Конспект урока русского языка во 2 классе «Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих» (Школа 2100)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Осипова Ирина Владимировна

Конспект урока русского языка во 2 классе «Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих» (Школа 2100)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russ.yaz_2_kl.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2

Тема урока: «Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих» 

Типология урока: урок обобщения и систематизации.

Вид урока: повторительно-обобщающий урок. 

Цель урока: совершенствование умений воспринимать на слух слова с изученными орфограммами-буквами гласных после шипящих, группировать слова, правильно писать и графически обозначать изученные орфограммы, а также исправлять ошибки.

Планируемые (конечные) результаты:                                                                          

           Предметные: видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы; находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

            Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

           Регулятивные: Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника,  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план),  осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

           Познавательные: Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, представлять информацию в виде схемы,  выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам,ориентироваться на развороте учебника, находить ответы на вопросы в иллюстрации.

           Коммуникативные: Развивать  умение слушать и понимать других,строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в паре.

           Личностные: Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 

Предварительная работа: заучивание наизусть стихотворений.

Оборудование к уроку: карточки с буквами, картинки вагончиков, билеты для детей с тестовой работой,  карточки со словами, рабочие тетради, цветные карандаши.

ХОД УРОКА.

I. Организационный  момент.

      1. Приветствие.

Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание -
Помоги нам потрудиться
Мы пришли сюда учиться.

      2.Создание эмоционального настроя.

   Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне, ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Хорошее настроение нам понадобится сегодня для работы.

  1. Актуализация знаний

Мы с вами отправляемся в путешествие, а  вот на чем угадайте!

           Еду в нем на верхней полке

К морю, к солнышку, на юг,

А колеса, без умолку:

Тук- тук- тук! Тук-тук-тук!   (поезд)

   -Да, сегодня, мы отправимся на  поезде в путешествие на станцию «Всезнайкино». Машинист нашего поезда Емеля. А как называется сказка, в которой главный герой Емеля? ( По щучьему велению).

 - Какая это сказка, авторская или народная? ( Русская народная сказка)

  - Емеля держит воздушные шарики с буквами  А   У    И   Ж   Ш   Ч  Щ  

   Вам нужно составить знакомые сочетания и распределить  их по вагонам.

 - Сколько вагонов у вас получилось? (3 вагона)

   ( ЖИ-ШИ    ЧА-ЩА     ЧУ-ЩУ)

 -  Молодцы, правильно распределили.

 -  А чем отличаются эти сочетания от других буквосочетаний? ( это орфограммы или опасные места)

III. Формулирование темы урока.

 - Кто попробует определить тему нашего урока.

Да, тема урока: « Повторение и закрепление написаний слов с изученными  буквосочетаниями  жи- ши, ча-ща,чу-щу».

- Как вы думаете,  чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Правильно, выполнять задания по написанию слов с этими орфограммами.

Чтобы отправиться в путешествие нужно приобрести билеты,  билеты именные  и получит их каждый ученик.

Билеты не простые,  а с секретом. Не распечатывайте  их  до конца путешествия.

Ну, а чтобы их не потерять,  предлагаю открыть «бортовые журналы путешественников»  под названием «тетрадь», спрятать  «билет»  и записать число и классная работа. (стих на начало работы)

     

IV. Чистописание.

  • Итак, отправляемся в путешествие. Первая станция « Чистописание».

 Жж  Шш  Чч  Щщ  

  • Дайте характеристику каждой букве.

  буква жэ , звук (ж), согласный, звонкий, всегда твердый

  буква ша, звук (ш), согласный, глухой, всегда твердый

  буква чэ, звук (ч), согласный, глухой, всегда мягкий

  буква ща, звук (щ), согласный, глухой, всегда мягкий

  • Ниже запишите следующее предложение.  Подчеркните все изученные орфограммы в предложении . У доски его запишет Соня.

С мышами во ржи подружились ежи.

     – Сверим написанное. Кто нашел у себя ошибки, исправьте их, зачеркнув карандашом.  Проверьте и оцените свою работу, нарисуйте соответствующий кружок.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

  1. Словарная работа

Станция « Загадкино»

  • Отгадать загадки, отгадки записать, подчеркнуть орфограммы.

(1 ученик работает у доски)

1. Вяжет мама длинный шарф

Потому что сын … (жираф)

2.Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Черненькие глазки,

Остренькие зубки. ( мыши)

3.Я пыхчу, пыхчу,пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

« Пейте чай, вода вскипела!»  ( чайник)

4. Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. ( часы)

5. Хвостом виляет , зубаста , а не лает. ( щука)

6.  Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек по улице везут.  ( машина)

7. Летит орлица по синему небу

Крылья распластала

Солнышко застлала.  ( туча)

  • Проверьте написанное, оцените работу своего товарища у доски.

