Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание обучения по сравнению с традиционным пересмотрено так, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для школьников уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_nadom.docx | 87.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
муниципального образования « Город Донецк»
« Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 13
Приказ от __________ № ______
Подпись руководителя _____________ Горелова О. В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
для индивидуального обучения на дому
(VII вид)
средняя общеобразовательная школа, 4 « Б» класс
Количество часов: 67 часов (2 часа в неделю)
Учитель: Васильева И.С.
Программа разработана на основе авторской программы
«Литературное чтение» для начальной школы, разработанной Ефросининой Л.А., Омороковой М.И.
В рамках проекта « Начальная школа XXI века»
(научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения.
Содержание обучения по сравнению с традиционным пересмотрено так, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для школьников уровне.
Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 4 класса составлена на основе авторской программы «Литературное чтение» Л. А. Ефросининой , М .И. Омороковой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 160 с.).
Цель рабочей программы - конкретизация содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. В программе заложен механизм формирования у детей функциональной грамотности, что способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Программа ориентирована на формирование и развитие у обучающихся c ОВЗ VII вида речевых навыков, главным из которых является навык чтения.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Программа учитывает особенности детей с ОВЗ VII вида.
- Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
- Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
- Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
- Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
- Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
- У детей с ОВЗ VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
- Учащиеся классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Общая характеристика предмета
Учебный курс «Литературное чтение» является разделом предмета «Русский язык». Литературное чтение в начальных классах для детей с трудностями в обучении является органической частью систематического курса русского языка и литературы. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Основное предназначение курса — обучение детей навыку чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы.
На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей. Важнейшими задачами уроков чтения являются:
· формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
· формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения — сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
· уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
· формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
· развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
· преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке:
· развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
· привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению.
Разнообразные задачи обучения детей чтению решаются в процессе работы над текстами учебных книг для чтения, художественной и научно-популярной литературы, периодической печати. Чтение художественных произведений создает условия для воспитания в детях честности, доброты, уважения к старшим, любви к природе, труду.
Тематика чтения определяется содержанием комплекта учебников, принятых школой для работы на уроках. Она включает произведения устного народного творчества, художественные произведения для детей отечественных и зарубежных писателей и поэтов прошлого и современности. Произведения для чтения на каждом этапе обучения должны быть доступны учащимся по объему, содержанию и лексико-грамматической структуре. При работе по основным учебникам не следует гнаться за большим количеством предлагаемых произведений. Учитывая особенности чтения детей с задержкой психического развития, отдельные тексты в пределах темы могут быть предметом углубленной работы, а другие — использоваться для ознакомительного, внеклассного или самостоятельного чтения
Умения и навыки чтения, работа над текстом. Развитие и совершенствование правильности, беглости, выразительности и сознательности чтения осуществляются и процессе систематического чтения и перечитывания целых произведений, отдельных отрывков из них, в ходе анализа прочитанного с использованием приема выборочного чтения и др.
При работе над текстом дети учатся отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих наблюдениях в связи с прочитанным; в последующие годы формируется умение сравнивать то, что они узнали из текста, с собственным опытом, наблюдениями и ранее прочитанными произведениями. Учащиеся овладевают умением сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно определять главную мысль произведения.
Работая с детьми, имеющими задержку психического развития, необходимо постепенно, поэтапно переводить их от умения работать над текстом с помощью учителя к умению работать самостоятельно. Так, например, программа второго года обучения требует сформировать у ученика умение делить текст на части по вопросам, затем делить текст на законченные по смыслу части и участвовать в коллективной работе по озаглавливанию частей для составления плана. В дальнейшем от ученика требуется умение самостоятельно делить текст на части и с помощью учителя, а затем самостоятельно составлять план прочитанного.
Работа над литературным текстом предусматривает также постепенное формирование у учащихся умения сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно передавать содержание прочитанного и иллюстраций к нему, выполнять краткий и выборочный пересказ. Или, обучив детей на первоначальном этапе подбору в тексте слов и выражений, характеризующих действующих лиц и их поступки, затем переходить к составлению рассказа о персонаже произведения и, наконец, к сопоставлению нескольких персонажей из одного или разных рассказов.
