Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Написание букв и, а, у, после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Тема урока: «Написание букв и, а, у, после шипящих»
Цель: развитие умения наблюдать за написанием слов, включающих шипящие звуки ж, ш.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napisanie_bukv_i_a_u_posle_shipyashchikh.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка во 2 классе
по программе «Школа 2100»
Автор: Жилина Инесса Александровна
МБОУ «СОШ № 18», учитель начальных классов
Тема урока: «Написание букв и, а, у, после шипящих»
Цель: развитие умения наблюдать за написанием слов, включающих шипящие звуки ж, ш.
М/п: развивать умение слушать, наблюдать, анализировать.
Задачи:
Задачи урока:
Образовательные:
- обработать и закрепить написание гласных букв после шипящих ,
- продолжить работу по формированию навыков каллиграфического письма,
- уметь производить звукобуквенный анализ слов,
- способствовать обогащению словарного запаса детей.
Развивающие:
- развивать устную речь и фонематический слух,
- совершенствовать культуру речи,
- развивать орфографическую зоркость,
- развивать психологические процессы: память, мышление, восприятие, внимание, эмоции,
- способность к самоконтролю;
- развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя;
- развивать способность к рациональной организации своего труда и рабочего места.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний;
- формировать интерес к изучению родного языка;
- воспитывать чувство уважения, взаимовыручки, аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность.
Создать условия для формирования УУД
- личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);
- познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
- коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнёра;
- регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии;
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, компьютерная презентация, интерактивная игра, карточки букв –«человечков» жи-ши, ча-ща, чу-щу, учебник, рабочая тетрадь.
Дидактические материалы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс, М.:Баласс, 2012г.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | - Дети рассажены группами по 4-6 человек. - Традиционно мы начинаем урок с небольших стихотворений: (Слайд 1) Мы – дружные! Мы – умные! Мы – внимательные! Мы – старательные! - Ребята, работа на уроке нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на урок. За каждое правильно выполненное задание вы получите лепесток ромашки. И в конце урока сможете унести свою ромашку в кармашке. Если вы соберёте пять «лепестков», то за работу на уроке получите оценку пять, четыре «лепестка» – оценку четыре. - Загляните в себя, какое у вас настроение? Перед вами лежат смайлики. Выберите один смайлик, который соответствует вашему настроению, положите перед собой, наклейте в середину ромашки. (Дети приклеивают смайлики.) 3. - Сегодня мы работаем в группе, и значит, будем учиться договариваться и выслушивать друг друга. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. | Метод: наблюдение над языковым материалом. - Отгадайте загадки: Кот живет у нас на крыше, Он ходит голову задрав, - Запишите отгадки ( мыши, жираф) - Сделайте транскрипцию данным словам. (Работа у доски в паре. Правильность выполнения проверяется учащимися и показывается сигнальными карточками. За правильно выполненное задание выдаются «лепестки».) (Записывают слова и транскрипцию: мыши [мы/шы] жираф [жы/раф] , - Сравните записанное слово и его транскрипцию, найдите несоответствие. - Посмотрите на экран. (Открывается запись) кипят кричат пищат полю молчу ищу - Почему записано по-разному? Почему в словах кричат, пищат, молчу, ищу написаны не я и ю, как в словах кипят, полю? (Ответ детей: они стоят после шипящих.) - После каких звуков находятся гласные и, а, у? (Ответ детей: после шипящих [ж, ш, ч’, щ’] Рядом с их буквами находится опасное место.) Сообщение опознавательных признаков орфограммы. - Шипящие-капризные звуки. С какими гласными буквами они вообще знаться не хотят? (Ответы детей: ы, я, ю) - Будь осторожен, когда пишешь слова с шипящими. Они недаром предупреждают: «Ос-торож-ж-но. Мы ш-ш-шипя-щ-щ-щие!». Это и есть «опасное место», которое в науке называется опозновательным признаком орфограммы. Это и есть сигнал, где может быть орфограмма. На письме этот признак подчёркивается двумя чёрточками, а орфограмма - одной: Мыши, лыжи, кричат, пищат, молчу, ищу. (Слайд) – Как вы думаете, какое орфографическое правило мы будем повторять? Сформулируйте тему урока. (Ученики называют тему: «Написание букв гласных и, а, у после шипящих».) – Посмотрите на название параграфа 13 и сравните со своей формулировкой. – Что в названии параграфа является для вас новым? 2.Объединение признаков, введение термина. - Прочитайте правило. Какую новую информацию вы узнали? - Задайте вопрос по правилу своему соседу в группе. - Создадим на основе правила инструкцию. Какие признаки мы выделим? (Работа в группе. Дети создают свою инструкцию, выходят и записывает инструкцию на доске. Выбирается самая точная (коллективная оценка)). 1.Шипящие согласные звуки. 2.Наличие в слове сочетаний шипящих с гласными звуками. (Слайд) – Составим план урока. План (примерный).
