Конспект урока по русскому языку "Разбор глагола как часть речи", УМК "Перспектива", 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Михайленко Яна Викторовна

      Предметные:

  • Знать: алгоритм разбора глагола как части речи;
  • Уметь: разбирать глагол как часть речи;
  • Вспомнить о грамматических признаках глагола.

     Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 14.04.2020

Школа: МБОУ "Беловская сош"

Класс: 4

Кабинет:

                                ФИО учителя: Черных Н.Н.

                                 ФИ студента: Михайленко Яна

                                      ФИО методиста: Солопова Т.В.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: "Разбор глагола как часть речи"

      Цели деятельности учителя: составление алгоритма разбора глагола как части речи; обобщение знаний о грамматических признаках глагола.

      Предметные:

  • Знать: алгоритм разбора глагола как части речи;
  • Уметь: разбирать глагол как часть речи;
  • Вспомнить о грамматических признаках глагола.

     Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

      Тип урока: урок общей методологической направленности

      Оборудование: презентация Power Point 97-2003, раздаточный материал, учебник по русскому языку 4 класс 2 часть УМК "Перспектива"

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Психологический настрой

1 мин

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

-Ребята, сегодня чудесное весеннее  утро! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу.

Прочитайте

Девиз нашего урока:

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Здороваются

Садятся на места

Настраиваются на урок

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: презентация

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с карточками

Словесный: учебный диалог

5-7 мин

- Записываем сегодняшнее число, классная работа

Чему были посвящены наши последние уроки?

-Сегодня мы продолжим наше знакомство с глаголами и откроем новые знания.

Как вы будете это делать? Назовите два способа учебной деятельности?

Но сначала давайте повторим то, что вы уже знаете.

На листочках вам нужно записать номер задания  и ошибку, которую вы обнаружили

Задание 1. «Найди ошибку»

А) Запишешь – записать

Б) Добьёшься – добиться

В) Испытываем – испытать

Вывод

Задание 2. «Найди ошибку»

А) Задышать – II спр.

Б) Чуять – I спр.

В) Клеить – II спр

Г) Спать - I спр.

Вывод

Задание 3. «Найди ошибку»

А) Глаголы настоящего  и будущего времени изменяются по лицам, числам и родам.

Б) Глаголы прошедшего времени изменяются по числам и в ед. числе по родам.

В) Глаголы в неопр. форме не имеют лица, числа, рода.

Вывод

Давайте проверим

-Вы видите на экране словосочетание «Рассказываю о маме»

-Теперь я предлагаю вам разобрать имя существительное как часть речи. На работу даю 1 минуту.

Проверьте по эталону.

-Ребята, скажите, для чего я дала вам такое задание?

-Хорошо, а теперь свяжите это задание с нашей большой темой, которую сейчас проходим. Как вы думаете, что я вас попрошу сделать?

-А вы умеете это делать?

-Какое затруднение у вас возникло?

изучаем тему «Глагол»

Сначала выясним, что мы не знаем, а потом сами построим новое знание

Формулируют вывод к заданию 1.

При переходе от временной формы к начальной важно сохранить вид глагола. Контролируем себя вопросами:

Что делает? – что делать?

Что сделает?– что сделать?

Формулируют вывод к заданию 2.

При определении спряжения важно проверять ударное окончание или нет. Если окончание ударное, то определяем спряжение по личному окончанию глагола.

Фронтально отвечают

Выполняют разбор

Мама - И сущ., н.ф. (кто?) мама, в ед.ч., ж.р., в Им.п., одуш., нариц., в предлож падеже

Чтобы мы могли вспомнить, как разобрать имя существительное как часть речи

Разобрать глагол как часть речи

Нет

Мы не знаем, как разобрать глагол как часть речи

Р: формировать умение выполнять учебное задание; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Наглядный: работа с экраном

4 мин

-Исходя из нашего затруднения кто-то сможет назвать тему сегодняшнего урока?

-Какие цели мы перед собой поставим?