Дети обучаются элементарному анализу художественных произведений, практическому умению различать сказку, рассказ, статью, стихотворение, басню. С самого начала обучения учитель обращает внимание школьников на синонимы, образные выражения, фразеологические обороты и стремится обогащать ими речь учащихся.
Учитывая, что дети с задержкой психического развития испытывают трудности в понимании смысла художественного произведения, в установлении причинно-следственных и временных связей, не умеют самостоятельно почерпнуть из текста новую для них информацию, ограниченно воспринимают средства художественной выразительности, учителю необходимо опираться на детальный и глубокий анализ содержания, выявлять разнообразные взаимосвязи и взаимозависимости, помогать детям приобретать новые знания, выяснять значимое и существенное в тексте, его художественную направленность.
Учащихся специально готовят к работе над текстами. Подготовка заключается в создании ярких представлений о предметах, явлениях и событиях, описанных в текстах. Учитель стремится дать детям возможность опереться на собственный чувственный опыт, на непосредственные наблюдения в связи с прочитанным, поэтому особое значение приобретает проведение специальных экскурсий.
Правильное восприятие текста связано с творческим и воссоздающим воображением, оценочным отношением к прочитанному, с сопереживанием описанных событий. Для развития этих качеств используют «словесное рисование картин» к тексту, творческое дополнение и изменение сюжетных линий произведения, создание сказок; детей обучают умению элементарно оценивать поступки героев, что способствует более глубокому переживанию прочитанного, формирует эмоциональную отзывчивость, усиливает воспитательное воздействие произведения.
На уроках чтения постоянное внимание уделяется культуре речи учащихся, обогащению и активизации словари. Детей обучают использованию образцов авторской речи (цитированию), пословиц, устойчивых фразеологических словосочетаний, грамматически правильному построению высказываний, литературному произношению.
Обязательным разделом работы над текстом является внеклассное чтение, для которого в первые два года обучения выделяется по одному уроку в неделю, а в IV классе — по одному уроку в две недели. Цель занятий по внеклассному чтению — формировать умения, связанные с самостоятельной работой учащихся с книгой.
Задачами этих уроков являются:
· знакомство учащихся с лучшими книгами, предназначенными для детского чтения, и с их авторами;
· воспитание читательской активности и любознательности;
· расширение и углубление знаний, получаемых в классе по другим предметам;
· развитие индивидуальных интересов и склонностей;
· обучение приемам работы с книгой, умению отбирать книги для чтения;
· предоставление учащимся детской литературы, входящей в круг чтения современного младшего школьника, во всем ее разнообразии;
· формирование интереса к книгам и положительного отношения к самостоятельному чтению.
Уроки внеклассного чтения воспитывают у школьников потребность в чтении детских книг для пополнения фактических знаний и нравственно-эстетического опыта, для познания окружающей Действительности и самопознания.
В круг самостоятельного чтения учащихся входят сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы и повести, научно-популярные произведения, правдиво и ярко отражающие жизнь, повествующие о моральной силе человека.
Обязательным условием при руководстве самостоятельным детским чтением является развитие у учащихся умения использовать читательскую и языковую подготовку, полученную на уроках обучения грамоте, классного чтении, грамматики, правописания и развития речи, в том числе и умения ориентироваться в учебной книге, самостоятельно работать над заданиями к текстам, пользоваться оглавлением, находить произведения, близкие по тематике, жанру или авторской принадлежности.
Место курса в учебном плане
Согласно БУП и в соответствии с производственным календарём общее количество часов на изучение литературного чтения в 4 классе программа надомного обучения рассчитана на 67 часов, 2 часа в неделю
Содержание программы
Круг чтения. Произведения и книги для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа мира: сказки, загадки, пьесы-сказки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы произведений словесного творчества. Знакомство с образцами мифов разных народов, библейских преданий, книгами Древней Руси.
Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателей-классиков XIX- XX веков. Многообразие творчества, национальные особенности быта народа, отраженные в произведениях. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, научных открытиях и др. Юмористические произведения. Очерки, воспоминания, письма.
Жанровое разнообразие. Расширение знаний о жанровых особенностях сказок (народных и литературных), легенд, былин, рассказов, басен (стихотворных и прозаических), очерковых произведений. Сравнение близких по теме художественных и научно-художественных произведений, разножанровых произведений одного автора: особенности языка, композиции, изображения персонажей.
