Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому составлена с учётом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nadomnoe_rus.yaz_.docx86.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       г. Донецк Ростовская область

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

муниципального образования « Город Донецк»

                                                                                                                                             « Утверждаю»

                                                                                        Директор МБОУ СОШ № 13

                                                                                        Приказ от __________ № ______

                                                                                        Подпись директора_____________ Горелова О. В.

                    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для индивидуального обучения на дому (VIIвид)

         Средняя общеобразовательная школа,    4 « Б»  класс

    Количество часов:135 часов  (4 часа в неделю)

    Учитель: Васильева И.С.

Программа разработана на основе авторской программы

«Русский язык» для начальной школы, разработанной Ивановым С.В., Кузнецовой М.В., Евдокимовой А.О., Петленко Л.В., Романовой В.

В рамках проекта « Начальная школа XXI века» 

(научный руководитель Н.Ф. Виноградова).

Пояснительная записка

        Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому составлена с учётом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

      Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М.: Вентана – Граф, 2008.

            Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения.

  Содержание обучения по сравнению с традиционным пересмотрено так, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для школьников уровне.

      Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 4 класса (базовый уровень) составлена на основе авторской программы  курса «Русский язык»  С.В. Иванова (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.). Руководитель проекта – член-корреспондент РАО профессор Н.Ф. Виноградова.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным  литературным образованием и обучением чтению.

Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
  • освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
  • формирование специальных умений и навыков по разделам программы.

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • - овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
  • - усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
  • - формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
  • - обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
  • - эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника

Общая характеристика учебного предмета

При обучении русскому языку детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой: обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения; расширить кругозор школьников, заложит), основы навыков учебной работы; привить интерес к родному языку, к чтению, книге; сформировать нравственные и эстетические представления; способствовать развитию наглядно-образного и  логического мышления.

Эффективность обучения детей с ЗПР зависит от решения коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач.

В начальном обучении русскому языку предусматриваются:

  максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза;

  уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;

  развитие связной речи: формирование и совершенствование умений создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку;

  формирование навыков учебной работы;

  развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.

Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями.

Обучение русскому языку следует организовывать в соответствии со следующими общими требованиями:

  преподносить новый материал предельно развернуто;

  отводить значительное место практической деятельности обучающихся: работе со схемами, таблицами, разрезной азбукой и т.д.;

  систематически повторять пройденный материал для закрепления изученного и полноценного усвоения нового;

  уточнять и расширять словарный запас на основе ознакомления с окружающим миром;

  предварять выполнение письменных заданий анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок;

  уделять должное внимание формированию культуры общения;

  находить любой повод, чтобы вовремя и обоснованно похвалить ученика (школьник должен понимать, какие конкретные действия и умения вызвали одобрение учителя).

Все эти требования необходимо сочетать с индивидуальным подходом к детям: учитывать уровень их подготовленности, особенности личности учащегося, его работоспособности, внимания; целенаправленности при выполнении заданий.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам c учетом особенностей детей с ОВЗ VII вида.

  • Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
  • Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
  • Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
  • Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
  • Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
  • У детей с ОВЗ VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
  • Учащиеся  классов КРО характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.

Данная программа реализуется через следующие методы и формы:

  • обучение на интересе, на успехе, на доверии;
  • адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
  • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
  • использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
  • формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
  • взаимообучение, диалогические методики;
  • комментированные упражнения;
  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка . Согласно БУП  и в   соответствии с производственным календарём  общее количество часов на изучение русского языка в 4 классе программа надомного обучения  рассчитана  на 135 часов, 4 часа в неделю

                                                                     Содержание программы

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне и обеспечивает реализацию основных положений концепции лингвистического образования младших школьников. В содержание программы включён материал, превышающий уровень обязательных требований, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, расширить кругозор учащихся, познакомить их с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка. Учитывая уровень образовательной подготовки  обучающихся, в раздел обязательных для усвоения  включены темы: «Наречие как часть речи», «Имя числительное: общее значение», «Сложное предложение».

  В программе курса «Русский язык» выделяются  три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:

  • «Как устроен наш язык»
  • «Правописание»
  • «Развитие речи»

Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.

Такое структурирование курса позволяет:

-успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;

-решить практические задачи по формированию грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;

-сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик чётко осознаёт, что и с какой целью он выполняет;

-избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.

Блок «Как устроен наш язык»( основы лингвистических знаний)

Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.

Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3-м классе на основе морфологического разбора.

Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи.

Наречие как часть речи.

Имя числительное: общее значение.

Синтаксис.

Синтаксический анализ простого предложения.

Словосочетание.

Сложное предложение.

Блок «Правописание»(формирование навыков грамотного письма)

Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами.

Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.

Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Отработка орфографических правил, изученных во 2 – 4 классах.

Блок «Развитие речи»

Совершенствование речевых умений.

Знакомство с основными видами сочинений и изложений( без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные , выборочные и изложения с элементами сочинения, сочинения – повествования, сочинения – рассуждения, сочинения – описания.

        Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.

                                 Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

Блок «Как устроен наш язык»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

называть:

-изученные части речи;

-значимые части слова;

различать, сравнивать:

-буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;

-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

-предлог и приставку;

-корень, приставку, суффикс, окончание;

-главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

приводить примеры:

-простого двусоставного предложения;

кратко характеризовать:

-виды предложений по цели высказывания и интонации;

решать практические и учебные задачи:

-выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);

-пользоваться словарями;

-использовать алфавит при работе со словарём.

