Выступление на тему "Приёмы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Логачева Вероника Сергеевна

В своём выступлении на тему "Приёмы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе" я раскрыла понятие "орфографическая зоркость", описала факторы, влияющие на формирование орфографической зоркости, а также рассказала о процессе формирования орфографической зоркости с помощью специальных приёмов, применяемых на уроках русского языка с 1-го по 4-й классы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Логачева Вероника Сергеевна, МБОУ гимназия № 2, учитель начальных классов

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, тем богаче его словарь и синтаксис,
чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

Н.С. Рождественский

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников – формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей. Методисты и учителя ищут причины низкой орфографической грамотности, чтобы принять действенные меры по улучшению положения. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы.

Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, т.е. те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Основанием проверки орфограмм служит умение увидеть орфограмму, опознать ее, т.е. соотнести с правилом, с грамматической основой. Узнавание орфограммы, соотнесение ее с правилом должны протекать с большой скоростью, чтобы не задерживать письма, не отвлекать школьника от содержания того, что он пишет. Зоркость формируется на протяжении многих лет. Обследование уровня орфографической зоркости у обучающихся начальной школы даёт неутешительные результаты. Поэтому слабость орфографической зоркости принято считать важнейшей причиной ошибок школьников в письменных работах.

Успех формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе зависит от грамотного подбора приёмов по формированию орфографической зоркости у обучающихся начальной школы, а, также, учитываются факторы, влияющие на формирование орфографической зоркости.

Факторы, влияющие на формирование орфографической зоркости:

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создаёт графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать.

5. Комментирование – это объясняющее рассуждение в процессе записи слов или предложений.

В процессе формирования умения обнаруживать орфограмму до полного становления орфографической зоркости младших школьников применяется большое количество приёмов, перечислим самые распространенные:

  1. Специально организованное списывание.

Этот приём списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек. Должен соблюдаться алгоритм списывания:

  1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
  2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
  3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
  4. Прочитай предложение так, как оно написано.
  5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.
  6. Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.
  7. Проверь написанное:

а) читай то, что написал, отмечая дугами слоги;

б) подчеркни орфограммы в написанном;

в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

  1. Словарь слов с непроверяемыми орфограммами.

В процессе работы на уроках встречаются слова с непроверяемыми орфограммами, эти слова фиксируются и записываются в словарь.

Можно давать творческие домашние задания: из прочитанного текста по литературному чтению выписать слова с непроверяемыми орфограммами. При проверке учитывается: правильность выбора слов и их количество. Кроме того, можно организовать конкурс на «Самый лучший словарь».

  1. Комментированное письмо с указанием орфограмм.

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

  1. Выборочное списывание.

Этот приём является подготовительной работой к обучению написания выборочных диктантов. При объяснении задания детям даётся установка: всё списывать не требуется, нужно списать только, например, слова с определённой орфограммой или необходимо распределить слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм и т.д.

  1. Зрительный диктант

На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем текст закрывается, и дети пишут его под диктовку учителя. После написания организуется проверка (самопроверка, взаимопроверка) написанного диктанта.

  1. Работа над ошибками.

1-вариант

При проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого на полях ставлю палочку (или номер орфограммы). Ученик, получив работу, принимается за поиск ошибок, где на полях проставлена палочка (или номер орфограммы). Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с памяткой (в списке орфограмм с номерами даётся способ её объяснения и проверки).

2-вариант

Ученики заводят «Тетрадь моих ошибок». В эту тетрадь фиксируют свои ошибки и работают над ними.

Этот список можно перечислять ещё долго, т.к. овладение этого умения должно быть правильным, полным и понятным младшим школьникам. В период с 1-го по 4-й классы приёмы по развитию орфографической зоркости усложняются, потому что объём знаний увеличивается с каждым годом и повторяются правила предыдущих классов, начиная со 2-го класса.

Чтобы научить младшего школьника орфографически грамотно писать, нужно приложить много усилий учителю. Необходимо уметь применять приёмы в правильное время, делать это систематично и непрерывно. Важно научить детей быстро и правильно применять правила при написании диктантов и других письменных работ.

Список использованных источников и литературы:

  1. Баранцова, Н. С. Формирование орфографической грамотности у младших школьников / Н. С. Баранцова. – Ярославль: 2015. – 64 с.
  2. Алгазина, Н. Н. О развитии орфографической зоркости / Н. Н. Алгазина // Русский язык в школе. – 2018 - № 3. – С. 33-37.
  3. Смирнова, В. В. Приёмы повышения орфографической грамотности /

В. В. Смирнова // Начальная школа. - 2003. - № 6. – С. 52-54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС...

Формы работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Методы и приемы для формирования орфографической зоркости на уроках руского языка в начальной школе...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные  упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

Одним из требований ФГОС НОО  является создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый обучающийся, вне зависимости от своих психофизических возможностей, смог реализовать себя ...

Статья "Эффективные методы работы над формированием орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

Одно из требований ФГОС  к результату освоения программы начального общего образования- это овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавател...