Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща. Закрепление.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Открытый урок во 2 классе по Программе "ШколаРоссии" с самоанализом урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 39.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык. 2 класс. Школа России. Раздел «Звуки и буквы».
Тема | Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща. Закрепление. |
Педагогические цели | Способствовать формированию умения правильно писать буквосочетанияжи–ши, ча–ща, |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые | Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, |
Личностные | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности |
Универсальные | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления. Познавательные:общеучебные – осуществляют поиск информации в учебном тексте; логические – устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность |
Основное содержание темы, понятия | Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща. Слово с непроверяемым написанием товарищ |
Образовательные | “Буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу”», карточки с заданиями, путевой листок, листья, компьютер, презентация. |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Прозвенел звонок, класс готов к уроку. -Добрый день, ребята! Подойдите, пожалуйста ко мне. Давайте возьмёмся за руки. Меня зовут Раушания Гелимхановна, сегодня я рада с вами поработать. Давайте частичку своего тепла мы передадим друг другу, чтобы нам на уроке было уютно и комфортно. Спасибо, займите, пожалуйста свои места. - Ничего, что сейчас урок русского языка, отправляемся в путешествие в лес (наше воображение может всё!). А какая тема сегодняшнего урока вы потом сами догадаетесь. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II.Актуализация знаний. III.Постановка учебной задачи IV.Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | Ой, мы ничего не собрали с собой в дорогу… Совсем забыла, что хотела взять на прогулку с собой буквы, которые нам осень пригодятся. я ведь расставляла их по парам, они рассыпались. Вот он эти буквы. Назовите их. ЖШЧЩАИ. -Что вы можете сказать о них. -Что скажете о согласных? - Давайте составим пары, помогите мне, ребята. - - Как называется в русском языке орфограмма с данными сочетаниями. - почему нам надо знать написание данных сочетаний? - Догадались о теме сегодняшнего урока? -Сформулируйте тему урока. - Знакома ли вам эта тема? -Раз тема урока нам знакома, что же мы будем делать на уроке, ваши предположения? Чтобы лучше запомнить правила и всегда можно воспользоваться им, что мы можем составить? Раз мы отправляемся в путешествие, выполнять работу мы будем в путевом листе. Нам надо написать дату нашего путешествия. -Давайте подготовим наши пальчики к работе. Мы делили апельсин, Вспомним написание букв, которых мы возьмём с собой, пропишем их по одному разу, но с дорожкой, которая поведёт нас в лес. - О чём нужно помнить, чтобы правильно каллиграфически их написать? Каллиграфическое прописывание строчных букв «ч,щ,ш,ж». | На доске разбросаны элементы букв И Щ,А Ш, И ЧЖ.А Ученик складывает сочетания букв Они гласные и согласные. Они шипящие. Твёрдые и мягкие. Гласные после шипящих. В сочетаниях ЖИ-ШИ слышим звук Ы, потому что согласные всегда звучат твёрдо, а в сочетаниях ЧА-ЩА согласные всегда мягкие, после мягких согласных когда слышим А пишем Я, а в этих сочетаниях пишем только А.) Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, -Да Закреплять написание сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА ЩА, учиться видеть орфограммы в словах. Памятку. | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание |
V. Закрепление 1. Шипящие | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, | Итак, ребята, время не ждет, отправляемся в дорогу. В лесу очень много растений. У вас на столе лежат карточки зелёного цвета. Почитайте текст.В лесу росли величавые дубы и стройные сосны. У озера шумели камыши, а на воде плавали жёлтые кувшинки. Ароматный запах шёл от малины, душицы и шиповника.Белые ландыши и ромашки переглядывались друг с другом.
