Урок -путешествие. Закрепление по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Фатыхова Райся Абдулловна

Обобщить и систематизировать знания об имени существительном.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык -  3 класс

по русскому языку по ФГОС 3 класс

(По учебнику «Русский язык», 3 класс, Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова)

Р. А. Фатыхова,  учитель С (К) ОШ №75, г. Набережные Челны.

Тип урока: Урок – путешествие.

Тема: Закрепление по теме «Имя существительное».

Цель: обобщить и систематизировать знания об имени существительном.

Задачи:

- формировать умения определять число и род имени существительного, подбирать однокоренные слова к данным существительным, проводить разбор слова по составу;

- развивать внимание, мышление, память, речь, орфографическую зоркость;

- осуществлять патриотическое воспитание.

Оборудование: карта путешествия, карточки, детали Снеговика, горка со словарными словами, снежки,  сигнальные карточки.

Ход урока:

I. Оргмомент.

- Доброе утро, ребята!

    Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в путешествие по стране «Имя существительное». В этом путешествии мы будем закреплять умения: определять имена существительные, определять у существительного род и число.

II. Актуализация знаний (Фронтальный опрос – 5 мин).

    Чтобы не заблудиться, будем пользоваться картой. Помогать нам будет  верный  друг- помощник  Снеговик, которого мы сейчас вылепим из снега.

(Учитель задает вопрос и  собирает детали  снеговика)

  1. Что обозначает имя существительное?
  2. На какие вопросы отвечает существительное?
  3. Как изменяются существительные?
  4. С какой частью речи в предложении согласуется имя существительное?
  5. Как определить род существительного?
  6. Какое из однокоренных слов является именем существительным: радостный, радость, радуется? (запись на доске)

III.Закрепление пройденного.

1 - я остановка – Чистописание (2 мин)

Г                          г

Ег  иг  гр   ге гу

снег

- Дайте характеристику [г]. (согл., тв., зв., пар.)

2 - я остановка – Построй-ка (Словарная работа – 3 мин)

Задание:  построим снежную горку.

(На доске нарисована горка, в которой находятся словарные слова, в них пропущены буквы. Рядом лежат снежки с буквами).

за…ц                                     а                            о

  м…роз                                                        я                  е                          а                        

       р…бота                                 о                     и

         ф…враль                                                                                                                                      

            п … льто                                                                  е                  о                            

 - Определите род существительных. Сколько родов имеет имя сущ.? Как отличить м.р. от ж. р. и от ср. р.?  

- Найдите слово, которое отвечает на вопрос кто?  На какой вопрос отвечает слово февраль?          

                                                                 

3 - я остановка – Распредели -  ка  (5 мин)

Задание: Распредели слова в два столбика по числам:

                 Ед. ч.                         Мн. ч.

Имена существительные: солдат, Родина, обелиски, защитники, победа, ветераны.

Проверка (с помощью сигнальных карточек).

- Найдите сущ. отвечающие на вопрос кто ?

Какой приближается праздник? Чей это праздник?

Какой был праздник 15 февраля? (20 – ти летие вывода войск из Афганистана)

Кто проживает в с. Елховка и Воронцовка воины – афганцы? (Попов Владимир Алексеевич)

4 - я остановка – Отдыхай-ка (физминутка)

Задание: если  я произнесу сущ. м.р. – надо присесть, ж.р. – подпрыгнуть, ср.р. – развести руки в стороны. Н-р, стол, окно, дверь, страх, ночь, озеро, ведро, машина, дневник, дело.

5 - я остановка – Думай-ка (6 мин)

Работа по учебнику (Упр. 33 с. 65 – сам. раб).

Выписать сущ. в столбик. Указать число и род.

Взаимопроверка.

6 - я остановка – Образуй-ка

Задание: у данных существительных образуйте  однокоренные  существительные, которые отвечают на вопрос кто? 

Разберите слова по составу.

 Лыжи - …, грибы - …, победа – победитель, строить - …, футбол – футболист, баян - … .

(1 ученик работает на закрытой части доски) Проверка.

