Занятие по русскому языку во 2 классе. Тема: «Имена существительные общего рода»
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)
Тема: «Имена существительные общего рода»
Цели: - дать понятие об именах существительных общего рода;
- развивать умение определять род существительных, умение анализировать и выделять главное;
- формировать навык правильного употребления существительных общего рода в устной и письменной речи;
- создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнёрства;
- воспитывать уважительное отношение к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchiy_rod_imyon_sushchestvitelnyh.rar | 1010.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по русскому языку во 2 классе.
Тема: «Имена существительные общего рода»
Цели: - дать понятие об именах существительных общего рода;
- развивать умение определять род существительных, умение анализировать и выделять главное;
- формировать навык правильного употребления существительных общего рода в устной и письменной речи;
- создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнёрства;
- воспитывать уважительное отношение к родному языку.
Личностные УУД: формировать положительное отношение к учению, способность к самооценке.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи; проводить сравнение и обобщение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; проведение аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Регулятивные УУД: контролировать и оценивать свои действия; учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД: воспринимать мнение собеседников; формировать собственное мнение; уметь договариваться с одноклассниками и приходить к общему решению; учиться работать в паре, группе.
Оборудование: - плакат с изображением горы, презентация к уроку, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, орфографический словарь Д.Н.Ушакова, карточки с заданиями.
Форма проведения урока: урок-исследование.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, групповой.
Средства обучения: мультимедийная презентация, карточки с заданиями.
Технологии: проблемного обучения, критического мышления, игровая.
I Орг. момент.
«Здравствуйте»! Меня зовут……Мы сегодня с вами проведём учебное занятие по русскому языку.
Тема нашего учебного занятия: «Имена существительные . рода».
Добрым утром начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем урок.
-Запишите число, классная работа.
- Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие и будем исследователями,
разведчиками – следопытами. И постараемся покорить ГОРУ ЗНАНИЙ. У каждого из вас есть герой-исследователь - это вы.
Покорять ГОРУ ЗНАНИЙ мы будем по этапам, оценивания свои возможности в маршрутных листах .
В конце урока вы определите, покорили ли вы вершину ГОРЫ ЗНАНИЙ.
-А кто такой исследователь? (человек занимающийся исследованиями)
-какими качествами должен обладать исследователь, разведчик-следопыт?
1.Уметь слушать и слышать.
2.Быть внимательным.
II. Целеполагание.
-Запишите число, классная работа.
- Итак, поступило срочное сообщение: «ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ РЕЧИ»
- Что будем делать? (искать)
- С чего начнём поиск? (со сбора информации)
- Какие у вас возникли вопросы?
1)Как называется.
2)На какие вопросы отвечает?
3)Что обозначает.
Это и есть цель нашей деятельности!
III. Новый материал.
(работа в парах) Истину быстрей найдём, если поработаем вдвоём!
- Ребята, у вас на карточках написаны слова.
УЧИТЕЛЬ, СОЛНЦЕ
ВЕСЁЛЫЙ ОСИНА
ЛОПАТА ИГРАТЬ
СОСЕД МАЙКА
УМНИЦА СТОЛИК
- Назови лишнее слово в каждом столбике. Почему?
(это существительные) ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Что обозначает?
Вывод: Что же такое имя существительное?
(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что? и обозначает предмет, явление природы или событие)
- Можно ли эти существительные разделить на 3 группы? По какому признаку?
- Какими словами можно указать на предмет, не называя его? (ОН, ОНА, ОНО)
- Это наши слова помощники.
- Какие слова вы отнесёте к каждой группе, сейчас вы исследуете и решите сами.
-Запишите слова в тетрадь.
I II III
учитель лопата солнце
сосед осина
столик майка
? умница
- Какой сделаем вывод? (имена сущ. бывают М.Р., Ж.Р., СР.Р)
- Как определить?
(подставить слова ОН (мой), ОНА (моя), ОНО (моё)
Он – м.р., она – ж.р. оно – ср.р.)
м.р. ж.р. ср.р.
учитель лопата солнце
сосед осина
столик майка
? умница
- Что заметили? К какому роду отнесём слово умница?
Давайте пока отложим это слово в сторонку, потом к нему вернёмся.
.
Оцените себя на I этапе путешествия
-Кто понял тему, ставим значок.
IV, Выдвижение гипотез.
(работа в парах)
- Ребята, сейчас мы продолжим работать в парах с текстами и сделаем выводы.
(тексты у детей на столах на разноцветных листах)
О ком идёт речь?
«Умница», - сказала мама.
«Почему же ты непоседа?!» -воскликнула бабушка.
«Ну и соня же ты!» -не выдержал папа.
- ваши гипотезы (мысли)?
Можно ли определить о девочке или о мальчике идёт речь? Почему?
Сравни
«Умница, дочка», - сказала мама.
«Почему же ты такой непоседа, внучок?!» -воскликнула бабушка.
«Брат, ну ты и соня !» -не выдержал папа.
Запиши существительные УМНИЦА, НЕПОСЕДА, СОНЯ и определи род.
- Что у вас получилось?
ж.р. м.р.
умница непоседа
соня
А так можно?
«Умница, сынок», - сказала мама.
«Почему же ты такая непоседа, внученька?!» -воскликнула бабушка.
«Сестра, ну ты и соня !» -не выдержал папа.
- К какому роду относятся выделенные слова? Запишите рядом.
- А теперь что у вас получилось?
ж.р. м.р.
умница умница
непоседа непоседа
соня соня
?
Какой можно сделать вывод?
(одни и те же имена сущ. могут быть как м.р., так и ж.р.)
- Какую проблему мы должны решить?
(как называются такие существительные, которые могут быть м.р. и ж.р.)
