«Буква Ц как знак звука [ц]. Письмо строчной буквы ц и слов с ней» (Б.Д.Эльконин-В.В.Давыдов)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Ерзакова Зауре Куаншевна

«Буква Ц как знак звука [ц]. Письмо строчной буквы ц и слов  с ней»

Цель деятельности учителя: создать условия для знакомства учащихся с формой и названием элементов букв;

учить писать элементы письменных букв по алгоритму; учить правилам посадки и пользования письменными принадлежностями; способствовать развитию мышления и внимания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_1.docx41 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный этап Словесный: приветствие

Мотивационный этап

Словес.: слово учителя

10:10-

10:11

Здравствуйте, ребята! Давайте проверим, есть ли на ваших партах всё, что нужно: пенал, пропись. Молодцы! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, я желаю Вам хорошей работы на уроке. Садится очень тихо первый ряд, потом так же тихо второй ряд и еще тише третий ряд. Молодцы! Давайте вспомним правила посадки на уроке

Приветствовать учителя

Эмоционально настраиваться  на урок

Готовиться к уроку

Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности

Постановка учебной задачи и её решение

Словес.: слово учителя

 

Словесн.: учебный диалог

 

Практический : вспоминать звуки в словах

10:11-

10:16

-Ребята, как сверчки делают?

-Какие звуки слышатся в начале этих слов?

-Какая буква обозначает эти звуки на письме?

И так, с какой новой буквой вы познакомились на уроке обучения грамоте?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке письма? Правильно, наша задача учиться писать строчную и заглавную букву, которая нужна нам для обозначения согласного звука [ц].

– Дайте характеристику звуку [ц] ( буква ц твердый,глухой)

– Придумайте слова, в которых звук [ц] был бы в начале слова. (цапля, цветы, царевичь.)

Отвечать на вопросы

Рассуждать

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

П: формулируют ответы;  строят речевое высказывание.

Решение частных задач

Практич.: устная работа в прописи

Словесн.:слово учителя

Словесн.: учебный диалог

10:16-

10:20

А теперь, ребята, откройте  прописи  на странице 26

- Ребята,  какая  буква сверху  слева?

- Кто знает,  чем отличается печатная буква от письменной?( Печатная буква отличается от прописной тем, что письменная буква  находится под наклоном, а печатная наклона не имеет).

- Ребята, строчная буква [ц], посмотрите вверху страницы.

 На что похожи элементы буквы [ц]?

-Давайте обведем элементы

-Обводить нужно как ребята? (строго по контуру).

Отвечать на вопросы учителя

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

К: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы; аргументируют собственное мнение.

Решение частных задач

Практич.: работа в прописи

Словесн.: слово учителя

 Практический: обводка элементов буквы.

Наглядный: показ написания

Практический: педагогический показ с подробным комментарием; обведение образца.

Практический: письмо «в воздухе».

Практический: обводка буквы.

Практический: письмо в прописи.

Практический: обводка элементов буквы.

Наглядный: показ написания

Практический: педагогический показ с подробным комментарием; обведение образца.

Словесн.: слово учителя

Практический: педагогический показ с подробным комментарием; обведение образца.

Практический: обводка элементов буквы.

Наглядный: показ написания

 10:21-

10:45

( На доске таблица четырех форм буквы «ц»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных). 

– Чем они похожи? Чем отличаются?

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Мы с Вами уже неплохо потрудились, давайте разомнем наши пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять! 
Вышли пальчики гулять! 
Раз, два, три, четыре, пять! 
В домик спрятались опять.

Письмо элементов буквы [ц]

Найдите элементы строчной буквы [ц] у себя в прописи. Рассмотрите их. Сейчас я напишу их на доске. Начинаю писать первый элемент буквы ц  от  верхней линии рабочей строки, веду  до нижней линии , закругляя довожу до верхней линии рабочей строки

Второй элемент начинаем писать от верхней линии рабочей  строки. Веду вниз до нижней линии рабочей строки, делаем петельку.

-Обратите внимание на то, что расстояние между элементами и наклон должны быть одинаковыми.

