урок русского языка по теме: «Изменение глаголов по числам».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Технологии: технология проблемно-диалогического обучения, деятельностный подход.
Тип урока: урок открытия нового знания (урок ОНЗ)
Цель: формировать умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам
1.Формирование предметных умений.
- научиться различать число глаголов;
- изменять форму числа глаголов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_3_klass.docx | 49.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3КЛАССЕ
Программа «Школа России»
АВТОР:
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №5»
Сюльдина О.И.
2018 год
Тема: «Изменение глаголов по числам».
Технологии: технология проблемно-диалогического обучения, деятельностный подход.
Тип урока: урок открытия нового знания (урок ОНЗ)
Цель: формировать умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам
1.Формирование предметных умений.
- научиться различать число глаголов;
- изменять форму числа глаголов.
учебно-языковые умения:
- правильно списывать слова, проверять написанное, сравнивать с образцом.
2.Формирование метапредметных умений:
Личностные умения
- развивать навыки сотрудничества со сверстниками в группе;
- умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
Регулятивные умения
- учить действовать по плану;
- проверять и оценивать результат;
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно, выполненные задания от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
Познавательные умения
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- представлять информацию в виде алгоритма;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.
Коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других, оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в группе.
Технологическая карта урока (40 минут)
Этапы | цель | Содержание этапа | Обратная связь | Основная форма работы | ||
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | результат | |||
1. | Организационный момент 1мин. | Формирование самооценки готовности к уроку | - Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. А сейчас проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка
| Оценивают свою готовность, настрой на работу. | Самооценка готовности к уроку. | |
2. | Психологический настрой 1мин. | Создание положительного эмоционального фона |
В течение урока вы будете сами оценивать свою работу : + Знаю, если ученик отлично понял материал этапа урока. ? Сомневаюсь в правильности своих рассуждений, допустил ошибку - Затрудняюсь, нуждаюсь в помощи. В течение урока не забывайте заполнять оценочные карты.
| Улыбаются, садятся на место
| Учитель побуждает учеников к самоанализу деятельности, самооценке, самоконтролю. Организация взаимопомощи. Создание атмосферы взаимной заинтересован- ности в работе друг друга. | |
3. | Актуализа- ция знаний (подводя щий диалог) 5 мин. | Актуализа- ция и закреплений знаний букв обозначающих мягкость согласных на письме | 1.Чистописание Посмотрите на доску. Жужжит над жимолостью жук. Прочитайте предложение. К какому жанру устного народного творчества относится данное предложение?
Для чего мы используем скороговорку в нашей речи? Какой звук отрабатывается в данной скороговорке? Дайте характеристику этому звуку. Какой буквой будем обозначать на письме? Из каких элементов состоит буква Жж? Каллиграфически правильно прописываем прописную и строчную букву Жж.
Прочитайте скороговорку еще раз. Еще быстрее! Молодцы! Запишите скороговорку в тетрадь. Подчеркните в предложении грамматическую основу. Дайте характеристику этому предложению. Оцените свою работу. С каким словарным словом встретились? Какую орфограмму в написании этого слова нужно запомнить? Какой частью речи является это слово? Вспомним что такое глагол и составим кластер. Что такое глагол? На какие вопросы отвечает? Как изменяются глаголы? Что интересного узнали о глаголе на прошлом уроке? На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? Как вы думаете, мы все узнали об этой части речи? Продолжаем наше путешествие по стране «Глаголия» |
Ученик читает вслух предложение. Скороговорка. Чтобы отрабатывать звуки. [ж ] Согласный, по твердости- мягкости всегда твердый, непарный; по глухости – звонкости: звонкий, парный [ш] Ж ж Из 2 полуовалов и наклонной линии с соединительными элементами Записывают предложение. Подлежащее –жук, сказуемое – жужжит. По цели высказывания - повествовательное, по интона-ции – невосклицательное, распространенное, простое. жужжит двойная согласная жж Глагол. Самостоятельная часть речи. Что делает? Что делал? Что сделает? По временам. Глаголы имеют неопределенную форму. Что делать? Что сделать? Наверно нет. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным образцом Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Фронтальная работа Актуализируются знания, необходимые для понимания темы. Формирование умения учиться |
4. | Введение в тему урока и постановка учебной проблемы 2 мин. | Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности | Посмотрите, кто изображен на левой части слайда? СЛАЙД Кто изображён на правой части слайда? СЛАЙД Какой частью речи являются данные слова? Что изменилось в записи слов? СЛАЙД Почему? Составьте нераспространённое предложение к левой части слайда. Составьте нераспространённое предложение к правой части слайда. СЛАЙД Сравните глаголы. Что изменилось в записи глаголов? Почему оно меняется? Определите тему нашего урока. Тема урока : Какую цель поставим перед собой?
Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить на уроке?
| Птица. Птицы. Существительным. Окончание. На левой части изображен один предмет значит, сущ. в единственном числе, на правой части две птицы – значит мн.число. Птица летит. Птицы летят. Окончание. Летит - обозначает одно действие предмета, значит гл. в ед. числе. Изменение глаголов по числам. Научиться определять число глаголов. 1.Как изменяются глаголы? 2.В каком числе употребляются глаголы? 3.Что обозначают глаголы в ед. числе? 4. Что обозначают глаголы во мн. числе? | Фронтальная работа Организация сотрудничества учителя и учеников Создание ситуации самостоятельного планирования своей деятельности | |
5. | Вовлечение в деятельность, «Открытие нового знания» Выдвиже- ние гипотезы 6 мин. | Организация и осуществление совместной учебно-познавательной деятельности Организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном. | Работа в парах. На партах у вас лежат карточки. Возьмите карточку №1. Вам необходимо из двух столбиков подобрать и составить пары так, чтобы получилось верное сочетание слов. СЛАЙД Проверяем по эталону. ученик растет ученики читает дерево читают деревья растут Назовите, какие пары у вас получились?
Оцените себя. -Можно сказать «ученик растут»? -Можно сказать «ученики растёт»? -Глаголы «растёт» и «растут» имеют одинаковое значение? -Чем они отличаются? -Значит глагол «растёт» в каком числе? - А глагол «растут»? - Как определили, в каком числе стоит глагол? - Итак, глаголы изменяются по числам? - Что обозначают гл. в ед. числе? - Что обозначают гл. во мн. числе? -На какие вопросы отвечают гл. в ед. числе? -На какие вопросы отвечают гл. во мн. числе? Почему меняется окончание? -Что изменяется в глаголе при изменении его по числам? Что нового вы узнали о глаголе? |
ученик читает ученики читают дерево растет деревья растут нет, ученик в ед.ч., растут – во мн.ч. нет, ученики –во мн.ч., растёт – в ед.ч. да растет-обозначает действие одного предмета, растут – действие нескольких предметов ед.ч. мн.ч посмотрели сколько действий обозначает глагол да действие 1 предмета действие 2 предметов что делает? Что делают? Разное число Окончание | Уточнение моментов, вызвавших затруднения | Работа в парах Ученики осознают ценность совместной деятельности |
6. | Физминутка. 3 мин. | Восстановление физически | Физминутка для глаз | Дети повторяют предлагаемые движения. | Повышение активности, интереса | |
7. | Применение полученных знаний 8мин. | Развитие внимания. | Работа в группах. Составление алгоритма. -Используя наши выводы и правило на стр.109 попробуйте составить алгоритм, который поможет вам правильно определять число глагола. - На партах у вас лежит карточки – шаги. Они перепутаны. Наведите порядок. Посмотри, сколько действий обозначает глагол. Если глагол обозначает одно действие и отвечает на вопрос что делает?, то это будет глагол единственного числа. Найди в тексте или в предложении глагол. Если глагол обозначает два и несколько действий и отвечает на вопрос что делают?, то это будет глагол множественного числа. Учащиеся работают на листах, составляют алгоритм. Проверка. Прочитайте 1 шаг, 2 шаг, 3 шаг, 4 шаг .Оцените себя. Теперь нам надо научиться применять это правило. 1. Работа по учебнику. Упражнение 190 стр.109. Спишите пары слов 1 вариант – 1столбик 2 вариант – 2 столбик Записать глаголы. Указать их число и выделить окончание. Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями. Посмотрите на экран и проверьте друг у друга. Вернули тетради друг другу. Кто не допустил ошибок поднимите руку. Молодцы! Оцените свою работу. | Как надо работать в группах?
