

- Помогла ли нам инструкция в выполнении задания?

- Можно назвать че-ша-ща словом? Докажи.

-  Как можно озаглавить стихотворение?

- Ребята, а вы знаете, кто сочиняет стихи? (Ответы детей)

 - Людей, пишущих стихи, очень много. Но поэт по-своему видит мир, по-своему чувствует его и передаёт нам – своим читателям. Стихи помогают нам чувствовать всю красоту жизни, побывать в сказке, взглянуть иначе на природу, увидеть вокруг красоту.

2. Какографическое упражнение – развивается орфографическая зоркость. (Данный вид заданий предусматривает исправление учениками умышленно допущенных в словах ошибочных написаний)

Работа с интерактивной доской: дети находят ошибку в словах, щёлкают мышью по данному слову.

 - У вас на столе буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, раскрасьте

буквы-«человечки», как в «Букваре».

(Вывешивают на доску: буквы-«человечки» жи-ши, ча-ща, чу-щу)

3.Работа в группе. Детям выдаются карточки.

1-я группа: камыш_,  задач_, ч_десный, ёж_ки, ландыш_.

2-я группа: морж_, коч_н, ш_повник, волч_та, ж_знь.

3-я группа: стриж_, свеч_, малыш_, туч_, рощ_.

4-я группа: ж_раф, стриж_, лыж_, ш_ло, ч_шка.

-Вставьте пропущенные буквы и сделайте графические обозначения.

Вопросы к ученикам (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось вам выполнить задание?

– Вы сделали всё правильно или были недочёты?

– Какие умения формировали?  (Умение опознавать орфограмму.)

Сейчас мы вместе учились оценивать выполненную работу.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, в группе.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил пять или четыре лепестка? Вы сегодня хорошо поработали на уроке. А у кого  три и два «лепестка», вам необходимо  быть внимательными и стараться внимательнее  работать на уроке. (Выставление оценок.)

Рефлексия.

- Какое у вас настроение? Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению, приклейте на другую сторону ромашки. На доске вывешивается зелёная полянка, на которую дети крепят свои ромашки.

- Посмотрите, какая полянка у нас получилась!

V. Домашнее задание.

Домашнее задание предлагается выполнить одно на выбор.

1) С.79, упр.164 (вставить пропущенные буквы);

2) С.79, упр.35(выписать слова в столбик с разными «опасными» сочетаниями)

3) Сочинить сказку, в которой рассказывается, почему шипящие согласные не дружат с гласными ы, ю, я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Упражнения в написании букв у, и, а после шипящих" Кокина Н.В.

Данный урок разработан в технологии деятельностного метода. На уроке присутствуют работа в парах, группах. В урок включены активные методы обучения. Урок формирует основные УУД....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...

Технологическая карта урока русского языка,3 класс. Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема:"Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями современного у...

Презентация к уроку русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний»Тема: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)

Эта презентация поможет систематизировать подачу нового материала по теме: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)...

Конспект урока русского языка на тему «Существительные с суффиксом -ок-.Написание суффикса -ок- после шипящих.»

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Существительные с суффиксом -ок-. Написание суффикса -ок- после шипящих."  3 класс УМК "Перспективная начальная школа "...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"...