VI . Физкультминутка. Станция « Зарядкино»

Давайте отдохнём

Жи-ши –похлопать

Ча-ща- потопать

Чу-щу –присесть

Вершина, часы, чугун, ножи, ежик, овчарка, роща, вытащу, молчу, лыжи, прощай, участок, чулок, пощада, ландыши.

ЖИ-ШИ (ХЛОПОК) : ВЕРШИНА, НОЖИ, ЁЖИК, ЖИТЕЛИ, ЛЫЖИ, ЛАНДЫШИ.

ЧА-ЩА (РУКИ ВВЕРХ): ЧАСЫ, ОВЧАРКА, РОЩА, ПРОЩАЙ, УЧАСТОК, ПОЩАДА.

ЧУ-ЩУ(ПРИСЕСТЬ) : ЧУГУН, ВЫТАЩУ, МОЛЧУ, СТУЧУ, ЧУЛОК, ЩУКА.

 VII.  Развитие умений- применение знания. Станция « Угадайка»

 

 - Когда я готовилась к уроку приготовила карточки со словами , но так спешила, что слоги в словах перепутала. Помогите мне разобраться в словах

 Лымаши  (малыши), ланчу (чулан), вельща (щавель),  щуи ( ищу), чукри (кричу), чувор (ворчу), качай ( чайка), жие (ежи).

  - Запишите получившиеся слова, обозначьте орфограммы.

  - Проверим записи. Оцените свою  работу.

Следующая станция « Глазкино».

Физминутка «Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали,

 Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

 Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,

(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)

 Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

 VIII. Итог урока.

- Ну, вот мы и прибыли на  последнюю станция нашего пути «Всезнайкино».   

А теперь вскройте ваши билеты. В них небольшая самостоятельная работа - как итог нашего путешествия. В первом задании нужно исправить ошибки в тексте, а во втором отметить ваши впечатления от урока.

1.Исправь ошибки в  тексте.

Рощя.
За рекой дубовая рощя. Мы чясто гуляем в роще. Звонко поют чижы. Цветут ландышы. Как они душысты! Берегите эти чюдесные цветы. Не рвите их!

Щюка.
Жывёт в пруду  щюка. Там же плавают ершы и лещи. Прячются рыбы от щюки. Но щюка хитра. Она караулит свою добычю.

  2.Выбери правильный ответ.

Я работал с настроением.                  Я работал без настроения.

Я понял тему.                                       Я не понял тему.

Я могу объяснить эту тему другому.

Мне нужна помощь по этой теме.

За работу на уроке я поставил бы себе _____.

- Ну, вот и заканчивается наш урок. Какова была тема нашего урока? А цель? Выполнили мы их?  Что у вас получалось сегодня лучше всего? В чём испытали затруднения?

 (дети читают стихи у доски)

1.Знаем твердо,  жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только  а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем  букву у.

     2. Чижи, ужи, ежи, стрижи,

     Жирафы, мыши и моржи,

     Машины, шины, камыши.

     Запомни слоги жи и ши

     Ты с буквой и всегда пиши.

     3.Ча и ща, ча и ща -

     Роща, чаща и свеча,

     Пища, туча, саранча -

     С буквой а и ща и ча.

     4.Я грамотно писать хочу

     Слова на чу и щу учу:

     Чулок и чудо, и чугун,

     Чудак и щука, и ворчун

     Чумазый, чучело, чурбан,

     Чудесный, чувство и чулан.

     Кричу, ворчу, ищу, тащу -

     Я с у пишу и чу, и щу.

IХ. Рефлексия.

   -  Кто уверенно применял правило о буквосочетаниях жи-ши,ча-ща,чу-щу?

   - У кого были  затруднения на уроке?

   - Кто доволен своей работой на уроке?

   - Кто был не очень активным?

   - Кто может помочь другим по этой теме?

   - Оцените работу с помощью кружков

зеленый - отлично

желтый -  были ошибки

красный   -  нужно поработать

    Критерии самооценки детей:

 без ошибок – 5, с 1-2 ошибками – 4, с 3-5 ошибками – 3

X. Домашнее задание. 

      Написать 10 слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Упражнения в написании букв у, и, а после шипящих" Кокина Н.В.

Данный урок разработан в технологии деятельностного метода. На уроке присутствуют работа в парах, группах. В урок включены активные методы обучения. Урок формирует основные УУД....

Урок русского языка во 2 классе "Упражнения в написании слов с гласной и после шипящих" Школа 2100

Урок закрепления правописания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. УМК Бунеев Р.Н....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка по теме : «Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема урока:  «Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих»...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Презентация к уроку русского языка на тему "Выведение правила написания безударных падежных окончаний имен существительных". Программа "Школа 2100",4 класс

Презентация содержит материал к  уроку по данной теме, включая все основные этапы урока: словарная работа, определение основного вопроса урока, открытие нового знания, развитие умения, итог урока...

открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...