Русский язык "Фразеологизмы" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Разработка урока по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_ovchinnikova_n.g.docx | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Преподаватель: Овчинникова Наталья Геннадьевна
Класс: 4
Тема урока: Фразеология. Морфология
Цель учителя: Формировать умение употреблять в речи фразеологизмы. Обобщить сведения о частях речи.
Цель ученика: Научиться употреблять в речи фразеологизмы.
УУД:
- Познавательные: знаково-символические, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
- Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли полно и точно, разрешение спорных ситуаций.
- Регулятивные: целеполагание, волевая саморегуляция.
Задачи:
Обучающие:
- Сформировать представление о фразеологизмах.
- Формировать умения опознавать фразеологические обороты.
- Закрепить умение распознавать разные части речи;
- Закрепить умение.
Воспитательные:
- Активизировать интерес учащихся к фразеологии, морфологии.
- Выявить и формировать нравственные убеждения школьников.
- Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответа товарища.
Развивающие:
- Содействовать развитию разных видов памяти при организации зрительного и слухового восприятия текста.
- Развивать устную озвученную речь учащихся, через устные ответы.
- Способствовать развитию умения полно, развёрнуто отвечать на вопрос.
Оборудование: учебник, интерактивная доска
Тип урока: комбинированный
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты |
Организационный этап | Слушание: глобальное, не оценочное, нерефлексивное Образец записи учащихся (дата, классная работа) | Метод: слово учителя Прием: ведущее слово, инструктирующее слово Передайте тетради с домашним заданием. В розданных тетрадях запишите дату вид работы. | ||
Контроль ЗУН | Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное Образец записи учащихся Просматривать местность с высоты, обновить весенний наряд, дальновидный поступок, пахучая жидкость, честный поединок, чесночный запах, пощадить самолюбие подруги, тенистый уголок аллеи, тяжелый рюкзак, радостное ожидание, увядает красота. | Метод: Диктант Прием: Словарный диктант Проведем словарный диктант. Слушаем внимательно и записываем. Методический материал Просматривать местность с высоты, обновить весенний наряд, дальновидный поступок, пахучая жидкость, честный поединок, чесночный запах, пощадить самолюбие подруги, тенистый уголок аллеи, тяжелый рюкзак, радостное ожидание, увядает красота. | Словарный диктант | Сформированность знаний по данному заданию. |
Изучение нового материала | Образец ответов учащихся Фразеология – раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания. | Метод: работа с теоретическим материалом в учебнике Запишите тему урока. Фразеология. Откройте учебники на 49 странице Итак, дайте определение фразеологии. | Работа с теоретическим материалом в учебнике | Умение работать с теоретическим материалом в учебнике |
Закрепление знаний, формирование умений | Образец ответов учащихся Бежать сломя голову – бежать быстро; Пускать пыль в глаза – врать; Падать духом – отчаиваться; пара пустяков – легко; кожа да кости – худой, не по дням, а по часам – быстро, на мякине не проведешь – не обманешь, заговаривать зубы – отвлекать внимание. Образец записи учащихся Работать спустя рукава – работать плохо. Работать засучив рукава – работать хорошо. Упасть духом – отчаяться, воспрянуть духом – взбодриться, обрадоваться, распускать нюни – плакать, брать себя в руки – собраться, заварить кашу – устроить беспорядки или неприятности, расхлебывать кашу – расплачиваться за содеянное. Образец записи учащихся Точить ляса – болтать, молоть языком, разводить узоры, чесать зубы – болтать. Стереть с лица земли, камня на камне не оставить, сравнять с землей, разнести в щепки – разрушить. Прикусить язык, проглотить язык, набрать в рот воды, закрыть рот на замок – замолчать. Класть зубы на полку – ограничивать себя самым необходимым. Образец записи учащихся Я утер всем нос, долго водил друга за нос, окунулся с головой в учебу. Образец ответов учащихся Золотые руки, шаловливые руки, кривые руки, дойти до ручки. | Метод: Упражнение На странице 49, выполним упражнение 506 устно. Ваша задача подобрать к предложенным фразеологизмам слова-синонимы. Метод: Упражнение На этой же странице, выполним 507 упражнение, устно. Ваша задача, доказать, что данные в парах фразеологизмы противоположны по своему значению. Метод: Упражнение