Открытый урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе по ОС «Школа 2100»
Тема: Написание букв и, у, а после шипящих.
Тип урока: Урок – повторение.
Составиль: учитель начальных классов Шакурова Олеся Викторовна
Цель урока:
1. Образовательная:
- в форме творческих заданий тренировать навык написания слов сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих.
2. Развивающая:
- на основе повторения ранее изученного материала развивать умение видеть орфограмму «Гласные после шипящих» в слове, графически обозначать ее;
- развитие устной речи, воображения, смекалки, орфографической зоркости;
- развитие познавательной активности учащихся.
3. Воспитательная:
- продолжить работу по формированию интереса учащихся к предмету;
- воспитать дружеские взаимоотношения при совместной работе в коллективе и группе.
4. Здоровье сберегающая: создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.
Задачи:
1.Продолжить наблюдение за несоответствием произношения и написания буквосочетаний жи-ши; познакомить с понятиями «орфограмма» и «орфографическое правило».
2. Развивать умение видеть орфограммы в словах.
3.Формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание к «живому» слову.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
Личностные: формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке;
формирование осознания смысла своих учебных действий.
Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка своей учебной деятельности.
Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, структурирование знания, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных), обобщение, сравнение, классификация, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи, умение выражать с точностью и полнотой свои мысли, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование урока:
- учебник «Русский язык» по программе «2100», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, «Баласс», 2015 г.
- Толковый словарь С.И. Ожегова;
- рабочая тетрадь, письменные принадлежности к уроку, в том числе и цветные карандаши.
- презентация Power Point;
- карточки для индивидуальной работы (разно уровневые задания);
- кружочки-смайлики:
- зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно»;
- жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями»;
- красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!».
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин.).
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня к нам пришли гости. Давайте дружно улыбнёмся нашим гостям и поздороваемся. Мысленно пожелаем всем отличного настроения. А теперь улыбнёмся друг другу и присядем за свои парты.
- Все готовы к уроку? (Да.)
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
- А для этого надо быть очень ... (внимательными, старательными, умными, сообразительными, добрыми ... .)
2. Проверка домашнего задания(2 мин.)
1. Как называется густой лес, заросли? (Слайд )
а) Чаща.
б) Опушка.
с) Аллея.
д) Проталинка.
2. Какую форму имеет планета Земля? (Слайд )
а) Круг.
б) Квадрат.
с) Шар.
д) Куб.
3. В кого не превращался князь Гвидон? (Слайд )
а) В комара
б) В щуку.
с) В шмеля.
д) В муху.
4. Какие животные не водятся в наших лесах? (Слайд )
а) Зайцы.
б) Лисы.
с) Белки.
д) Жирафы.
5. Какая из этих птиц умеет хорошо летать? (Слайд )
а) Пингвин.
б) Страус.
с) Щурок.
д) Курица.
На доске слова-отгадки а) чаща; с) шар; б) щука; д) жираф; с) щурок.
3. Актуализация знаний (4 мин.).
- Какое слово оказалось новым незнакомым? (Щурок.)
- Обратимся к электронному толковому словарю С.И. Ожегова, который находится в энциклопедии «Кирилла и Мефодия» (Слайд ). (показать ребятам словарь Ожегова)
Щур – небольшая северная лесная певчая птица семейства вьюрковых с ярко-красным оперением головы и груди (у самцов). Уменьшительно – щурок.
- При помощи какой части слова было образовано слово щурок? (Суффикса –ок.)
- Что такое суффикс? (Ответы детей.)
- Назовите звуки с которых начинались слова-отгадки. (Слова-отгадки начинались со звуков [ч], [ш], [щ], [ж].)
- Какие это звуки? (Согласные, шипящие.)
- Дайте характеристику этим звукам.
- Найдите лишнее слово-отгадку, по какому-либо признаку. (Шар – нет орфограммы «Гласные после шипящих»; один слог, а в остальных словах – два.)
- Что такое орфограмма?
4. Постановка учебной задачи. Определение темы и цели урока (4 мин.).
- Определите, какие орфограммы встречались в выполненном упражнении и сформулируйте тему урока. (Ответы детей.)
- Тема нашего урока: Упражнение в написании слов с буквами И, А, У после шипящих.
– Посмотрите на название параграфа 13 над кадром киноплёнки и сравните со своей формулировкой. (с.111)
– Что в названии параграфа является для вас новым? (Орфограмма.)
– С этим понятием мы будем знакомиться на следующем уроке. А сегодня вспоминаем то, что знаем.
– Составим план урока.
План (примерный).
- Воспринимать на слух слова с буквосочетаниями ча-ща.
- Находить в словах буквосочетания ча-ща, жи-ши, чу-щу.
