Формирование орфографической зоркости у младших школьников
методическая разработка по русскому языку на тему
Формирование орфографической зоркости у младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_orfograficheskaya_zorkost_dlyamo.ppt | 328.5 КБ |
zorkost_tekst_dlya_mo_1.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орфографическая зоркость — способность (или умение) обнаруживать орфограмму на основе известных опознавательных признаков. Орфографическая зоркость также предполагает умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные и чужие). ОПРЕДЕЛЕНИЕ
УПРАЖНЕНИЯ В методике выделяются две группы упражнений по преобладанию активности слуха или зрения: 1) различные виды диктантов; 2) различные виды списывания.
УПРАЖНЕНИЯ Виды диктантов: предупредительный; об ъ яснительный; комментированное письмо; выборочный диктант. Важно: списывание смысловыми единицами!
УПРАЖНЕНИЯ Эффективны следующие упражнения: составление диктанта (подбор слов с орфограммой определенного типа); письмо по памяти; «корректировка письма».
Измени слова по командам вопросов: 1) что делать? 2) что делаю? Шью, кричит, дружу, молчит. Запиши слова, которые у тебя получились. Обозначь опасные места. Запись слов с подчёркиванием букв, которые вызывают сомнение при написании.
В транскрипции поставь знак ударения. Подчеркни безударные гласные. Запиши сначала проверочные слова, а затем буквенную запись слова. [трава] ………… [нага]…………… [вада]………………. [враг ´ и]………….. [вална]…………… [врач ´ и] ………….. Запись слов с подчёркиванием букв, которые вызывают сомнение при написании.
Нахождение в тексте всех известных орфограмм или орфограмм определённого типа. Обозначь орфограммы в подчёркнутых словах. Бельчонок родился весной. Все вокруг было зелёным . А когда появился первый красный лист, бельчонок испугался, что это пожар. Он начал дуть на лист, а лист всё равно оставался красным. Потом покраснели и другие листья . Пришла осень .
Выпиши из текста слова с изученными орфограммами. Пруд – за околицей, совсем близко от деревни. Сидит Петька на бережку, слышит, как мальчишки у школы кричат. Слышит – и завидует. Одному-то с гусями – ой, как тоскливо! Пруд старый, заглохший. Воды в нём по колено, да и та зеленая как щи. Ни тебе выкупаться, ни рыбку половить. Торчи пнём и считай гусиные хвосты… Маялся Петька, маялся, а после на травку лёг и заснул. Нахождение в тексте всех известных орфограмм или орфограмм определённого типа.
ВЫВОДЫ Работа по формированию орфографической зоркости должна вестись учителем: 1.целенаправленно и систематически; 2.с использованием дополнительного дидактического материала; 3.задания должны носить «поисковый» характер («выпиши…», «отметь…», «найди…»).
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему:
«Формирование ОЗ у младших школьников на уроках русского языка»
Слайд №2 — определение ОЗ.
Орфографические умения:
- орфографическая зоркость;
- умение определять тип орфограммы;
- умение применить правило или другой способ действия для решения орфографической задачи;
- умение осуществлять орфографический самоконтроль;
ОЗ является одним из орфографических умений, формируемых у учащихся в начальной школе. Более того ОЗ — базовое умение, на основании которого могут быть сформированы другие.
В методической литературе ОЗ понимается умение видеть/обнаружить орфограмму на основе известных опознавательных признаков.
Для формирования и последующей отработки данного умения на уроках русского языка целесообразно использовать специальные упражнения.
Слайд №6-7 — упражнения №1-2.
Ключевыми словами в отборе упражнений будут являться: «обозначь...», «найди...», «подчеркни...»
Данное упражнение акцентирует внимание учащихся на различии звуковой и буквенной записи слова.
Слайд №8-9 — упражнения №3-4.
Думаю, что данный тип задания, где из готового текста необходимо найти (подчеркнуть/выписать) слова с определённой орфограммой, для большинства из нас не нов.
Начинать можно с одного вида орфограмм. Чем больше видов орфограмм узнают учащиеся, тем «обширнее» должен быть список для задания.
Результаты для наглядности можно предложить учащимся оформить в таблице (в каждую колонку вписывать слова с орфограммой конкретного вида) — тесно переплетается с другим орфографическим умением — умение определять тип орфограмм.
Слайд №10 — выводы.
Таким образом, необходимо соблюдать определенные условия, чтобы работа по формированию орфографической зоркости была эффективна и давала положительный результат, а именно:
- вести работу постоянно;
- использовать дополнительный материал; самостоятельно конструировать упражнения, дополнять существующие в зависимости от цели;
- обращать внимание на поисковый характер задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование орфографической зоркости у младших школьников.
Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра...
Статья "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"
В сатье представлены понятие об орфографической зоркости, приведён теоретический и парктический материал по её формированию....
Формирование орфографической зоркости у младших школьников
Раскроем понятия орфографическая зоркость,ее факторы.Множество упражнений для выработки орфографической зоркости...
Формирование орфографической зоркости у младших школьников
Одной из самых актуальных проблем в преподавании русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии обучающихся в начальной школе. В данной статье представлены приемы обучени...
Формирование орфографической зоркости у младших школьников.
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая...
Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников.
Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания...
Доклад с презентацией "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"
В работе представлены приёмы формирования орфографической зоркости у младших школьников в условиях ФГОС...