Практика обучения младших школьников созданию письменных текстов(повествование)
статья по русскому языку (2 класс) на тему
Формирование умений,необходимых для создания текста-повествования.Система заданий и упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_obucheniya_mladshikh_shkolnikov_sozdaniyu_pismennykh_tekstov.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
НОУ школа «Ирида» ВАО г.Москвы
Тема работы: «Практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов.»
Организация работы знакомства с особенностями текста-повествования на уроках русского языка в 3 классе.
Подготовила учитель начальных классов НОУ школы «Ирида»
Давиденко Татьяна Григорьевна
Октябрь 2013 г.
1.Знакомство с особенностями текста-повествования.
Прочитай текст.
Родился медвежонок .Медвежонок родился очень маленьким Шёл день за днём .Медвежонок уже заметно подрос. У него открылись глазки.Он осмотрел жилище.Мать
сделала берлогу просторной .Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.
Вопросы и задания :
-Как вы думаете ,какой это тип текста?(выслушиваются ответы детей)
-Вспомните, какой тип текста относится к повествованию.
(В тексте-повествовании говорится о каких-то действиях ,о последовательных событиях .Действия сменяют друг друга .К такому типу текста можно поставить вопросы :что происходит СНАЧАЛА? ПОТОМ? И в КОНЦЕ?)
-Попробуем вместе доказать что это ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ.
Итак ,в повествовании говорится о событиях ,эпизоды которого последовательно сменяют друг друга.
-Разделите текст на смысловые законченные части .Таких частей ТРИ.
-Прочитай первую часть.
Родился медвежонок .Медвежонок родился очень маленьким.
Как бы вы озаглавили эту часть?(Рождение медвежонка).
-Прочитайте вторую часть.
Шёл день за днём. Медвежонок уже подрос .У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать-медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней.
Как бы вы озаглавили эту часть? ( Медвежонок растёт.)
Прочитайте третью часть.
Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.
Как бы вы озаглавили эту часть? ( Медведи на воле.)
-Вспомните ,глядя на план текста, о чём рассказывается в тексте.
1.Рождение медвежонка.
2.Медвежонок растёт.
3.Медведи на воле.
Как вы думаете, достаточно ли будет ОДНОГО СНИМКА, чтобы сфотографировать события, о которых говорится в рассказе?(Нет, потому что действия сменяют друг друга и их нельзя увидеть ОДНОВРЕМЕННО.)
Итак, мы не можем одновременно увидеть и как родился медвежонок, и как он постепенно рос, и как он выбрался на волю ро
Мы доказали ,что это ТЕКСТ-ПОВЕСТВОВАНИЕ.
Примерные упражнения на формирование и закрепление умений.
Прочитай текст.
Случай на реке.
Дело было весной Миша и Витя возвращались из школы они спустились к реке Витя побежал вперёд хрупкий лёд треснул мальчик очутился в воде Миша осторожно пополз по льду к другу он вытащил товарища на берег.
!.)Спиши текст ,поделив его на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак препинания. Начало предложения не забудь написать с заглавной буквы.
2.)К какому типу текста относится этот текст? Докажи.
Прочитай текст.
Ёжик проснулся.
Пришла весна. Солнце согрело землю.
В лесу по ложбинке побежал ручей. Вот на пути он заметил под корнями старой берёзы норку. Зверёк ещё с осени разыскал это укромное местечко. Холодный ручей забрался в постельку ежа и разбудил его.
Ёж выбрался из своего убежища. Свежий ветерок разносил по лесу весенние запахи. Ёж лёг на спинку и подставил солнцу своё брюшко.(по Г. Скребицкому.)
Определи тип текста: повествование ,описание, рассуждение. Озаглавь каждую часть. Напиши план текста.
Особое внимание следует уделять формированию умения определять тему текста-повествования ,озаглавливать текст, по заголовку определять о чём может быть текст.
Прочитай текст. Определи тему текста , озаглавь текст.
Ранним утром я с товарищем собрался на рыбалку. Товарищ накопал червей ,собрал удочки. На берегу тихой заводи мы выбрали место. Вот и первая рыбка. Товарищ выбросил на песок большого окуня. То и дело он вытаскивал окуней. Мой поплавок словно застыл. Мы поменялись местами. Вскоре у моего друга было полное ведро. Мой улов едва закрывал дно. Грустный я подходил к деревне. У изгороди нас встретил дед Илья. Он лукаво улыбнулся и сказал ,что рыбу вспугнул белый цвет. У меня рубашка и удилище были белыми.
-Прочитай заголовки к текстам. Определи по заголовкам темы текстов.
1.Как я встречал Новый год.
2.О чём рассказали весенние ручьи.
3.На школьном субботнике.
4.Пожар в лесу.
5.Поездка на поезде.
2.Знакомство с типами связи предложений и средствами связи .
Примеры организации такой работы.
Цепная связь в тексте. Средства выражения цепной связи.
-На занятиях по русскому языку мы продолжаем раскрывать «секреты» создания текста.
