1.Этап самоопределения к деятельности. Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала
| 1 мин. | - Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Ум и сердце в работу вложи! Каждой минутой трудясь дорожи! - Добрый день ребята! У нас урок русского языка. Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебник и письменные принадлежности. Ребята, как вы считаете, почему это важно? - Давайте настроимся на активную работу. (Слайд 1) | Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, устраняют недостатки
Учащиеся высказывают свои предположения | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
2. Актуальность знаний и мотивация. Закрепление изученного материала: фронтальный опрос | 1 мин. | - Время нам нельзя терять, Новую часть речи мы будем изучать. Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка. - Каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным). - Ну, а я желаю вам быть внимательными, активными, любознательными, писать правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно. | Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.
| Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
3. постановка учебной задачи. Целеполагание.
Выяснение значения слова.
Работа с учебником.
Словарная работа.
| 2 мин.
2 мин.
2 мин.
4 мин. | А сейчас внимание, Необычное задание. Какая тема урока у нас? Разберемся мы сейчас. (Слайд 2) - У вас на столах лежат листочки, на них написан рассказ В. Осеевой «Кто наказал его?», давайте прочитаем этот рассказ. - О чём этот рассказ? (О мальчике) - Как вы считаете, какая главная мысль текста? (Мальчик плохо относился к окружающим и все отвернулись от него, он остался один) - Определите, какое слово встречается чаще других? (Слово «Я») -Как вы думаете, место какой части речи заняло в предложениях это слово? (место имени существительного) (Слайд 3) - К какой части речи относится это слово? (Местоимение) На центральную доску прикрепляются карточки:
- Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание. – Какое открытие для себя сделали? Местоимение – часть речи, которая заменяет имена. Оно о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Оно отдается делу сполна: Местоимение заменяет имена! (Слайд4) - Открываем учебник на с. 51. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел? Как он называется? - Прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться. - Открываем с. 52, прочитайте тему урока (Роль местоимений в речи). (Слайд 4) - Сформулируем цель урока: Познакомиться с личными местоимениями, уметь отличить местоимение от других частей речи, уточнить о роли местоимений в речи. - Молодцы! -С темой разобрались, За работу все взялись! - Напомнить вам, следим за своей посадкой. (Слайд 5) - Скажите, как мы пишем в тетрадях? - Мы пишем в тетрадях правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно. Словарная работа (Слайд 8) – Кто догадался, что нас ожидает? – Словарные слова. -Записываем слова, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы. (Слайды от 9 до 13) (Слайд 14) – Взаимопроверка. На основе записи на слайде проверьте друг у друга правильность выполнения работы. Оцените работу. Б..тинки, б..гатство, с..лют, в..гон, ..кскурсия, ..здал..ка, к..л..метр, косм..с, к..смич..ский, ап..етит. - Почему эти слова называются словарные. (В словах есть безударные гласные, которые нельзя проверить) |
Учащиеся читают рассказ. Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.
Учащиеся читают слово из выделенных букв. Ученик рассказывает о происхождении слова.
Учащаяся отвечает на вопрос
Ученица читает стихотворение.
Учащиеся читают задачи на с. 51 учебника.
Учащиеся открывают учебник на с.52.
-Следить за посадкой.
Выполнять словарную работу со взаимопроверкой. | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем поискового характера; используют различные способы поиска информации
|
4. Открытие нового знания.
Работа с правилом. Работа с карточками. | 5 мин. | - Где мы можем узнать информацию о личных местоимениях? (Мы можем прочитать правило в учебнике) - Прочитайте правило. Назовите личные местоимения? (Слайд 17) - У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос: - Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? - Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? - Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить? - Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу? - Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? - Если это группа лиц? - Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему? (Все они указывают на лица) Перечислим еще раз все личные местоимения. Я и Мы, Ты и Вы, Он, Она, Оно, Они – Все слова отличные, Важные и личные Это без сомнения Все местоимения. - Спасибо. | Учащиеся читают правило в учебнике на с. 52.
Учащиеся показывают карточки с местоимениями.
Учащийся читает стихотворение.
| Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку |
5. Первичное закрепление во внешней речи. Работа в парах по карточкам.
Коллективное обсуждение. | 9 мин. | - Работа в парах. У вас на столе карточки. Задание: 1) Задание к данному тексту. Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать исправленные предложения. Подчеркнуть местоимения. (Слайд19) Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям. - Проверка. - Кто прочитает получившейся текст. (Слайд 20) Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища - лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям. - Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой, как существительное) - Почему? (Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении) (Слайд 20) -Сделайте вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов. | Работа в парах. Записывают получившиеся предложения в тетрадь.
Учащиеся записывают текст в тетради.
Учащиеся отвечают на вопросы.
| Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса; испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою национальную принадлежность; имеют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой. Поисковая игра.
Работа с упр. | 5 мин. | - Местоимение – часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку. - Игра «Открой секрет» (Слайд 24) Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание. Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь. В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните. - сейчас давайте выполним упражнение 111. | Учащиеся пишут в тетрадях слова.
Выполняют упражнение | Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний |
7. Включение в систему знаний. Тестирование.
| 4 мин. | Проведение тестирования. (Слайд 26) 1. Местоимение: а) это слово б) часть речи в) член предложения. 2. Местоимение: а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос 3. Местоимение: а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет 4. Укажите местоимение: (Слайд 27) а) ель б) ем в) ты 5.Найдите слова, которые не являются местоимениями: а) ты, мы б) она, он в) в, о 6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением. а) Из леса доносилось пение птиц. б) Ранним утром мы отправились на рыбалку. в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка. Проверка: (Слайд 28) 1. б) 2. а) 3. в) 4. в) 5. в) 6. б) | Учащиеся выполняют задания тестирования индивидуально, оценивают работу.
| Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач |
8. Рефлексия деятельности. Инструктаж домашнего задания.
Фронтальный опрос
Самоанализ работы. | 3 мин. | - Записываем домашнее задание. Стр 52 учить правило, номер 110, сделать карточки местоимений. - Найдите в учебнике нас. 53 Упр. № 110. (Слайд 29) - Прочитайте задания к упражнению. Что вам необходимо выполнить? (отгадать загадки, выписать местоимения, записать существительные к местоимениям, сделать разборы). - Как называется часть речи. с которой мы познакомились? - Почему так называется эта часть речи? - Как отличить местоимение от других частей речи? - Какова роль местоимения в нашей речи? Заполняют таблицу: Самоанализ работы (достижения за урок) (Слайд 31)
Утверждения | Поставь знак «+» или «?» | 1) Тема урока мне понятна. |
| 2) Я достиг цели урока. |
| 3) Я умею верно использовать местоимения в речи. |
| 4) Я знаю какие местоимения относятся к личным. |
| 4) Мне необходимо поработать над… |
|
| Записывают домашнее задание.
Отвечать на вопросы для закрепления
Анализировать свои действия на уроке. | Регулятивные: осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Личностные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности |