Занятие по русскому языку во 2 классе. Тема: «Имена существительные общего рода»
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Тема: «Имена существительные общего рода»

Цели:  - дать понятие об именах существительных общего рода;

            - развивать умение определять род существительных, умение анализировать и выделять главное;

             - формировать навык правильного употребления существительных общего рода в устной и письменной речи;

             - создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнёрства;

             - воспитывать уважительное отношение к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchiy_rod_imyon_sushchestvitelnyh.rar1010.67 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по  русскому  языку во 2 классе.

Тема: «Имена существительные общего рода»

Цели:  - дать понятие об именах существительных общего рода;

            - развивать умение определять род существительных, умение анализировать и выделять главное;

             - формировать навык правильного употребления существительных общего рода в устной и письменной речи;

             - создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнёрства;

             - воспитывать уважительное отношение к родному языку.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к учению, способность к самооценке.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи; проводить сравнение и обобщение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; проведение аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные УУД: контролировать и оценивать свои действия; учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД: воспринимать мнение собеседников; формировать собственное мнение; уметь договариваться с одноклассниками  и приходить к общему решению; учиться работать в паре, группе.

Оборудование: - плакат с изображением горы, презентация к уроку, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, орфографический словарь Д.Н.Ушакова, карточки с заданиями.

Форма проведения урока: урок-исследование.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, групповой.

Средства обучения: мультимедийная  презентация, карточки с заданиями.

Технологии: проблемного обучения,  критического  мышления, игровая.

I Орг. момент.

«Здравствуйте»! Меня зовут……Мы сегодня с вами проведём учебное занятие по  русскому  языку.

Тема нашего учебного занятия: «Имена существительные . рода».

Добрым утром начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Начинаем урок.

-Запишите число, классная работа.

- Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие и будем исследователями,

разведчиками – следопытами. И постараемся покорить ГОРУ ЗНАНИЙ. У каждого из вас есть герой-исследователь - это вы.

Покорять ГОРУ ЗНАНИЙ  мы будем по этапам, оценивания свои возможности в маршрутных листах .

 В конце урока вы определите,  покорили ли вы вершину ГОРЫ ЗНАНИЙ.

-А кто такой  исследователь? (человек занимающийся исследованиями)

-какими качествами должен обладать исследователь, разведчик-следопыт?

1.Уметь слушать и слышать.

2.Быть внимательным.

II. Целеполагание.

-Запишите число, классная работа.

- Итак, поступило срочное сообщение: «ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ РЕЧИ»

- Что будем делать? (искать)

- С чего начнём поиск? (со сбора информации)

- Какие у вас возникли вопросы?

   1)Как называется.

   2)На какие вопросы отвечает?

   3)Что обозначает.

Это и есть цель нашей деятельности!

III. Новый материал.

(работа в парах)       Истину быстрей найдём, если поработаем вдвоём!

- Ребята, у вас на карточках написаны слова.

УЧИТЕЛЬ,      СОЛНЦЕ

 ВЕСЁЛЫЙ     ОСИНА

  ЛОПАТА       ИГРАТЬ

 СОСЕД            МАЙКА

УМНИЦА         СТОЛИК                

- Назови лишнее слово в каждом столбике. Почему?

(это существительные)                                                      ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- Что обозначает?          

Вывод: Что же такое имя существительное?

(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы  Кто? Что? и обозначает предмет, явление природы или событие)

- Можно ли эти существительные разделить на  3 группы?   По какому признаку?

- Какими словами можно указать на предмет, не называя его?  (ОН, ОНА, ОНО)

- Это наши слова помощники.

- Какие слова вы отнесёте к каждой группе, сейчас вы исследуете и решите сами.

-Запишите слова в тетрадь.

I                                                     II                                             III

учитель                               лопата                                          солнце

сосед                                   осина

столик                                 майка

                           ? умница                  

  - Какой сделаем вывод? (имена сущ. бывают М.Р., Ж.Р., СР.Р)

-   Как определить?