Народные сказки: ритм чтения сказок, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь –сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.
Былины и былинные сказы: ритм чтения былин и сказов, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь и т.д.), гипербола (преувеличение), яркость описания героев.
Легенда, или сказание: фантастическая сказка, в основе которой лежит историческое событие или происшествие из реальной жизни.
Литературная сказка: сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурные элементы; превращения, победа добрых сил); особенности языка, эмоциональных переживаний героев.
Рассказы: художественные, научно-популярные; особенности художественного рассказа (изображения поступков героев, интересных случаев из жизни животных и людей, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, отношение автора к своим героям).
Стихотворное произведение: ритм, строка (стих), строфа, рифма, средства выразительности.
Баллада: повествовательное стихотворение фантастического, исторического или героического содержания; русская баллада, отражение в ней чувств и переживаний героев, изображение русского быта и обычаев.
Научно-художественные рассказы: наличие познавательных, реальных фактов, художественные средства выразительности.
Научно-популярные рассказы: особенности (понятия, термины, логические связи, деловой язык, главная мысль, вывод, умозаключение).
Очерк: повествование о реальных событиях, людях и их делах; открытое отношение автора и героев к Родине, людям природе, историческим и современным событиям.
Пьеса: произведение для постановки на сцене; диалогическая форма, наличие действий, картин действующих лиц; детские пьесы-сказки (реальные и нереальные события, герои –положительные и отрицательные, наказание зла).
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество; литературные жанры (сказка, былина, поговорка, легенда, рассказ, сказ, повесть, стихотворение, баллада, басня, пьеса-сказка, очерк); научно-популярное и научно-художественное произведение; миф; тема, идея произведения; литературный герой, персонаж, портрет, авторская характеристика, сюжет, эпизод, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола); юмор и сатира как средства выражения авторского замысла; фантастическое и реальное.
Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия художественного произведения в единстве содержания и формы, образного, логического и эмоционального начал; эмоциональная отзывчивость (выявление эмоционального отношения к прочитанному); оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков; сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним авторов, высказывание собственной оценки, подтверждение своих суждений текстом произведения; обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, произведениях устного народного творчества; восприятие разных по жанру произведений, понимание развития сюжета, выделение слов, характеризующих персонажей, создающих образы природы, человека; понимание роли пейзажа, интерьера, портрета и речи героев.
Работа с текстом:
- Понимание и различение значений слов в тексте.
- Составление простого плана к рассказу, сказке.
- Подробный, краткий и выборочный пересказы текста по плану
- Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика).
Работа с книгой
- Самостоятельный выбор книги на определенную тему.
- Чтение детской периодики.
- Умение пользоваться справочной литературой, работать в библиотеке (школьной, городской).
- Умение пользоваться хрестоматией, учебником, рабочей тетрадью.
Библиографические сведения о книге: элементы книги(обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация); каталог, каталожная карточка; периодика (наименование детских газет и журналов); сведения об авторе; элементарные знания о времени создания произведения; сравнение разных изданий книг одного и того же содержания.
Навык чтения:
- Обучение осознанному, правильному, выразительному чтению в соответствии с нормами литературного произношения вслух; чтение про себя.
- Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него.
- Умение использовать выразительные средства чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи).
- Темп чтения вслух не менее 80 слов в минуту, про себя- не менее 110 слов в минуту.
- Знание наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе- не менее 15 стихотворений, 6 отрывков из прозы).
Творческая деятельность. Написание изложений и небольших сочинений по текстам литературных произведений. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.
Творческие работы по сопоставлению содержания литературных произведений с аналогичными сюжетами в других видах искусства (живопись, графика, музыка).
Составление отзывов о прочитанных книгах, аннотаций книг.
Умение воспроизводить сценическое действие. Инсценирование произведений или отдельных эпизодов. Коллективные творческие работы «Мир фольклора», «Любимые книги», «О наших сверстниках».
Межпредметные связи:
- с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о персонажах литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, применение лингвистических знаний в устной и письменной речи, использование основных форм речи (описание, рассуждение, повествование), первые творческие опыты (сочинение сказок, рассказов былей, забавных историй);
- с уроками изобразительного искусства: привлечение программных произведений изобразительного искусства, образцов книжной иллюстрации; сопоставление текста и иллюстраций; размышление о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного; иллюстрирование отдельных эпизодов произведений; создание книг – самоделок, посещение музеев и выставок произведений изобразительного искусства, проведение уроков коллективного творчества;
- с уроками окружающего мира: сопоставление личных наблюдений с восприятием художественного произведения, сочинение небольших произведений по наблюдениям.
