Открытый урок русского языка по теме :" Как делаются слова. Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект открытого урока  и презентация к уроку русского языка по теме " Как делаются слова. Сложные слова".

УМК " Перспективная начальная школа"

Класс : 2

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по теме «Сложные слова. Как делаются слова»

Класс: 2

УМК « Перспективная начальная школа»

Тема урока: Сложные слова. Как делаются слова. 

Тип урока: урок первичного усвоения новых предметных знаний и УУД

Цель: создание условий для организации совместной деятельности учащихся по формированию умения образовывать сложные слова.

Задачи:

организовать деятельность учащихся по формированию умений:

-образовывать сложные слова

-определять, какие два слова принимали участие в образовании сложного слова

- находить букву соединительного гласного в сложном слове

-формировать представление о применении известной закономерности образования нового слова от основы слова, которое дало жизнь новому

Планируемые результаты:

Личностные

-возможность каждого ребенка принять участие в действиях интриги учебника по данной теме, учитывать позицию собеседника

Предметные

- в процессе деятельности у учащихся формируются умения образовывать сложные слова из 2 основ и соединительной гласной

- закрепляются навыки правописания сложных слов

Метапредметные

- регулятивные - развиваются умения ставить учебную задачу, развиваются навыки самоконтроля

коммуникативные - формируется умение договариваться и распределять обязанности при работе в паре, в группе

-познавательные (информационные)- формируется умение искать информацию в учебной книге, понимать, сравнивать и анализировать информацию

-познавательные ( общеучебные)- формируются умения пользоваться инструкцией формулировать выводы на основании обобщений и умению использовать знаково - символические схемы

Ход урока:

  1. Орг. момент (приветствие гостей)
  2. Определение темы и постановка учебной задачи

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова!

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов!

- Откройте содержание учебника Русский язык  часть 3 , найдите и прочитайте название раздела на с. 91.

( Как делаются слова)

-С какими способами образования новых слов мы уже познакомились ? ( с помощью приставки, с помощью суффикса , с помощью и приставки и суффикса)

- Прочитайте название  темы в этом разделе ( Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного)

- Возьмите лист самооценки и отметьте на нем, что вы уже знаете по этой теме, а что еще вам не известно и хотите узнать

( Дети работают с листом самооценки)

Тема урока : Сложные слова. Образование сложных слов.

Я знаю и умею

Хочу узнать и научиться

Какие слова называются сложными

Находить сложные слова среди других слов

Как образуются сложные слова

Без ошибок  писать сложные слова

 -Что вы знаете по теме « Сложные слова?» ( ответы детей с доказательством)

- Чему хотите научиться? ( постановка учебной задачи)

 Отложите лист самооценки

  1. Изучение нового

Волшебница спросила:

- Как из двух слов ЛЕС и ПАРК можно образовать новое слово?

Дети уныло молчали.

-Вы не знаете, как называется участок леса, который используется как парк? –уточнила Анишит Йокоповна

-Лесопарк! –обрадовались Маша и Миша ( слайд 1)

- Чудесно!- улыбнулась Волшебница.

А как называется полоса леса, то есть полоса лесных насаждений?

- Лесополоса !- в два голоса отчеканили дети. (сл.1)

-А знаете ли вы, как называется земля между лесом и степью? Не бойтесь, произнесите это слово. (Лесостепь) (сл.1)

- А как называется завод по обработке леса? ( лесозавод) (сл.1)

- Откройте учебник на с. 92 и среди слов, загаданных Волшебницей найдите те, которых нет на слайде ( лесокомбинат, лесопосадка)

-Как называются эти слова, которые мы сейчас образовали?  (сложные)

- Посмотрите, как они пишутся? Что особенного заметили? ( во всех словах есть соединительная о)

- Желтым цветом на с.92 выделена схема образования слова « лесопарк».

 -Обсудите в паре , как образовалось сложное слово, из каких частей, как эти части соединились?             ( работа в паре)

Выслушать выводы  учащихся.

- Сравним вывод ребят с выводом в учебнике ( с.92)

4. Закрепление изученного

-Пользуясь схемой и выводом покажите письменно, как образовались слова  ЛЕСОСТЕПЬ и ЛЕСОЗАВОД из упр.102

( выполняют самостоятельно в тетради упр)

- Маша и Миша тоже выполняли это задание Давайте сравним наши работы с их работой. ( сл.2) (проверка)

 -Анишит Йокоповна предложила Маше и Мише поработать еще с двумя словами: ЛЕСОРУБ и ЛЕСОВОЗ (СЛ.3)

-Одно из этих слов означает человека, а другое- вид транспорта, который возит лес.  Помогите ребятам определить, где какое слово?

-Что делает лесоруб в лесу? (сл?)

- А что  делает лесовоз? (сл?)

Работа в группах

-А сейчас  давайте попробуем образовать сложные слова.  Работать будем в группах. Вспомните правила работы…..

( выполнение задания на листочках , одна группа на доске)

Проверка

5. Домашнее задание

         -А домашнее задание вы выберите себе сами. На столе  вы видите две       карточки: жёлтую и розовую.  На жёлтой карточке задание более трудное.  Кто желает, тот может выполнить оба  задания.

6.Подведение итогов

- Назовите тему нашего урока : « Сложные слова»

- Вспомните, какую учебную задачу  вы ставили перед собой в начале урока.

Сделайте вывод, закончив фразу:

Я научился…..

Я узнал….

Я понял….  ( ответы детей)

7. Рефлексия

На листе самооценки  нарисована гора. А рядом скалолаз. Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите скалолаза на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите человечка на середину горы. Если тема урока осталась для вас непонятна, оставьте скалолаза у подножия горы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

лес о парк полоса степь завод комбинат посадка

Слайд 2

лес/ + степь/= лесостепь лес/ + завод/= лесозавод

Слайд 3

лес о руб лес о воз

Слайд 4

книг о рыб о кол люб лаз лов лед о скал о

Слайд 5

Я узнал ( узнала)….. Я научился (научилась)….. Я понял ( поняла)…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Как делаются слова."

Урок, обучающий учеников второго класса механизму образования новых слов. УМК "Перспективная начальная школа"...

Урок русского языка на тему: Лексическое значение слов. Многозначность слова.

Материал содержит урок русского языка и презенацию к нему. Задачи урока:Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.Уметь находить в толковом словаре справки при определении многознач...

Урок русского языка по теме: "Знакомство с понятием "Сложные слова"

Данный урок является вводным уроком в данный раздел. На уроке идет знакомство с понятием "сложные слова", образованием сложных слов и применением их в речи.Форма работа учащихся: индивидуальная, фронт...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство с понятием «сложные слова»". 3 класс

Включение учащихся в данную деятельность по заполнению таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и работа с текстом из разных источников информации в группе не только определяется личностными и социальными м...

Открытый урок русского языка 2 класс «Перспективная начальная школа» Сложные слова

Тип урока Урок изучения нового материалаТема Сложные словаЦель Создать условия для осознания и осмысления блока новой  учебной информации: понятия сложные слова, применение э...