(подставить слова ОН (мой), ОНА (моя), ОНО (моё)

Он – м.р., она – ж.р.    оно – ср.р.)

    м.р.                                   ж.р.                                               ср.р.

учитель                               лопата                                        солнце

сосед                                   осина

столик                                  майка

                           ?   умница  

- Что заметили?  К какому роду отнесём слово умница?

Давайте пока отложим это слово в сторонку, потом к нему вернёмся.          

.    

                           

Оцените себя на I этапе путешествия  

-Кто понял тему, ставим значок.                                

IV, Выдвижение гипотез.

(работа в парах)  

- Ребята, сейчас мы продолжим работать в парах с текстами и сделаем выводы.

(тексты у детей на столах на разноцветных листах)

О ком идёт речь?

«Умница», - сказала мама.

«Почему  же ты  непоседа?!» -воскликнула бабушка.

«Ну и соня же ты!» -не выдержал папа.

- ваши гипотезы (мысли)?

                             Можно ли определить о девочке или о мальчике идёт речь? Почему?

Сравни

«Умница, дочка», - сказала мама.

«Почему же ты такой непоседа, внучок?!» -воскликнула бабушка.

«Брат, ну ты и соня !» -не выдержал папа.

Запиши существительные УМНИЦА, НЕПОСЕДА, СОНЯ и определи род.

- Что у вас получилось?

ж.р.             м.р.

умница      непоседа

                   соня

А так можно?

«Умница, сынок», - сказала мама.

«Почему же ты такая непоседа, внученька?!» -воскликнула бабушка.

«Сестра, ну ты и соня !» -не выдержал папа.

 - К какому роду относятся выделенные слова? Запишите рядом.

- А теперь что у вас получилось?

ж.р.             м.р.

умница      умница

непоседа     непоседа

  соня            соня

            ?

Какой можно сделать вывод?

(одни и те же имена сущ. могут быть как м.р., так и ж.р.)

- Какую проблему мы должны решить?

(как называются такие существительные, которые могут быть м.р.   и   ж.р.)

Учитель:  В русском языке  есть такие имена существительные, которые относятся к М.Р., если обозначают лица мужского пола и к Ж.Р., если обозначают лица женского пола.

- Как же называются такие существительные?

- Прочитайте.

(Имена существительные ОБЩЕГО РОДА)

 Оцените себя на ГОРЕ ЗНАНИЙ    

-Кто понял тему, ставим значок.

Физ.минутка

В гору вместе мы идём,

Не спешим, не отстаём.

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись              - (ёлочку мы повстречали, вместе танец станцевали)

Отдохнуть мы все успели

И за парты снова сели.                 (или физ.мин на слайде).

V.    Первичное закрепление

(работа в группах)                                                                          

                               Увеличим наши силы.

                                            Будем в группе размышлять,

                                         Правильный ответ искать.

- Посмотрите на слова  З. Б. ЯКА   Н.РЯХА

-Кто догадался, что это за слова?

- В каких источниках мы можем найти информацию об этих словах?      ……,(в словарях)

- У вас на столах лежат листы юного исследователя. Договоритесь в своей группе. Кто будет искать информацию, кто писать, кто помогать.

У нас  6 групп. Работать будем в карточках.

- Самое важное, знать значение слова. I группа будут «Искатели» 

I группе-найти эти слова в толковом словаре, выписать понятие.

                                                   II группа –«Исследователи»

Все остальные группы – «Любознайки»

- Прочитайте задание и выполняйте..

Оцените себя на последнем этапе.    

Итог:  -что нового узнали? (существительное общего рода)

          - чему научились? (употреблять в речи эти слова)

Д/З  На выбор.  

1.Найти  и записать сущ. общего рода.

2.Пословицы, поговорки с сущ. общего рода.

Рефлексия      

-Как же вы покорили ГОРУ ЗНАНИЙ?

- возьмите каждый своего человечка – исследователя.

-Давайте вспомним из предмета «Окружающий мир», как называются части горы. (подножье, склон, вершина)

  Кто добрался до вершины, приклейте своего следопыта  на Пик знаний.  

