Приёмы работы с синонимами на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Сейчас идёт модернизация образования. Поэтому, необходимо рассмотреть вопросы, направленные на развитие речи учащихся, сделать её более правильной, грамотной, хорошей. Поэтому, системная работа над синонимами на уроках русского языка и чтения способствует быстрому развитию речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_konferentsiya.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы работы с синонимами на уроках русского языка в начальной школе

« Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» - так говорил Куприн.

Конечно, многие могут с этим не согласится, но я буду солидарен с Александром Ивановичем.

        Выразительность русскому языку придают много средств. Это и эпитет, и аллегория, и гипербола, и другие. Так же нашему великому и могучему русскому языку красоту придаёт употребление синонимов.

        Почему же надо задаться вопросом развития речи посредством употребления синонимов для учащихся начальной школы?

        Актуальность данной проблемы состоит в том, что сейчас идёт модернизация образования. Поэтому, необходимо рассмотреть вопросы, направленные на развитие речи учащихся, сделать её более правильной, грамотной, хорошей. Поэтому, системная работа над синонимами на уроках русского языка и чтения способствует быстрому развитию речи учащихся.

Для начала вспомним, что синонимы - это близкие по значению слова, которые по - разному называют одно и то же, например:

  • дом, здание, изба, постройка, жилище;
  • догадливый, сообразительный, находчивый, сметливый;
  • победить, одолеть, разбить, разгромить.

Синонимы могут различаться по оттенкам в значении, а так же по принадлежности к тому или иному стилю речи. Богатство и выразительность их в русском языке создаёт неограниченные возможности для их целенаправленного отбора и внимательного употребления в речи.

Работа над синонимами - наиболее важная область словарной работы.

В начальных классах не даётся теоретических сведений о синонимах (как и о других лексико - семантических группах слов), однако практическая работа с синонимами складывается из следующих элементов:

а)        обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами - синонимами;

б)        подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значений, различий употребления;

в)        специальные упражнения с синонимами (градация синонимов и пр.);

г)        активизация синонимов, т.е. использование в связной речи;

д)        исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов); замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.

Так как на современном этапе развития школы учебный процесс строится на использовании различных систем обучения, предлагаемый комплекс упражнений при работе над синонимичной лексикой может быть реализован как в классах, обучающихся по традиционной системе, так и в классах развивающего обучения.

Приёмы в работе с синонимами

1) Нанизывания синонимов, т.е. употребление по цепочке близких по значению слов.

Пример: весёлый, радостный, позитивный

2) Параллельного употребления синонимов, т.е. уточнение смысла, всесторонняя характеристика предмета, явления, действия.

3) Замещения используется для устранения повтора слов.

4) Градация синонимов, т. е. формирование тематических групп слов.

Пример: гигантский, громадный, огромный, большой.

5) Активизация синонимов, т. е. использование их в самостоятельной связной речи.

6) Подбор синонимов к данному слову.

Пример: грустный – печальный, унылый, мрачный

7) Замена синонима в предложении.

Пример: вчера мы были в Русском музее – Вчера мы присутствовали в Русском музее

Школьная программа предусматривает использование метода практического ознакомления с элементами теории языка на речевой основе. Например, потребность узнать точное лексическое значение слова или его синоним возникает при подготовке к изложению или сочинению, а также в процессе анализа ошибок, допущенных в самостоятельных творческих работах. Вашему вниманию хотелось бы представить таблицу, в которой отражено количество часов, отводимые на ознакомление с темой «Синонимы» в начальной школе по программам «Перспектива», «Перспективная начальная школа» и «Школа России».

Класс

«Перспектива»

«Перспективная начальная школа»

«Школа России»

1 класс

1 час

--        -

1 час

2 класс

3 часа

3 часа

3 часа

3 класс

2 часа

1 час

2 часа

4 класс

1 час

1 час

1 час

По данной таблице мы видим, что распределение на каждый класс неравномерное по двум программа. Наибольшее внимание этой теме уделяется во втором классе по всем трём программам. В первом классе в «Перспективной начальной школе» этой программе не уделяется ни одного часа, в то время как в двух программах на эту тему отводится по одному часу.

В итоге, как мы видим в целом, наименьшее количество часов по этой теме отводится в программе «Перспективная начальная школа», а в «Перспективе» и «Школе России» этот показатель одинаковый по всем классам.

В связи с этим учителя планируют уроки таким образом, чтобы рассматривать как можно больший объём материала по данной теме.

Для того, чтобы речь в будущем у ребёнка была чистой, красивой и выразительной, без излишних повторов - надо акцентировать внимание именно на данной проблеме. Ведь, у каждого слова есть множества синонимов, которыми можно пользоваться для избегания многократных повторений и для окраски этого слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок....

Работа в парах на уроках русского языка в начальной школе

Работа в парах на уроках русского языка в начальной школе...

Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе

Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания....

лексическая работа со словами на уроках русского языка в начальной школе

Данные задания будут полезны для работы на уроке, для проведения внеклассной работы, для подготовки к олимпиадам по предмету....

Приёмы работы с алгоритмом на уроках русского языка в начальной школе.

В презентации показаны эффективные приёмы работы с алгоритмом на уроках русского языка в начальной щколе....

Выступление на тему "Приёмы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

В своём выступлении на тему "Приёмы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе" я раскрыла понятие "орфографическая зоркость", описала факторы...