- Придумайте задание к тексту, не забывайте о теме нашего урока. - Вам надо найти названия растений и выписать в путевой лист.Работу выполните в парах. -Какое правило надо соблюдать при работе в паре. -Проверка по слайду. | Выписать названия растений где встречаются сочетания жи и ши. Уважение друг к другу, сотрудничество. Пары оценивают свою работу. | Высказывают мнение. Распознают буквы, обозначающие шипящие согласные звуки | Беседа по вопросам, письмо |
Физминутка. Подул ветерок, отдохнём на свежем воздухе. Ветер дует нам в лицо…. | - Ребята, вы слышите, кто-то шуршит в кустах ?Отгадайте, кто это:Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами. Ёжик. Прочитайте маленькое стих-е Испугались медвежонка Запись по памяти после орфографической работы. Какое задание вы можете предложить выполнить? -Подберите к слову родственные слова, выделите корень. Проверка фронтальная. Сделаем вывод по двум сочетания жи и ши. Как пишутся слова с сочетаниями жи-ши? Ребята, скажите, а у вас в Бурибае есть ежи? На территории нашего района, по моим наблюдения, ежей стало очень много, они часто встречаются в селе, живут рядом с нами. У меня во дворе поселились летом ежи, я их кормила, они подружились с моей кошкой. Интересные факты о детёнышах | -Ежи. Детизаписывают по памяти.. На доске: Сочетанияжи-ши, только с и всегда пиши! Дети оценивают себя в путевом листе. | |||
Работа в паре. | Смотрите, сколько разных зверей в лесу! У многих из них появляются детёныши. - Как вы будете вести себя в лесу? Почему в лесу нужно соблюдать тишину? - Давайте поиграем со зверятами. Выполните задание самостоятельно. Запишите ответы на мои вопросы. - Кто родился у зайчихи? (Зайчата.) - Кто родился у волчицы? (Волчата.) - Назовите детёнышей белки? (Бельчата.) - Запишите эти слова в тетрадь. Подчеркните орфограмму. - Какая орфограмма в этих словах? - Как пишутся слова с сочетаниями ча? Взаимопроверка. -Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте друг друга. Оцените работу соседа -Маленькие детёныши очень беспокойные. Они пищат, кричат, издают разные звуки. - Запишите предложение под диктовку: Зверятапищат. - Проверьте написание предложения на слайде. Сделаем вывод: Ребята, наше путешествие закончилось, пора возвращаться домой. Я хотела бы убедиться, что вы сегодня очень хорошо запомнили эту орфограмму. Работу будете выполнять по группам. 1 группа. Составить небольшой текст с данными словами. Роща, рыжий пёсШипка,щебечут птички, ёжик, 3 группа Вставьте пропуски. Ш.шка, кувш.н, еж., рощ., щ.ка, ч.чело, волч.та, ландыш., ч.щ.. 2 группа. Придумайте , как можно больше слов на правописание сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА. - | Шумными разговорами, криками, громкой музыкой мы можем помешать животным, испугать их. Ведь лес – это их дом! Сочетание ча. (Сочетание ча и ща, пишем с только с гласной а!) Обобщение по правилам. Группы выполняют работу, даю 2 мин. Оценивают себя в путевом листе. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | -Где мы сегодня побывали? Что было вам интересного в нашем путешествии? Какие орфограммы мы повторили? Повторим нашу памятку. Посмотрите на ваши ПУТЕВЫЕ ЛИСТЫ и поставьте общую оценку Скажите мге, какие оценки вы получили, РасимаРафаэлевна поставит их в дневник РУ,а я поставлю вам в дневник на перемене.. С путешествия мы вернулись не с пустыми руками, собрали листочки .А теперь возьмите листочки и прикрепите их на выбранный вами лист. 1.Путешествие было интересным, полезным .Мне всё понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно. . 3.Ещё придётся потрудиться | Прилепляют листочки в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- |
VIII. Домашнее задание. Дифференцированное | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Выбрать задание из карточки и выполнить его. Приложение. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное |
Самоанализ урока.
Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Звуки и буквы» Тема урока «Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща. Закрепление» Тип урока: решение учебной задачи, урок путешествия.Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая, индивидуальная.