- Теперь, Вам нужно обвести по контуру первые два элемента, из которых состоит прописная буква [ц].

Кто готов - руку на локоток.

ФИЗМИНУТКА

Письмо строчной буквы [ц]

Сейчас на доске я буду писать строчную букву [ц], смотрите внимательно.

Буква [ц] состоит из 3 элементов.

- Начинаю писать первый элемент буквы [ц]  от  верхней линии рабочей строки, веду  до нижней линии , закругляя довожу до верхней линии рабочей строки

Второй элемент начинаем писать от верхней линии рабочей  строки. Веду вниз до нижней линии рабочей строки, делаем петельку.

Сейчас, мы с Вами будем писать строчную букву [ц] в воздухе под счет. Смотрите внимательно, первый раз показываю я.

1 иии 2 иии- 3 иии

- Теперь, Вам нужно обвести по контуру первые три элемента, из которых состоит прописная буква [ц].

- Найдите в своей прописи букву [ц].

- Поставьте ручку на точку, от которой мы начнем писать.

- Я буду проговаривать под счет написание, а Вы в это время пишите в прописи. (3 буквы).

- Теперь попробуйте самостоятельно написать 3 буквы [ц]  на этой строке.

- Переходим к следующей строчке. Не забываем правильно сидеть, правильно держать ручку.

- Сейчас по контуру напишите одну букву [ц].

-Ребята, посмотрите на слайд и скажите, правильно ли написана буква [ц]? (на слайде ошибки)

-А теперь, прочитайте первый слог? (указкой показ на экране)[оц]

-Итак ребята, посмотрите какой тип соединения в этом слоге? (верхнее)

- А теперь посмотрите, я сделаю показ.

-Пишу строчную букву [о], через верхнее соединение пишу строчную букву [ц]

-А теперь попробуйте один раз написать это соединение.

- (имя ребенка) Какое у тебя соединение?(верхнее)

-А теперь, прочитайте второй слог? (указкой показ на экране)[ец]

-Итак ребята, посмотрите какой тип соединения в этом слоге? (верхнее)

- А теперь посмотрите, я сделаю показ.

-Пишу строчную букву [е], через верхнее соединение пишу строчную букву [ц]

-А теперь попробуйте один раз написать это соединение.

- (имя ребенка) Какое у тебя соединение?(верхнее)

-А теперь, прочитайте следующий слог? (указкой показ на экране)[цы]

-Итак ребята, посмотрите какой тип соединения в этом слоге? (верхнее)

- А теперь посмотрите, я сделаю показ.

-Пишу строчную букву [ц], через верхнее соединение пишу строчную букву [ы]

-А теперь попробуйте один раз написать это соединение.

- (имя ребенка) Какое у тебя соединение?(верхнее)

-А теперь, прочитайте следующий слог? (указкой показ на экране)[ци]

-Итак ребята, посмотрите какой тип соединения в этом слоге? (верхнее)

- А теперь посмотрите, я сделаю показ.

-Пишу строчную букву [ц], через верхнее соединение пишу строчную букву [и]

-А теперь попробуйте один раз написать это соединение.

- (имя ребенка) Какое у тебя соединение?(верхнее)

-Посмотрите на следующую строку. Что вы видите? (цирк)

- сколько слогов в этом слове? (один)

- на какую букву падает ударение? (и)

- Пропишите это слово самостоятельно, не забывайте про верхнее соединение и наклон.

- Поставьте в написанном слове  пальчик под первую букву, и читаем что написали. (хором)

-Поднимите руку те, у  кого нет ошибки?

-Кто прочитает следующую строку ?

-Какой знак ребята стоит между словами? (-)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Мы писали.
Мы писали. Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнём и опять писать начнём»

Письмо элементов буквы

Найдите элементы заглавной буквы Ц у себя в прописи. Рассмотрите их.

Буква Ц состоит из трёх элементов. Три элемента пишутся движением руки сверху вниз. первый элемент заглавной буквы Ц начинаем писать чуть выше середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.

