Урок русского языка "Дательный падеж" 3 класс
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему

Южанинова Лариса Владимировна

Ознакомление детей с оссобенностями существительных в дательном падеже. На протяжении всего урока дети работают в группах, оценивают себя.

Предоставлена технологическая карта, презентация урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель:

Южанинова Лариса Владимировна,

МАОУ «СОШ №10»

г. Кунгур

Учебный  предмет: русский язык

Класс: 3

Автор УМК: «Русский язык»,В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Тема урока: «Тайна слова. Дательный падеж имен существительных»

Тип урока: урок - исследование

Цель урока:  создать условия для формирования  метапредметных  УУД обучающихся

Планируемые результаты:

  1. Личностные: положительное отношение к учебе и своим знаниям.

Предметные: уметь  определять имена существительные в дательном падеже в словосочетании и предложении 

  1. Метапредметные:

                  Коммуникативные – уметь слушать и вступать в диалог, организовывать учебное сотрудничество.

                 Регулятивные – уметь ставить цель, учиться работать по плану, осуществлять оценку результативности.

                Познавательные – уметь строить речевое высказывание, осознавать познавательную задачу, слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, проводить анализ, сравнение.

Формы организации учащихся: работа в группах

Технология:  сотрудничества

Необходимое оборудование: ноутбук, экран, мультимедийное оборудование, оперативный лист для учащихся, презентация.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Создание благоприятной психологической обстановки

(1 минута)

1.Читает стихотворение:

К гостям все повернитесь

И друг другу улыбнитесь,

Удачи вам во всём,

А теперь урок начнём! Слайд 1

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку пять!

  1. Эмоционально настраиваются на урок

Личностные: положительное отношение к учебе и своим знаниям

2.Проблемно-мотивационный этап

(5 минут)

1. Организует повторение: «Что вы знаете об имени существительном?»

Слайд 2

2. Спрашивает учащихся  по таблице: «Что вы знаете о существительном в именительном падеже? В родительном падеже? В дательном падеже?»

Слайд3.

Падеж

Слово - помощник

Вопросы

Предлоги

Роль в предложении

И.п.

Есть

Кто? что?

_

подлежащее

Р.п.

Нет

Кого? Чего?

От, до, из, около, для

второстепенный

Д.п.

Дам

Кому? чему?

3.Задаёт вопрос: «Почему встала проблема?»  4.Спрашивает : «О чём нужно расширить знания?» 

5.Предлагает сформулировать тему и цель урока

Слайд 4

Хочу знать

Узнал

  • Предлоги
  • Роль в предложении
  • Окончания

  1. Отвечают на вопросы.

  1.  Устное заполнение таблицы

3. Понимают  проблему, что не хватает знаний о существительных  в дательном падеже.

4.Отвечают на вопрос: «Раскрыть тайну существительных Д.п.»

5. Формулируют тему урока.

Познавательные: анализ   информации;  преобразование информации,   представление в виде  таблицы.

Регулятивные: умение ставить цель, учиться работать по плану

.

2.Основной этап.

Практическая деятельность учащихся.

(25 минут)

  1. Учитель предлагает  узнать, какие бывают окончания у существительных дательного падежа. 

  1. Учитель предлагает проверить работу.
  2. Фиксирует ответы учащихся на доске.
  3. Предлагает оценить свою деятельность  на оперативном листе на основе критериев оценивания. Слайд 5
  4. Учитель предлагает пронаблюдать за вопросами  и предлогами у существительных в дательном падеже.

  1. Учитель предлагает проверить работу.
  2. Фиксирует ответы учащихся на доске.
  3. Предлагает оценить  свою деятельность  на оперативном листе на основе критериев оценивания. Слайд 5
  4. Учитель проводит физминутку, называя словосочетания: если есть существительное дательного падежа – хлопок над головой, если нет – присесть.
  5. Предлагает выполнить работу в паре - пронаблюдать за ролью в предложении существительных в дательном падеже (каждой паре предоставляется 1 деформированное предложение)

  1.  Учитель предлагает проверить работу.
  2. Фиксирует ответы учащихся на доске.

13. Предлагает оценить свою деятельность  на оперативном листе на основе критериев оценивания. Слайд 5

1.Индивидуальное выполнение задания «Открой тайну изменения слов».

Прочитай  словосочетания, дописывая окончания.

Над именами существительными указывай падеж.

1)особняк (кого?) купц…               памятник (кому?) купц…

2)участник (чего?) ярмарк…        радовались (чему?) ярмарк…

2. Анализируют ответы

3.Оценивают работу самостоятельно

4. Индивидуальное выполнение задания по составлению словосочетания с существительными в дательном падеже, записывая два вопроса: смысловой и падежный.  

Вставь нужный предлог, измени окончание существительного.  