Блок «Правописание»

Учащиеся должны:

 решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:

-писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75 – 80 слов со следующими изученными правилами правописания:

-прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

звонкие и глухие согласные в корнях;

-непроизносимые согласные;

-сочетания  жи – ши, ча – ща, чу – щу, сочетания чк, чн;

-удвоенные согласные;

- безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;

-разделительные мягкий и твёрдый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

-не с глаголами;

-безударные падежные окончания имён существительных; безударные падежные окончания имён прилагательных;

-правописание безударных личных окончаний глаголов;

-словарные слова, определённые программой;

-знаки препинания в конце предложения(точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.

Блок «Развитие речи»

Учащиеся должны:

 решать практические и учебные задачи:

-отвечать на вопросы к тексту;

-делить текст на смысловые части и составлять простой план.

Учащиеся, занимающиеся по данной программе имеют возможность научиться*:

        различать, сравнивать:

Блок «Как устроен наш язык»

-слово и предложение

-многозначные слова, синонимы, антонимы;

- наречие, имя числительное;

- простое и сложное предложения;

Блок «Развитие речи»

-текст и не текст;

решать практические и учебные задачи:

Блок «Развитие речи»

-проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;

-находить лексическое значение слова в толковом словаре;

-характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);

-разбирать простое предложение по членам;

Блок «Правописание»

-суффиксы имён прилагательных (в объёме данного курса);

-наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные на конце наречий;

-запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи);

Блок «Развитие речи»

-выделять основную мысль текста;

-подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;

-исправлять деформированный текст (с нарушенным порядкам следования частей);

-составлять план текста (при помощи учителя);

-находить языковые средства, делающие текст выразительным,  и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста;

-писать изложения различных видов (обучающего характера).

                                                    Формы и средства контроля

        Для контроля за освоением  программного материала используются в основном письменные текущие и итоговые контрольные работы.

Текущие контрольные работы проводятся после окончания крупных тем программы (2 комплексные контрольные работы по темам: «Правописание глаголов», «Гласные на конце наречий, мягкий знак на конце слов после шипящих». По результатам текущего контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция  дальнейшего процесса обучения.

Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (входной контрольный диктант «Повторение изученного в 3 классе», и 1 комплексная контрольная работа: «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2-4 кл».

Их цель – проверка выполнения требований программы. В содержание итоговых контрольных работ входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны.

        Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку производится в форме письменных работ:

  • диктантов,
  • грамматических заданий,
  • контрольных списываний,
  • тестовых заданий,
  • словарных диктантов.

Для определения содержания контрольных работ используются следующие сборники:

  1. Романова В.Ю. Русский язык: 4 класс: тетрадь для контрольных работ: для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2013. – 72 с.
  2. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: оценка  контроль: 2 – 4 класс – М.: Вентана-Граф, 2003.
  3. Романова В.Ю. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения / В.Ю. Романова, Л.В. Петленко; под ред. С.В. Иванова. – М.: Ветана-Граф, 2010. -  2-е изд., исправл. – 320 с. – (Оценка знаний).

                          Особенности контроля и оценки  учебных достижений по русскому языку

        Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней сложности,  рассчитаны на выполнение всеми учащимися и содержат примерно 60 %  изученных орфограмм от общего количества слов  в диктанте. Текст не должен иметь слова на неизученные  к данному моменту правила  или такие слова заранее выписываются на доске.

Грамматический разбор служит средством  проверки степени понимания учащимся изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится  не более 2 –х  видов грамматического разбора.

        Контрольное списывание, как и диктант, служит способом проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Проверяется также умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

        Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи, умение понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.

        Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов,

влияющих на снижение отметки

Ошибки:

  • нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв  в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова  с непроверяемыми написаниями);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения) и заглавной буквы в начале предложения;
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие знака препинания в конце предложения, если следующее написано с большой буквы;
  • отсутствие «красной строки»;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
  • незначительные нарушения логики событий авторского  текста при написании изложения

Нормы оценок за диктант

 Оценки за контрольный  диктант

        «5» - без ошибок, не  более одного недочета;

        «4» - 1-2 орфографических ошибки;

        «3» - 3-5 орфографических ошибок + 1 пунктуационная;

        «2» - более 5 ошибок.

        Ошибкой в диктанте следует считать:

  • нарушение  орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв  в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями,  т.е. словарные слова);
  • отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой;
  • повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например, ученик дважды написал в слове звезда вместо буквы е букву и);
  • две-три ошибки, допущенные в одном слове (например,   лицо-«летцо») считаются за одну ошибку;
  • ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву т вместо д в слове лошадка и букву с вместо з в слове повозка).

За ошибку в диктанте не считаются:

  • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
  • единичный  случай  замены  одного слова без искажения смысла.

                Недочетами в диктанте  считаются:

  • отсутствие знака препинания в конце предложения, если следующее написано с большой буквы;
  • отсутствие «красной строки»;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
  • повторение одной и той же буквы в слове;
  • недописанное слово;
  • перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
  • дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Нормы оценок  за грамматическое задание

 «5» - безошибочное  выполнение  всех  заданий;

«4» - если  учеником  выполнено не менее ¾ заданий;

«3» - правильно выполнил не менее ½ заданий;

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

 Грамматическое задание  может предлагаться для выполнения вместе с диктантом. За успешное выполнение грамматического задания  выставляется отдельная отметка.  Допущенные при выполнении грамматического задания орфографические ошибки не влияют на отметку за диктант, а отметка за задание не зависит от  допущенных орфографических ошибок..

Хорошо успевающим ученикам целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Оценка за контрольные работы не снижается, если ученик не стал делать дополнительное задание или выполнил его с ошибкой.

За исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой – за общее впечатление от работы, которая выставляется как за диктант, так и за грамматическое задание.

Контрольные работы и проверочные работы 4 класс

I четверть

Текущий диктант.

Скучная картина.

