Влияние фонем на написание мягкого знака как показателя мягкости согласных
статья по русскому языку (3 класс)
В данной статье рассмотрены более сложные орфографические правила написания мягкого знака в словах для смягчения согласных. Эта тема не до конца представлена в учебниках русског языка начальной школы, поэтому вызывает сложности правописания у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_fonem_na_napisanie_v_russkom_yazyke.docx | 217.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние фонем на написание Ь как показателя мягкости согласных
В русском алфавите 33 буквы. Практически все они обозначают какие –либо звуки: гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие. Особняком стоят две буквы – мягкий знак и твердый знак. Еще с 1 класса мы знаем, что звуков эти буквы не обозначают. А мягкий знак может влиять на звук, стоящий перед ним, он не может стоять в начале слова и не имеет заглавной буквы.
МЯГКИЙ ЗНАК – ХИТРЫЙ ЗНАК, НЕ СКАЗАТЬ ЕГО НИКАК.
ОН НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, НО В СЛОВО ЧАСТО ПРОСИТСЯ.
ПОЧЕМУ У ДОМА УГОЛ ПРЕВРАТИЛСЯ СРАЗУ В УГОЛЬ?
БЕЗ ПОЖАРА, ПРОСТО ТАК? (Это сделал мягкий знак!)
Значит, мягкий знак – это только буква, а управляют ею фонемы, то есть другие звуки. В своей работе я попробую в этом разобраться.
Мы знаем, что у мягкого знака два лица, или две роли в русском языке:
- Разделительная ( отделять согласный от гласных Е, Ё, Ю, Я, И, чтобы они не сливались при написании)
- Обозначение мягкости согласных на письме.
Очень простое орфографическое правило знаем мы, что мягкость согласных на письме обозначается при помощи мягкого знака.
Мы провели в классе орфографический диктант на правописание мягкого знака для обозначения мягкости согласных.
Взяли следующие слова: корь, борьба, тумба, свадьба, винтик, рысь, кости, зонтик, мельница, просьба, тьма, отличное, грусть, светильник, крестик, письмо, Барбос, руль, земляничное, нянчить.
После проверки выяснили, что наименьшее количество ошибок, вернее, ни одной, учащиеся не допустили в таких словах, как КОРЬ, РЫСЬ, РУЛЬ.
А все потому, что сложностей на конце слова нет. Никому не придет в голову написать рыс или рул, ведь последние согласные звуки звучат мягко.
Наше правило для данного случая звучит так: мягкость согласных на конце слова обозначается мягким знаком.
Трудности произошли с мягким знаком в середине слова, когда рядом оказались два согласных, потому что мягкий знак там нужен не всегда.
14 учащихся из 23 допустили в этих словах ошибки. Это составляет 60%.
Я сравнила согласные в этих словах и выделила такие пары:
- два твердых согласных
- один мягкий, другой твердый согласный
- два мягких согласных
- Одну пару согласных можно отбросить сразу, так как там мягкий знак не нужен – это пара с двумя твердыми согласными, слова ТУМБА, БАРБОС. Никто из учащихся моего класса не допустил ошибки в этих словах.
- В словах БОРЬБА, СВАДЬБА, ПРОСЬБА, ТЬМА, ПИСЬМО мягкий знак стоит перед твердым согласным – это сильная позиция для парных фонем по твердости и мягкости. А на письме мягкие фонемы от твердых отличаем, то есть ставим мягкий знак.
Наше правило звучит так: между мягким и твердым согласным в середине слова пиши мягкий знак.
На это правило 2 учащихся допустили ошибки.
- Самое сложная позиция у мягкого знака – это оказаться между двумя мягкими согласными. В таких словах как ВИНТИК, КОСТИ, ЗОНТИК, ГРУСТЬ, КРЕСТИК так и хочется в середине слова написать мягкий знак.
3 учащихся допустили ошибки в этих словах, написали мягкий знак в середине слова.
Это происходит потому, что следующий согласный звук сам мягкий, он смягчается при помощи гласных фонем или мягкого знака в конце слова. Мы знаем, что у парных фонем по твердости-мягкости сильная позиция- это твердая позиция. Изменим слова
ВИНТИК- ВИНТ
КОСТИ –КОСТОЧКА
ЗОНТИК-ЗОНТ
КРЕСТИК-КРЕСТ
Второй согласный из мягкого превратился в твердый. И согласный перед ним тоже стал звучать твердо. Значит, в этих словах мягкий знак писать не надо.
Наше правило звучит так: между двумя мягкими согласными мягкий знак не пишется. Исключение составляет звук [Л]. После него всегда надо писать мягкий знак: МЕЛЬНИЦА, СВЕТИЛЬНИК.
Никто из учащихся не сделал ошибку в этих словах.
По дороге «стук» да «стук» -
Едет крашеный сундук.
Старичок его везет,
На всю улицу орет:
«Отличное! Земляничное!
Прекрасное! Ананасное!
Мороженое!»
Этот старичок –мороженщик с его «отличным земляничным» мороженым тоже подчиняется правилу.
Наше правило звучит так: в сочетаниях чн, чк, нч, чн мягкий знак не пишется.
Это тоже правило фонемное. Звуки [Ч] и [Щ] всегда мягкие, это они влияют своей мягкостью на твердых соседей [Н] и [К]. А мы уже знаем, что чужую мягкость на письме обозначать не надо. Получается «масло масляное».
Есть и исключения у этого «фонемного правила». В слове НЯНЧИТЬ [Н] на самом деле мягкий звук. Проверяем – НЯНЬКА. Но таких слов в русском языке мало, поэтому условились: в сочетаниях нч, нщ мягкий знак не писать. Самое большое количество ошибок допустили учащиеся в этом слове – 22 человека.
Приложение 2
Анализ сделанных ошибок в словах с мягким знаком в середине слова
14, или 60% учащихся из 23 допустили ошибки на правописание мягкого знака в середине слова, между двумя согласными
Из них :
8% - ошибка в написании мягкого знака между твердым и мягким согласными
13% - ошибка в написании мягкого знака между двумя мягкими согласными
39% - ошибка в написании мягкого знака в слове – исключении нянчить.
Список литературы:
1. Ширшова Ю.В. Орфография в загадках. // Начальная школа – 2001 – №2.
2. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика - в рифмовках занимательных. М.: Просвещение, 1995.
3. Морозова С.Л. Её величество – орфография. Игровое пособие по правописанию для начальных классов. М.: Финансы и статистика, 1997.
4. Савельева Н.А., Зинченко И.В. Работа над формированием навыков грамотного письма. // Начальная школа – 1997. - №4.
5.https://orfogrammka.ru/правила_русской_орфографии_и_пунктуации_лопатин/разделительные_ъ_и_ь/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык.2-й класс. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.
Развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова....
Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков
В совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; определять соотношение количества звуков и букв в словах с мягким зна...
Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме «Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука»
презентация по теме "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука" с физминуткой для глаз...
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.
формировать умение использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова....
Презентация к уроку русского языка в 1 классе "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука"
Цель: формировать умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твердые согласные звуки.Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласны...
Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков
Цели: в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; определять соотношение количества звуков и букв в словах с мягким зна...
Мягкий знак (Ь) показатель мягкости согласных. Мягкий знак на конце слова.
Конспект логопедического занятия Мягкий знак на конце слова...