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. Подготовка к сочинению. | 1 3 4 3 1 Наблюдение над написанием гласных буквы после шипящих. 1. Упр. 143, «Дидактический материал» – ученики учатся слушать и находить в словах буквы шипящих. Методическая рекомендация: это упражнение лучше выполнять как слуховой диктант. Дети учатся называть буквы шипящих и соответствующие звуки. Слушай, слышишь: Че – ша – ща? Это буквы «Ч», «Ш», «Щ» - Что-то чистят сообща: Че – ша – ща, че – ша – ща… (А.Шибаев) - Выпиши слова с «опасными» сочетаниями. Подчеркни орфограмму. (Взаимопроверка по образцу) - Помогла ли нам инструкция в выполнении задания? - Помогла ли нам инструкция в выполнении задания? - Можно назвать че-ша-ща словом? Докажи. - Как можно озаглавить стихотворение? - Ребята, а вы знаете, кто сочиняет стихи? (Ответы детей) - Людей, пишущих стихи, очень много. Но поэт по-своему видит мир, по-своему чувствует его и передаёт нам – своим читателям. Стихи помогают нам чувствовать всю красоту жизни, побывать в сказке, взглянуть иначе на природу, увидеть вокруг красоту. 2. Какографическое упражнение – развивается орфографическая зоркость. (Данный вид заданий предусматривает исправление учениками умышленно допущенных в словах ошибочных написаний) Работа с интерактивной доской: дети находят ошибку в словах, щёлкают мышью по данному слову. - У вас на столе буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, раскрасьте буквы-«человечки», как в «Букваре». (Вывешивают на доску: буквы-«человечки» жи-ши, ча-ща, чу-щу) 3.Работа в группе. Детям выдаются карточки. 1-я группа: камыш_, задач_, ч_десный, ёж_ки, ландыш_. 2-я группа: морж_, коч_н, ш_повник, волч_та, ж_знь. 3-я группа: стриж_, свеч_, малыш_, туч_, рощ_. 4-я группа: ж_раф, стриж_, лыж_, ш_ло, ч_шка. -Вставьте пропущенные буквы и сделайте графические обозначения. Вопросы к ученикам (начало формирования алгоритма самооценки): – Что вам нужно было сделать? – Удалось вам выполнить задание? – Вы сделали всё правильно или были недочёты? – Какие умения формировали? (Умение опознавать орфограмму.) – Сейчас мы вместе учились оценивать выполненную работу. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре, в группе. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог урока. | – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил пять или четыре лепестка? Вы сегодня хорошо поработали на уроке. А у кого три и два «лепестка», вам необходимо быть внимательными и стараться внимательнее работать на уроке. (Выставление оценок.) Рефлексия. - Какое у вас настроение? Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению, приклейте на другую сторону ромашки. На доске вывешивается зелёная полянка, на которую дети крепят свои ромашки. - Посмотрите, какая полянка у нас получилась! | |
V. Домашнее задание. | Домашнее задание предлагается выполнить одно на выбор. 1) С.79, упр.164 (вставить пропущенные буквы); 2) С.79, упр.35(выписать слова в столбик с разными «опасными» сочетаниями) 3) Сочинить сказку, в которой рассказывается, почему шипящие согласные не дружат с гласными ы, ю, я. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Упражнения в написании букв у, и, а после шипящих" Кокина Н.В.
Данный урок разработан в технологии деятельностного метода. На уроке присутствуют работа в парах, группах. В урок включены активные методы обучения. Урок формирует основные УУД....
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...
Технологическая карта урока русского языка,3 класс. Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема:"Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями современного у...
Презентация к уроку русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний»Тема: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)
Эта презентация поможет систематизировать подачу нового материала по теме: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)...
Конспект урока русского языка на тему «Существительные с суффиксом -ок-.Написание суффикса -ок- после шипящих.»
Технологическая карта урока русского языка на тему: "Существительные с суффиксом -ок-. Написание суффикса -ок- после шипящих." 3 класс УМК "Перспективная начальная школа "...
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"...