     Пришла ненастная осенняя пора. Леса редеют и пустеют. Там стоит тишина. Только тяжёлая мокрая ворога садится на голую ветку и кричит. Галки летают стаями. Частый дождик мочит землю. Она выглядит уныло под тёмным серым небом.

  Потянулись с севера на юг длинные караваны гусей. Уток, журавлей. С прощальным криком улетают от нас летние гости. Летят они цепью или клином. ( 60 слов)( По К.Д. Ушинскому)

Слова для справок: выглядит, садится, караван.

Грамматические задания:

  1. разбери первое предложение по членам предложения; укажи, какой частью речи является каждое слово.
  2. Разбери по составу слова : осенняя, выглядит.
  3. Запиши предложение со словом «караван». Употребив в другом значении.

Контрольный диктант.

Отлёт.

     Болота стали замерзать. Болотные птицы первыми тронулись в путь.

 Лебеди, гуси и утки готовились к отлёту. Старые учили молодых. Каждое утро молодёжь делала прогулки. Она укрепляла крылья для далёкого полёта.

Умные вожаки обучали отдельные стаи и потом всех вместе. Сколько было крика, веселья, радости!

Только Серая Шейка мирилась с судьбой. Как она плавала, как ныряла! Вода для уточки составляла всё. (61 слово) (по Д.Н.Мамину – Сибиряку)

Грамматическое задание:

  1. Выполни синтаксический разбор второго предложения.
  2. К словам мирилась, укрепляла запиши проверочные.
  3. Объясни 1 – 2 предложениями, кого называют вожак и почему.

II четверть

Текущий диктант.

 На тяге.

Весной выходишь в рощу, выбираешь себе место подле опушки, оглядываешься, осматриваешь  ружьё и ждёшь. Постепенно темнеет. Вот и самые верхушки потускнели. Румяное небо синеет. Лесной запах начинает усиливаться. В лесу становится всё темнее. Деревья сливаются в чернеющие массы. Все птицы уже спят. Только маленькие дятлы сонливо посвистывают, да в последний раз прозвенит голосок пеночки. Вдруг в глубокой тишине раздаётся карканье, шипенье, слышится взмах крыльев. Это вальдшнеп вылетает из-за тёмной берёзы навстречу твоему выстрелу. Вот что значит стоять на тяге. (83 слова)

Слова для справок: потускнели, сонливо, вальдшнеп.

Грамматическое задание:

  1. Выпиши по два глагола I и II спряжения.
  2. Выпиши глаголы в начальной форме.
  3. Обозначь в тексте орфограммы « Мягкий знак после шипящих в глаголах» и 2 Правописание –тся и – ться в глаголах»

Контрольный диктант.

Вечером в лесу.

       Солнце село, но в лесу ещё светло. Воздух чист и прозрачен. Птицы болтливо лепечут. Молодая трава блестит весёлым блеском изумруда. В лесу постепенно темнеет. Алый свет вечерней зари скользит по корням и стволам деревьев.

     Вот и самые верхушки потускнели. Небо синеет. Слегка повеяло тёплой сыростью. Птицы засыпают. В лесу всё темней да темней. Деревья сливаются в большие чернеющие массы. На синем небе робко выступают первые звёздочки. (66 слов)  (по И. Тургеневу)

Грамматическое задание:

  1. Разбери последнее предложение по частям речи и членам предложения.
  2. Выпиши по два глагола I и II спряжения.
  3. Выполни морфологический разбор слов: вечерней, в лесу.

III четверть

Текущий диктант.

Живой подарок.

   В лесах под Москвой появились голубые белки. Откуда завезли их? Живой подарок приехал из далёкой Сибири. Илья Васильевич Коровкин подарил белок знакомым ребятам из Москвы. Мальчики разобрали белок по домам. За белками ухаживали. Давали вкусную еду, чистили клетки. Но белочки скучали в неволе. Семья хотела жить вместе.

 Детворе пришла счастливая мысль. Ребята решили поселить белок в лесу. Животных предали в лесное хозяйство. Хорошо жилось им в частном ельнике. Стали зверьки пушистые, крупные. Голубые белки украшали подмосковные леса. Они не забывали друзей, узнавали их.

Грамматическое задание:

  1. Выдели суффиксы и окончания глаголов прошедшего времени.
  2. Укажи падеж и склонение сущ. : в Сибири, в ельнике.
  3. Выпиши из текста слова, по-разному называющие белок.
  4. Подбери и запиши 3 слова с корнем – дар-. Выдели корень, отметь ударение.

Диктант.

Липа.

Справа и слева наш деревенский сад окружали липы. Издалека была видна широкая липовая аллея. Задолго до восхода солнца в вершинах деревьев начинали петь птицы. Пчёлы гудели над душистыми ветками.

  Издавна высокие липы росли в русских лесах. Древесина липы дорого ценилась. Из тонкой коры делали лапти. Только теперь взрослых лип в лесах уж не увидишь.

  Осенью липа первая сбрасывает листву. Землю сплошь покрывает жёлтый ковёр из опавших листьев. Идёшь и любуешься на милые с детства деревья.

IV четверть

Диктант.

Золотой дождь.

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки. Щёчки, спинки и животики. И так пропитались солнцем, что сами стали багряными и золотыми.

Лес стал очень красив. Когда все листья раскрасились в яркие цвета. Капля по листику щёлкнет. И сорвётся лист, а за ним и другой летит. Спешит, торопится осень. Смывает холодный дождь золотой убор листьев. Закружится первый смерч из листьев, когда вдруг налетит сильный ветер. Они шуршат, скребутся, летят, качаются, бегут. Шумит золотой дождь. (75 слов)

Грамматическое задание:

Вариант 1

  1. Выполни синтаксический разбор 4 предложения.
  2. Выпиши из текста словосочетания « глагол +сущ», «прил. + сущ.»
  3. Выпиши словосочетание с типом связи «согласование». Отметь главное слово, укажи часть речи главного и зависимого слова.

Вариант 2

  1. Выполни синтаксический разбор 7 предложения.
  2. Выпиши из текста словосочетания «сущ.+сущ», «наречие +глагол.»
  3. Выпиши словосочетание с типом связи «управление». Отметь главное слово, укажи часть речи главного и зависимого слова.

Диктант.

 Цветочные часы.

Многие растения раскрывают и закрывают венчики своих цветов по определённому расписанию.

 Дневные часы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звёздочки своих цветов цикорий, расправляет широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков. К шести часам утра начинают тянуть к ранним солнечным лучам жёлтые головки одуванчики. А за ними широко открывает лепестки гвоздики. Солнце уже заливает ослепительным светом лес. Поле и речку. Тогда раскрывает белоснежный венчик лилия, которая растёт на воде. Дневные цветы обычно парвыми засыпают.

Кончается летний день, солнце опускается всё ниже. И тут начинают оживать ночные цветы. ( По В. Ветлиной) (89 слов)

Контрольные работы к урокам блока « Как устроен наш язык»  представлены: Романова В.Ю. Русский язык: 4 класс: «Тетрадь для контрольных работ: для учащихся общеобразовательных организаций» – М.:Вентана-Граф,2015.

Учебно-методические средства обучения

для обучающихся

  1. Иванов С.В. Русский язык: 4 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е  изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2011г. – 176 с
  2. Кузнецова М.И. Пишем грамотно Рабочая тетрадь №№ 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений, 4 класс. .- М.: Вентана-Граф, 2011г. -64 с.

для учителя

  1. Романова В.Ю. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения / В.Ю. Романова, Л.В. Петленко; под ред. С.В. Иванова. – М.: Ветана-Граф, 2010. -  2-е изд., исправл. – 320 с. – (Оценка знаний).
  2. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.
  3. С.В.Иванов, М.И. Кузнецова Русский язык,: 4 класс: комментарии к урокам – М.:Вентана-Граф, 2011. – 384с. –(«Начальная школа XXI века»)
  4. Романова В.Ю. Русский язык: 4 класс: тетрадь для контрольных работ: для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2013. – 72 с.

Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащегося

Контроль

план

факт

1

1.09

Повторение.

.

Ориентироваться в целях и задачах урока с учётом названия блока и темы урока, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Высказывать собственную точку зрения, аргументировать её. Систематизировать знания, приобретённые на уроках русского языка во 2–3 классах.

Текущий

2

2.09

Повторяем фонетику и словообразование.

Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Группировать слова по заданному основанию. Преобразовывать буквенную запись в транскрипцию. Контролировать правильность проведения фонетического разбора и разбора слова по составу, находить допущенные ошибки, исправлять их.

Текущий

3

3.09

Вспоминаем изученные орфограммы.

Систематизировать знания, полученные при изучении в 1–3 классах раздел«Правописание». Оценивать предложенные в учебнике ответы, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Текущий

4

7.09

Вспоминаем изученные орфограммы.

Систематизировать знания, полученные при изучении во 2-3 классах раздела «Правописание». Аргументировать способы проверки изученных орфограмм. Подбирать собственные примеры слов с указанными орфограммами. Находить и группировать слова по заданному основанию.

Текущий

5

08.09

Повторяем признаки имени существительного.

Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, дополнять таблицу. Знакомиться с происхождением имён. Анализировать значения приведённых слов, опираясь на приём развёрнутого толкования.

Текущий

6

09.09

Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения.

Находить среди предложенных ответов правильные, обосновывать способы проверки написания безударных падежных окончаний имён существительных 1-го склонения. Находить слова по заданному основанию.

Текущий

7

10.09

Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения.

Находить в тексте слова по заданному основанию. Определять написание окончаний имён существительных, доказывать выбор окончания, обосновывать способы проверки написания безударных падежных окончаний имён существительных 2-го склонения.

Текущий

8

14.09

Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения.

Находить в тексте слова по заданному основанию, графически доказывать свой выбор. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).

Текущий

9

15.09

Стартовая диагностическая работа.

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Стартовая диагностическая работа

10

16.09

Морфологический разбор имени существительного.

Анализировать предложенные высказывания, выбирать правильный ответ и обосновывать сделанный выбор. Классифицировать слова по заданному признаку (одушевлённость / неодушевлённость) и осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания.

Выявлять цели различных видов языкового анализа.

Текущий

11

17.09

Морфологический разбор имени существительного.

Высказывать предположение о необходимости указания начальной формы слова при проведении морфологического разбора. Аргументировать свой ответ. Определять основание, по которому слова объединены в группы. Наблюдать за родом и склонением имён существительных с опорой на окончание.

Текущий

12

21.09

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

13

22.09

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Обобщать и систематизировать знания о правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Использовать алгоритм порядка действий при списывании.

Текущий

14

23.09

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Обобщать и систематизировать знания о правописании безударных падежных окончаний имён существительных

Текущий

15

24.09

Контрольное списывание.

. Списывать текст, находить имена прилагательные с орфограммами, выделять орфограммы. Находить орфографические ошибки, списывать исправленный текст.

Контрольное списывание

16

28.09

Повторяем признаки имени прилагательного.

Наблюдать за значением имён прилагательных и их сочетаемостью с именами существительными. Характеризовать слова по заданным грамматическим признакам.

Текущий

17

29.09

Орфограммы в окончаниях имён прилагательных.

Словарный диктант.

Обобщать и систематизировать знания о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных. Контролировать собственные действия при работе по образцу.

Текущий

18

30.09

Морфологический разбор имени прилагательного.