- Графическое обозначение буквосочетаний.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
- Давайте поставим цели урока. Что мы сегодня будем делать? (Слайд 14) (Ответы детей.)
Используя слова-помощники учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, учитель при необходимости их корректирует:
Напоминаются гигиенические навыки при письме, а дети их выполняют.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Минута чистописания.
- Правильное и красивое письмо букв с которых начинаются наши сочетания.
Чистописание: жи, ши, ча, ща.
5. Применение знаний (10 минут).
Повторение правил.
1.Всочетаниях жи-ши
Только и всегда пиши!
2. В сочитаниях ча-ща
Пишем только букву а!
3.Всочетаниях чу-щу
Пишут только букву у!
- Чтобы правильно выполнить все задания, надо знать, как пишутся сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
(На карточках написаны правила, нужно выбрать верное. Верными оказываются все 3 формулировки)
Работа в парах. (Упр. 163 в учебнике)
Дети повторяют правила правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
- У кого оказались хорошие ученики?
Физминутка (музыкальная)
- Я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуете отгадать.
Голова огнём горит,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу. (Свеча.)
- Какие орфограммы встретились в слове?
- Безударная гласная в корне. Как проверить безударную гласную?
- Гласные после шипящих ЧА.
- Запишем слово, подчеркивая орфограммы.
- Посмотрите внимательна на картинку, есть ли ещё слово по нашей теме. (Шишка.)
- Давайте запишем его, подчеркнём орфограмму.
- Слушайте следующую загадку
Эти маленькие крошки
Рады даже хлебной крошке,
Лишь зажгутся фонари
В норке прячутся они. (Мыши.)
- Орфограмма? Запишем слово, подчеркивая орфограмму.
- Посмотрите, нет ли здесь слов на такую же орфограмму? (Чайка.)
- Давайте запишем слово, подчеркивая орфограмму.
Загадка:
У неё во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котёл попала. (Щука.)
- Запишем слово, подчеркивая орфограмму
- Посмотрите, нет ли здесь слов на такую же орфограмму? (Ёршик.)
- 2 значения – речная рыба с колючими плавниками, щётка для чистки бутылок.
- Запишем слово, подчеркивая орфограмму.
- Какие правила мы повторили? (ЧА, ШИ, ЩУ.)
6. Применение знаний. Работа в группах (8 минут).
На карточках нужно написать слова с орфограммами жи-ши, ча-щу (каждый человек в группе должен написать по 4 слова , но чтобы слова в данной группе ребят не повторялись).
7. Закрепление с использованием элементов разноуровневой дифференциации (6 мин.)
Физминутка(упражнения для глаз)
- Пришло время поработать самостоятельно, во время работы помните о том, над чем мы работаем сегодня. Будьте внимательны и аккуратны!
Индивидуальная работа по карточкам с разноуровневыми заданиями (проверка по уровням).
- Возьмите карточки. Выберите уровень: красный – сложнее, зеленый – легче, синий – самый легкий. Прежде чем приступить к письменной работе в начале строчки нарисуйте кружок того цвета, который соответствует выбранному вами задания.
Учащиеся выполняют на карточках разно уровневые задания.
1 уровень.
Списать, вставив пропущенные буквы.
- Встреч…, пуш…нка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, груш…, коч…н, гущ…, кувш…н.
2 уровень.
Запишите, раскрывая скобки так, чтобы словосочетания стали верными.
- Решить (задача), позвонить (врач), проворные (стриж), душистые (ландыш), я (молчать).
3 уровень.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания ( где нужно, ставить точку).
- Малыш… ходили в рощ… там озеро у берега кач…лись камыш… над водой летали ч…йки и стриж….
Проверка.
8. Рефлексия.(5 мин.)
- Давайте подведем итог.
- Чему научились?
- Что нового узнали?
- Все ли цели выполнили? (Да.)
- Правила в стихах.
- Что было трудным?
- Как вы оцените свою работу?
Кружочки-смайлики: зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно»; жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями»; красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»
9.Оценивание (выставление отметок за урок) 2 мин.
10. Домашняя работа.(2мин.) для выполнения раздать карточки
Творческая работа.
- Вспомним, в какой сказке щука была главной героиней?
- Представьте, что вы поймали говорящую щуку. Вы можете ей загадать желание. Подумайте, о чём бы вы могли попросить щуку и напишите.
- Какими словами начали бы свою просьбу? (По щучьему веленью, по моему хотенью хочу, чтобы ...)
- Закончите предложение.
- Я думаю, что щука конечно бы могла постараться исполнить ваши желания. Но и вы сами должны приложить немного усилий.
- На щуку надейся, а сам не плошай.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....
открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"
урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...
Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)
Тип урока: повторение изученного Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»
Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....