Роль местоимения в речи, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 4в
Тема урока: Роль местоимений в речи
Цели урока: формирование понятия о местоимении как самостоятельной части речи.
Планируемые результаты:
- Предметные: распознавать местоимения среди других частей речи; знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
- Личностные: развитие самостоятельности; развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;
Тип урока: открытие нового знани
Оборудование: учебник 4 кл. 2 ч. ШР., презентация, карточки.
Этап урока. Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Планируемые результаты (УУД) | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1.Этап самоопределения к деятельности Эмоц., псих. мотивационная подготовка беседа | 1 мин. | - Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Ум и сердце в работу вложи! Каждой минутой трудясь дорожи! - Добрый день ребята! У нас урок русского языка. Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебник и письменные принадлежности. Ребята, как вы считаете, почему это важно? - Давайте настроимся на активную работу. | приветствовать учителя, проверять готовность к уроку, устранять недостатки высказывать свои предположения следить за посадкой. | К: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Л: понимают значение знаний для человека |
Минутка чистописания Прописывание | 1 мин. | Записать число и КР - Прописывать будем букву заглавную «Ю» | Писать в тетради число. Прописывать букву | |
2.Актуальность знаний и мотивация. словарные слова взаимопроверка | 1 мин. | Слова: Б..тинки, б..гатство, с..лют, в..гон, ..кскурсия, ..здал..ка, к..л..метр, косм..с, к..смич..ский, ап..етит. - Почему эти слова называются словарные? (В словах есть безударные гласные, которые нельзя проверить) - Время нам нельзя терять, - Ну, а я желаю вам быть внимательными, | участвовать в беседе, слушать учителя. выполнять словарную работу со взаимопроверкой. | Л: понимают значение знаний для человека |
3. постановка учебной задачи. Целеполагание. Рассказ Лексическое значение слова. Работа с учебником.
| 2 мин. 2 мин. | - На слайде есть отрывок из рассказа В. Осеевой «Кто наказал его?», давайте прочитаем этот рассказ. Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал. - Кто наказал его? - спросила соседка. - Он сам наказал себя, - ответила мама. - О чём этот рассказ? (О мальчике) - Как вы считаете, какая главная мысль текста? (Мальчик плохо относился к окружающим и все отвернулись от него, он остался один) - Определите, какое слово встречается чаще других? (Слово «Я») -Как вы думаете, место какой части речи заняло в предложениях это слово? (место имени существительного) - К какой части речи относится это слово? (Местоимение) - Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание. - Открываем учебник на с. 51. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел? Как он называется? - Прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться. - Открываем с. 52, прочитайте тему урока (Роль местоимений в речи). - Сформулируем цель урока. | читать рассказ «Кто наказа его?» участвовать в беседе, слушать учителя. читать слово из выделенных букв. отвечать на вопросы читать задачи на с. 51 учебника. открывать учебник на с.52. формулировать тему и цель урока | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск |
4. Открытие нового знания. Работа в парах Работа с правилом. Опрос | 5 мин. | - Где мы можем узнать информацию о личных местоимениях? (Мы можем прочитать правило в учебнике) - Прочитайте правило. Проговариваем в парах. Кто сможет повторить. Назовите личные местоимения? - Я буду задавать вам вопрос, а вы будите отвечать. - Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? Я - Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? Он,она,оно - Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить? Ты,вы - Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?если хотим обратиться - Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? он,она - К какой группе относятся все названые местоимения? Как вы думаете, почему? Я и Мы, Ты и Вы, | читать правило в учебнике на с. 52. Рассказать в парах новое правило. показывать карточки с местоимениями. читать стихотворение. Рассказать по памяти | Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля Коммуникативные: достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку |
5. Первичное закрепление во внешней речи. Работа в группах. Коллективное обсуждение. Синтаксический разбор | 9 мин. | - Работа в группах по рядам. Правила. Задание: 1) Задание к данному тексту. Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать исправленные предложения. Подчеркнуть местоимения. 1) Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям. 2)Мама купила красивое платье. Платье было такое голубое, что напоминало чистое небо. Платье было сделано из атласа и украшено бисером. Мама купила платье, чтобы сходить на день рождение к тете. 3) В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ежика гладили, ежик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ежика прозвали Пушок. - Проверка. -Тот кто у вас читатель, он отвечает. Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища - лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям. - Запишите в тетрадях 2 предложение. Давайте сделаем СР. (Она поедает мышей, зайцев, диких уток.) - Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой, как существительное) - Почему? (Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении) -Сделайте вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов. | Работа в парах. Записывать получившиеся предложения в тетрадь. записывать текст в тетради. отвечать на вопросы. Разбирать пр-е | Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса; испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою национальную принадлежность; имеют целостный социально ориентированный взгляд на мир Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой. Поисковая игра. Работа с упр. | 5 мин. | - Местоимение – часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку. Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь. - сейчас давайте выполним упражнение 111. | писать в тетрадях слова. Выполнять упражнение | Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний |
7. Включение в систему знаний. Тестирование. | 4 мин. | Проведение тестирования. (Слайд 26) 1. Местоимение: б) часть речи в) член предложения. 2. Местоимение: б) глаголов в) нельзя задать вопрос б) признак предмета в) указывает на предмет 4. Укажите местоимение: б) ем в) ты 5.Найдите слова, которые не являются местоимениями: б) она, он в) в, о 6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением. | выполнять задания тестирования индивидуально, оценивать работу. | Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач |
8. Рефлексия деятельности. Инструктаж домашнего задания. Фронтальный опрос Самоанализ работы. | 3 мин. | - Записываем домашнее задание. Стр 52 учить правило, номер 110, сделать карточки местоимений??? - Найдите в учебнике нас. 53 Упр. № 110 - Как называется часть речи. с которой мы познакомились? - Почему так называется эта часть речи? - Как отличить местоимение от других частей речи? - Какова роль местоимения в нашей речи? Заполняют таблицу: Самоанализ работы смайлики | Записывать домашнее задание. Отвечать на вопросы для закрепленя Анализировать свои действия на уроке. | Регулятивные: осуществляют контроль Личностные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности |
Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1» Технологическая карта урока Русский язык Выполнила студентка 45 гр. Ф.И. Березина Анна Проверила: Каргина Т.В. Отметка: ______ Дата: 22.02.2018 Челябинск, 2018
|
1) Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям. |
3) В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ежика гладили, ежик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ежика прозвали Пушок. |
2)Мама купила красивое платье. Платье было такое голубое, что напоминало чистое небо. Платье было сделано из атласа и украшено бисером. Мама купила платье, чтобы сходить на день рождение к тете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 4 классе на тему: «Личные местоимения. Роль местоимений в речи»
Этот урок был дан на городском семинаре. Технологическая карта урока составлена по требованиям ФГОС....
Урок по русскому языку "Личные местоимения. Роль местоимений в речи"
Личные местоимения. Роль местоимений в речи. Урок изучения новых знаний и первичного закрепления....
Конспект урока по русскому языку «Роль местоимений в речи» 4 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по русскому языку 4 класс«Роль местоимений в речи»УМК "Школа России"...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи». Класс: 4
laquo;Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи».Создать условия для ознакомления с особенностями местоимения как части речи....
Конспект урока по русскому языку 4 класс. "Роль местоимений в речи". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: Формирование знаний о личных местоимениях в речи, формирование умений правильно употреблять их в речи. Планируемые результатыПредметные: Знать роль местоимений в речи; ...