Основные требования к уровню подготовки ученика 4 класса.
В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся должны:
- знать:
- -название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;
- -элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
- называть, приводить примеры:
- -сказок народных и литературных;
- -стихов и рассказов из круга детского чтения;
- различать, сравнивать:
- -произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
- -жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
- -сказки народные и литературные;
- -словари и справочники;
- -элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
- -виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);
- уметь:
- -читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
- -выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
- -определять тему и главную мысль произведения;
- -ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на смысловые части и оставлять простой план;
- -пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
- -создавать небольшой устный текст на заданную тему
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- -для самостоятельного чтения книг;
- -высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- -самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
- -определять тему и жанр незнакомой книги;
- -работать со справочной литературой.
Формы и средства контроля
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение. Особенности организации контроля по чтению
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведении в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Для определения содержания контрольных работ используется сборник:
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч.1.– М.: Вентана-Граф, 2008.
ТЕКСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
Лисья школа
В самой чаще леса поселилась лиса. У нее было пятеро лисят. Они жили в темной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кормила их своим молоком.
Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают шалуны, играют. Катаются братья и сестры по траве. А мать сторожит их. Услышит шорох, гонит детей в нору.
Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака упустит мышку, лиса цап его зубами.
Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники смело бросаются на все, что движется. Теперь они и сами ищут пищу. Помогла им лисья школа.
Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пушистая. Теперь они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника. Молодые животные учатся путать след и убегать от собак.
Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от матери в разные стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика. Будет хищникам в добычу и мышка, и птичка. (144 слова.)
(По А. Вострому.)
- Почему рассказ назван «Лисья школа»?
- В какое время года лиса учила лисят?
- Чему мать-лиса научила своих детенышей?
- Как названа лиса в разных частях рассказа?
- Как в разных частях рассказа названы лисята?
Итоговая комплексная контрольная работа за 4 класс
1. Прочитайте произведение. Подчеркните его название.
В. Яхонтов
Дальневосточные колибри
В суровом безмолвии стынет тайга. В снеговых шубах острыми пирамидами высятся сизо-зелёные ели. Косматая изморозь опушила кусты. Тихо-тихо в лесу, и в такой ясный безветренный день слышен любой шорох. Тонкий посвист, чуть громче комариного писка, и шуршание слышатся среди густых еловых ветвей. Мелькнул среди хвои силуэт крошечной птички, искристая пороша посыпалась с дерева.
Это королёк - самая крохотная птица нашей страны. Это наша колибри. Она вся в зеленоватых тонах, с хорошо видимой в бинокль золотистой коронкой на голове.
За эту особенность в наряде люди и прозвали малюсенькую пташку корольком. В большие короли ростом не вышла.
В народе ходит такая легенда. Решили птицы избрать своим царём того, кто выше всех поднимается в небеса. Некоторые взлетели чуть над лесом, другие повыше, но ни у кого не хватило сил тягаться с орлом. Гордо парил он над горами на недосягаемой высоте. И когда уверился, что выше его никому не взлететь, решил опуститься на землю. И в этот момент из-под его крыла выскочила крохотная птица и, смело порхнув вверх, пропищала:
- А я выше!
Обман впоследствии раскрылся, и орла признали царём птиц. Маленький же плутишка в шутку был назван корольком.
Диву даёшься, как такая малютка, с крохотным тельцем в пять- шесть граммов весом, переносит суровые холода. Мало того, она даже поёт при сорокаградусном морозе. Держатся корольки стайками в елово-пихтовых лесах. По образу жизни они близки к синицам. Корольки очень подвижны и неутомимо снуют весь день в густой хвое, обшаривая каждую веточку в поисках пищи. С акробатической ловкостью эта крошка принимает самые различные позы и, склюнув какую-нибудь букашку, вновь прячется среди хвои. Иной раз, перепархивая, она останавливается в воздухе против конца ветки и, быстро трепеща крылышками, высматривает себе добычу.