Обобщать и систематизировать знания об именах прилагательных. Подбирать слова по заданным основаниям. Знакомиться с алгоритм морфологического разбора имён прилагательных. Находить в тексте слово по заданным грамматическим признакам

Текущий

19

01.10

Текст. Типы текста.

Подбирать заголовок к тексту, обосновывать свой выбор. Заканчивать текст. Соотносить заголовок и содержание текста. Объяснять необходимость изменения заголовка при изменении содержания текста.

Текущий

20

05.10

Работа над ошибками. Буквы о, ё после шипящих и ц.

Обобщать и систематизировать знания о правописании букв о и ё после шипящих и ц в разных частях слова. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Определять основание для объединения слов в группы.

Текущий

21

06.10

Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих».        

Обобщать и систематизировать знания о написании мягкого знака на конце слов после шипящих. Принимать участие в обсуждении предложенных высказываний, выбирать из них правильные и обосновывать сделанный выбор.

Текущий

22

07.10

Повторяем местоимение.

Обобщать и систематизировать знания о местоимении. Различать местоимения-существительные и местоимения-прилагательные, группировать слова по данному основанию.

Текущий

23

08.10

Орфограммы приставок.

Обобщать и систематизировать знания о правописании приставок. Принимать участие в обсуждении предложенных высказываний, выбирать из них правильные и обосновывать сделанный выбор.

Текущий

24

12.10

Орфограммы приставок.

Принимать участие в обсуждении предложенных высказываний, выбирать из них правильные и обосновывать сделанный выбор. Формулировать правило на основе нескольких высказываний.

Текущий

25

13.10

Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак.

Систематизировать знания об условиях выбора разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков. Понимать информацию, представленную в виде схем.

Текущий

26

14.10

Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак.

Систематизировать знания об условиях выбора разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков

Текущий

27

15.10

Разбор по членам предложения.

Обобщать и систематизировать знания о главных и второстепенных членах предложения. Знакомиться с алгоритмом разбора простого предложения по членам. Находить предложения, удовлетворяющие заданному условию.

Текущий

28

19.10

Итоговая контрольная работа.

Грамматические признаки существительных, прилагательных, местоимений; разбор по членам предложения, синтаксический анализ предложения.

Контрольная работа

29

20.10

Работа над ошибками. Синтаксический разбор предложения.

Систематизировать знания о типах предложений по цели высказывания и интонации. Знакомиться с алгоритмом синтаксического разбора предложения. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма.

Текущий

30

21.10

Синтаксический разбор предложения.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах и в парах. Обобщать и систематизировать знание об однородных членах предложения.

Текущий

31

22.10

Итоговый диктант.

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Итоговый диктант

32

26.10

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

 Знаки препинания при однородных членах предложения.

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.  Безошибочно писать слова с орфограммами в приставках, корнях и суффиксах.

33

27.10

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Обобщать и систематизировать знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Находить предложения, удовлетворяющие заданному условию. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок.

Текущий

34

28.10

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Обобщать и систематизировать знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Наблюдать за предложениями с обобщающими словами при однородных членах. Знакомиться с постановкой знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

Текущий

35

09.11

Синтаксический разбор предложения.

Составлять предложения, удовлетворяющие заданным условиям. Контролировать собственные действия в связи с поставленной задачей. Осуществлять самоконтроль при списывании. Фиксировать (графически обозначать) наличие в предложениях однородных членов.

Текущий

36

10.11

Глагол.

Систематизировать знания о признаках выделения частей речи. Находить в тексте слова по заданному основанию. Задавать вопросы к глаголам. Наблюдать за значением глаголов. Распределять слова по группам. Устанавливать синтаксическую функцию глаголов.

Текущий

37

11.11

Глагол как часть речи.

Словарная работа.

Обобщать и систематизировать знания о грамматических признаках частей речи. Сравнивать грамматические признаки изученных ранее частей речи и глагола. Наблюдать за изменением глаголов по временам.

Текущий

38

12.11

Правописание приставок в глаголах.

Различать предлоги и приставки. Распределять слова по столбикам в соответствии с поставленной задачей. Систематизировать знания об употреблении разделительного твёрдого знака.

Текущий

39

16.11

Правописание не с глаголами.

Наблюдать за языковым материалом, формулировать вывод о написании частицы не с глаголами. Оценивать полноту предложенного ответа. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах.

Текущий

40

17.11

Текст. Изложение.

Обобщать и систематизировать знание алгоритма написания изложения. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом написания изложений.

Текущий

41

18.11

Вид глагола.

Наблюдать за значением глаголов разного вида и их функционированием в предложении.

Текущий

42

19.11

Начальная форма глагола.

Знакомиться с начальной формой глагола, с суффиксами, образующими начальную форму.

Текущий

43

23.11

Личные формы глагола.

Систематизировать знания о личных местоимениях. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма определения вида глагола..

Текущий

44

24.11

Текущая контрольная работа по теме «Глагол как часть речи».

Подбирать антонимы. Выбирать глаголы по смыслу. Находить глаголы в начальной форме.   Безошибочно списывать слова, словосочетания и предложения. Определять лицо и число глагола.

Текущая контрольная работа

45

25.11

Работа над ошибками.

Лицо и число глаголов.

Систематизировать знания о личных формах глаголов. Характеризовать слова по заданным грамматическим признакам. Наблюдать за изменением личных глагольных форм.

Текущий

46

26.11

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

Систематизировать знания о правописании мягкого знака после шипящих. Наблюдать за написанием мягкого знака после шипящих в глаголах, формулировать вывод. Контролировать собственные действия при списывании. Фиксировать (графически обозначать) орфограмму.

Текущий

47

30.11

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

Принимать участие в обсуждении предложенных высказываний, выбирать правильное и обосновывать сделанный выбор. Анализировать предложенные способы применения правила и выбирать из них наиболее рациональный.

Текущий

48

01.12

Правописание -ться

и -тся в глаголах.

Принимать участие в обсуждении проблемной ситуации. Высказывать свои предположения. Соотносить собственный ответ с предложенным вариантом ответа и аргументированно доказывать свою позицию. Обобщать результаты наблюдений за языковым материалом.

Текущий

49

02.12

Правописание -ться

и -тся в глаголах.

Группировать слова по заданному основанию. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, дополнять таблицу. Задавать вопросы. Контролировать собственные действия при списывании текста с пропущенными буквами.

Текущий

50

03.12

Текущий диктант.

Мягкий знак после шипящих в глаголах, -тся,

 -ться в глаголах

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации (мягкий знак после шипящих в глаголах, тся и ться в глаголах). Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Текущий диктант

51

07.12

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Текст.

Подбирать заголовок к тексту, обосновывать свой выбор. Находить в тексте образные языковые средства. Составлять план текста. Наблюдать за взаимосвязью абзацев текста.

Текущий

52

08.12

Спряжение глаголов.

Сравнивать окончания личных форм глаголов, относящихся к разным спряжениям. Знакомиться со спряжением глаголов. Наблюдать за образованием форм и распределением глаголов по спряжениям.

Текущий

53

09.12

Спряжение глаголов.

Соотносить свой ответ с приведёнными в учебнике, обосновывать сделанный выбор. Группировать слова по заданному основанию. Высказывать предположение о способах определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Знакомиться с алгоритмом определения спряжения глагола.

Текущий

54

10.12

Спряжение глаголов.

Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом определения спряжения глагола. Высказывать предположение об определении спряжения глаголов на -ить, аргументировать свой ответ. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок.

Текущий

55

14.12

Правописание глаголов.

Определять основание для классификации слов, распределять слова по группам. Наблюдать за обозначением звука [о] после шипящих в окончаниях глаголов, формулировать вывод. Контролировать собственные действия в соответствии с изученным правилом.

Текущий

56

15.12

Списывание.

1 вариант. Списывать текст, находить слова с орфограммами  «Правописание глаголов на тся и ться».

2 вариант. Находить  орфографические и пунктуационные ошибки. Списывать текст безошибочно.

Списывание

57

16.12

Правописание безударных окончаний глаголов.

Участвовать в обсуждении проблемного вопроса, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, использовать её при обосновании ответа и при решении практических задач. Группировать слова по заданному основанию.

Текущий

58

17.12

Правописание безударных окончаний глаголов.

Контролировать собственные действия при списывании. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.

Текущий

59

21.12

Правописание безударных окончаний глаголов.

Систематизировать знания о личных окончаниях глаголов и о способах определения спряжения. Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам. Находить слова по заданному основанию.

Текущий

60

22.12

Комплексная контрольная работа за первое полугодие 4 класса.

Находить в тексте имена существительные. Определять число и падеж имен прилагательных. Находить  местоимения-прилагательные.  Классифицировать части речи. Находить ошибки в характеристике предложений. Находить пунктуационные ошибки.

Комплексная контрольная работа

61

23.12

Правописание безударных окончаний глаголов.

Находить словосочетания и слова по заданному основанию. Осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре и в группе).

Текущий

62

24.12

Контрольный диктант. Орфограммы, изученные во второй четверти

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Контрольный

диктант

63

28.12

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Правописание глаголов.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. Находить словосочетания по заданному основанию.

Текущий

64

11.01

Правописание глаголов.

Систематизировать знания о системе личных окончаний глаголов и о способах определения спряжения. Контролировать собственные действия при написании безударных окончаний глаголов в соответствии с алгоритмом.

Текущий

65

12.01

Правописание глаголов.

Соблюдать порядок действий в соответствии с образцом. Осуществлять поиск необходимой информации в словаре, уточнять по словарю написание слов. Распределять слова по заданным основаниям.

66

13.01

Настоящее время глагола.

Наблюдать за изменением глаголов по лицам в форме настоящего и будущего времени. Сравнивать различные формы времени и их значение. Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам.

Текущий

67

14.01

Настоящее время глагола.

Наблюдать за изменением глаголов по лицам в форме настоящего и будущего времени. Сравнивать различные формы времени и их значение. Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам.

Текущий

68

18.01

Правописание суффиксов глаголов.

Наблюдать за особенностями образования личных форм глаголов с суффиксами -ива-/-ыва--ова-/-ева-. Обобщать результаты наблюдений за языковым материалом.

Текущий

69

19.01

Прошедшее время глагола.

Находить слова по заданному основанию. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).

Текущий

70

20.01

Прошедшее время глагола.

Наблюдать за изменением глагола в форме прошедшего времени по родам и числам. Обобщать результаты наблюдений за языковым материалом, устанавливать закономерность, формулировать вывод.

Текущий

71

21.01

Правописание суффиксов глаголов.

Устанавливать признак объединения глаголов в группы. Распределять слова по заданным основаниям. Наблюдать за суффиксами глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени.

Текущий

72

25.01

Будущее время глагола.

Наблюдать за значением форм будущего времени. Сравнивать различные формы времени и их значение. Понимать информацию, представленную в виде схемы, использовать её при обосновании ответа и при решении практических задач.

Текущий

73

26.01

Правописание суффиксов глаголов.

Распределять слова по заданным основаниям. Классифицировать слова в зависимости от типа или места орфограмм. Наблюдать за написанием суффиксов глаголов. Вырабатывать алгоритм рассуждения при написании разных форм одного и того же глагола.

Текущий

74

27.01

Изменение глаголов по временам.

