Конспект урока по русскому языку на тему: « Имя прилагательное как часть речи» (УМК «Школа России»)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Хабелькаева Алина Равильевна

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

русского языка

 

Челябинск, 2016

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык
Класс:
3

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи»
Цели урока:  - повторить и обобщить знания обучающихся об имени прилагательном как о части речи.

- тренировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными.

- развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.

Планируемые результаты:

личностные: развивать учебно-познавательный интерес к предмету, к новому учебному материалу; способность к самооценке. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; 

предметные: учащиеся научатся распознавать имя прилагательное среди других частей речи; выделять словосочетания с именем прилагательным из предложений; распознавать сложные прилагательные и записывать их;

  • Тип урока: ОНЗ

Оборудование урока:  Русский язык 3 кл. 2ч, Канакина В.П., Горецкий В.Г.2-е издание Москва «Просвящение» 2013

Этапы, методы и приёмы

Хро-

Номе-траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учителя

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

1-2

- Здравствуйте, ребята!

-Руки? 
-На месте! 
-Ноги? 
-На месте! 
-Локти у края? 
-Спинка прямая! Настроение каково? (показывают).

 -Пусть сегодняшний урок всем нам радость принесет!

Приветствовать;

Эмоционально настраиваться на урок;

К: формировать положительное отношение к урокам русского языка;

2.

Постановка учебных задач

Словесн.: ответы на вопросы;

3-4

- Ребята, чтобы определить тему урока, отгадайте загадку:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю нашу речь

Меня вам надо знать, беречь!

- Слова, какой части речи украшают нашу речь? (Имя прилагательное).

- Ребята, Прослушайте текст, является ли он стихотворением?
Люблю березку в сарафанчике, с платочками в карманчиках, с застежками, с сережками. Люблю ее.

А теперь еще один текст прослушайте.
Чтение стихотворения А. Прокофьева:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками,
Люблю ее нарядную,
Родную ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
А этот текст является стихотворением? Сравните их. Что вы можете сказать? (первый текст сухой, скучный, а второй полный, красочный). Благодаря чему второй текст такой? (прилагательным).

- Сформулируйте тему урока? (Имя прилагательное как часть речи).

- Какие цели мы можем поставить на урок? (Повторить что такое имя прилагательное; вспомнить вопросы имени прилагательного; находить его в тексте среди других слов).

- Хорошо.

Отгадывать загадку;

Отвечать на вопросы;

Слушать тексы;

Сравнивать;

Определять тему урока;

Ставить цели;

К: строить речевые высказывания;

Р:оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3.

Решение частных задач

Практич.: анализ страницы учебника;

1-2

- Ребята, а сейчас давайте откроем учебники на стр. 62 и посмотрим, правильно ли мы определили тему? (да)

- Посмотрите, чему мы будем учиться? (распознавать имена прилагательные, определять род, число, падеж; изменять прилагательные по родам, числам, падежам; разбирать прилагательное как часть речи).

Работать по учебнику;

П:осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

П: проводить анализ, сравнение;

Практич.: письм упр. Письмо по памяти.

Словесн.: ответы на вопросы;

5-7

- Хорошо. Откройте стр. 63 упр. 109

- Прочитайте стихотворение. О чём в нём идёт речь? (О березах).

- Как вы представили берёзу? (ответы детей).

- В какое время года автор описывает берёзу? (лето).

- Какую роль выполняют имена прилагательные? (делают стихотворение красивее).

- Запишите его по памяти, закрыв учебники.

- Назовите имена прилагательные? (сонные, шёлковые, зелёные, серебряные). Напишите над словами часть речи.

- Итак, ребята давайте скажем, что же такое имя прилагательное? Что обозначают имена прилагательные? На какие вопросы они отвечают? С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?

(Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие? В предложении связано с существительным). Приведите примеры.

- Хорошо.

Читать задание;

Отвечать на вопросы;

Записывать по памяти;

Проговаривать правило;

Приводить примеры;

Р: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров;

Р:учиться высказывать 

своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

Словесн. Игра «Узнай»

Словесн.: ответы на вопросы;

2-3

- Ребята, а сейчас поиграем в игру «Узнай». Я вам буду называть слова имена прилагательные, а вы должны отгадать о ком идёт речь.

- Серый, хищный, жадный… (волк)

- Рыжая, хищная, ловкая… (лиса)

- Косой, слабый, трусливый… (заяц)

- Большой, косолапый…(медведь)

- Солнечный, весёлый…(день)

- Ясная, холодная…(погода)

- Серая, хмурая… (погода).