Польза лесам от королька весьма ощутима. За лето один королёк уничтожает до четырёх миллионов мелких насекомых и их личинок. Весной и осенью, во время сезонной кочёвки, корольки посещают широколиственные леса и сады вместе с синицами. Гнездится эта малютка на высоких елях, подвешивая круглое гнездо с боковым входом к одной из верхних веток. Гнездо невелико (размером с теннисный мячик), надёжно спрятано, и найти его очень трудно. В кладке - от шести до восьми беловатых с редкими буро-красными пятнышками крохотных яиц.
Королёк очень доверчив, быстро привыкает к человеку, к корму неприхотлив и неволю переносит легко.
2. Какую птичку называют дальневосточной колибри?
□ синицу
□ воробья
□ королька
□ соловья
3. Какой вес у королька?
□ один-два килограмма
□ пять-шесть граммов
□ десять — пятнадцать граммов
□ двадцать пять граммов
4. Найдите информацию в тексте. Заполните таблицу.
Вопрос | Ответ |
Какая легенда ходит в народе о корольке? | |
В каких лесах живут корольки? | |
При каком морозе поёт королёк? | |
Чем питаются дальневосточные колибри? | |
Где гнездятся корольки? | |
Сколько яиц откладывает королёк? |
5. Найдите в тексте описание гнезда королька. Подчеркните.
6. Какого цвета яйца королька? Найдите ответ в тексте и запишите.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какой это рассказ? Отметьте ответ.
□ художественный
□ исторический
□ научно-познавательный
□ юмористический
8. Как королёк чувствует себя в неволе?
□ трудно привыкает
□ скучает
□ неволю переносит легко
□ не может жить в неволе
9*. Какой факт из рассказа удивил? Запишите.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Схема «Русские поэты». Запишите фамилии.
11. Запишите имя, отчество и фамилию автора басни «Стрекоза и Муравей».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Кто и в каком произведении говорит эти слова? Допишите ответ.
— Вот я и хочу, чтобы уже был апрель. Я очень люблю подснежники. Я их никогда не видала.
Эти слова____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
13. Соедини фамилии авторов с их именами и отчествами.
Есенин Михаил Юрьевич
Лермонтов Лев Николаевич
Толстой Самуил Яковлевич
Маршак Александр Александрович
Блок Сергей Александрович
14. Отметьте лишнее слово.
□ повесть
□ рассказ
□ басня
□ пословица
□ стихотворение
15. Кто автор стихотворения «Тихая моя Родина». Отметьте ответ.
□ М. Лермонтов
□ И. Бунин
□ А. Фет
□ Н. Рубцов
□ С. Есенин
16. Дополните предложение.
Куприна зовут Александр Иванович, а Ершова —___________________________________
17. Отметьте обобщающее слово, которым можно дополнить предложение.
A.С. Пушкин, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов — это
□ баснописцы
□ летописцы
□ поэты
18. Допишите одну фамилию писателя, которая может продолжить данный ряд.
B. Гюго, Марк Твен, Х.-К. Андерсен, Ш. Перро,_____________________________________
19. Отметьте заголовок сказки Х.-К. Андерсена.
□ «Дикие лебеди»
□ «Конёк-Горбунок»
□ «Спящая царевна»
20*. Кто из зарубежных писателей написал книгу «Путешествие Гулливера»? Отметьте ответ.
□ Джонатан Свифт
□ Марк Твен
□ Джек Лондон
□ Виктор Гюго
□ Ханс Кристиан Андерсен
21*. Как называли Гулливера в Лилипутии? Отметьте ответ.
□ Большой человек
□ Путешественник
□ Пришелец
□ Человек-Гора
□ Корабельный врач
22*. Отметьте настоящее имя Гулливера.
□ Лемюэль
□ Джоэль
□ Джонатан
□ Джонни
□ Джон
23*. Какой элемент (часть) книги поможет определить фамилию автора?
□ цвет переплёта
□ количество страниц
□ титульный лист
□ оглавление (содержание)
□ иллюстрации
24*. Заполните схему «Русские писатели».
Учебно-методические средства обучения
Основная литература
1. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова: Литературное чтение. 4 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях;- 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2011. – 160 с.
2. . Л.А. Ефросинина Литературное чтение . 4 класс рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях;- 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2011. – 96 с.
