Урок русского языка "Союзы и знаки препинания при однородных членах".
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (4 класс) на тему
Подробный план-конспект урока русского языка по теме "Союзы и знаки препинания при однородных членах" (УМК "Гармония" 4 класс, ФГОС). К данному уроку прилагается смарт-презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soyuzy_i_znaki_prepinaniya_pri_odnorodnyh_chlenah.docx | 40.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Союзы и знаки препинания при однородных членах».
Класс: 4.
УМК: «Гармония».
Учебник: М. С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко « Русский язык: К тайнам нашего языка» - Смоленск, издательство «Ассоциация XXI век» для 4 класса в 2 частях .
Тетради: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Тетрадь-задачник к учебнику «К тайнам нашего языка» для 4 класса в 3 частях .
Цель урока.
Развитие умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить запятую при однородных членах, когда это нужно.
Задачи урока.
- Развивать познавательные УУД на основе открытия правил постановки запятых при однородных членах с использованием союзов, знаково-символических действий (кодировка правил).
- Развивать познавательных УУД при постановке проблемы, выдвижении гипотез в затруднительной жизненной ситуации (этап «выявление места и причины затруднения»).
- Развивать познавательные логических УУД анализа, сравнения и обобщения при работе со словарными словами.
- Развивать личностные УУД при создании интереса к способу решения проблемы.
- Развивать регулятивных УУД при формулировке цели урока, действия контроля, прогнозировании результата работы (оценочный лист).
- Развивать коммуникативных УУД в процессе сотрудничества со сверстниками в поиске и сборе информации («Продолжи формулировку правил»).
Оборудование урока.
- Интерактивная доска.
- Смарт-презентация.
- Средства обратной связи («светофоры»).
- Оценочные листы.
- Разрезной материал для схематической кодировки правил.
- Индивидуальные карточки для учащихся (для дифференцированной работы).
- «Карточки-помощницы» для правильной постановки знаков препинания при однородных членах.
- Бланки учащимся для мини-тестов.
- «Весенние цветы» (рефлексия).
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Слайд 1 Слайд 2 | - Здравствуйте, ребята. Встаньте красиво, поприветствуйте друг друга доброй улыбкой. Садитесь. - Сейчас у нас урок русского языка. Сегодня на уроке нам предстоит выполнить много интересной, полезной работы. Какова тема нашего урока, мы узнаем позже. А начнём мы работу с пословицы. Прочтите её. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Актуальна ли эта пословица на сегодняшнем уроке? | - Человек, получивший знания, не пропадёт нигде. - Полученные знания всегда пригодятся человеку в жизни. - Конечно, актуальна. Сегодня на уроке мы, скорее всего, получим навыки грамотного письма. А грамотным человеком быть очень важно. |
II. Введение в тему урока. | - Перед вами лежит оценочный лист, где мы будем фиксировать результаты своей работы, самостоятельно оценивая себя. По каким параметрам мы будем себя оценивать? - А сейчас откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, классная работа. Сегодня третье марта. Не забудьте о правилах правильной посадки при письме. | - Аккуратность, активность, знание слов из словаря, умение составлять предложение, знаки препинания при однородных членах. (Дети записывают число) |
III.Минутка чистописания. Слайд 3 | - С чего мы всегда начинаем урок русского языка? - Зачем нам этот этап урока? - Найдите закономерность узора. -Какое общее название они имеют? - Как вы думаете, почему мы именно служебные части речи пишем сегодня во время «минутки чистописания»? | - С «минутки чистописания». -Для формирования красивого разборчивого почерка. - Здесь чередуются предлог, частица, союз. - Служебные части речи. - Возможно, какие-то из них мы будем использовать сегодня на уроке, как ,наверное, будет требовать тема урока. |
IV. Словарная работа. Слайд 4
Работа с оценочным листом. Работа с предложениями (дифференцированная работа). Слайд 5. Слайд 6. | - Что вы можете сказать об этих словах? - Нужно ли вспоминать их правописание? - Можно ли как-то объединить эти слова? - Мы сегодня весь урок будем работать под девизом «Навстречу весне». Даже мы с вами обладаем именем весенних месяцев. Давайте познакомимся. - Встаньте те, кто имеет имя «Март». - А теперь ребята с именем «Апрель». - Ну а теперь встаньте те, чьё имя «Май». - Что нужно сделать с этими словами? - Поставьте себе прогнозируемую отметку по знанию правописания словарных слов. - Решите орфографические задачи. - Проверьте и просигнальте. - Поставьте себе отметку в оценочном листе в графе «После выполнения работы». Совпала ли отметка с прогнозируемой? - А