Методы: словесный, частично - поисковый, наглядный.
Оборудование: классная доска, экран, мультимедийный проектор, карточки, листья.
Педагогическая задача урока:способствовать формированию умения правильно писать буквосочетанияжи–ши, ча–ща,развивать речь; пополнять словарный запас.
Задачи урока: Предметные задачи:овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических) и правилах речевого этикета
Личностные: принимають и осваивать социальную роль обучающегося, иметь мотивацию к учебной деятельности и осознавать личностный смысл учения
УУД:Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления.
Познавательные:общеучебные – осуществляют поиск информации в учебном тексте; логические – устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий
Урок построен на базе системно-деятельного подхода. Основная идея его состоит в том, дети сами формируют задачу урок, по возникшей проблеме, ставят цели урока. На каждом этапе детям предлагаю придумать задания, тем самым повторяются все изученные орфограммы.
Такая форма работы создаёт особое позитивное отношение школьника к учебному процессу, повышается эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любого вопроса.
В основу построения урока положены коммуникативные универсальные учебные действия. Для этого использованы такие приёмы: постановка проблемы, поиск, разгадывание загадки , составление памятки.Так же формируются познавательные универсальные учебные действия на каждом этапе урока.
При групповой форме работы на уроке развиваются практически все
УУД.
1 этап –Мотивирование к учебнойдеятельности- организационный момент. имеет своей целью организовать внимание учащихся, настроить на серьезную работу. Я считаю, что данный этап играет очень серьёзную воспитательную роль, так как здесь формируется умениесебя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться, и именно на этом этапе закладываетсяхарактер взаимоотношений учителя и класса.
2 этапом урока – актуализация знаний учащихся. На этом этапе я выжвинула проблемную ситуацию, которая позволила детям вспомнить свои знания о звуках и буквах, и перешла на формирование темы и задачи урока. Для решения поставленной задачи я использовала фронтальную форму работы, парную, групповую.
Всё это стимулировало познавательную мотивацию, развивало речь учащихся; способствовало организации внимания.
3 этап - каллиграфическая минутка. На данном этапе учащиеся совершенствуют свои каллиграфические навыки. Цели этого этапа воспитывают аккуратность, настойчивость, терпение, усердие.
На следующем этапе была работа с текстом, где ребята выполняли поисковую работу в паре, которая развивает внимание, умение дружно работать.
При написании предложений текста по памяти ребята сами предлагают мне дополнительное задание, здесь же идёт работа по повторению и систематизации изученных орфограмм. Использование текста способствует развитию воображения, памяти, речи учащихся.
В конце урока, чтобы проверить на сколько дети усвоили данную тему, провела групповую работу, задания были разноуровневые. С заданиями дети справились.
Рефлексия. На данном этапе я вместе с учащимися подвожу итог урока, дети сообщают о своём отношении к уроку, урок детям понравился. Выбирают своё отношение к уроку в игровой форме.
Домашнее задание предлагаются разного уровня, каждый ученик, может выбрать задание по своим способностям.
На протяжении урока решались воспитательные задачи, бережное отношение к природе, воспитание сотрудничества, дружбы Урок для детей имеет познавательный характер, связь межпредметная с уроками окружающего мира, использовался региональный компонент.
Урок…… цели. Детям уро
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка."Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" 2 кл. (УМК "Школа Рсссии"авт. В.П.Канакина)
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»....
Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Правописание буквосочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу"
Открытый урок на республику...
Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.
Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать...
Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.
Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята...
Конспект урока по русскому языку « Закрепление навыка правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.» ("Школа 2100", 2 класс)
Урок-путешествие по русскому языку, на котором закрепляется навык написания гласных после шипящих.ЦЕЛИ: - закрепить навыки правописания гласных букв после шипящих...
Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща. Закрепление.
Открытый урок во 2 классе по Программе "ШколаРоссии" с самоанализом урока....
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Конспект урока "Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".Русский язык 2 класс...