Второй элемент начинаем писать с широкой вспомогательной строки. Ведем вниз палочку от верхней, а затем до нижней линии рабочей строки.

Третий элемент начинаем писать с нижней рабочей строки. Делаем петлю. Обратите внимание на то, что расстояние между элементами и наклон должны быть одинаковыми, пропишите букву Ц в воздухе.(под счет)

- Теперь, Вам нужно обвести по контуру первые два элемента, из которых состоит заглавная буква Ц.

Кто готов - руку на локоток.

- Найдите в  прописи букву Ц.

- Поставьте ручку на точку, от которой мы начнем писать.

- Я буду проговаривать под счет написание, а Вы в это время пишите в прописи. (2 буквы).

- Теперь попробуйте самостоятельно написать 4 буквы Ц  на этой строке.

- Переходим к следующей строчке. Не забываем правильно сидеть, правильно держать ручку.

- Сейчас по контуру напишите три буквы Ц.

Контролировать этапы своей работы

Запоминать написание буквы

Писать букву под счет «в воздухе».

Писать букву в прописи

Запоминать написание буквы

Писать букву под счет «в воздухе».

Писать букву в прописи

П: формулируют ответы;  строят речевое высказывание.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

К: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы; аргументируют собственное мнение.

IV. Итог урока.

Рефлексия

Словесн.: учебный диалог

10:45-10:48

Давайте вспомним. что мы с Вами сегодня делали на уроке. Верно, мы с вами учились писать строчную и прописную букву [ц].

А сейчас посмотрите на слайд и выберите утверждение:

1-Мне было легко работать на уроке;

2-У меня были затруднения;

3-Нечего не получилось, было трудно.

Обобщать изученное на уроке.

Отвечать на вопросы

Оценивать свою деятельность на уроке

Р: осуществляют итоговый контроль

Информация о домашнем задании

Словесн.: слово учителя

 10:48-

10:50

Информация о домашнем задании

Дома Вам нужно будет дописать до конца эту страничку. Большое спасибо за урок, вы большие молодцы!

Слушать домашнее задание

П: структурирование знаний;

        Технологическая карта урока письма

«Буква Ц как знак звука [ц]. Письмо строчной буквы ц и слов  с ней»

Цель деятельности учителя: создать условия для знакомства учащихся с формой и названием элементов букв;

учить писать элементы письменных букв по алгоритму; учить правилам посадки и пользования письменными принадлежностями; способствовать развитию мышления и внимания.

Планируемые результаты:

Предметные: обеспечить запоминание формы письменной, строчной и прописной буквы [ц]; учиться способу начертания строчной и прописной письменной буквы [ц]

Личностные: демонстрировать развитие познавательного интереса, формирование  познавательных потребностей.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: прописи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе . Программа 1-4 «Школа России». Тема: Звук [ш]. Письмо строчной буквы ш.

Цели: Познакомить детей с новыми буквами и звуком. Формировать навыки чтения, учить работать с текстом. Развивать мелкую моторику рук, фонематический слух, внимание, память, речь. Воспи...

согласные звуки [в], [в’], буквы “В”, “в”. Письмо строчной буквы “в”.

Конспект интегрированного урока чтения и письма в 1 классе. Урок проводится на двух уроках с чередованием работы по чтению и письму....

Буква Ё, ё и звуки, которые она обозначает. Письмо строчной буквы ё.

Методическая разработка урока чтения и обучения грамоте по программе "Школа России" для 1 класса...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»

Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»   Цель:  формирование понятия о согласных   звуках [т] [т’], букве &laqu...

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и письму "Звуки [б’] и [б] и буква «б», письмо строчной буквы «б»"

Цели деятельности учителя: Формирование представления о звуках «б» и «б’», букве «б»; умения писать строчную букву «б» и соединять её с другими бу...

Конспект урока обучения грамоте "Звук "ч", письмо строчной буквы "ч""

КОНСПЕКТ УРОКА  ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕТема: «Звук [ч‘], письмо строчной буквы ч» Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуке [ч‘] и графическом облике буквы [ч] , нав...