1) Найди в тексте или в предложении глагол. 2) Посмотри, сколько действий обозначает глагол. 3) Если глагол обозначает одно действие и отвечает на вопрос что делает?, то это будет глагол единственного числа. 4) Если глагол обозначает два и несколько действий и отвечает на вопрос что делают?, то это будет глагол множественного числа. |
Уточнение моментов, вызвавших затруднения | Групповая работа Положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. |
8. | Выполнение разноуровневых заданий 5мин. | Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. | Работа в группах. Продолжаем наш урок. В данной работе используйте алгоритм, который вы составили. Возьмите карточку №2. Дифференцированное задание. - Задания у всех разные. Карточка №2 1 группа: у глаголов определите число. Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лёд. Над водой кружат белые чайки. Карточка №2 2 группа: найдите глаголы и определите число. Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лёд. Над водой кружат белые чайки. Карточка №2 3 группа: используя слова для справок составьте текст ; у глаголов определите число. __________ солнышко. __________ снега. _________сосульки. На реке __________ лёд. Над водой ______________ белые чайки. Слова для справок: светит, тают, плачут, треснул, кружат. Карточка №2 4 группа: самым сильным учащимся (кто считает, что он может самостоятельно справиться с заданием) С.110 упр.191 - Проверка. Какой получился текст? - Назовите глаголы в единственном числе. - Почему эти глаголы единственного числа? - Назовите глаголы во множественном числе? - Почему эти глаголы множественного числа? Оцените себя Итак, как определить число глаголов?
| (См. приложение) Каждая группа получает задание. Поднимают карточки Проверяет его по образцу на слайде
Читают текст светит, треснул. т.к. обозначают 1 действие тают, плачут, кружат т.к. обозначают несколько действий
рассказывает 1 ученик | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным образцом.
| Групповая работа Создание ситуации выбора и самопознания Самооценка- прогностический характер |
9. | Рефлексия учебной деятельности
3 мин. | Формирование ценностного отношения к совместной деятельности. Развитие рефлексивных умений | Какую цель мы ставили вначале урока? На все ли поставленные вопросы мы с вами ответили? Если глагол обозначает действие одного предмета, то … Все запланированное мы свами выполнили. За что себя можешь похвалить? Над чем еще надо поработать? Какие задания тебе понравились? Какие задания оказались трудными? С каким настроением уходите с урока? Оцените свою работу на уроке. Работали хорошо….., были активны на уроке …..
| Научиться определять число глаголов. Дети дополняют
.
| Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Умение проверять и оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе. | |
10. | Дом. задание | Стр.110, № 192, правило |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку на тему "Изменение глаголов по числам", 3 класс.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе с презентацией и самоанализом по формированию на каждом этапе урока УУД. Тема: изменение глаголов по числам....
Урок русского языка по теме Изменение глаголов по числам и временам.
Методическая разработка может использоваться на уроке русского языка по закреплению пройденного. Урок проводится в форме зачета. Ресурс сопровождается презентацией, в которой дети учатся работе с...
Урок русского языка по теме "Изменение глаголов по числам".
Урок проведён в 3 классе по учебнику Т. Г. Рамзаевой.Цели: формировать умение определять число глаголов;отрабатывать правописание словарных слов, умение составлять предложения по схеме,проводить грамм...
Конспект урока русского языка на тему "Изменение глаголов по числам".
Конспект урока русского языка на тему "Изменение глаголов по числам", 3 класс. Программа "Перспектива".Цель:1. Формировать умение определять число глаголов;2 .Отрабатывать правописание сл...
Урок русского языка по теме "Изменение глаголов по числам" (3-й класс) Снежкова О.В. учитель МБОУ НОШ г. Покров
Тема урока: Изменение глаголов по числамТип урока: урок усвоения новых знанийТехнология: информационнаяЭлементы технологий:1).работа в группах;2).здоровьесберегающие технологии;3).технология проблемно...
Конспект урока русского языка по теме "Изменение глаголов по числам"
Данный конспект содержит материал для лучшего усвоения темы "Изменение глаголов по числам" учащимися 3 класса....
Технологическая карта урока русского языка на тему «Изменение глаголов по числам» в 3 классе
Технологическая карта урока русского языка на тему «Изменение глаголов по числам» в 3 классе...