Конспект урока русского языка "Перенос слов"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
На этом уроке дети знакомятся с правилами переноса слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_perenos_slov.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Перенос слов»
Тип урока: урок открытия нового знания (урок ОНЗ)
Технология построения урока: проблемно-диалогическая.
Цель: ознакомление обучающихся с правилами переноса слов.
Задачи:
1. Формирование предметных умений:
правописные умения:
- делить слова на части для переноса;
- оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения);
- каллиграфически правильно писать;
учебно-языковые умения:
- делить слова на слоги, ставить ударение;
речевые умения:
- составлять предложения из слов;
- правильно списывать слова и предложения;
- проверять написанное, сравнивая с образцом;
2. Формирование метапредметных умений:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
познавательные умения:
- ориентироваться в учебнике, в тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы , используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы о результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
План урока:
I. Психологический настрой (формирование коммуникативных, личностных УУД)
II. Актуализация и проверка опорных знаний (формирование познавательных, личностных, коммуникативных УУД)
III. Изучение нового материала (формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД)
IV. Применение новых знаний (формирование регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных, логических УУД)
V. Рефлексия (формирование личностных УУД)
ХОД УРОКА
- Психологический настрой на урок
С добрым утром
Начат день
Первым делом гоним лень
На уроке не зевать
А работать и писать!
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель
По полям бегут ручьи
На дорогах лужи.
- Урок у нас сегодня будет весенний. Весна приходит и всегда приносит с собой что-то новое.
Но сначала обратимся к тому, что уже знаем.
Минутка чистописания:
На доске: М у Э а в Ц И К
- Что записано? (буквы)
- Для чего они нужны? ( обозначать звуки на письме)
-Какая буква «лишняя»? ( Ц- печатная, остальные- письменные)
Пропишем эту букву, превратив ее в письменную.
-Что вы знаете о звуке, обозначенном этой буквой? (согласный, всегда твердый, глухой)
-Пропишите и подчеркните самую красивую букву.
- Актуализация и проверка опорных знаний.
Читаю стихотворение:
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.
Это …(подснежник)
(на доске появляется карточка со словом: цв.ток)
Если гласный в слове вызовет сомненье,
Ты его немедленно ставь под ударение.
- Какое слово поможет проверить безударный гласный? (цвет)
-Давайте подберем родственные слова. (цветочек, цветочная клумба, цветет, цветник). Все слова на карточках. Прикрепляются магнитами к доске.
-В тетрадь выпишите слова, в которых 2 слога.
-У кого задание вызывает затруднение? Как определить, сколько в слове слогов?
-Кто выписал 2, 3 слова?
-Проверим.
ФИЗМИНУТКА
Наши нежные цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
III. Изучение нового материала
1.Постановка проблемного вопроса
-Все ли слова поместились на одну строку?
-Как поступить, если начали писать слово, а места на строке не хватает?(Надо перенести на другую строку)
-Как думаете, существуют ли правила , по которым переносят слова или каждый это делает как ему хочется? ( по правилам, т.к. в русском языке все подчиняется правилам).
-Какова тема нашего урока? (Перенос слов)
- Какие цели мы поставим?
- Чему будем учиться? (Будем учиться переносить слова)
- Тема нашего урока «Перенос слов»
-Перед нами часть необычного цветка, чтобы он распустился, мы должны раскрыть тайну русского языка, а именно как переносятся слова.
На доске: ( у детей раздаточный материал, карточки)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Цветы Цве-ты | Масса Масс-са | Чайка Чай-ка | Коньки Конь-ки | Яма |
Лужи Лу-жи | Ванна Ван-на | Лейка Лей-ка | Объезд Объ-езд | Ива |
-Найти слова под цифрой 1, подчеркнуть гласные. Как разделены слова? Как будем переносить слова? ( по слогам)
-Перенос веди толково,
Чтобы дело шло на лад,
Раздели слова на слоги.
Как на дольки шоколад.
Работа ведется по каждой группе слов, проговариваются правила переноса, на доске появляются лепестки, образующие цветок ( со словами каждой группы)
-Подведем итог, еще раз проговорим все варианты переноса слов.
-Наш цветок распустился, а мы узнали правила переноса слов.
Упражнения на закрепление правила переноса.
На доске слова: солнце, линька, птицы, ветер, пальто, майский. Сойка, медведь, апрель.
- Выбрать слова из 2 слогов. Записать, разделив их черточками для переноса.
( с комментированием)
-А теперь прочитаем слова: первые, появились, цветы, весенние
-Можно ли назвать эти слова предложением? Почему? Составьте предложение. (прослушиваются варианты, выбирается лучший)
-Как на письме показать, что записано предложение? (повторим)
-Если слово не поместится на строке, как перенесем? ( по слогам)
-Проверим, как поняли случаи переноса слов. (выдается лист-тренинг)
(объясняется задание- выбрать правильный вариант переноса)
Проверка.
ФИЗМИНУТКА
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
-Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва я перенес:
е – два,
И получил за это «два»,
Укол я перенес:
у – кол –
И получил за это «кол».
Опять я перенес:
о – пять,
Теперь, наверно, будет «пять»?!
- Какое правило переноса нарушено, что нельзя делать при переносе слов по слогам? (одну букву оставлять на строке)
Работа в парах.
Задание: найти одушевлённые предметы;
1 вариант – выписать слова, которые нельзя делить;
2 вариант – выписать слова, разделить черточкой для переноса.
болото, оса, рак, жук, дуб, паук, пчела, жаба, пень.
V. Рефлексия.
-Какое новое открытие сделали на уроке?
- А когда вы будете использовать новые знания?
- Кому было интересно?
- Кому было трудно выполнять задание?
- А кто легко справился с заданием?
- На следующих уроках мы еще будем тренироваться и хорошо научимся делить слова для переноса.
- А кто хочет себя похвалить за урок? За что?
-Зная правила переноса,
Не останемся мы с носом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"
На этом уроке дети познакомятся со словами, отвечающими на вопросы Кто? и Что? В неформальной обстановке сделают для себя новое открытие. На уроке используются парные и групповые методы работы....
Конспект урока русского языка "Слова признаки"
Конспект урока русского языка во 2 классе.УМК "Школа 2100"...
Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»
Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»...
Конспект урока русского языка "Слова -названия предметов, у которых нет окончаний"
Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс. "Слова - иностранцы"...
Конспект урока русского языка "Слова - помощники" 1 класс ПНШ
Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" ФГОС НОО...
Конспект урока русского языка "Слова-омонимы"
Конспект урока с презентацией и приложениями по теме "Слова-омонимы. 2 класс. 21 век....