Задания, направленные на отработку умений и навыков при работе с синонимами
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Сейчас идёт модернизация образования. Поэтому, необходимо рассмотреть вопросы, направленные на развитие речи учащихся, сделать её более правильной, грамотной, хорошей. Поэтому, системная работа над синонимами на уроках русского языка и чтения способствует быстрому развитию речи учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_sinonimami.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему «Задания, направленные на отработку умений и навыков при работе с синонимами»

Цель: повышение уровня знаний у учащихся по теме «Синонимы» по средством заданий на различные приёмы по работе с синонимами

Тема: «Понятие о частях речи»

  1. Прочитай стихотворение. Определи значение слова косой.

бо

Смотрит зайка косой,

Как девчонка с косой

За речною косой

Травку косит косой.

            (В. Митрейкин)

В первой строке – косой – употреблено в значении взгляд

Во второй строке – косой – употреблено в значении заплетённые в акосу волосы

В третей строке – косой – употреблено в значении речной мыс

В четвёртой строке – косой – употреблено в значении сельскохозяйственный инструмент

Тема « Обобщение о частях речи»

  1. Прочитай.

                              Зябнет осинка,

                              Дрожит на ветру.

                              Стынет на солнышке,

                               Мёрзнет в жару.

Почему поэт так говорит об осинке?

Какие синонимы он использует? Зачем? Какой их смысл?

Зябнуть, стынуть, мёрзнуть, мёрзнуть, дрожать – это слова – синонимы.

Тема: «Имя существительное»

  1. Выбери близкие по смыслу слова к следующим словам: интересный, красивый.

«Корзинка» со словами: прекрасный, забавный, старательный, занимательный, увлекательный, прелестный, хороший.

 Прекрасный, прелестный, хороший

     

Тема: «Части речи и члены предложения»

  1. Подбери синонимы к словам.

Смелый, строгий, ласковый.  

Используй словарик синонимов.

Смелый – храбрый

Строгий – жёсткий

Ласковый – добрый

Тема «Разделительный твёрдый знак»

  1. Являются ли синонимами слова:

 

    Скрытый – скрытный, невежливый – невежественный, сытый – сытный.

Обоснуй ответ, подбери подходящие по смыслу имена существительные.

Нет, т.к. они обозначают разное, разные части речи.

Тема «Имена существительные, отвечающие на вопрос Кто? И на вопрос Что?»

  1. Подбери синонимы с удвоенными согласными:

Больничный лист  -  

Специальность –

Обучение животных –

Скорый поезд –

Асфальтированная дорога –)

Небольшая комнатка в квартире –

Популярная игра на льду –

Помещение в школе –

Вид плаванья –

Дачная пристройка –

Один из самых главных предметов –

Больничный лист - бюллетень

Специальность - профессия

Обучение животных - дрессировка

Скорый поезд – (экспресс)

Асфальтированная дорога – (шоссе)

Небольшая комнатка в квартире – (ванная)

Популярная игра на льду – (хоккей)

Помещение в школе – (класс)

Вид плаванья – (брасс)

Дачная пристройка – (терраса)

Один из самых главных предметов – (русский язык)

Тема «Изменение имён существительных, имён прилагательных и глаголов по числам.

  1. Найди слова – синонимы

Татьяна на широкий двор

В открытом платьице выходит,

На месяц зеркальце наводит;

Но в тёмном зеркале одна

Дрожит печальная луна…

                        ( А.С. Пушкин.)

Тема: «Слова с разделительным и твёрдым знаками»

  1. О каких предметах можно сказать:

Построен, сооружён, воздвигнут.

Огромный, большой, значительный, исполинский.

Небольшой, крошечный, маленький.

В первой строчке – дом

Во второй – камень

В третьей – карман

 Тема: «Текст – повествование. Изложение повествовательного текста».

  1. Укажи, как можно избежать повторения слов в предложении.

Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые автомашины.

Проходят по нашей улице троллейбусы, проезжают  автобусы, двигаются легковые автомашины

Тема: «Разделительный твёрдый знак»

  1. Реши задачи – шутки при помощи синонимов.

Как написать «мышеловка» пятью буквами?

Как записать четырьмя буквами выражение «сухая трава»?

 

Первая задача – кошка

Вторая задача – сено

Тема « Обобщение о частях речи»

  1. Укажи, что объединяет выделенные слова и какие они имеют различия.

              Мы оставили Трезора

              Без присмотра, без надзора,

              И поэтому щенок

              Перепортил всё, что мог.

                               ( С. Михалков.)

Тема: «Части речи и члены предложения»

  1.  Подбери синонимические пары

друг –  (товарищ)                                          лес – (бор)

добрый – (сердечный)                                  храбрый -  (отважный)

счастливый –  (жизнерадостный)               праздник -  (торжество)

злой –   (угнетённый)                                   бежать – (гнать)

красивый –  (прекрасный)                           рассказывать – (повествовать)

Тема: «Понятие о частях речи»

  1.  Продолжи ряд синонимов. Используй словарик.

Шторм – ураган, торнадо

Враг – недруг, неприятель

Тема: «Мягкий и твёрдый знак»

  1.  Прочитай синонимический ряд, определи главное слово.

Иностранный, заграничный, зарубежный, чужеземный, заморский.

Какие из этих слов могут встретиться в народных сказках? Какие – в современной газете? Составь словосочетания с каждым из этих слов.

Тема: «Обучающее изложение»

  1. Прочитай синонимический ряд, выражающий предположение, догадку.

Наверное, вероятно, по всей вероятности, верно, видимо, по – видимому, очевидно, должно быть, видать, знать, поди, чай, как видно.

        Это одна из самых многочисленных групп синонимов.

          Прочитай предложение.

       Скоро вечер, наверное, уже шесть часов!

        Попытайся заменить слово наверное поочерёдно всеми синонимами этой группы: не теряется ли смысл при таких заменах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач (отработка умений и навыков). 1 класс. Использование ИКТ на различных этапах обучения.

Использование ИКТ на различных этапах обучения. 1 класс. Решение задач....

"Развивающие задания и игры, направленные на отработку правописания орфограмм на уроках русского языка в начальных классах"

В тексте приводятся примеры "нескучных" заданий по русскому языку, позволяющие отрабатывать орфографические умения обучающихся в занимательной форме....

Тестовое задание, направленное на развитие умения различать произведения разных видов искусств, понимать их специфику.

Идея задания заимствована из литературного источника: Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б...

Статья "Коррекционная и практическая направленность обучения", Статья"Развитие коммуникативных умений и навыков"

В настоящее время очень актуальна проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни, в связи с этим, мы считаем важным определить основную цель своей коррекционно-пед...

Игры и упражнения направленные на формирование общеучебных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Формирование учебного поведения длительный, сложный процесс не только для особенных детей, но также и для нормотипичных детей. Для детей с РАС необходимо начинать с  формирования общеучебных умен...

Задания, направленные на формирование умений учеников различать предметы по их различным свойствам (УМК "Планета знаний", УМК "Начальная школа 21 века")

В данной работе представлены задания, которые предлагаются на подготовительном этапе, когда учащиеся в первом классе знакомятся с понятиями "длина", "ширина" по двум вариативным пр...

Обучающие задания по работе с информацией, направленных на формирование умения ориентироваться в источнике информации; умения определить характер требуемой информации и извлечь ее; умения определить характер недостающей информации

Обучающие задания по работе с информацией, направленных на формирование умения ориентироваться в источнике информации; умения определить характер требуемой информации и извлечь ее; умения определить х...