Образец: ходим (где? по чему?) по улице.

   

Подъехали  (куда?___) __ (Кунгур) __

Экскурсия (где?____) __(город)______

Подошли (__) ____(музей) ___________

Спустились (_____) ____(Сылва) _____

Удивились (_____) ____(красота) _____

5. Анализируют ответы

6.Оценивают работу самостоятельно

7. Выполняют физические упражнения.

8.Выполняют работу в паре по восстановлению деформированного предложения, нахождению грамматической основы.

  • У краеведческого музея, памятник, установили, купец, кунгуряки.
  • Сквер воздухоплавателей, в, установлен  памятник, Никитке–летуну.
  • Находится, на пересечении улиц Гоголя и Советская, Самовару, памятник.

9. Проверяют работу

10. Оценивают свою деятельность по шкале оценивания

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: осуществление оценки результативности.

Предметные:

умение определять имена существительные в дательном падеже в словосочетании и предложении 

3.Рефлексия урока

(6 минут)

  1. Предлагает выполнить работу в группе и выбрать словосочетания с существительными  в дательном падеже
  2. Предлагает выполнить творческую работу  по группам - составление добрых советов  для гостей и жителей города (каждой группе предоставляется по два совета, записанных на чашке). Слайд 10.

Добрые советы для гостей и жителей города.

Дарите радость (кому?) _____________

Спешите делать добро (кому?) ________

Будьте благодарны (кому?) ___________

Рассказывайте о знаменитых купцах (кому?) _____

Любите свой город и дарите счастье (кому?) ____

  1. Читают информацию, обсуждают в группе,
  2. Формулируют вывод

Выбирают представителя группы, который будет выступать с выводом у доски

  1. Один человек из  каждой группы  представляет вывод у доски

  1. Обсуждают добрые советы в группе.
  2. Записывают на листке
  3. Один человек из  каждой группы  представляет вывод у доски – прикрепляет чашку с добрым советом.

Регулятивные: умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им

Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог планировать  учебное  сотрудничество со сверстниками,  распределить   обязанности.

4. Итог урока (2 минуты)

1. Учитель предлагает ответить на вопросы:

- Какие тайны открыл для вас дательный падеж?

-Какое задание вам понравилась на уроке?

- Какое-то задание вызвало затруднение?

- Кто легко справился со всеми заданиями?

2.Прдлагает оценить при помощи шара степень понимания урока .

      В нашем городе есть добрая традиция - каждый год летом проходит фестиваль «Небесная ярмарка». Главный приз фестиваля получает тот, кто успешно участвует в различных конкурсах. Это сертификат на бесплатный полёт на тепловом аэростате - воздушном шаре.

Оцените степень понимания сегодняшнего урока:

  • Всё понял, готов лететь дальше к новым тайнам (прикрепляет магнит на воздушный шар)
  • Хорошо понял тему урока (прикрепляет магнит в середину корзины)
  • Кто испытывал трудности на уроке, находится на земле (прикрепляет магнит внизу)

1.Отвечают на вопросы

2.С  помощью магнитов показывают  степень понимания учебного материала

Регулятивные: осуществление оценки результативности

5. Домашнее задание

(1минута)

с. 47, упр.85

Составить 3 – 5 пожелания родителям, используя существительные в дательном падеже.

Выбирают Д.З. с учётом своих интересов

Личностные:  смыслообразование обучения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В д о б р ы й п у т ь ! К гостям все повернитесь И друг другу улыбнитесь, Удачи вам во всём, А теперь урок начнём!

Слайд 2

Имя существительное обозначает имеет изменяется предмет род по числам по падежам

Слайд 3

Заполните таблицу ПАДЕЖ СЛОВО - ПОМОЩНИК ВОПРОСЫ ПРЕДЛОГИ РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ И.п. Р.п. Д.п. есть кто? что? - подлежащее нет кого? чего? от, для, около, без, из, с второсте-пенный член дам кому? чему?

Слайд 4

З а п о л н и м т а б л и ц у Знаю Хочу узнать Узнал название падежа слово - помощник вопросы падежа предлоги член предложения окончание

Слайд 5

Оцени свою работу: + – мне все понятно !? – бывают сомнения ! – мне трудно

Слайд 6

. Дательный падеж. Падеж дательный – добрый и внимательный. Всё, что есть у него раздает. Так и спрашивает: « Кому дать? Чему дать?»

Слайд 10

Добрые советы для гостей и жителей города

Слайд 11

Спасибо за урок! Желаю вам успехов в учебе!

Слайд 12

Домашнее задание Повторить названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы. с.47, упр. 85 Составить 3-4 предложения, используя имена существительные в Д.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.

 После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

"Русский алфавит или Азбука. Значение алфавита" Урок русского языка. 1 класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение алфавита....