Книги для учителя
1. Виноградова Н.Ф. Сборник программ к комплекту "Начальная школа XXI века". – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.)
2. Л.А. Ефросинина Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч. 2.-М.: Вентана – Граф, 2008.
3. Журова Л.Е. Беседы с учителем: методика обучения 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 480 с.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности учащегося | Контроль | |
план | факт | ||||
1 | 03.09 | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. | чтение наизусть. | |
2 | 07.09 | Былина «Волхв Всеславович». «Легенда о граде Китеже». | Повторять изученные былины. Различать былины как жанр фольклора. Называть и кратко характеризовать особенности былин. Описывать внешность былинных героев, их поступки, миссию – служение Родине. | Текущий | |
3 | 10.09 | «Легенда о покорении Сибири Ермаком». | Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. | Текущий | |
4 | 14.09 | И. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. Хемницер «Стрекоза». Л.Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи». | Называть жанровые признаки басни, сравнивать сюжеты басен, анализировать форму, структуру, объяснять мораль и подбирать пословицы, соответствующие морали басен. | Текущий | |
5 | 17.09 | А. Измайлов. «Кукушка». И. Дмитриев « Муха» | Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением | Текущий | |
6 | 21.09 | И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». | Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. | Текущий | |
7 | 24.09 | В. Жуковский «Песня», «Ночь». | Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания. | Текущий | |
8 | 28.09 | В. Жуковский «Спящая царевна». | Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. | Текущий | |
9 | 01.10 | А.С. Пушкин «Осень» (отрывки). | Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. | Текущий | |
10 | 05.10 | А.С. Пушкин «И.И. Пущину», «Зимняя дорога». | Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. | чтение наизусть. | |
11 | 08.10 | И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок). | Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания. | Текущий | |
12 | 12.10 | Дополнительное чтение. А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке». | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. | Текущий | |
13 | 15.10 | М. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...» | Относиться к литературным произведениям как к словесному искусству. | Текущий | |
14 | 19.10 | М. Лермонтов «Парус». | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. | Текущий | |
15 | 22.10 | М. Лермонтов «Горные вершины». | Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. | чтение наизусть. | |
16 | 26.10 | М. Лермонтов «Утёс». | Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. | Текущий | |
17 | 09.11 | П. Ершов «Конёк-Горбунок» (отрывки). | Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения. | Текущий | |
18 | 12.11 | П. Ершов «Кто он?» | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. | Текущий | |
19 | 16.11 | В. Гаршин «Лягушка - путешественница». | Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения. | Текущий | |
20 | 19.11 | В. Гаршин «Лягушка -путешественница». | Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения. | Текущий | |
21 | 23.11 | Дополнительное чтение. В. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. | Текущий | |
22 | 26.11 | «Повторение литературных сказок». «Проверьте себя». | Дополнять таблицы и схемы информацией о героях, предметах, явлениях, полученной из научно-популярных и справочных книг. | чтение наизусть. | |
23 | 30.11 | Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»). | Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни. Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. | Текущий | |
24 | 03.12 | Дополнительное чтение. Д. Мамин-Сибиряк «Вертел». К. Станюкович. «Максимка». | Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями | чтение наизусть. | |
25 | 07.12 | В. Гюго «Козетта» (отдельные главы). | Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. | Текущий | |
26 | 10.12 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки). | Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, | Текущий | |
27 | 14.12 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки). | Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, | Текущий | |
28 | 17.12 | Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди». | Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. | чтение наизусть. | |
29 | 21.12 | Итоговая проверка за 1 полугодие. | |||
30 | 24.12 | Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди». | Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. | Текущий | |
31 | 28.12 | Х.-К. Андерсена «Дети года». | Воспроизводить основное содержание прослушанного произведения, уметь вести беседу о прослушанном, учиться слушать собеседников и исправлять ошибки в своей речи и речи одноклассников. | Текущий | |
32 | 11.01 | «Книга книг — Библия». Детская Библия. Библейские предания. | Понимать и объяснять сущность духовно-нравственных ценностей; осознавать понятия и рассуждать о них. | Текущий | |
33 | 14.01 | Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар». | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. | Текущий | |
34 | 18.01 | Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский миф «Творение». | Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова | Текущий | |
35 | 21.01 | «Деятельность Ярослава. Похвала книгам» (отрывок из «Повести временных лет»). «О князе Владимире» (отрывок из жития). | Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. | Текущий | |
