Роль местоимения в речи, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Березина Анна Александровна

Конспект урока для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Роль местоимений в речи35.38 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс:

Тема урока: Роль местоимений в речи

Цели урока: формирование  понятия о местоимении как самостоятельной части речи.

Планируемые результаты:

  • Предметные: распознавать местоимения среди других частей речи; знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
  • Личностные: развитие самостоятельности; развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;

Тип урока: открытие нового знани

Оборудование: учебник 4 кл. 2 ч. ШР., презентация, карточки.

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

Эмоц., псих. мотивационная подготовка

 беседа

1 мин.

- Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи!

Каждой минутой трудясь дорожи!

- Добрый день ребята! У нас урок русского языка. Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебник и письменные принадлежности. Ребята, как вы считаете, почему это важно?

- Давайте настроимся на активную работу.  

 приветствовать учителя,

проверять готовность к уроку, устранять недостатки

высказывать свои предположения

следить за посадкой.

К: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Л: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Минутка чистописания

Прописывание

1 мин.

Записать число и КР

- Прописывать будем букву заглавную «Ю»

Писать в тетради число.

Прописывать букву

2.Актуальность знаний и мотивация.

словарные слова

взаимопроверка

1 мин.

Слова: Б..тинки, б..гатство, с..лют, в..гон, ..кскурсия, ..здал..ка, к..л..метр, косм..с, к..смич..ский, ап..етит.

- Почему эти слова называются словарные?

(В словах есть безударные гласные, которые нельзя проверить)                           

- Время нам нельзя терять,
Новую часть речи мы будем изучать.
Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка.
- Каким вы хотите видеть наш урок?
(Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным).

- Ну, а я желаю вам быть внимательными,

участвовать в беседе, слушать учителя.

выполнять словарную работу  со взаимопроверкой.

Л: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

3. постановка учебной задачи.

Целеполагание.

Рассказ

Лексическое значение слова.

Работа с учебником.

 

2 мин.

2 мин.

- На слайде есть отрывок из рассказа В. Осеевой «Кто наказал его?», давайте прочитаем этот рассказ.

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

- Кто наказал его? - спросила соседка.

- Он сам наказал себя, - ответила мама.

- О чём этот рассказ? (О мальчике)

- Как вы считаете, какая главная мысль текста? (Мальчик плохо относился к окружающим и все отвернулись от него, он остался один)

- Определите, какое слово встречается чаще других? (Слово «Я»)

-Как вы думаете, место какой части речи заняло в предложениях это слово?

 (место имени существительного) 

- К какой части речи относится это слово? (Местоимение)

- Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й    (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание.
– Какое открытие для себя сделали?
Местоимение – часть речи, которая заменяет имена.

- Открываем учебник на с. 51. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел? Как он называется?

- Прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться.

- Открываем с. 52, прочитайте тему урока (Роль местоимений в речи).

 - Сформулируем цель  урока.

читать рассказ «Кто наказа его?»

участвовать в беседе, слушать учителя.

 читать слово из выделенных букв.

отвечать на вопросы

читать задачи на с. 51 учебника.

открывать учебник на с.52.

формулировать тему и цель урока

Познавательные:

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем поискового характера; используют различные способы поиска информации

4. Открытие нового знания.

Работа в парах

Работа с правилом.

Опрос

5 мин.

- Где мы можем узнать информацию о личных местоимениях? (Мы можем прочитать правило в учебнике)

- Прочитайте правило. Проговариваем в парах. Кто сможет повторить. Назовите личные местоимения?

- Я буду задавать вам вопрос, а вы будите отвечать.

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? Я

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? Он,она,оно

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить? Ты,вы

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?если хотим обратиться

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? он,она
- Если это группа лиц?
они

- К какой группе относятся все названые местоимения? Как вы думаете, почему?
(Все они указывают на лица)
Перечислим еще раз все личные местоимения.

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.

читать правило в учебнике на с. 52.  

Рассказать в парах новое правило.

показывать карточки с местоимениями.

читать стихотворение.

Рассказать по памяти

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Работа в группах.