Сегодня вы узнаете . что такое ЦЕПНАЯ СВЯЗЬ в тексте. Будьте внимательны! Успехов вам!
-Вспомните ,что называют текстом. ( Текст-это два или несколько предложений , связанных между собой по смыслу ).
-С помощью чего же предложения связаны в тексте?
Прочитайте текст.
На лесной поляне мы заметили лося. Лесной житель пробирался сквозь деревья. Он решил полакомиться ветками деревьев и осиновой корой. Могучий великан наелся и отправился дальше.
Обратите внимание, что предложения связаны между собой как ПО ЦЕПОЧКЕ. ВТОРОЕ предложение с ПЕРВЫМ с помощью слов ЛЕСНОЙ ЖИТЕЛЬ и Лося ,ТРЕТЬЕ с ЧЕТВЁРТЫМ с помощью слов ОН и ЛЕСНОЙ ЖИТЕЛЬ,ЧЕТВЁРТОЕ с ТРЕТЬИМ с помощью слов МОГУЧИЙ ВЕЛИКАН и ОН.
То есть одно предложение ЦЕПЛЯЕТСЯ за другое , как вагончики поезда –друг за друга.
Предложения могут сцепляться при помощи близких по значению слов ( синонимов).Например, лось-лесной житель.
При помощи слов-помощников (ОН,ОНА,ОНИ,ЕМУ,ВАМ и т. д.) Например:
Лесной житель пробирался сквозь деревья. ОН решил полакомиться ветками деревьев и осиновой корой.
При помощи повторения одного и того же слова. Например:
Дедушка угостил нас мёдом. Мёд был очень вкусным.
-Как вы думаете, а почему в текстах с ЦЕПНОЙ СВЯЗЬЮ слова заменяются на близкие по значению, на слова-помощники (он, она, и др.)
Если в тексте предложения связаны ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ,как бы по ЦЕПОЧКЕ ( второе с первым, третье –со вторым и т. д. ) такую связь называют ЦЕПНОЙ
Примерные упражнения на формирование и закрепление умений
Прочитай предложения. Попробуй собрать текст. Для этого « цепляй»одно предложение за другое.
ОНИ почистили и обновили свои ГНЁЗДА.
Вот и вернулись на родину СКВОРЦЫ.
Днём ОНИ деловито снуют в саду.
СКВОРЦЫ летают друг к другу в гости.
ГНЁЗДА скворцов очень уютные.
Прочитай текст.
Во дв…ре ст…ял старый клён. В…сной он радовал всех нежными з…лёными л…сточками. Ос…нью дер…во покрывало влажную землю красными и жёлтыми листьями. Из них мы делали ч…десные гирлянды.
Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в каждом предложении слово , с помощью которого предложение « цепляется»за другое предложение.
Прочитай текст.
Прилетели ласточки. Далеко разносятся их весенние песни. Летали… к старому домику. … осыпался и развалился. Каждый день носили ласточки в клювах солому , глину, прутики. Долго работали … .Хорошее получилось гнёздышко. Скоро в … появились птенцы с жёлтыми ртами.
« Сцепи» предложения между собой, вставив вместо точек подходящие по смыслу слова из справок.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: он, в гнезде,певуньи, они.
Также важно предлагать детям упражнения на замену лексических повторов.
Прочитай текст. Определи тип текста.
Спас друга.
Витя и Илья возвращались домой из школы. Витя и Илья спустились к реке. Витя и Илья пошли по льду. Витя побежал вперёд. Хрупкий лёд треснул. Витя оказался в воде. Витя хватался за тонкую кромку льда. Лёд крошился. Бежать за помощью было далеко. Илья осторожно пополз по льду к другу. Илья вытащил товарища на берег.
Спиши текст . Замени, где потребуется, неоправданные повторы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Создание коррекционно-развивающей среды - залог успеха в обучении младших школьников"
Методические рекомендации по коррекционно-развивающему обучению....
Приемы по формированию и совершенствованию культуры письменной речи в процессе обучения младших школьников русскому языку
Для выработки у школьников практических умений и навыков в области языка и речи нужно использовать комплексные упражнения, позволяющие развивать у детей языковые...
Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов.
В работе представлен фрагмент работы по профилактике трудностей при изложении текста-повествования, сопряженных с использованием лексических средств связи в тексте; показан подход ...
Выступление на МО «Создание условий для формирования ключевых компетентностей в процессе обучения младших школьников»
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности.Компетенция в переводе с латинского означает круг ...
Доклад на тему:"Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач"
Доклад на тему:"Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач"Решение задач- это особое направление в обучении математике.В четвёртом классе знакомимся с величинами:V-скор...
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Предлагаю Вашему вниманию описание опыта по представленной теме, актуальной в настоящее время. К тексту прилагается презентация....
Обучение младших школьников созданию текстов-повествований в жанре рассказа.
В статье названы основные ошибки, которы допускают младшие школьники при изучении темы "Текст-повествование"....