36 | 25.01 | «Поучение Владимира Мономаха детям» (отрывок из «Повести временных лет»). | Составлять и использовать алгоритм учебных действий при самостоятельной работе с новым произведением. Уметь слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников | Текущий | |
37 | 28.01 | Л.Н. Толстой «Акула». | Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни. | Текущий | |
38 | 01.02 | Л.Н. Толстой. «Два брата». | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. | Текущий | |
39 | 04.02 | Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной». | Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания. | Текущий | |
40 | 08.02 | Л.Н. Толстой. «Черепаха». | Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. | Текущий | |
41 | 11.02 | Л.Н. Толстой. «Русак». | Определять цели чтения художественных, научно-популярных, учебных текстов: изучающее чтение, поисковое чтение | Текущий | |
42 | 15.02 | Былина Л.Н. Толстого «Святогор-богатырь». | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. | Текущий | |
43 | 18.02 | «Стихи о Родине». А. Блок «Россия». «Рождество». | Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения. | Текущий | |
44 | 20.02 | К. Бальмонт «Россия». «К зиме». | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. | Текущий | |
45 | 25.02 | К. Бальмонт «Снежинка». «Камыши». | Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания. | Текущий | |
46 | 29.02 | К. Бальмонт «У чудищ», «Как я пишу стихи». | Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения. | чтение наизусть | |
47 | 03.03 | А. Куприн «Скворцы». | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. | Текущий | |
48 | 05.03 | И. Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство» | Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания. | Текущий | |
49 | 10.03 | И. Бунин. «Шире, грудь, распахнись для принятия…», «Листопад» | Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания. | Текущий | |
50 | 14.03 | С. Маршак «Словарь». | Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения. | Текущий | |
51 | 17.03 | «Пьесы-сказки С.Я. Маршака». «Двенадцать месяцев» (избранные картины). | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. | Текущий | |
52 | 28.03 | «Пьесы-сказки С.Я. Маршака». «Двенадцать месяцев» (избранные картины). | Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения. | Текущий | |
53 | 31.03 | Р. Бернс «В горах моё сердце...» (перевод С. Маршака). | Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни. | Текущий | |
54 | 04.04 |
Н. Заболоцкий «Детство». | Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания. Работать с текстом стихотворения. | Текущий | |
55 | 07.04 | Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке». | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. | Текущий | |
56 | 11.04 | Н. Рубцов «Берёзы». | Пользоваться умением читать молча и разными видами чтения (изучающим, поисковым, просмотровым, выборочным) для работы с содержанием произведений | Текущий | |
57 | 14.04 | Н. Рубцов «Тихая моя родина». Дополнительное чтение. Н. Рубцов «Ласточка». | Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения. Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; | чтение наизусть | |
58 | 18.04 | С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома». | Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. | Текущий | |
59 | 21.04 | Итоговая контрольная работа. | контроль | ||
60 | 25.04 | С. Михалков «Зеркало». | Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения. | чтение наизусть | |
61 | 28.04 | Н. Носов «Федина задача». | Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. | Текущий | |
62 | 05.05 | И. Гамазкова. «Страдания». | Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения | Текущий | |
63 | 12.05 | И. Соколов-Микитов «Родина». | Работать с научно-популярными рассказами, очерками, воспоминаниями. Выделять их особенности: точное описание фактов, предметов, людей, явлений природы. | Текущий | |
64 | 16.05 | А. Куприн «Сказки Пушкина». Н. Шер «Картины-сказки». | Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. | Текущий | |
65 | 16905 | Н. Вагнер «Фея Фантаста». | Дополнять таблицы и схемы информацией о героях, предметах, явлениях, полученной из научно-популярных и справочных книг. Называть жанры литературных произведений, указывая их особенности. | Текущий | |
66 | 23.05 | Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы). | Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни. | Текущий | |
67 | 26.05 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по русскому языку 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому составлена с учётом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся на основе Федеральных государ...
Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по математике 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание об...
Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание обучения по сравне...
Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание обучения по сравнен...
Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому составлена с учётом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся на основе Федеральных государствен...
Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по математике 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание обучения по сравнен...
Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по окружающему миру 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание обучения по сравнен...