Конспект урока по рус.языку "Род местоимений 3 л. ед.ч." УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Шумакова Наталья Георгиевна

Предварительный просмотр:

Дата: 04.04.17.                                                                                                              Учитель школы: Евстифеева Н. А.

Школа: 152                                                                                                                    Методист ЧПК№1: Солопова Т. В.

Класс: 3«б»                                                                                                                                                                                   Студентка 35 группы: Шумакова Наталья                                                                            

Кабинет: 209                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                   

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Род местоимений 3-е л. ед.ч.»

Цели деятельности учителя: научиться определять род местоимений 3-е л. ед.ч., повторить значение местоимения в языке, совершенствование навыка правильного употребления местоимений в речи, развивать умение работать в парах и группах, развивать память и орфографическую зоркость, устную и письменную речь, формировать положительную мотивацию к обучению.
Планируемые результаты:                        

Предметные:

  • Заменять имена существительные местоимениями, определять их род и число;
  • Научиться определять род местоимений 3-е лица ед.ч.;
  • Уметь соотносить местоимения с существительным;

Личностные:

  • Осознание своих возможностей в учении;
  • Развивать коммуникативные навыки;
  • Воспитывать чувство товарищества при выполнении коллективных заданий.

Тип урока: комбинированный

 Оборудование:  учебник «Русский язык» 3 класс 2часть  программа «Школа России»

Этап урока, методы и приёмы

Время

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап самоопределения к деятельности

1 мин

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Георгиевна, я проведу у вас урок русского языка.

Поздороваться с учителем.

Настроиться на работу.

Актуализация опорных  знаний и мотивация

Словесный метод – повторительно-обобщающая беседа

Практический метод - загадки

Диалоговый метод

Репродуктивный метод

3 мин

- Отгадайте загадку:

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, он –

Это без сомнения,

Всё …. (местоимения)

- Что это за часть речи? (эта часть речи не называет предмет, а указывает на него)

- Для чего нужна эта часть речи? (для того, чтобы наша речь была разнообразной, чтобы избежать повтора слов)

- Какие местоимения употреблены в стихотворении? Как  они называются в общем?

(с помощью таблицы)

Отвечать на вопросы.

Вспоминать изученный материал.

Регулятивные: структурирование знаний

Постановка учебной задачи

Словесный метод – беседа.

Практический метод - загадка

4 мин

- я вам сейчас прочитаю стихотворение. Какие местоимения вы здесь встретите:

Моё стихотворение –

Про местоимения…

Утром –

Так заведено –

Разомкнешь ресницы,

И к тебе плывет ОНО

Розовой жар-птицей…

А стемнеет – ОН придёт:

Тоненький,

Смущенный,-

Он на цыпочках войдет

Долькою Лимонной.

Срок прошел – плывёт ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна

Будто Несмеяна…

- Какие местоимения вы встретили в этом стихотворении? (он, она, оно)

- Что это за местоимения?

- Можете определить род этих местоимений?

- Какова тема урока? (местоимения 3 лица и их род)

Слушать стихотворение

Выделять местоимения

Определять тему урока

Ставить цели урока

Коммуникативное: осознанное и произвольное построение высказывания

Открытие нового знания

Практический метод – таблица

Словесный метод – аналитическая беседа

Работа с книгой – изучение правила

Практический метод устное и письменное упражнение.

Наглядно-иллюстративный метод.

20 мин

- Какие существительные заменяют местоимения оно/ он/ она? (солнце, месяц и луну)

- Определите род этих слов.

- Можно ли определить род местоимений? Как? (по существительному, к которому они относятся).

Солнце

Месяц

Луна

Ср.р.

М.р.

Ж. р.

Оно

Он

Она

Машина

Колесо

Руль

Оно

Он

Она

- Все ли верно в этой таблице? (местоимения не соответствуют существительным).

- Какой вывод можно сделать? (что каждое местоимение имеет свой род. Мужской род – он, женский род – она, средний род – оно)

- Давайте проверим, правильно ли мы с вами все определили. Откройте учебник на стр. 95 и найдите правило. Прочитайте.

- Про что мы с вами еще не сказали? (что местоимение они не имеет рода, потому что стоит во множественном числе).

- Выполним задание 161. По цепочке устно прочитайте слова и попробуйте сразу определить местоимение, которое будет относиться к этому слову (сирень (она), тополь (он), морковь (она), имя (оно), фамилия (она), мышь (она), растение (оно),  картофель (он), птица (она), воскресенье (оно).  Запишите в тетради эти слова так, как показано на образце, укажите род и число местоимений. (один ряд по цепочке записывает у доски по одному слову)

- Сколько местоимений среднего рода? (3)

- К каким словам они относятся? (имя, растение, воскресение)

- Местоимений, в каком роде больше всего? (женского)

Участвовать в беседе

Рассуждать

Выявлять правило определения рода местоимений 3 л.

Работать с учебником.

Выполнять упражнение.

Познавательные: подведение под понятие, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: осуществлять действия по образцу, умение сохранять заданную цель, рефлексия способов и действий, контроль и оценка действий.

Личностные: формирование установки на успех.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, оформлять свои мысли в письменной устной речи.

Первичное закрепление во внешней речи.

Словесный метод – повторительно-обобщающая беседа

2 мин

- Какой род имеют местоимения 3 лица он, она, оно, они?

- Как определить род местоимений? (по существительному)

Повторить и обобщить знания

Регулятивные: структурирование знаний

Динамическая пауза

1 мин

- Сейчас мы поиграем в перестрелку. 1 ряд нападает на 2 других ряда. Нападающий ряд называет существительные, 2 других ряда называют подходящее местоимение и выполняют вместе упражнение.

Если это будет местоимение он – нужно присесть, если она – поднять вверх руки и 1 раз хлопнуть, если оно – прыгнуть, если они – потянулись вверх.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный метод – аналитическая беседа

Практический метод - упражнение

5 мин

- Работа в парах. В карточках даны предложения. Ваша задача в каждом предложении найти ошибки.

1. Морской капитан привез из путешествия мартышку. Она рассказал много интересного о своем путешествие.

2. Морской капитан привез из путешествия медвежонка. Он рассказал много интересного о своем путешествие.

3. У меня есть сестра Аня. Сестра учится в институте. Сестра отличница.

- Какой вывод сделаем по этим предложениям? (нужно обращать внимания на то, о ком говориться в предложении и следить, чтобы предложения строились правильно)

- Задание 163. Прочитайте его. Что нужно сделать?

Недалеко от дома росло дерево. Оно было очень старое. Ранней весной прилетел аист. Долго осматривал он старое дерево. Утром на дереве уже хлопотало 2 аиста. Они устраивали гнездо.

Работать с предложениями

Делать выводы

Выполнять упражнение

Познавательные: анализ и синтез

Регулятивные: контроль и оценка собственных действий.

Включение в систему знаний

Викторина

Работа по рядам

3 мин

- Работа по рядам. Посмотрим на то, как сегодня вы поняли тему. Я буду задавать вопросы, какой ряд быстрее  и правильнее всех ответит, тот победит.

- какова тема нашего урока?

- чему мы научились?

- назовите местоимение 1 лица ед.ч./мн.ч. (я/мы)

- назовите местоимение 2 лица мн.ч./ед.ч. (вы/ты)

- назовите местоимения мужского/женского/ среднего рода (он, она, оно)

- почему нельзя определить род у местоимения они?

Участвовать в викторине

Познавательные: построение рассуждений, доказательство.

Рефлексия деятельности

1 мин

- 1 ряд - похвалите себя с помощью местоимения 1 лица ед.ч.

- 2 ряд - похвалите с помощью местоимения 3 лица мн.ч.

- 3 ряд - похвалите соседа с помощью местоимения 2 лица ед.ч.

- Вместе - похвалите себя и соседа с помощью местоимения 1 л. мн.ч.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Студентка: Наталья Георгиевна

Слайд 2

Моё стихотворение – Про местоимения… Утром – Так заведено – Разомкнешь ресницы, И к тебе плывет ОНО Розовой жар-птицей… А стемнеет – ОН придёт: Тоненький, Смущенный,- Он на цыпочках войдет Долькою Лимонной. Срок прошел – плывёт ОНА В пелене тумана, Круглолица и грустна Будто Несмеяна …

Слайд 3

Местоимения 3-е лица ед.ч .

Слайд 4

Солнце Месяц Луна Ср.р М.р . Ж.р . Она Он Оно

Слайд 5

Машина Руль Колесо Оно Она Он

Слайд 6

он – присесть она – поднять вверх руки и 1 раз хлопнуть оно – прыгнуть они – потянулись вверх.

Слайд 7

1. Морской капитан привез из путешествия мартышку . Он рассказал много интересного о своем путешествие . 2 . Морской капитан привез из путешествия медвежонка и рассказал много интересного о своем путешествие . 3. У меня есть сестра Аня. Она учится в институте. Аня отличница.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Школа России" Тема:"Местоимение.Урок о маме"

Тема "Местоимение" изучается в конце 3 четверти. Я составила тематический урок на основе стихотворений, расказов, посвящённых маме....

Конспект урока по теме"Личные местоимения"3 класс.УМК"Школа России"

Данный урок является первым из пяти по теме"Местоимение".Главными планируемыми результатами являются  следующие: познакомить детей  с новой частью речи, научить различать местоимения среди д...

Конспект урока "Обобщение знаний о местоимении" (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: развитие умений определять лицо, число и род (род для 3-го лица единственного числа) местоимений, употреблять местоимения в речи.Планируемые результаты:Предметные:-знать, чт...

Конспект урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3 лица. Повторение» (УМК "Школа России", 4 класс) + презентация

Конспект урока по русскому языкуТема: «Личные местоимения 1, 2, 3 лица. Повторение» Цель деятельности учителя: обобщение знаний о личных местоимениях, формирование умения об...

Конспект урока по теме "Личные местоимения" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представления о местоимении как части речи; углубление и расширение знаний о местоимении как части речи; распознавание местоимений среди др...