Выполним упражнение 508. Ваша задача, каждую группу фразеологизмов заменить одним глаголом. Запишите эти слова и разберите их по составу. Метод: Упражнение На странице 50, выполним упражнение 509, под номером 1, устно. Ваша задача рассмотреть иллюстрации, в которых обыгрываются фразеологизмы утереть всем нос, водить за нос, окунуться с головой. С данными фразеологическими оборотами составьте устное высказывание. Проверим, что у нас получилось. Метод: Упражнение Выполним 511упражнение, под номером 1, устно. Ваша задача, придумать 2-3 фразеологизма и объяснить значение этих устойчивых выражений. | Подбор слов-синонимов. Определение значений фразеологизмов. Разбор слов по составу. Составление устного ответа по предмету. | Умение работать со словарем. Применение ранее полученных знаний. Умение составлять связный устный ответ по предмету. |
Обобщение и систематизация знаний и умений (морфология, части речи) | Образец ответов учащихся Морфология – изучает слово как часть речи. Синтаксис – рассматривает правила построения словосочетаний, предложений. Образец ответов учащихся Части речи в русском языке делятся на 2 группы: Самостоятельные части речи и служебные. Образец записи учащихся На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнем (Иван Никитин) Разноцветным – разными цветами. Образец записи учащихся 1.Бег-ал – гл; бег-ст-во – сущ; бег-сущ; бег-ун – сущ; бег-лый – прил. 2.Скрип-ка-сущ; скрип-у-чий – прил; скрип – сущ; скрип-ит-гл; скрип-ач-сущ; 3.Два-числительное; двоиться-гл; двойной – прил; двойка – числ, двойняшки – сущ. | Метод: работа с теоретическим материалом в учебнике Прием: создание таблицы Откройте учебник на странице 52. Прочтите определение и объясните, что изучает морфология и синтаксис. Верно. Обратимся к определению на странице 53. На какие группы делятся части речи в русском языке? Чтобы нам было проще запомнить, составим схему. Итак, впишите части речи. Метод: Упражнение Выполним упражнение 517, письменно. Вам нужно записать текст. Указать, что обозначают слова, относящиеся к самостоятельным частям речи. Проведите лексический разбор выделенного слова. Метод: Упражнение На странице 54, выполним упражнение 518. Ваша задача приемом поморфемного письма записать слова первой и второй группы. Определить к какой части речи относится каждое слово. | Работа с теоретическим материалом в учебнике. Создание схем и таблиц. Работа со словарем. Поморфемное письмо. Определение частей речи. | Сформированность знаний по данной теме. |
Комментирование домашнего задания | Слушание: глобальное, не оценочное, нерефлексивное Запись в дневнике | Метод: Слово учителя Прием: инструктирующее слово учителя Запишите домашнее задание. Страница 51, упражнение 515. Дома вам нужно переписать данный текст. В рабочих тетрадях выполнить задания на странице 114 и 116, подготовка к контролю. | ||
Рефлексия | Метод: Слово учителя Прием: инструктирующее слово учителя Ребята, на доске перед вами несколько фраз, выберите один любой и дополните его в зависимости от того, как, по вашему мнению, продуктивно или нет. прошел урок.
| Анализ работы на уроке | Умение анализировать свою познавательную деятельность. | |
Подведение итогов урока | Образец ответов учащихся Научились определять устойчивые словосочетания. Так же вспомнили, морфологию, и части речи. | Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя Сегодня на уроке, мы познакомились с фразеологизмами. Чему мы с вами научились? | Устное высказывание. | Самостоятельное формулирование итогов урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по русскому языку2 класс по учебнику Рамзаева
планирование содержит основные требования к уровню обученности учащихся...
Урок "За землю Русскую" 3 класс "Школа 2100"
Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику Данилова "Моё Отечество" по программе "Школа 2100"...
Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.
Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...
Технологическая карта урока. Правописание слов разделительным мягким знаком.русский язык, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий "Русский.2 класс". 2 часть. 2 класс, УМК «Школа России»
Технологическая карта урока. Правописание слов разделительным мягким знаком.русский язык, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий "Русский.2 класс". 2 часть. 2 класс, УМК «Школа Росс...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
Цель урока: отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....