- Ребята, что обозначают слова, благодаря которым вы догадались о ком или, о чём идёт речь? (имена прилагательные). С какой целью употребляются имена прилагательные в речи? (делают речь точной, красивой).

Играть в игру;

Отвечать на вопросы;

П: осуществлять синтез как составление целого из частей;

К: строить речевые высказывания;

Физминутка

1-2

- Ребята, ну а сейчас пришло время немного отдохнуть.

 Руки подняли и помахали - 
Это деревья зимой. 
Локти согнули, кисти встряхнули - 
Ветер сбивает снежок. 
Плавно руками помашем - 
Это к нам птицы летят. 
Как они сядут, покажем - 
Крылья мы сложим назад.

Выполнять упражнения;

Р: саморегуляция как способ мобилизации сил и энергии;

Практич.: письм. упр.

Словесн.: ответы на вопросы;

Фронтальная проверка;

6-7

- Молодцы. Продолжаем работать.

Найдите упр. 110 и прочитайте, что там нужно сделать? (Списать, вставляя в предложения слова, подходящие по смыслу, определить роль имён прилагательных в тексте).

- Итак, какое слово вставим в первое предложение? (Небольшое озёрко заросло осокой).

- Что вставим во второе предложение? (Посреди плавала дикая утка). Какое прилагательное вставим в третье

предложение? Далее самостоятельно, потом проверим.

- Итак, что у вас получилось?

 (У неё была белая грудь, а плоская, маленькая головка на тонкой шее кончалась клювом, острым как шило). Как изменился текст с прилагательными?

- Итак, какую роль играют имена прилагательные? (Делает более полной, точной, яркой, красочной).

- Хорошо.

Выполнять упражнение;

Вставлять подходящие по смыслу слова;

Выполнять проверку;

К: Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия

Практич.: сам-ное письм. упр. составление сл.соч.

4-5

- Найдите упр. 111. Прочитайте слова и скажите, к какой части речи они относятся? (имена прилагательные). Почему? (отвечают на вопрос какой? Какая? И обозначают признак предмета).

- Сейчас самостоятельно придумайте существительные к этим словам, подходящие по смыслу. Потом проверим.

Составлять словосочетания и записывать их;

П:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Практич.: игра «Угадайка»

3-4

- Сейчас мы с вами поиграем в игру

 «Угадайка»
Запиши ответ одним словом, которое отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?
Сок из моркови – (морковный)

Варенье из земляники – земляничное)

Кисель из молока – (молочный)

Суп из гороха – (гороховый)

Сок из помидоров –(помидорный)

Торт с орехами –(ореховый)

Пюре из картофеля –(картофельное)

Печенье из овса –(овсяное)

Хлеб из пшеницы –(пшеничный).

- Молодцы.

Записывать прилагательные;

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

4.

Подведение итогов. Рефлексия

3-4

Ребята, какова была тема нашего урока? Достигли ли вы поставленных целей для себя? Понравился ли вам урок? Возникали какие-либо трудности? Молодцы, вы хорошо сегодня поработали. С какой частью речи работали?
Что особенно вам понравилось?
Чем занимались на уроке?

Запишите домашнее задание №112 стр. 65

Подводить итог урока;

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Р: Осуществлять итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему: Анализ глагола как части речи. 3 класс

В конспекте урока показана работа со словарными словами. Составление с этими словами предложений. Дальнейшая работа с предложениями: нахождение глаголов, их разбор как часть речи....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Имя прилагательное как часть речи"

Цель: познакомить с существенными признаками имён прилагательных и функцией прилагательных в нашей речи; учить распознавать  имена прилагательные в тексте, находить слова, к которым они относятся...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Имя прилагательное как часть речи» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя:  закрепление знаний, полученных во втором классе; выяснение лексико-грамматических признаков данной речи, его роли в предложении.Планируемые результатыПредметные:- нахо...

Конспект урока по русскому языку 2 класс. "Имя прилагательное как часть речи". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с именем прилагательным как частью речи, углубление представлений учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов; развитие коммуникативных ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Имя прилагательное как часть речи» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений  об имени прилагательном как части речи;Задачи урокаДидактические:1)  формировать умения определять...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "В словари-за частями речи!" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений учащихся о словарях, совершенствование навыков работы со словарями.Задачи урокаДидактические:1) формировать умение...