Ударение
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Иванова Мария Николаевна

Цель урока: продолжить работу над умением постановки ударения в словах.

Задачи.

  •  систематизировать знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных.
  •  обогащение и активизация словарного запаса обучающихся;
  • коррекция и развитие связной письменной речи при работе над деформированными текстами; умение анализировать, выделять главное путём сравнения.
  • воспитывать положительную мотивацию к уроку, умение работать в группах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma_ponr.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока письма и развития речи на тему

"Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

для 4 класса коррекционной школы VIII вида

Цель: продолжить работу над умением постановки ударения в словах.

Задачи.

  •  систематизировать знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных.
  •  обогащение и активизация словарного запаса обучающихся;
  • коррекция и развитие связной письменной речи при работе над деформированными текстами; умение анализировать, выделять главное путём сравнения.
  • воспитывать положительную мотивацию к уроку, умение работать в группах.

Оборудование: буквы для составления слова, предметные картинки (замок – замок, кружки – кружки, стрелки – стрелки, гвоздики – гвоздики, ирис – ирис), карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в группах.  

Ход урока

  1. Организационный момент

Эмоц.настрой
Учитель:
-Что такое?
-Что случилось?
-Почему звенит звонок?
Уч-ся:
-Мы готовы. Стол в порядке.
-Начинается урок.
Учитель:
-А девиз у нас какой?
Уч-ся:
- Всё что нужно под рукой

- Какое сегодня число?                                                                                                                                                         - Какой день недели?                                                                                                                                                             - Какой у нас урок?                                                                                                                                                                                                                                                                  – Что мы делаем на уроках письма?

Выполнение коррекционного упражнения.

Учащимся раздаются карточки с заданиями:

(Капуста, кабачок, огурец, помидор, тыква, свекла)

Необходимо составить вышеуказанные слова, соединив слоги стрелками.                   – Назовите составленные слова одним словом.

Упражнение «Четвертый лишний»

А УПИ

ШЩЕЦ

ЖШЩМ

Внимательно посмотрите на буквы в каждой строчке, назовите их, определите, какая из 4-х букв лишняя, назовите ее, объясните свой выбор.

  1. Пальчиковая гимнастика

- Подготовим пальчики к письму.

Упражнение «Капуста».

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

- Открываем тетради, записываем число.

  1. Каллиграфическая минутка

-  Посмотрите на ряд букв. Назовите их.

у  е  и  д  а  р  н  е

На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные).                                           - Назовите гласные буквы.                                                                                                                - Назовите согласные буквы.                                                                                                             - Чем отличаются гласные от согласных?

- Запишем эти буквы в тетрадь в две строчки: первая строчка – гласные, вторая строчка – согласные. Пропишите до конца строчки.

Работа в паре. Попробуйте составить из этих букв слово (буквы лежат на партах).

– Какое слово получилось? (ударение).

  1. Сообщение темы и цели

- Мы сегодня будем говорить об ударении, учиться различать в словах ударный и безударный слог.

Есть слова в русской речи,

В родном языке!

 Одинаково их пишут,

Но.. по-разному их слышат.

 -Найдите слова, которые пишутся одинаково, и объясните, что они обозначают.

У зайца два длинных уха. Варилась уха.

В парке я увидел белок. В яйце есть белок и желток.

-Прочтите слова парами, верно выделяя ударный слог.

-Что вы можете сказать об этих словах?( От ударения зависит смысл слова)

-Запишите предложение в тетрадь:

    /             /               /

Солнце село за село.

Произнесите каждое слово, как бы пропевая.

Один слог в слове произносится сильнее других.

Такой слог называется ударным.

Остальные слоги называются безударными.

Знак ударения ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.

-Назовите буквы ,над которыми мы с вами поставили ударение.

В каком домике живут эти буквы?

Почему в красном?

_Есть ли слова, в которых ударение падает на согласный?

( Таких  слов  нет. Ударение  падает всегда на гласный)

-Прочтите стихотворение:

Ударный звук, ударный звук!

Он назван так недаром.

Эй, молоточек, верный друг,

 Отметь его ударом!

И молоток - стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит

  1. Словарная работа

Дидактическая игра «Отгадай загадку, напиши отгадку».

  1. Он коричневый, лохматый

Назовите-ка, ребята,

Кто, построив тёплый дом

Спит всю зиму в доме том.

(медведь)

  1. Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи.

(собака)

  1. На поляне девочки

В белых рубашонках,

В зелёных полушалках              

(берёза)

  1. На тонкой гибкой ветке

Выросли конфетки.

Для мальчика и девочки

И для рыжей белочки.

(орех)

  1. Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице.                      

 (морковь)

  1. Что копали из земли,

Жарили, варили.

