Конспект урока по русскому языку " Род имен прилагательных" (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Род имён прилагательных»
Цели деятельности учителя:
- познакомить учащихся с изменением имён прилагательных по родам;
- развивать умение определять род имён прилагательных;
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение согласовывать имя прилагательное с именем существительным; выстраивать логическую цепь рассуждений; развивать умение устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными, определять род имён прилагательных,
Личностные: развивать умение терпимо относится к высказываниям одноклассников; Совершенствовать умение различать части речи по грамматическим признакам. Развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы, навык работы в парах, группе.
Оборудование: Русский язык 3 кл. 2ч, Канакина В.П., Горецкий В.Г.2-е издание Москва «Просвящение» 2013.
№ | Этапы, методы и приёмы | Хро- Номе-траж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Мотивационный Словесн.: слово учителя | 8.30. 8.31. | - Здравствуйте, ребята! «Добрый день!» – тебе сказали. «Добрый день!» – ответил ты. Нас две ниточки связали Теплоты и доброты. - Пусть хорошее настроение сопровождает нас весь урок и помогает в трудную минуту. | Приветствовать; Слушать стихотворение; | К: формировать положительное отношение к урокам русского языка |
Словесн.: слово учителя; Словесн.: ответы на вопросы; Практич.: распределение и запись слов; | 8.31. 8.35. 8.35. 8.37. | Ищу слова певучие, Ваши впечатления? - Ребята, догадайтесь о чём идёт речь. Запишите ответы, распределив их в 3 столбика. - Последний месяц осени? (ноябрь). - Здесь можно взять книгу домой? (библиотека). - Плод яблони? (яблоко). - Бывает русский, немецкий, английский? (язык) - Это рисует художник? (картина). - Рама со стеклом? (окно). - Часть суток? (ночь). - Ребята, по какому признаку мы разделили эти слова? (по родам). Какой род этих слов? (мужской, женский, средний род). А какой части речи эти слова? (Существительные). | Слушать; Делиться впечатлениями; Отвечать на вопросы; Давать определение; Классифицировать слова в 3 столбика; Отвечать на вопросы; | К: строить речевые высказывания; П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; | |
3. | Постановка учебных задач Практич.: чтение слов, составление словосочетаний; Словесн.: ответы на вопросы; | 8.37. 8.40. 8.40. 8.43. | - Ребята, сейчас посмотрите на доску: Весёлый, солнце, умные, хорошая, клоун, яркая, ученики, песня. - Что мы можем сделать с этими совами? (составить словосочетания, придумывать предложения). - Итак, давайте составим словосочетания. Какие? (весёлый солнце, умные ученики, яркое клоун, хорошая песня). - Правильные словосочетания у нас получились? (нет) почему? что в них неверно? (окончания прилагательных). - От чего зависят окончания прилагательных? (от существительных). - А сейчас спишите и вставьте окончания прилагательных в словосочетания: зелёный лист, зелёная трава, зелёное пальто. - Что вы заметили? Почему окончания имён прилагательных разные? - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (род имён прилагательных). - Какие цели поставим на урок? (узнать от чего зависит род имён прилагательных; определять род прилагательных). | Смотреть на доску; Читать слова; Составлять словосочетания; Отвечать на вопросы; Анализировать; Сравнивать; Делать выводы; Определять тему урока Ставить цели урока; | К: построение логической цепи рассуждений; К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы; Р: прогнозировать и корректировать способ решения учебной задачи по составленному плану; |
4. | Решение частных задач Практич.: письм. упр. Словесн.: рассказывать правило | 8.43. 8.50. | - Ребята, давайте откроем учебник на стр. 72 и посмотрим упр. 124. Прочитайте задание. - Самостоятельно спишите, выделите окончания, после вместе определим род прилагательных. Молодой лес, молодая роща, молодое дерево, весенний дождь, весенняя погода, весеннее утро. - Назовите имена прилагательные. Назовите окончания имён прилагательных? (ой, ая, ое, ий, яя, ее). - От чего зависит окончания имён прилагательных? (от имени существительного, с которым оно связано по смыслу). - Назовите окончания мужского, женского и среднего рода? - Давайте прочитаем правило. - В каком роде всегда стоит имя прилагательное? (в том же, что и существительное). - В каком числе изменяются имена прилагательные по родам? (в единственном) - Прочитайте правило ещё раз, закройте учебники и проговорите его. Расскажите соседу по парте. | Читать задание; Списывать, выделять окончания; Называть окончания; Читать правило; Анализировать правило; Проговаривать правило; | П: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, К: построения рассуждений, |
