Конспект урока по русскому языку: "Дательный падеж" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Халып Марина Сергеевна

Дательный падеж. 4 класс. УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon datelnyy.ppt885 КБ
Microsoft Office document icon datelnyy_padezh.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения. Антуан Де Сент-Экзюпери Как человека можно распознать по его обществу, так о нем можно судить по его языку. Дж.Свифт Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А. И. Куприн

Слайд 2

Лепестки розы опали, и в моей ладони остались шипы.

Слайд 3

Школа, учитель, от ученика, для друга, тетрадь, сестру, к дому, книга, из здания.

Слайд 4

Тема: Дательный падеж Цели: Узнать на какие вопросы отвечают имена существительные в Д.п.? С какими предлогами они употребляются? Научиться видеть их в тексте

Слайд 5

Я называюсь дательным, Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. С предлогом к и по дружу, Но и один гулять хожу.

Слайд 6

Падеж Вопрос Предлоги Слова - помощники В. п. кого? что? В, на, за, под, про, через Вижу Р. п. кого? чего? Без, для, до, из, от, с, у и др. Нет Д. п. кому? чему? К, по Дать

Слайд 7

Сижу за партой Р.п Иду по дороге В.п. Стучать в окно Д.п. Бежать к маме П.п. Говорить о погоде Д.п. Строил около реки Т.п.

Слайд 8

Сижу за партой Т.п Иду по дороге Д. п. Стучать в окно В.п. Бежать к маме Д. п. Говорить о погоде П.п. Строил около реки Р.п.

Слайд 9

«Человеку по работе …(что дерево без корней)». «Человек без друзей , … (провожают по уму)». «Откладывай безделье , …(воздается честь)». «Встречают по одежке , …(да не откладывай дело)».

Слайд 10

Человеку по работе( Д. п.) воздается честь. Человек без друзей (Р.п.), что дерево без корней. Откладывай безделье( В.п.), да не откладывай дело. Встречают по одежке (Д.п.), провожают по уму

Слайд 11

1. Служить Отчизне. 2. Протекает около деревни 3. Ехал по дороге 4. Шел с лопатой 5.Написал другу



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема: «Дательный падеж»

Цели:

  • Учить распознавать дательный падеж имен существительных;
  • Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • работать самостоятельно;
  • оценивать своё поведение и поведение учащихся в соответствии с задачами учебной коммуникации;
  •  уяснять мотивы учебной деятельности и понимать личностный смысл учения.

Предметные: 

  • научиться распознавать дательный падеж имен существительных;
  • развивать умение анализировать, делать выводы и обобщения.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник 4 класс часть 1, русский язык «Школа2100», конспект, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Словесный: слово учителя

≈1

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марина Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка

- Ребята, давайте создадим хорошее, солнечное настроение, улыбнитесь соседу справа, теперь соседу слева. Молодцы! Присаживайтесь.

Приветствовать учителя.

Л.: имеют положительное отношение к школе и учебной деятельности

1.

Мотивационный этап

Практический: выразительное чтение

Словесный: беседа

≈4

Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения.

                         Антуан Де Сент-Экзюпери

Как человека можно распознать по его обществу, так о нем можно судить по его языку.                                                                                                                   Дж.Свифт

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

                                         А. И. Куприн

Как вы думаете, почему я выбрала именно эти высказывания?

Выразительно читать

Размышлять

Умение слушать и понимать речь других (К)

Уметь слушать.

Принимать информацию в различной форме.

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя(П)

формулировать собственное мнение и позицию (К)

2

Словарная работа

Практический: синтаксический, морфологический разборы.

Лепестки розы опали, и в моей ладони остались шипы.

1 Обозначение орфограмм в словарных словах

2 Синтаксический разбор предложения. Схема предложения и разбор.

Работа на доске.

( предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации   невосклицательное, поэтому в конце предложения ставится точка. Сложное т.к. две грамм. основы, распрастроненное, т.к. есть второстепеннные члены)

Морфологический разбор слов:I вариант: розы,II вариант: ладони

(Розы(чего?) – начальная форма – роза; сущ.,  неодушевленное; ж.р.; употреблено в форме Р. п., ед. ч. В предложении  выполняет роль дополнения.

Ладони(где, в чем?) – начальная форма – ладонь; сущ., неодушевленное; ж.р.; употреблено в форме П. п., ед.ч. В предложении  выполняет роль дополнения.)

Выполнять задание

Выполнять синтаксический, морфологический разборы

2.

Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Мозговой штурм

Словесный : беседа

Практический: формулирование темы и целей урока

≈15

Школа, учитель, от ученика, для друга, тетрадь, сестру, к дому, книга, из здания.

Запишите слова в 2 столбика, разделив их на группы.

По какому признаку вы разделили слова в две группы?(Эти им.сущ нах-ся в Им. и Род. падежах.)

На какие вопросы отв. им. сущ в Им.п?(Назовите отличительные признаки им.сущ. в Им.п.)

На какие вопросы отв. им. сущ в Род.п.?    

Что вы можете сказать об им.сущ. Род.п?

Какое слово не записали ни в первую, ни во вторую группу? Почему?

Кто может сформулировать тему урока? (Дательный падеж)

-Какая перед нами ставится цель на уроке?

( узнать на какие вопросы отвечают имена существительные в Д.п.?

 С какими предлогами они употребляются?)

Да, верно мы познакомимся с дательным паддежем. Посмотрите на экран, кто прочтет стихотворение?

– Я называюсь дательным,

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

С предлогом к и по дружу,

Но и один гулять хожу.

На какие вопросы отвечает дательный падеж?

Нам поможет с вами таблица

В.п. вопрос Вижу кого?

что?

Предлоги В, на, за, под, про, через

Р.п. вопрос Нет кого?

чего?

Предлоги Без, для, до, из, от, с, у и др.

Д.п. вопрос (Дать кому?

чему?)

предлоги (к, по)

- Повторяются ли предлоги?

- Какой мы можем сделать вывод? (предлог помогает определить падеж)

- Может ли Д.п. употребляться без предлога?

- Приведите примеры (дать другу)

 – Расскажите все, что вы знаете о дательном падеже имен существительных.

– Вопросы: кому? чему?

Вспомогательное слово: дал.

Предлоги: к, по.

Член предложения: второстепенный.

– Эта таблица будет нам сегодня помогать.

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

ВОПРОСЫ: КОМУ? ЧЕМУ?

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СЛОВО: ДАЛ

ПРЕДЛОГИ: К, ПО

ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ВТОРОСТЕПЕННЫЙ

Придумайте свое название этому падежу. – Давательный, подарочный.

 – А вот какое название падежу дала Т. Рик.

Если б я названия 
Падежам давал, 
Я б тогда дарительным
Дательный назвал!

– Существительное в дательном падеже часто указывает на лицо, в интересах которого совершается действие, точнее на лицо, которому что-то дают. Чтобы узнать дательный падеж, какое слово надо подставить к существительному? –Слово даю.

 – Что получится?

 – Даю (кому?) коню

даю (кому?) бабочке

даю (кому?) Машеньке

даю (кому?) щенку

Отвечать на вопросы

Воспринимать информацию представленную в устной форме.

Формулировать тему и цель урока.

Составлять таблицу

Отвечать на вопросы

Придумывать свои названия падежу

Слушать и понимать речь других (К)

Отвечать на простые вопросы учителя(П)

Строить речевые высказывания (П)

Уметь определять тему урока с помощью учителя (Р)

Формулировать цель урока

Уметь слушать  мнения своего товарища

Принимать информацию в различной форме.

Уметь слушать и понимать речь других. (К)

3.

Решение частных задач

Словесный: беседа

Организация самостоятельной работы

Организация взаимопроверки

Словесный: беседа

≈23

Работа в парах( по три словосочетания)

 – Определите падежи имен существительных( в одном столбике имена существительные , во втором падежи).

Сижу за партой Р.п

иду по дороге В.п.

стучать в окно Д.п.

бежать к маме  П.п.

говорить о погоде Д.п.

строил около реки Т.п.

Проверка на доске :

Сижу за партой Т.п

иду по дороге Д.п.

стучать в окно В.п.

бежать к маме  Д.п.

говорить о погоде П.п.

строил около реки Р.п.

Самостоятельная работа

А)Высокий уровень Викторина «Соедините пословицу»

«Человеку по работе …(что дерево без корней)».

«Человек без друзей, … (воздается честь)».

«Откладывай безделье…(провожают по уму)».

«Встречают по одежке…(да не откладывай дело)».

– Напишите пословицу и укажите падеж выделенных имен существительных.

Человеку по работе( Д.п.) воздается честь.

Человек без друзей (Р.п.), что дерево без корней.

Откладывай безделье( В.п.), да не откладывай дело.

Встречают по одежке (Д.п.), провожают по уму)

Б) Средний уровень Работа с перфокартами.

– Найди правильный ответ и отметь синим карандашом.

1. Служить Отчизне.В.п.

2. Протекает около деревни Д.п.

3. Ехал по дороге.Р.п.

4. Шел с лопатой.Д.п.

5.Написал другу В.п.

Карточка для проверки

1. Служить Отчизне. Д.п.

2. Протекает около деревни. Р.п.

3. Ехал по дороге. Д.п.

4. Шел с лопатой.,Т.п,

5.Написал другу. Д.п.

Выполнять упражнение

Отвечать на вопросы учителя

 

Выполнять взаимопроверку

Слушать и понимать речь других (К)

Отвечать на простые вопросы учителя(П)

Строить речевые высказывания (П)

Уметь определять тему урока с помощью учителя (Р)

Уметь слушать  мнения своего товарища

Принимать информацию в различной форме.

Уметь слушать и понимать речь других. (К)

4.

Рефлексия

Словесный: самоанализ

≈2

Итак, наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги.

 Какие новые знания вы получили на уроке?

- С каким падежом мы сегодня познакомились?

- На какие вопросы отвечает Д. п.?

- Какие предлоги помогают определить Д. п.?

- Как еще называют дательный падеж? (дарительный) . –

-Что вызвало затруднение? Почему?

-Что тебе запомнилось больше всего?

Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали.

Спасибо, до свидания.

Оценивать свои достижения.

П.: осуществляют синтез

Р.: осуществляют итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Дательный падеж", 4 класс

Урок русского языка "Дательный падеж", 4 класс по программе "Школа 2100"...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Урок русского языка "Дательный падеж" 3 класс

Ознакомление детей с оссобенностями существительных в дательном падеже. На протяжении всего урока дети работают в группах, оценивают себя.Предоставлена технологическая карта, презентация урока....

Технологическая карта урока по Русскому языку "Дательный и творительный паеджи имен прилагательных мн.числа"4 класс ШР

Конспект урока русского языкаТема: «Дательный и творительный падежи имен прилагательных мн.числа»...

презентация к уроку русского языка "Дательный падеж" 3 класс

УМК "Школа России" русский язык "Дательный падеж" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку "Дательный падеж имен существительных" ( УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Дательный падеж имен существительныхЦели деятельности учителя: формирование умения определять дательный падеж и его существенные признаки: вопросы, значение, пред...