конспект по русскому языку для 4 класса
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Вашему вниманию представлен конспект по русскому языку для 4 класса по теме:"Обобщение знаний о предложении"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_znaniy_o_predlozhenii.odt | 15.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка 4 класс Тема: «Обобщение знаний о предложении» Цели:повторить, проверить, систематизировать знания учащихся о видах предложения. Обучающие: 1) обобщить знания о предложении (о видах предложений по цели высказывания и по интонации, о роли предложения в речи); развивать умение составлять предложения. Развивающие: развивать речь учащихся (развивать умение правильно употреблять предложения в речи) Ход урока I. Организационный момент Сообщение целей урока -- Здравствуйте -- Я очень рада снова встретиться с вами. Сегодня мы отправимся в путешествие, во время которого повторим все, что изучали о предложении и напишем небольшую самостоятельную работу. А теперь... Представьте себе, что вы вышли на улицу, посмотрели на небо и увидели… тучку. Какая неприятность. Но это не простая тучка, из нее падают не капли, а слова. Давайте прочитаем их. На доске: Что вы можете сказать об этих словах? -- Это слова разных частей речи: на -- предлог, солнце и небе -- существительные, ласковое -- прилагательное, а сияет -- глагол. -- В некоторых словах есть орфограммы (солнце -- непроизносимая согласная, сияет -- не проверяемая гласная в корне). -- Из этих слов можно составить предложение На небе сияет ласковое солнце. Предложение записывается с комментированием. На доске вместо тучки появляется солнышко. -- Что вы записали? (Предложение.) Докажите, что это предложение. (Предложение состоит из нескольких слов, связанных по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.) -- Значит о чем мы будем сегодня говорить на нашем уроке? -- А кто сформулирует тему урока? -- Ребята, а эта тема вам знакома? Значит, какая цель сегодняшнего урока? II. Актуализация знаний о предложении. Ребята, с первым заданием мы справились, но на нашем пути снова препятствие -- бревно. Чтобы убрать его с дороги, мы должны найти записанные на нем предложения. -- Предложения под номерами 2 и 4, так как в них выражается законченная мысль. (Предложения прочитываются.) А почему вы решили, что записанное под номерами 1 и 3 не является предложением? (Там мысль не завершена. Они требуют продолжения.) Так давайте же продолжим их так, чтобы получились предложения. (Там дует ветер. Самолёт летит очень высоко.) Запишите предложение под номером 2 . Прежде чем дать характеристику этого предложения, давайте вспомним, какие бывают предложения по цели высказывания? (По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.) С какой целью мы пользуемся повествовательными предложениями? Приведите примеры таких предложений. (Чтобы просто о чем-то сообщить. Предложения: Светит солнце. Идёт урок.) С какой целью мы пользуемся вопросительными предложениями? Приведите примеры таких предложений. (Чтобы о чем-то спросить. Например: Ты пойдёшь в лес?) С какой целью мы пользуемся побудительными предложениями? Приведите примеры. (Чтобы побудить к действию. Например: Встаньте!.) Какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные и невосклицательные.) А чем отличаются восклицательные предложения от невосклицательных? (Восклицательные предложения произносятся с сильным чувством. В конце такого предложения ставится восклицательный знак.) Может ли побудительное предложение быть восклицательным? (Да. Например: Умойся сейчас же!) А восклицательным побудительное предложение может быть? (Да. Например: Иди спать.) Итак, ребята, давайте подведем итог, посмотрите на таблицу: Предложение. По цели высказывания: * повествовательное * вопросительное * побудительное По интонации: * восклицательное * невосклицательное -- А теперь дайте характеристику записанного вами предложения. (Оно повествовательное, невосклицательное.) Эти данные указываются в тетради. IV. Закрепление умения выполнять разбор предложений. В любом предложении есть его основа. Это главные члены предложения. Что вы о них знаете? (Подлежащее -- это главный член, который говорит, о ком или о чем предложение. Сказуемое -- это главный член предложения, который показывает, что говорится о подлежащем.) Найдите в предложении, над которым мы работаем, подлежащее и сказуемое. (Это предложение о ветре. Что? Ветер. Это подлежащее. Ветер что делал? Дул. Это сказуемое. Подлежащее и сказуемое выделяются.) Давайте вспомним, как обозначаются на схеме подлежащее и сказуемое. (Подлежащее обозначается красным прямоугольником, а сказуемое -- синим.) Найдите среди этих схем ту, которая соответствует предложению, записанному в тетради. Учащимся предлагаются следующие схемы, которые записаны на другой стороне бревна. -- Предложению Вчера дул сильный ветер соответствует вторая схема. -- Правильно. А почему первая схема не соответствует предложению? (Потому что в предложении сначала идет сказуемое, а потом -- подлежащее. В схеме 1 наоборот.) А в третьей схеме что не соответствует предложению? (В предложении слово сильный, поясняющее подлежащее, идет до него. В схеме 3 стрелка от подлежащего направлена вниз. Это неправильно.) Совершенно верно. Вы преодолели это препятствие. -- Перед нами новое препятствие -- река. По обоим берегам этой реки находятся предложения. Чтобы перебраться с одного берега на другой, нужно построить мост, т.е. составить предложение по схеме, которое соединит два берега (связать по смыслу эти предложения.) Таким образом должен получиться небольшой связный текст. Выслушиваются предположения детей о том, какую информацию должно содержать предложение, чтобы связать по смыслу данные. Учащиеся приходят к выводу, что оно должно быть о мальчиках (потому что второе предложение начинается со слов: А девочки...) Далее дети подбирают сказуемое и второстепенный член, поясняющий этот главный член (ловили рыбу). Теперь остается добыть еще одно слово, которое будет в предложении первым (а значит, оно должно будет связывать по смыслу два предложения) и будет пояснять сказуемое. Учащиеся предложили следующий вариант: Там мальчики ловили рыбу. -- А что связывает по смыслу второе и третье предложения? (Союз а.) Итак, ребята, кто сможет сделать общий вывод по теме предложения? Физкультминутка V. Самостоятельная работа: * Спиши предложение. Выдели подлежащее и сказуемое. Составь схему предложения Птицы летели над морем. * Спиши предложение. Выдели подлежащее и сказуемое. Найди схему, которая подходит к предложению На дорожке прыгали молодые воробышки. * Составь предложение по схеме. Запиши его. Спиши текст, определи границы предложений, разбери по членам предложения (любые 2 предложения по выбору). Стоял жаркий денек вдруг потянул ветерок. На бижала синяя тучка она незакрыла солнце пошел дождик солнце асвещала окрестности дождевые капли тижело ударяли по трвки деревъям и цвитам они нависали на веточьках листочках и тровинках вкаждой даждинки вкаждой капильки играл солнечный лучь дождь пирестал взглените на небо кто выстоел кросивый мост от деревне до деревни отземли идет лехкий парок воздух наполняит запох полевых цвитов. VI. Подведение итогов урока Итак, ребята, что мы повторили сегодня на уроке? Какое задание оказалось трудным? Над чем нужно поработать дома ? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 3 класс(школа России)
На уроке использовалась групповая работа. Урок построен в технологии деятельностного подхода. На этапе закрепления проведено интересное творческое задание....
Конспект урока русского языка 3 класс
Урок-смотр знаний по теме "Упражнение в правописании слов с безударными гласными и парными согласными в корне". Тип урока:обобщение и систематизация знаний.организация работы в группах. ...
конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка 4 класс по учебнику Рамзаевой "Русский язык" УМК "Школа России" по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...