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

(картофель)

- В записанных словах поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

  1. Объяснение нового материала

- Однажды в тридевятом царстве, в тридесятом государстве был бал. На бал собрались буквы, слова, знаки препинания, а ударение пригласить забыли. Оно очень обиделось и решило, что проучит их. Но гости не стали его слушать и веселились дальше. Тут вышло слово замок и сказало, что он сильный и тяжёлый и справится с ударением. Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез замок. Какое слово получилось? (Возник замок).

- Слова шумели. Тогда вышло слово стрелки - мы самые главные и победим любого, и уж с нами-то ударение ничего не сделает. Ударение хитро улыбнулось и перекинулось на другой слог: все увидели, что перед ними обыкновенные Что? ( Стрелки).

- Затем пришло слово кружки, и здесь ударение перекинулось на другой слог. Какое слово получилось? (Кружки).

- Видят слова, что дело плохо, не обойтись им без Ударения. Отвели ему почётное место и попросили извинения. С тех пор все живут дружно, в согласии.

- Внимательно посмотрите на эти три пары слов (все 3 пары слов прикрепляю на доске, а под ними предметные картинки).

- Что вы можете сказать о написании этих слов? А об их значении? (Написание слов одинаково, а значение разное).

- От чего это зависит? ( От постановки ударения).

Вывод: от того, как вы поставите ударение, будет зависеть значение слова.

- Прочтите 1 слово - Замок.

- На какую гласную падает ударение? Как называется гласная на которую падает ударение.

- Гласная, на которую падает ударение, называется - ударной.

- Как называется гласная, на которую не падает ударение?

- Гласная, на которую не падает ударение, называется - безударной.

- А теперь, на какую гласную падает ударение?  Замок.

- Как называется гласная, на которую падает ударение?

- Гласная, на которую падает ударение, называется - ударной.

- Гласная, на которую не падает ударение, называется - безударной.

(Аналогичная работа проводится с другими словами)

  1. Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте,

Встаньте на носок, на пятку,

А теперь, друзья, вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

  1. Закрепление изученного материала.

-А сейчас я посмотрю, как вы научились различать ударный и безударный гласный. (Работа у доски и в тетради. На доске появляются цветы-гвоздики)

- Что это такое?

- На какую гласную падает ударение?

- Назови безударную гласную.

 (Следующая картинка - гвоздики)

- Что это? (Маленькие гвоздики).

(Следующая картинка - ирис)

- Ирис - садовый цветок.

- На какую гласную падает ударение?

- Назови безударную гласную в слове ирис. (Картинка – конфета-ирис)

Вывод:

- Какой гласный мы называем ударным?

- Какой гласный мы называем безударным?

- Молодцы вы хорошо справились с этим заданием.

  1. Самостоятельная работа

"Работа с учебником".   Стр. 80 упр. № 14

1.Чтение задания учителем.

2.Самостоятельное чтение учащимися задания и упражнения.

- Что нужно выполнить в этом упражнении?

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа.

  • Карточки с заданием по группам.
  1.  Итог урока и оценка знаний учащихся.

Солнце село за село
нам ужасно повезло
Что в гости к Ударению сходили
и все его секреты мы раскрыли.

-Что же это за секреты? (Ответы детей)
Ударение ставится если в слове несколько слогов.
Буква Ё всегда ударная.
Любая буква гласного звука может быть под ударением.
Слоги бывают ударными и безударными.
Ударение может изменить смысл слова

- Чему мы учились на уроке письма?                                                                                                                            - Какое задание было трудным?                                                                                           - Что получилось лучше всего?

12. Домашнее задание.

Карточки по группам.

Урок окончен.

Карточка «Проверь себя»


1.Ударных слогов в слове может быть:
а) сколько угодно;

б) один;

в) два.

2.В каких словах не ставится ударение:
а) ванна;

б) ночь;

в) метро;

г) крыша.

3.Какая буква обозначает звук, который всегда стоит под ударением?
а) я;

б) ё;

в) ю;

г) а

Если в слове один слог, то ударение не ставится, так как в слове один гласный и произносится он чётко и Ударение уже не превратит его в другое слово

Буква Ё всегда стоит в ударном слоге.

В словах с буквой Ё ударение не ставится

У: - ВЫВОД: Ударение, ребята, заставляет пропеть слово, позвать слово. Ударный слог определяет не только силу звучания, но и длительность. Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

Урок по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова с использованием информационных технологий " Ударение. Смыслоразличительная рольударения в слове " проводится в первом классе в период обучения грамоте. ...

Учебно - методическая разработка Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".Цель: умение  ставить  ударение, опираясь на смысл слов.Задачи урока...

Тема урока: Ударение (общее понятие). Способы выделения ударения. Слогообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие об ударении, научить обозначать ударение в словах, произносить слова правильно.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы «...

«Ударение. Постановка ударения в двухсложных и трёхсложных словах».

Конспект урока в 3 классе (коррекционное обучение), 8 вид....

Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального ( коррекционного) обучения по теме «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.»

Тема. «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.» Цель :  Уточнить представления об особенностях ударения в слове, познакомить с ролью ударения в речи.Задачи:Развивать фонем...