7 - я остановка - Пернатые друзья

  - Каких птиц вы видите около кормушки?

- Какая это часть речи? На какой вопрос отвечают эти имена сущ.?

Как вы можете помочь птицам зимой? Что для птиц страшней, голод или холод? Почему?

- У кого из вас дома есть кормушка? Как вы птиц подкармливаете?

У нас тоже в школьном  полисаднике есть кормушка. Поднимите руки те, кто туда насыпает корм ?                                                                                      

Ученик читает стихотворение «Как птице перезимовать».

                                        Сугробами засыпаны

                                        Бугры, дворы, дорожки,

                                        Не могут пташки отыскать

                                        Ни зёрнышка, ни крошки.

                                          И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей…

 Скорей на помощь, дети!

          Вот в этот самый трудный час

       Спасенье птицы ждут от вас.

                                           Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

       Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки …

                                           И оживут бедняжки!

                                           По небу весело скользя,

 Взлетят пернатые друзья

                                           И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»

 

                                                                                  К. Мухаммади.

IV. Итог урока.

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- Как изменяется существительное?

- Сколько имеет родов?

Оценки. 

Д/з    Написать сочинение «Наша помощь ветеранам».

          Упр.37 с. 66,

Карточка 1

Спишите. Подчеркните   существительные.

На сосне и на берёзе – бахрома:

Белой пряжей их запутала зима.

И оставила распутывать весне

Эту пряжу на берёзе и сосне.

Карточка 2.

К словам множественного числа допиши слова единственного числа и наоборот.

Берег - … .                             Окно - … .

Воробей - … .                        Кости - … .

Поезд - …  .                            Сани - … .

Карточка 3.

Запиши к словам мужского рода слова женского рода и наоборот.

Ученик – ученица, медведица - …, волк -…, зайчиха - …,  лётчик - …, подруга - … .

Карточка 4.

Спиши текст. Над существительными укажи род, выдели окончание.

    Наступает зимняя ночь. Спит село. Только в школе горит свет. Это не спит наш учитель.

Карточка 5.

Проверь слова в столбиках, лишнее зачеркни.

Ср.р.                   М.р.                      Ж.р.

озеро                 след                       молоко

ведро                 кустик                   утка

молоток            небо                       корова

солнце              пальто                   Жучка

фасоль              конь                       карта

Карточка 6.

Спишите. Определите число и род существительных.

Яйцо, телевизор, игрушки, столы, дубок, стёкла, певцы, пальто. 

Карточка 7.

Напиши по пять имен существительных, обозначающих птиц, растения. Определи их  род.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания

Интересный урок. Хорошо видна самостоятельная учебно-поисковая деятельность учащихся на уроках с использованием нетрадиционных приёмов....

Урок-путешествие Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания

Интересный урок. Хорошо видна самостоятельная учебно-поисковая деятельность учащихся на уроках с использованием нетрадиционных приёмов. ...

Урок - путешествие "Закрепление пройденного материала".

Цель урока: закрепить навыки внетабличного и табличного умножения и деления, решать примеры и задачи наделение состатком; развивать математические способности, логическое мышление, внимание и интерес ...

Урок - путешествие "Закрепление пройденного".

Цель урока: закрепить изученные приёмы вычислений; развивать умение решать задачи и навыки самостоятельного выполнения учебных заданий....

Урок – путешествие "Закрепление знаний по теме "Глагол"

Урок обобщение знаний по теме "Глагол" с использованием компьютерной презентации...

Методическая разработка урока математики в 1 классе "Урок-путешествие. Закрепление изученного о составе однозначных чисел 8, 9. Решение текстовых задач. "

Математика. 1 класс. Тема: Урок-путешествие. Закрепление изученного о составе однозначных чисел 8, 9. Решение текстовых задач. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.Цель ...

Презентация к уроку математики в 1 классе "Урок-путешествие. Закрепление изученного о составе однозначных чисел 8, 9. Решение текстовых задач."

Презентация к уроку математики в 1 классе "Урок-путешествие. Закрепление изученного о составе однозначных чисел 8, 9. Решение текстовых задач."УМК "Школа России"...