  Кто продвинулся на 2 этап, приклейте путешественника на склоне горы.

  Кто остался  в начале покорения, приклейте героя у подножия горы.

  Дополнительно:

Напоследок, я хочу дать вам дружеский совет.

Если с кем-то ты невежлив,

Назовут тебя невежей.

Если многого не знаешь,

Ты в невежды попадаешь.

Крутишься, как стрекоза,

Люди скажут – егоза.

Если ты умён, прилежен,

Вежлив, добр и с мамой нежен,

То для всех ты умница,

Умница-разумница!                                   

                     Спасибо за урок!

Источники:                                                    

1.http://www.uchportal.ru/load/120-1-0-12463

2.http://nsc.1september.ru/2004/21/3.htm

3. Методическая библиотека. Русский язык. Zavuch info

4.http://easyen.ru/load/russkij_jazyk/2_klass/urok_puteshestvie_po_fgos_obobshhenie_imeni_prilagatelnogo/381-1-0-10017

5.http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/imena-sushhestvitelnye-obshhego-roda.h

Проложение1

О ком идёт речь?

«Умница», - сказала мама.

«Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка.

«Ну и соня же ты!» - не выдержал папа.

Проложение2

Листок юного исследователя 1

 Найди слова: ЗАБИЯКА, НЕРЯХА   в толковом словаре.

Выпиши значение слов  (основное)

ЗАБИЯКА –

НЕРЯХА –

Листок юного исследователя 2

Найди слова: З. Б.ЯКА,   Н.РЯХА   в орфографическом словаре.

Запиши, вставь буквы.

Листок юного исследователя 3

 Найди слова близкие по значению.  Подчеркни.

ЗАБИЯКА – драчун, лентяйка, скандалист.

НЕРЯХА – грязнуля, замарашка, врунья.

Листок юного исследователя 4

Найди слова близкие по значению.  Подчеркни.

ЗАБИЯКА – задира, недотрога, спорщик.

НЕРЯХА – замараха, грязнуха, силач.

Листок юного исследователя 5

 По значению слов угадай существительное общего рода.

Соедини  парами.

1.Очень трудолюбивый,                     плакса

  старательный человек.

2.Тот, кто много и часто                    работяга

    плачет.

3.Грубый, невоспитанный                 невежа

   человек.                                          

                                                              зазнайка

Листок юного исследователя 6

По значению слов угадай существительное общего рода.

Соедини  парами.

1.Хвастливый человек.                   тихоня

2.Тихий, смирный человек.            хвастунишка

3.Тот или та, кто боится                 лежебока

    трудной работы.

                                                          белоручка

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Имена существительные общего рода»

Урок русского языка по учебнику В.В. Репкина...

Урок в системе СДО. 3 класс. Тема. Изменение существительных по родам

    1.1.          Применение опорных понятий: имя существительное,  род существительных.1.2....

Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые УМК Начальная школа XI века...

Открытый урок по русскому языку по теме «Имена существительные мужского, женского и среднего рода» в рамках конкурса «Учитель года – 2016»

Я считаю усвоение данной темы очень важно, так как в дальнейшем идёт изучение прилагательного. А прилагательное очень тесно связано и менем существительным. На каждый этап урока и даже на каждый вид д...

Применение российской онлайн-платформы – Учи.ру на уроках в начальной школе. Русский язык 3 класс. Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Педагогические мастерские   по применению  российской онлайн-платформы – Учи.ру на уроках в начальной школе  (В рамках  курсов  «Цифровая грамотность: базовый...

Урок русского языка в 3 классе. Тема: ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ

Введение понятия «одушевленные и неодушевленные имена существительные». Наблюдение за языковым материалом. Классификация слов....

Сценарий урока русского языка в 4 классе " Имена существительные общего рода"

Урок №8    в теме «Грамматические формы и грамматические значения имён существительных, прилагательных и глаголов».Тип урока – решение частной задачи.Технология развив...