Контролировать правильность выполнения задания, сравнивать полученный результат с образцом. Наблюдать за функционированием формы настоящего времени.

Текущий

75

28.01

Изменение глаголов по временам.

Контролировать правильность выполнения задания, сравнивать полученный результат с образцом. Наблюдать за функционированием формы настоящего времени.

Текущий

76

01.02

Текст.

Знакомиться с письменным пересказом текста от другого лица. Высказывать предположение об изменениях в тексте при смене лица повествователя. Н

Текущий

77

02.02

Текущая контрольная работа. Время глаголов.

Выписывать глаголы в форме настоящего времени. Записывать глаголы в форме прошедшего времени. Безошибочно списывать текст, употребляя глаголы в правильной форме.

Текущая контрольная работа

78

03.02

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

Знакомиться с наклонением как грамматическим признаком глагола. Наблюдать за значением формы изъявительного наклонения глагола и её функционированием в текстах.

Текущий

79

04.02

Условное наклонение глагола.

Знакомиться с образованием, значением и использованием в тексте глаголов в форме условного наклонения. Наблюдать за способом образования формы условного наклонения глагола. Определять нужную форму глаголов при использовании их в тексте, учитывая контекст.

Текущий

80

08.02

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

Наблюдать за окончаниями глаголов в форме прошедшего времени. Высказывать предположение при обсуждении проблемного вопроса, аргументировать своё мнение. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове.

Текущий

81

09.02

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

Устанавливать место и тип орфограммы в слове. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове. Находить слова по заданному основанию.

Текущий

82

10.02

Повелительное наклонение глагола.

Знакомиться с образованием, значением и использованием глаголов в форме повелительного наклонения. Обобщать и систематизировать знания о типах предложений по цели высказывания.

Текущий

83

11.02

Повелительное наклонение глагола.

Знакомиться со способом образования составной формы повелительного наклонения. Наблюдать за использованием глаголов в форме повелительного наклонения в речи. Высказывать предположение при обсуждении проблемного вопроса, аргументировать своё мнение.

Текущий

84

15.02

Словообразование глаголов.

Обобщать и систематизировать знания о составе слова и способах словообразования. Наблюдать за словообразованием глаголов, определять способ образования глаголов.

Текущий

85

16.02

Текст.

Анализировать предложенный текст, оценивать его в соответствии с требованиями. Определять целевую установку, тип и сюжет будущего текста.

Текущий

86

17.02

Глагол в предложении.

Обобщать и систематизировать знания о синтаксической функции глаголов, об однородных членах предложения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре

Текущий

87

18.02

Глагол в предложении.

Наблюдать за синтаксической функцией глаголов в предложении. Обобщать и систематизировать знания о второстепенных членах предложения. Фиксировать (графически обозначать) синтаксическую функцию. Находить в тексте словосочетания по заданному основанию.

Текущий

88

20.02

Правописание глаголов.

Обобщать и систематизировать знания об орфограммах, связанных с написанием глаголов. Находить слова по заданному основанию. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма списывания текста с пропущенными буквами.

Текущий

89

24.02

Текущий диктант.

Правописание окончаний и суффиксов глаголов.

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Текущий диктант

90

25.02

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.  Текст.

Находить, классифицировать и исправлять ошибки  по  изученным темам. Наблюдать за языковыми средствами, передающими речь героев текста. Различать диалог и монолог

91

29.02

Морфологический разбор глагола.

Обобщать и систематизировать знания о порядке проведения морфологического разбора. Устанавливать синтаксическую функцию глаголов в предложениях. Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам

Текущий

92

01.03

Текст.

Анализировать текст: определять целевую установку текста, наблюдать за языковыми средствами.

Текущий

93

02.03

Наречие.

Словарный диктант.

Познакомиться с наречием как частью речи. Наблюдать морфологические признаки и синтаксическую функцию наречий. Понимать информацию, представленную в виде загадки.

Текущий

94

03.03

Наречие.

Наблюдать за функционированием наречий в составе словосочетаний и предложений. Обобщать результаты наблюдений. Анализировать особенности словосочетаний, в состав которых входят наречия..

Текущий

95

05.03

Как образуются наречия.

Обобщать и систематизировать знания о составе слова и способах словообразования. Наблюдать за словообразованием наречий, определять способ образования наречий.

Текущий

96

09.03

Правописание гласных на конце наречий.

Устанавливать связь написания гласных на конце наречий с приставками. Знакомиться с правилом написания гласных на конце наречий. Соблюдать алгоритм действий при выборе буквы.

Текущий

97

10.03

Правописание гласных на конце наречий.

Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись.

Текущий

98

14.03

Списывание.

Находить слова с изученной орфограммой. Фиксировать (графически обозначать) орфограмму в слове.

Списывание

99

15.03

Морфологический разбор наречий.

Обобщать и систематизировать знания о порядке проведения морфологического разбора. Находить в тексте словосочетания по заданному основанию.

Обнаруживать избыточные пункты в общей схеме морфологического разбора наречий

Текущий

100

16.03

Контрольный диктант.

Орфограммы, изученные в 3 четверти.

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Итоговый диктант

101

17.03

Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

Обобщать знания о звуках русского языка. Наблюдать за написанием ь на конце наречий после шипящих, формулировать на основе наблюдения выводы.

Текущий

101

28.03

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Обобщать и систематизировать знания о написании ь на конце слов после шипящих. Обосновывать написание наречий.

Текущий

102

29.03

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Распределять слова по заданным основаниям.

Текущий

103

30.03

Итоговая контрольная работа. Глагол как часть речи; наречие; имя числительное

Классифицировать глаголы по заданному основанию.  Фиксировать глаголы как члены предложения. Определять время глагола.

Итоговая контрольная работа

104

31.03

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Текст.