Учитель: В русском языке есть такие имена существительные, которые относятся к М.Р., если обозначают лица мужского пола и к Ж.Р., если обозначают лица женского пола.
- Как же называются такие существительные?
- Прочитайте.
(Имена существительные ОБЩЕГО РОДА)
Оцените себя на ГОРЕ ЗНАНИЙ
-Кто понял тему, ставим значок.
Физ.минутка
В гору вместе мы идём,
Не спешим, не отстаём.
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись - (ёлочку мы повстречали, вместе танец станцевали)
Отдохнуть мы все успели
И за парты снова сели. (или физ.мин на слайде).
V. Первичное закрепление
(работа в группах)
Увеличим наши силы.
Будем в группе размышлять,
Правильный ответ искать.
- Посмотрите на слова З. Б. ЯКА Н.РЯХА
-Кто догадался, что это за слова?
- В каких источниках мы можем найти информацию об этих словах? ……,(в словарях)
- У вас на столах лежат листы юного исследователя. Договоритесь в своей группе. Кто будет искать информацию, кто писать, кто помогать.
У нас 6 групп. Работать будем в карточках.
- Самое важное, знать значение слова. I группа будут «Искатели»
I группе-найти эти слова в толковом словаре, выписать понятие.
II группа –«Исследователи»
Все остальные группы – «Любознайки»
- Прочитайте задание и выполняйте..
Оцените себя на последнем этапе.
Итог: -что нового узнали? (существительное общего рода)
- чему научились? (употреблять в речи эти слова)
Д/З На выбор.
1.Найти и записать сущ. общего рода.
2.Пословицы, поговорки с сущ. общего рода.
Рефлексия
-Как же вы покорили ГОРУ ЗНАНИЙ?
- возьмите каждый своего человечка – исследователя.
-Давайте вспомним из предмета «Окружающий мир», как называются части горы. (подножье, склон, вершина)
Кто добрался до вершины, приклейте своего следопыта на Пик знаний.
Кто продвинулся на 2 этап, приклейте путешественника на склоне горы.
Кто остался в начале покорения, приклейте героя у подножия горы.
Дополнительно:
Напоследок, я хочу дать вам дружеский совет.
Если с кем-то ты невежлив,
Назовут тебя невежей.
Если многого не знаешь,
Ты в невежды попадаешь.
Крутишься, как стрекоза,
Люди скажут – егоза.
Если ты умён, прилежен,
Вежлив, добр и с мамой нежен,
То для всех ты умница,
Умница-разумница!
Спасибо за урок!
Источники:
1.http://www.uchportal.ru/load/120-1-0-12463
2.http://nsc.1september.ru/2004/21/3.htm
3. Методическая библиотека. Русский язык. Zavuch info
4.http://easyen.ru/load/russkij_jazyk/2_klass/urok_puteshestvie_po_fgos_obobshhenie_imeni_prilagatelnogo/381-1-0-10017
5.http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/imena-sushhestvitelnye-obshhego-roda.h
Проложение1
О ком идёт речь?
«Умница», - сказала мама.
«Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка.
«Ну и соня же ты!» - не выдержал папа.
Проложение2
Листок юного исследователя 1 Найди слова: ЗАБИЯКА, НЕРЯХА в толковом словаре. Выпиши значение слов (основное) ЗАБИЯКА – НЕРЯХА – |
Листок юного исследователя 2 Найди слова: З. Б.ЯКА, Н.РЯХА в орфографическом словаре. Запиши, вставь буквы. |
Листок юного исследователя 3 Найди слова близкие по значению. Подчеркни. ЗАБИЯКА – драчун, лентяйка, скандалист. НЕРЯХА – грязнуля, замарашка, врунья. |
Листок юного исследователя 4 Найди слова близкие по значению. Подчеркни. ЗАБИЯКА – задира, недотрога, спорщик. НЕРЯХА – замараха, грязнуха, силач. |
Листок юного исследователя 5 По значению слов угадай существительное общего рода. Соедини парами. 1.Очень трудолюбивый, плакса старательный человек. 2.Тот, кто много и часто работяга плачет. 3.Грубый, невоспитанный невежа человек. зазнайка Листок юного исследователя 6 По значению слов угадай существительное общего рода. Соедини парами. 1.Хвастливый человек. тихоня 2.Тихий, смирный человек. хвастунишка 3.Тот или та, кто боится лежебока трудной работы. белоручка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Имена существительные общего рода»
Урок русского языка по учебнику В.В. Репкина...
Урок в системе СДО. 3 класс. Тема. Изменение существительных по родам
1.1. Применение опорных понятий: имя существительное, род существительных.1.2....
Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые УМК Начальная школа XI века...
Открытый урок по русскому языку по теме «Имена существительные мужского, женского и среднего рода» в рамках конкурса «Учитель года – 2016»
Я считаю усвоение данной темы очень важно, так как в дальнейшем идёт изучение прилагательного. А прилагательное очень тесно связано и менем существительным. На каждый этап урока и даже на каждый вид д...
Применение российской онлайн-платформы – Учи.ру на уроках в начальной школе. Русский язык 3 класс. Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»
Педагогические мастерские по применению российской онлайн-платформы – Учи.ру на уроках в начальной школе (В рамках курсов «Цифровая грамотность: базовый...
Урок русского языка в 3 классе. Тема: ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ
Введение понятия «одушевленные и неодушевленные имена существительные». Наблюдение за языковым материалом. Классификация слов....
Сценарий урока русского языка в 4 классе " Имена существительные общего рода"
Урок №8 в теме «Грамматические формы и грамматические значения имён существительных, прилагательных и глаголов».Тип урока – решение частной задачи.Технология развив...