Разбор глагола как часть речи

-познакомиться со схемой разбора глагола как часть речи;

-научиться разбирать глагол как часть речи

 Р: ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

IV. Открытие детьми нового знания

Практический: работа в парах

Словесный: учебный диалог

 10 мин

-Чтобы нам легко было разобрать глагол как часть речи, я предлагаю вам поработать в парах. Сейчас я каждой паре раздам небольшую табличку, которую необходимо заполнить. Кто-то должен заполнить, как изменяются глаголы в пр. вр., кто-то –в наст. Вр., а кто-то в буд. вр. Приступайте, у вас 2 минуты.

-Давайте проверим. У кого было задание: записать как изменяются глаголы в прошедшем времени? Одна пара читает, а все остальные внимательно слушают и проверяют, потом дополните и т.д.

-Хорошо. Сейчас самостоятельно познакомьтесь со семой разбора глагола. Откройте учебники на странице 108.

-Теперь расскажите, как нужно разбирать глагол как часть речи друг другу в парах, у вас 1 минута.

Физкультминутка

Раз, два, стоит ракета-/

Три, четыре- самолет.

Раз, два- хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три , четыре-

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре-

И на месте походили.

Работают в парах

Знакомятся со схемой

Рассказывают друг другу в парах

К: участвовать в обсуждениях

П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в тестовой форме

К: участвовать в обсуждениях

Р: выполнять действия в устной и письменной форме.

V. Первичное закрепление

Практический: работа с экраном, с доской

Словесный: учебный диалог

7мин

-Итак, на экране записано предложение и схема разбора, я попрошу выйти одного к доске и выполнить разбор глагола как часть речи, а все остальные в тетрадях.

Предложение «Наступает весна»

-Проверьте, у кого получилось по другому?

-Хорошо, мы попробовали выполнить разбор у доски.

Разбирает глагол у доски один ребенок

К: участвовать в обсуждениях, работая в группе; стремиться договариваться, приходить к общему решению

Р: выполнять действия в устной и письменной форме.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с тетрадью

Наглядный: работа с экраном

5-6 мин

-Теперь нужно поработать самостоятельно. На экране вы видите два глагола: 1 глагол для первого варианта, второй- для 2 варианта На работу даю 2 минуты. Приступайте

-Теперь проверьте себя по образцу. У кого- то есть ошибки? В чем ваше затруднение? Если ошибок нет, поставьте себе + на полях

Работают самостоятельно

Оценивают свою деятельность.

П: ориентироваться в своей системе знаний

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с учебником, в группах

5 мин

-У нас осталось еще одно задание, которое нужно выполнить в группах. Откройте учебники на странице 108, найдите упр 181. Что нужно сделать? Приступайте, у вас 3 минуты.

-Теперь я попрошу одну группу выйти к доске и записать все глаголы, которые вы выписали на листочки вместе с разбором. А все остальные проверяют внимательно.

-Итак, у кого получилось по другому? В чем ваше затруднение?

-Если не было ошибок, поставьте себе плюс на полях.

Нужно выписать глаголы из скороговорки и разобрать каждый глагол как часть речи.

Работают у доски

П: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

 III. Рефлексия деятельности  

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с раздаточным материалом

 7-8 мин

-Наш урок подошел к концу, вы большие молодцы, мы сделали большую работу.

-Скажите, как звучала тема нашего урока?

-Какие цели перед собой ставили?

-Достигли поставленных целей?

-Теперь нарисуйте у себя в тетрадях лесенку успеха и оцените себя в соответствии со своей деятельностью на уроке, учитывая все ваши плюсы

-На какую ступеньку вы себя поставили?

-Объясните свой выбор

-Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с этой работой. Спасибо за урок. До новых встреч!

Разбор глагола как часть речи

-познакомиться со схемой разбора глагола как часть речи;

-научиться разбирать глагол как часть речи

Да

Оценивают вою деятельность.

Л: ориентация на понимание предложений и оценок учителем; понимания причин успеха в учёбе

Р: научиться осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс 2 часть...

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку «Глагол как часть речи»

Цели деятельности учителя: формирование представления о глаголе, о том как нужно его употреблять в речи.Планируемые результатыПредметные: знать, что такое глагол, на какие вопросы он отвечает; ум...

Конспект урока по русскому языку "Глаголы как часть речи. Написание –ться и –тся в глаголах" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: совершенствование навыка правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; актуализация знаний о глаголе.Планируемые результатыПредметные:...