Находить, классифицировать и исправлять ошибки  по  изученным темам. Анализировать целевую установку текста. Контролировать действия в соответствии с алгоритмом написания собственного текста.

106

04.04

Анализ ошибок, допущенных в  диктанте.

 Имя числительное.

Обобщать и систематизировать знания о частях речи. Классифицировать слова по частям речи, обнаруживать неизученные части речи. Знакомиться с именем числительным как частью речи. Опознавать порядковые и количественные числительные в предложении.

107

05.04

Имя числительное.

Наблюдать за морфемным составом имён числительных, сравнивать числительные по составу. Знакомиться с простыми, сложными и составными именами числительными. Наблюдать за словообразованием имён числительных.

Текущий

108

06.04

Изменение имён числительных.

Наблюдать за изменением имён числительных, формулировать выводы. Находить в тексте слова по заданному основанию. Обобщать знания об одушевлённости / неодушевлённости имён существительных и о выборе формы имён прилагательных и имён числительных.

Текущий

109

07.04

Слитное и раздельное написание числительных.

Наблюдать за правописанием простых, сложных и составных числительных, формулировать выводы на основе наблюдения.

Текущий

110

11.04

Правописание мягкого знака в именах числительных.

Контролировать собственные действия при списывании текста. Обосновывать написание слов. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, дополнять таблицу. Знакомиться с правилом написания ь в числительных.

Текущий

111

12.04

Правописание числительных.

Распределять слова по заданным основаниям. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения.

Текущий

112

13.04

Повторяем правила правописания мягкого знака в словах.

Обобщать и систематизировать знания о написании ь в словах. Выбирать и группировать слова по заданным основаниям. Контролировать собственные действия при списывании текста.

Текущий

113

14.04

Связь слов в  предложении. Словосочетание.

Знакомиться с подчинительной связью как основой словосочетания. Различать словосочетания и «не словосочетания».

Текущий

114

18.04

Словосочетание.

Словарный диктант.

Обобщать и систематизировать знания об однородных членах предложения и о фразеологизмах. Сравнивать словосочетания с сочетаниями слов, связанных сочинительной связью, и с фразеологизмами.

Текущий

115

19.04

Слово. Словосочетание. Предложение.

Сравнивать слова, словосочетания и предложения. Понимать информацию, представленную в виде рисунка. Соблюдать порядок действий в соответствии с поставленным в  упражнении условием.

Текущий

116

20.04

Правописание слов в словосочетаниях.

Составлять словосочетания по заданной модели. Различать порядковые и количественные числительные.

Текущий

117

21.04

Правописание слов в словосочетаниях.

Обобщать и систематизировать знания о несклоняемых именах существительных.

Текущий

118

25.04

Правописание слов в словосочетаниях.

Составлять словосочетания в соответствии с поставленным условием. Контролировать свою деятельность при написании суффиксов наречий. Фиксировать (графически обозначать) приставку.

Текущий

119

26.04

Итоговый диктант.

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Текущий диктант

120

27.04

Анализ ошибок.

Текст.

Наблюдать за текстом. Определять целевую установку текста. Соотносить авторский замысел и его реализацию в тексте. Осознавать роль начала для дальнейшего развития текста.

Текущий

121

28.04

Словосочетание в предложении.

Наблюдать за функционированием словосочетаний в предложении. Принимать участие в обсуждении, высказывать свою точку зрения о роли словосочетаний при построении распространённого предложения.

Текущий

122

03.05

Сложное предложение.

Обобщать и систематизировать знания о предложении. Наблюдать за предложениями с несколькими грамматическими основами. Знакомиться с понятиями «сложное предложение», «сложносочинённое предложение», «сложноподчинённое предложение

Текущий

123

04.05

Списывание по теме «Правописание слов в словосочетаниях».

Списывать текст в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Списывание

124

05.05

Знаки препинания в сложном предложении.

Фиксировать (графически обозначать) грамматические основы предложений. Наблюдать за средством разделения частей сложного предложения. Знакомиться с алгоритмом постановки запятой между частями сложносочинённого предложения.

Текущий

125

10.05

Как связаны части сложноподчинённого предложения.

Наблюдать за особенностями сложноподчинённого предложения. Принимать участие в обсуждении предложенных высказываний, выбирать правильное и обосновывать сделанный выбор.

Текущий

126

11.05

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

Наблюдать за постановкой запятой в сложноподчинённом предложении. Формулировать на основе наблюдения выводы и обосновывать их примерами.

Текущий

127

12.05

Сложное предложение.

Соотносить сложные предложения и их схемы. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причины ошибок. Наблюдать за частями сложного предложения, содержащими однородные члены..

Текущий

128

16.05

Сложное предложение.

Соотносить сложные предложения и их схемы. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причины ошибок. Наблюдать за частями сложного предложения, содержащими однородные члены..

Текущий

129

17.05

Комплексная итоговая контрольная работа.

Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения.

контрольная работа.

130

18.05

Анализ ошибок, допущенных в  контрольной работе. Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

Анализировать ошибки, допущенные в контрольной работе.  Контролировать свою работу. Работать по алгоритму.

131

19.05

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

Обобщать и систематизировать знания о постановке знаков препинания между частями сложного предложения. Фиксировать (графически обозначать) грамматические основы предложений.

Текущий

132

23.05

Повторение, обобщение изученного материала

133

24.05

Повторение, обобщение изученного материала

134

25.05

Резерв

135

26.05

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по русскому языку 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому составлена с учётом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся на основе Федеральных государ...

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по математике 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание об...

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание обучения по сравне...

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание обучения по сравнен...

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание обучения по сравнен...

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по математике 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание обучения по сравнен...

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по окружающему миру 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание обучения по сравнен...