Праактич.: устн. Упр. | 8.50. 8.55. | - Хорошо. Прочитайте задание № 125 - Прочитайте, рассмотрите таблицу. - На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода? (какой?). Какие окончания имеют? (-ой-, -ый, -ий-). Приведите примеры. - На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода? (какая?) Какие окончания они имеют? (-ая-, -яя-). Приведите примеры. - На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода? (какое?) Какие окончания они имеют? (-ое-, -ее-). Приведите примеры. | Рассматривать таблицу; Анализировать; Сравнивать; Отвечать на вопросы; Делать выводы; | П: искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; | |
Физминутка | 8.55. 8.56. | - А ну, хватит рассуждать. Время отдых начинать. Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, 2, 3! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. | Выполнять упражнения; | Р: саморегуляция как способность мобилизации сил и энергии; | |
Практич.: письм. упр. Фронтальная проверка; | 8.56. 9.05. | - Продолжаем работать. - Прочитайте упражнение №127. - Отгадайте загадки. - Спишите эти загадки, найдите имена прилагательные определите их род, выделите окончания. - Итак, давайте проверим. - Какие имена прилагательные есть в загадках? Какой у них род? (алая - ж.р., т.к. шапочка – ж.р., нетканая – ж.р., т.к. жилеточка – ж.р. рябенький – м.р., т.к. кафтанчик – м.р. красный – м.р., т.к. цвет – м.р., винный – м.р., т.к. – вкус – м.р., каменное – ср.р., т.к, сердце – ср.р.) - Назовите окончания прилагательных? | Выполнять упражнение; Списывать, выделять окончания; Выполнять проверку; Определять род прилагательных; | Р: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров | |
Практич.: Комментированное письмо | 9.05. 9.10. | - Сейчас ребята составьте и запишите словосочетания «прилагательное+существительное» из слов, которые вы видите на доске, но изменяя окончания и определяя род прилагательных. - Работать будем комментируя. 1. коричневый, карий (платье, глаза, костюм) – коричневое платье – ср.р., карие глаза – мн.ч.коричневый костюм – м.р. 2. густой, дремучий (лес, туман) – густой туман – м.р., дремучий лес – м.р. 3. горячий, знойный (лето, вода, привет) – знойное лето – ср.р., горячая вода – ж.р., горячий привет – м.р. 4. смуглый, темный (волосы, лицо, небо) – смуглое лицо – ср.р., темные волосы – мн.ч., темное небо – ср.р. 4. Старый, пожилой (человек, учебник) – старый учебник – м.р., пожилой человек – м.р. | Составлять словосочетания; Изменять окончания прилагательных; Определять род прилагательных, выделять окончания; | П: преобразовывать информацию из одной формы в другую: | |
4. | Рефлексия. Подведение итогов | 9.10. 9.15 | - Итак, ребята, чем мы сегодня занимались? Чему ты научился на этом уроке? Достиг ли поставленной цели ля себя? Как определять род имён прилагательных? Понравился ли тебе урок? Возникли ли у тебя трудности? | Подводить итоги урока; | Р: Осуществлять итоговый контроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока порусскому языку по теме"Значение наречий"
В конспекте урока дан материал на нахождение наречий в предложениях ,определение значений наречий....
Конспект урока русского языка "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: - формирование условий для ознакомления со связью имён прилагательных с именем существительным. Планируемые результаты:...
Конспект урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным»Цели деятельности учителя: формирование условий для ознакомления со связью имён прилагательных с именем существительным.Планируе...
Конспект урока русского языка "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство со смысловым значением имен прилагательных; формирование знаний на установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые результаты: Предм...
Конспект урока порусскому языку(День единого текста)
laquo;День единого текста» – это технология изучения одного и того же текста на разных уроках, в результате которого обучающиеся совершенствуют навыки ...