можно ли эти слова разделить на группы? - А по каким признакам? - А по какому ещё признаку можно разделить их? - Где нам встретятся эти слова? -Сейчас мы будем работать с предложениями. Поставьте в оценочном листе прогнозируемую отметку. - Каждый весенний месяц будет выполнять свою работу. -«Март», согласны ли вы с данным оформлением мысли? Если нет, то преобразуйте данные предложения. - «Апрель», как вы считаете, какую работу нужно выполнить вам? -«Май», вам нужно составить предложение с интонацией перечисления, используя одно или несколько предложенных словарных слов. - Прочитаем, что у нас получилось. - Поставьте себе отметку в оценочный лист в графу «После выполнения работы». - Чем похожи все наши предложения? - Подчеркните их. -Какие члены предложения могут быть однородными? | - Это слова из словаря. - Да. Наверное, они встретятся нам на уроке. И мы должны знать их правописание. Безграмотным быть стыдно. - Все эти слова на тему «Весна». (У каждого учащегося на рабочем месте наклеена карточка с названием весеннего месяца / по уровням / - для дифференцированной работы). (Встают «для знакомства» ребята 1 уровня). (Встают ребята 2 уровня). (Встают ребята 3 уровня). - Решить орфографические задачи (вставить буквы). (Учащиеся ставят отметки в оценочный лист в графу «Знание слов из словаря») (Ребята вставляют буквы в ирдивидуальных листах. 1 ученик работает на интерактивной доске. (Ребята сигналят светофором – средство обратной связи). - Да, можно. - По частям речи. Имена существительные: апрель, берёза, облако, природа, соловей; глаголы: жужжать, таять; наречие: быстро. - По орфограммам. Безударные гласные в корне, безударные гласные в суффиксе, удвоенные согласные: апрель таять жужжать берёза быстро облако природа соловей - В устной и письменной речи при оформлении предложений. (Ребята работают с оценочным листом). (Ребята низкого уровня по карточкам в тетрадях из трёх предложенных предложений составляют одно с однородными членами). - Составить из данных слов предложение. (Ребята среднего уровня по карточкам в тетрадях составляют предложение, 1 ученик работает у интерактивной доски). (Ребята высокого уровня составляют предложение типа «Пчёлы весной жужжат, перелетают с цветка на цветок.» (Проверяем фронтально выполненную работу). - Во всех предложениях есть однородные члены. (Ребята подчёркивают однородные члены). -Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены (доказывают с помощью только что записанных предложений). |
V.Актуализация знаний об однородных членах предложения. Слайд 7 | - Так что такое однородные члены? -Зачем нужны однородные члены предложения? | -Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову и являются одним и тем же членом предложения. (При ответе нуждающиеся учащиеся пользуются схемой со слайда). - Они делают нашу речь более точной, красивой, выразительной. |
VI. Работа над новой темой.
Слайд 8 3.Сообщение темы урока. Слайд 9 Физкультминутка 4.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. 5. Выявление места и причины затруднения. Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12
6. «Открытие» детьми нового знания. 7. Реализация построенного проекта. Слайды 14, 15
| - Оказывается, мы очень хорошо усвоили материал об однородных членах. Давайте подтвердим свои знания, выполнив упражнение 480 на стр.66. -Откройте учебник, прочтите задание. - На все ли предложенные вопросы этого упражнения вы можете ответить? -Чему же мы научимся сегодня на уроке? -Итак, тема нашего урока «Союзы и знаки препинания при однородных членах». (Выходит ученик и проводит игру «Запрещённое движение». - Ребята, наш век – век высоких технологий. Вы часто общаетесь в интернете или с помощью СМС сообщений. Но многие люди не считают обязательным соблюдение правил орфографии и пунктуации при пересылке сообщений. А как вы относитесь к этой ситуации? - Что тогда происходит? Давайте обратимся к такому случаю. Ребята в классе разбились на команды для игры. Маша в это время болела. Она послала СМС Мише с просьбой написать, кто в какой команде. Миша ей присылает ответ: «В первую команду записались Света, Вася, Катя, Женя, Толик, Наташа записались во вторую команду». Вы можете понять, кто в какой команде? - Почему? - Как выйти из этой нелёгкой ситуации? -А можно ли догадаться, где нужны знаки препинания? - Ребята, в таком случае поможет интонация.(Читаю с правильной интонацией). - Теперь понятны границы предложений? - Какие ещё знаки препинания нужны, кроме точки? -Запишите предложения по вариантам: 1 вариант – первое предложение, а 2 вариант – второе предложение. Подчеркните однородные члены. - А теперь проверим выполненную работу. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. -А как ещё соединяются однородные члены? -А какие союзы вы знаете? -Какие знаки препинания ставятся при союзах? -А сейчас вы узнаете о правилах пунктуации при однородных членах. Точнее, не узнаете, а сами должны сформулировать, пользуясь правилом-схемой в учебнике. -Откройте стр. 66. Работать будете в группах. Первый ряд продолжает формулировку первого пункта правила, второй ряд – второго пункта, а третий ряд – третьего пункта. Помогать вам будут схемы. -А теперь проверим. - А сейчас мы будем моделировать сформулированные вами правила. На каждой парте у вас разрезной материал. Зачитывая ещё раз каждое правило, вы должны составить его модель. Работать будете в парах. | -Нет, не на все. Мы знаем чёткие ответы на вопросы: «Зачем мы используем однородные члены?», «По каким признакам их узнаём?», «Какие члены предложения бывают однородными?» - А вот на вопросы 4 и 5 мы не можем дать ответы. - Как мы можем соединять однородные члены? - Когда нужно ставить запятые, а когда – нет. (Выслушивается несколько мнений ребят, которые придут к мнению, что люди перестают понимать друг друга). - Нет, не можем. - Два предложения соединились в одно. Миша не соблюдал постановку знаков препинания, а это необходимо. - Надо расставить знаки препинания. (Выслушиваются мнения ребят, но к точному выводу прийти сложно). - Да. - Нужны запятые, так как здесь однородные члены соединяются интонацией перечисления. -С помощью союзов. -«А», «и», «но». (Дети высказывают свои предположения). (Ребята из каждой группы формулируют правила постановки знаков препинания. Учащиеся в это время контролируют правильность с помощью светофора. (Ребята составляют схемы правил после того, как учитель зачитывает в стихотворной форме каждый случай пунктуации. Проверяем по слайдам презентации, открывая каждый раз «шторку»). |
VII. Первичное закрепление нового материала. 1.Работа с предложениями, содержащими однородные члены. Слайды 16-20 2.Самостоятельная работа. Слайд 21 3.Включение в систему знаний и обобщающее повторение. Слайд 22. Работа с «Оценочным листом» VIII.Рефлексия учебной деятельности (итоги урока и домашнее задание, работа с «Весенними цветами»). Слайды 23, 24, 25 Слайд 26. | - Ребята, вы готовы проверить приобретённые на сегодняшнем уроке знания? - Перед вами предложение: «Ласточка питается мухами комарами мошками». - Как вы думаете, какую работу мы сейчас будем выполнять? - Правильно. Сейчас мы будем работать с предложениями, включающими однородные члены. Запишите это предложение к себе в тетрадь и исправьте имеющиеся ошибки, если они есть. Кто уверен в своих знаниях, могут работать самостоятельно (по карточкам с этими же предложениями). Кто не совсем уверен в своих знаниях, можете воспользоваться карточкой-помощницей (предлагаю). (Дифференциация по степени самостоятельности). - Ребята, а сейчас проверьте постановку знаков препинания. (Открываю «шторку» , учащиеся проверяют постановку запятых. (Далее предлагаются предлжения: Она лета.т с раскрытым клювом и лов.т добычу на х.ду. Цапли живут не на суш. а на болотах и озёрах. Луч(?) со?нца осв.тил и луг и речку и рощу. Леб.ди летели ни.ко над оз.ром но на воду (не) садились. (При проверке под «шторками» слайдов могут встречаться «ловушки» - ошибки в постановке запятых и неправильное решение орфографических задач. Учащиеся, выполнившие работу самостоятельно, проверяют себя по карточкам , которые раздаю по окончании работы. - Ребята, а сейчас откройте тетради с печатной основой на странице 55. Найдите упражнение479. Прочитайте внимательно задание. - Кому не понятна наша предстоящая работа? - Это упражнение каждый будет выполнять самостоятельно. - А теперь проверим. Будем работать в парах. Сравните результаты выполненной работы друг с другом. Придите к правильному решению, если есть расхождения. Помогите своему соседу исправить ошибки, если они имеются. Расскажите друг другу о значении встретившихся союзов. - А сейчас у нас есть возможность быстро проверить, как мы усвоили материал сегодняшнего урока. Выполним мини-тест. У вас на партах есть маленькие листочки с порядковыми номерами. Я буду зачитывать предложения. А вы должны решить, нужны в каждом из них запятые или нет. Если нужны, ставите «+» рядом с порядковым номером этого предложения, а если не нужны, то ставим «-». Зачитываю предложения:
(Затем открываю слайд с ответами, а ребята проверяют). - Ребята, а сейчас поставьте себе отметку за умение ставить знаки препинания при однородных членах. - А теперь оценочные листы передайте с задних парт на передние. Скоро вы узнаете свои отметки. - Ребята, давайте вспомним, над решением каких вопросов мы работали на сегодняшнем уроке? - Как вы считаете, смогли ли мы ответить на эти вопросы? - Вы молодцы, отлично поработали и многие получают сегодня отметки. (Оцениваю работу учащихся отметками). - Каким же был для вас сегодняшний урок? - Какую из этих фраз вы хотели бы продолжить? - Для того, чтобы закрепить полученные нами знания, дома вы ещё раз поработаете над схемой-правилом на странице 66 и выполните упражнение 481в тетради с печатной основой на странице 57. Запишите в дневник это задание (открываю слайд с заданием, если нужно, поясняю суть задания). -Ребята, так как наш урок был весенним, то мы должны ещё раз выразить своё весеннее настроение. У нас на доске три цветочка. Но они пока не распустили свои лепестки. Вы можете им в этом помочь. У вас на партах 3 лепестка. Каждый из них будет выражать настроение урока. Если для вас урок был интересным, увлекательным, а главное – полезным, а настроение ваше было отличное, то вы выбираете яркий розовый лепесток и приклеиваете к первому цветку. Если урок для вас был не на столько полезным и увлекательным, как вы хотели бы, то вы выбираете голубой лепесток и приклеиваете ко второму цветку. Если же ваше настроение было мрачным, а урок не принёс вам никакой пользы, вы выбираете фиолетовый лепесток и приклеиваете к третьему цветку. - А теперь все встаньте. Урок окончен. Спасибо за работу. Молодцы! | - Да. - Мы должны поставить запятые при однородных членах, если нужно. (Учащимся, решившим работать самостоятельно, раздаю карточки с предложениями, а некоторым желающим ребятам – карточки-помощницы. С остальными ребятами работаю фронтально со слайдами). (Дети читают задание). (Если кто-то затрудняется, класс помогает: - Мы будем находить однородные члены, отмечать их «галочкой», ставить, где нужно, запятые. (Учащиеся выставляют себе отметки в «Оценочном листе») - Как мы можем соединять однородные члены; когда нужны при этом запятые, а когда нет. - Да, смогли. ( Дети дают высказывания по одной или нескольким репликам на слайде) (Дети «помогают распуститься весенним цветам»). |
Приложение.
Оценочный лист ____________________________
Работа на уроке | Мой прогноз | Моя отметка после выполнения работы | Отметка учителя |
Аккуратность | |||
Активность | |||
Знание слов из словаря | |||
Умение составлять предложения | |||
Знаки препинания при однородных членах |
Карточка-помощница. При перечислении однородных членов всегда ставится запятая. О, О, О. Если однородные члены соединены союзом «И», то перед ним запятая не ставится. О и О. Запятые ставятся перед повторяющимися союзами «И» и О, и О, и О. Перед союзами «а», «но» при однородных членах всегда ставятся запятые. О, а О. О, но О. | Карточка-помощница. При перечислении однородных членов всегда ставится запятая. О, О, О. Если однородные члены соединены союзом «И», то перед ним запятая не ставится. О и О. Запятые ставятся перед повторяющимися союзами «И». и О, и О, и О. Перед союзами «а», «но» при однородных членах всегда ставятся запятые. О, а О. О, но О. |
Карточки для индивидуальной работы при первичном закреплении нового материала.
Ласточка питается мухами комарами мошками. Она лета.т с раскрытым клювом и лов.т добычу на х.ду. Цапли живут не на суш. а на болотах и озёрах. Луч(?) со?нца осв.тил и луг и речку и рощу. Леб.ди летели ни.ко над оз.ром но на воду (не) садились. |
Ласточка питается мухами комарами мошками. Она лета.т с раскрытым клювом и лов.т добычу на х.ду. Цапли живут не на суш. а на болотах и озёрах. Луч(?) со?нца осв.тил и луг и речку и рощу. Леб.ди летели ни.ко над оз.ром но на воду (не) садились. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку на тему"Знаки препинания при однородных членах предложения"
Тема,цели урока,организационный момент,активизация и мотивация урока....
Презентация к уроку русского языка "Союзы и знаки препинания при однородных членах" (УМК "Гармония", 4 класс)
Презентация разработана по УМК "Гармония" 4 класс и соответствует требованиям ФГОС....
Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание.
Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание. Программа: Начальная школа XXI века....
Презентация для блиц-опроса на уроке русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения" (программа "Начальная школа XXIвека")
Презентация для блиц-опроса на уроке русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"....
Урок русского языка: «Знаки препинания при однородных членах предложения»
Тема. Знаки препинания при однородных членах предложенияЦели: развивать умение находить однородные члены в предложениях, на слух и зрительно определять, как ...
Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при однородных членах»
Общие сведения о проектеНазвание учебного предмета: Русский язык.Класс: Четвертый.УМК: «Гармония»Тема урока: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при...
разработка урока русского языка 4 класс по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"
План - конспект урока рксского языка по УМК "Планета Знаний" 4 класс...