Урок обучения грамоте "Слоговые трудности".
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Методическая разработка урока направлена на отработку трудного написания и произношения слогов во избежании дисграфии и дислекции 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте. 1 класс. Слоговые трудности.

План урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Организационный момент. Цель: настроить детей на учебную деятельность.


Актуализация знаний. Цель: развитие  внимания и логического мышления.


Формирование УУД: познавательные УУД  (умение извлекать информацию их схем и текстов);

-регулятивные УУД ( формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

 

Постановка учебной проблемы.

 

Формирование УУД: личностные УУД (формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности)

Построение проекта выхода из затруднения. «Открытие» нового знания.

Цель: уметь читать  слоги с новой буквой, соотносить их с картинками.

 

Формирование УУД:

формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, умение обобщать и классифицировать по признакам.

-коммуникативные УУД (формирование умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами, умения оформлять свои мысли в устной форме, умения слушать и понимать других);

- регулятивные УУД ( формирование умения прогнозировать свою работу, умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника);

--регулятивные УУД ( формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

Применение нового знания.

Цель: развитие речи, правильного произношения звуков.

Формирование УУД:

-познавательные УУД ( формирование умения работать с информацией)

-коммуникативные УУД (формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, умения слушать и понимать других);

- регулятивные УУД ( формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

Итог урока. Цель: вспомнить над чем работали на уроке.

Формирование УУД:

- формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент:

Физкультминутка

Зайка

Зайка серенький сидит 
И ушами шевелит. 
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
(Присесть и руками над головой изображать ушки )


Зайке холодно сидеть.
Надо лапочки погреть -
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть
 (хлопаем в ладоши)

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать-
Вот так, вот так
надо зайке поскакать.
 ( Прыжки)

Зайку волк напугал 
Быстро зайка убежал (
бег)

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

  1. Работа с календарем:
  • Какое сейчас время года? (с опорой на схему «Времена года»)

- Какой сегодня день недели? (с опорой на схему «Дни недели»)

- Какой день недели был вчера?

- Какой день недели будет завтра?

- Какое сейчас время суток? (с опорой на схему «Части суток»)

- Как называется утренний прием пищи?

3. Проверка домашнего задания

  • Назовите буквы из красного домика и из синего домика.
  • Чтение букварной страницы .

1) Чтение слогов с буквами З и С

2)Чтение слов с буквами З и С.

3) Чтение рассказа «Козлик Пашка»

Ответить на вопросы:

  • Где спрятался козлик?
  • Что он щипал?

4) Какие слова загадал Вова?

4. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо),

Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся).

Ветерок все тише, тише (медленно приседаем),

Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх).

Как на горке снег, снег (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой (приседаем),

И на елке (встаем, руки в стороны),

И под елкой (обхватываем себя руками),

А под снегом спит медведь (пальчик к губам)

Тише, тише, не шуметь (шепотом, поворачиваясь в разные стороны)

5. Выделение звука [р] в начале слова. Работа с загадкой.

- Отгадайте загадку:

Я живу в реке и в море,

Плаваю там на просторе.

Хорошо ли я живу,

Никому не расскажу.

( Рыба)

  • Рассмотрите картинку. Назовите, кто это? (рыба)
  • Какой первый звук в слове «рыба»?

6. Уточнение артикуляции звука [р]

  • Как рычит собака? ( Сначала хором, затем по одному).
  • Произнесите Р. Свободно ли проходит струя воздуха через рот или во рту есть преграда? Что мешает прохождению струи воздуха? (Язык)
  • Р – это гласный или согласный звук? (согласный)
  • В домике какого цвета будет жить буква, которая обозначает этот звук? (в синем)

7. Знакомство с буквой Р.

- Звук Р обозначается буквой Р (демонстрация буквы Р)

- Из каких элементов состоит буква Р?

- Конструирование буквы р (каждый ребёнок составляет букву из синей полосы и синего полукольца).

- Посмотрите, на что похожа буква (картинка, на которой изображена рука и сжатый кулачок).

Стихотворение (образ буквы Р):

Крепко сжата левая рука,

Она напомнит Р наверняка.

(Дети рассматривают картинку, показывают соответствующую позу руки и пальцев).

- В каком домике будет жить буква Р? Почему?

  • Значит эта буква гласная или согласная?

8. Составление слогов из букв разрезной азбуки (индивидуальные кассы)

  • Составьте слог АР. Какой звук первый? Какая буква нужна? Второй? Какую букву поставим на второе место?
  • Прочитайте составленный слог.
  • Поменяйте буквы местами. Почитайте, какой слог получился? (РА)
  • Замените букву А на О? Прочитайте слог (РО) и т.д.

(АР – РА – РО – ОР – УР – РУ – РЫ – ЫР)

9. Чтение слоговых таблиц:

1) Прочитайте слоги, составьте слова из слога и буквы р, найдите соответствующие слову картинки

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56ab7fb56c921/urokpoobuchieniiughramotiedlia1klassakorriektsionnoishkolyiiividov_1.png

2) Соедините слоги в слова, двигайтесь по данным стрелкам. Найдите соответствующие картинки.https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56ab7fb56c921/urokpoobuchieniiughramotiedlia1klassakorriektsionnoishkolyiiividov_2.png

Итак, давайте вместе составим схему выполнения задания. (Проектная деятельность на уроке).

1.Прочитай первый (второй….) слог слева.

2.Прочитай первый слог справа (второй…).

3.Посмотри на картинки.

4.Прочитай первый слог из первой колонки и подбери слог из второй колонки.

5.Какое слово у тебя получилось? Прочитай. Покажи на картинке.

Выполняют ученики это же задание самостоятельно.

А теперь посмотрим, что у вас получилось. (Ученики читают получившиеся слова).

10. Физкультпауза

1)У реки росла рябина,

А река текла, рябила.

Посредине глубина,

Там гуляла рыбина.

Эта рыба – рыбий царь…

Называется – пескарь.

2) Рыбки весело резвятся

В чистой, тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

11. Работа с букварной страницей (стр. 74)

1) Называние буквы.

2) Звукоподражание (рычание собаки)

3) Упражнение «Добавь букву»

4) Чтение слогов в столбик.

5) Чтение слов с подготовкой.

6) Чтение слогов в столбик.

7) Чтение слов с подготовкой.

8) Задание Вовы.

- Придумайте слова на букву Р.

- Какой звук первый в слове «рак»? Из каких предметов художник составил букву Р?

12. Итог урока

  • С какой буквой познакомились?
  • В домик какого цвета мы поселили эту букву? Почему?

13. Домашнее задание.

1. Чтение букварной страницы

2. Обвести по трафарету букву Р.

- Каким цветом закрасите букву р? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Трудности на уроках обучения грамоте и русского языка в начальной школе.

С началом обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка и неплохо справляются с математикой и другими пре...