Коллективное обсуждение.

Синтаксический разбор

9 мин.

- Работа в группах по рядам. Правила.

Задание:

1) Задание  к данному тексту.

Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать    исправленные предложения. Подчеркнуть местоимения.

1) Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная  пища лисы -  лесные мыши.  Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

2)Мама купила красивое платье. Платье было такое голубое, что напоминало чистое небо. Платье было сделано из атласа и украшено бисером.  Мама купила платье, чтобы сходить на день рождение к тете.

3) В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ежика  гладили, ежик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ежика прозвали Пушок.

- Проверка.

-Тот кто у вас читатель, он отвечает.

   Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища -  лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

- Запишите в тетрадях 2 предложение. Давайте сделаем СР. (Она поедает мышей, зайцев, диких уток.)

- Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой, как существительное)

- Почему? (Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении) 

-Сделайте вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет  предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

Работа в парах.

Записывать получившиеся предложения в тетрадь.

записывать текст в тетради.

отвечать на вопросы.

Разбирать пр-е

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса; испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою национальную принадлежность; имеют целостный социально ориентированный взгляд на мир
в его органичном единстве

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Поисковая игра.

Работа с упр.

5 мин.

- Местоимение – часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку.
- Игра «Открой секрет» 
Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.

Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь.
В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните.

- сейчас давайте выполним упражнение 111.

писать в тетрадях слова.

Выполнять упражнение

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний

7. Включение в систему знаний.

Тестирование.

4 мин.

Проведение тестирования. (Слайд 26)

1. Местоимение:
а) это слово

б) часть речи

в) член предложения.

2. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных 

б) глаголов

в) нельзя задать вопрос
3. Местоимение:
а) обозначает предмет

 б) признак предмета

в) указывает на предмет

4. Укажите местоимение:
а) ель

б) ем

в) ты

5.Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы

б) она, он

в) в, о

6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.

выполнять задания тестирования индивидуально, оценивать работу.

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач

8. Рефлексия деятельности.

Инструктаж домашнего задания.

Фронтальный опрос

Самоанализ работы. 

3 мин.

- Записываем домашнее задание. Стр 52 учить правило, номер 110, сделать карточки местоимений???

- Найдите в учебнике нас. 53 Упр. № 110

- Как называется часть речи. с которой мы познакомились?

- Почему так называется эта часть речи?

- Как отличить местоимение от других частей речи?

- Какова роль местоимения в нашей речи?

Заполняют таблицу:

Самоанализ работы смайлики

Записывать домашнее задание.

Отвечать на вопросы для закрепленя

Анализировать свои действия на уроке.

Регулятивные: осуществляют контроль
и оценку процесса
и результатов деятельности.

Личностные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Русский язык

Выполнила студентка  45 гр.

Ф.И. Березина Анна

Проверила: Каргина Т.В.

Отметка: ______

Дата: 22.02.2018

Челябинск, 2018

 


1) Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная  пища лисы -  лесные мыши.  Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

3) В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ежика  гладили, ежик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ежика прозвали Пушок.

2)Мама купила красивое платье. Платье было такое голубое, что напоминало чистое небо. Платье было сделано из атласа и украшено бисером.  Мама купила платье, чтобы сходить на день рождение к тете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 4 классе на тему: «Личные местоимения. Роль местоимений в речи»

Этот урок был дан на городском семинаре. Технологическая карта урока составлена по требованиям ФГОС....

Урок по русскому языку "Личные местоимения. Роль местоимений в речи"

Личные местоимения. Роль местоимений в речи. Урок изучения новых знаний и первичного закрепления....

Конспект урока по русскому языку «Роль местоимений в речи» 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку 4 класс«Роль местоимений в речи»УМК "Школа России"...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи». Класс: 4

laquo;Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи».Создать условия для ознакомления с особенностями местоимения как части речи....

Конспект урока по русскому языку 4 класс. "Роль местоимений в речи". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Формирование знаний о личных местоимениях в речи, формирование умений правильно употреблять их в речи. Планируемые результатыПредметные: Знать роль местоимений в речи; ...