Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

 

формировать умение использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_otkrytyy_urok.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык.2-й класс.

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Тема: Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Цели:

Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

Используемые методы:

наглядные,

частично-поисковые;

практические;

проблемные.

Наглядность:

карточки в форме солнышка и тучки;

карточки для групповой работы;

карточки для работы в паре.

Ход урока.

I. Орг.момент.    Слайд 1

─                  Прозвенел  уже звонок

                 Начинается урок

                 Все друг к другу повернитесь

                 И красиво улыбнитесь

                 Улыбнитесь мне , гостям

                 И садитесь по местам.

У вас на партах две карточки солнышко и облачко, поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.

Всё наше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, не очень хорошее ─ тучками. У кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

Девизом нашего урока будут следующие предложения.

Ум и сердце в работу вложи.                        

Каждой минутой своей дорожи!

-Ребята, вы любите делать открытия, узнавать что-то новое?

-Да.

- Как ученики узнают новое?

-Определяют, что не знают, и сами находят способ узнавать новое.

- Ваше предположение, что мы будем делать сегодня на уроке русского языка?

- Узнавать что то новое.

- Прежде чем узнать новое, какой шаг учебной деятельности мы совершим? 

- Повторим необходимые знания.

-Давайте откроем тетради и запишем число. (Обратить внимание на правильное расположение тетради на парте и правильную посадку за партами.)

-Запишите число. Классная работа.      

-Как мы учимся писать на уроке русского языка? (Красиво и правильно)

-Верно. И поэтому для начала выполним гимнастику для пальчиков.

Подготовка руки к письму.

Чистописание.

А начнём мы урок с минутки чистописания.

  1. Чистописание:       Слайд 2
    на экране                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             записаны гласные: а у ы э о я ю и е ё.
    - Что это за буквы?
    Запишите их в тетрадь.
    - По какому признаку гласные можно разделить на 2 группы?
    Слайд 3

       а, о, у, ы, э ─ обозначают твёрдость согласных звуков.

       я, ю, е, ё, и ─ обозначают мягкость согласных звуков.

2) Прочитайте слова на экране. Давайте запишем их   в 2 столбика: в 1-ый столбик слова, в которых есть мягкие согласные, во 2-ой столбик – слова, в которых мягких согласных нет.
Слова на экране: денёк, мыло, люстра, лук, радуга, отряд. Слайд 4

Дети записывают в тетрадях слова в 2 столбика:

денёк

мыло

люстра

лук

отряд

радуга

- Почему в 1-ом столбике некоторые согласные произносятся мягко?
Подчеркните гласные, показывающие на мягкость согласных.

А теперь послушайте загадку

Одну меня не съешь никогда,

А без меня – невкусна еда.

                                                 (Соль)

Что это?
- А в какой столбик запишите слово соль?
- В нем есть мягкий согласный звук? Какой?
- Но ведь после согласной 
л нет гласных я, ю, е, ё, и. Почему же она произносится мягко?
- Можете предположить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- А теперь поиграем в игру доскажи словечко. Отгадка на неё и будет темой нашего сегодняшнего урока.
 
Живет в стране Грамматика очень веселый волшебник.
Без него не написать 30, 20, 10, 5.
Он не произносится, но в слово часто просится.
Почему у дома угол превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это сделал …                                    Слайд 5
Дети произносят отгадку: мягкий знак.

Значит о чём мы будем говорить на уроке?

О мягком знаке.
А что мы знаем о мягком знаке? В первом классе мы его назвали и хитрой и талантливой буквой. Почему?

“Ь” знак не обозначает звука.

“Ь” знак стоит на конце и в середине слова.

“Ь” знак показывает, что согласный звук перед ним читается мягко

Не может стоять в начале слова, не имеет заглавной буквы.

Посмотрите, чем отличаются выделенные слова.

В слове уголь есть мягкий знак, а в слове угол нет.

Сравните значение слов.

 Угол дома. Угол треугольника.

Уголь это горная порода, горючее вещество растительного происхождения. Используется для отопления помещений.

Даёт слову новое значение. Слово “угол” превращается в “уголь”.

Объяснение новой темы.    Слайд 6

Отгадайте загадки.

Спит или купается, все не разувается.

День и ночь на ножках красные сапожки.

                                                      (гусь)

 Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж.

Зимою в платье летнем.

                                         (ель)

Меня в лесу оставили,

Весь век торчать заставили.

В ушанке заячьей зимой,

А летом с бритой головой.

                                             (пень)

Каждый год я к вам лечу,

 Зимовать у вас хочу.

 И ещё красней зимой

 Ярко – красный галстук мой.   (снегирь)


-Что общего во всех этих словах.

-На конце стоит мягкий знак.

- На что указывает мягкий знак? (на мягкость предыдущего согласного).

- Какой вывод сделаем? (на конце слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком)

-А теперь откроем книжки на странице 56. Найдём  упражнение 2, читаем задание. Откроем тетрадки, пишем упражнение 2.

Физкультминутка

Работа в парах  Слайд 7

Карась, пальцы, апрель, альбом, окунь, яблонька .

- Прочитайте  слова. Что в них общего?

- Все слова обозначают предметы, во всех есть мягкий знак показатель мягкости.

- Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения Ь  и запишите их в два столбика.

 карась                яблонька

 апрель                  альбом

окуньки                пальцы

 

 (На слайде слова преобразуются в 2 столбика). Слайд 8

- Какое место занимает Ь в словах первого столбика?

-Стоит в конце слова после согласной.

- Какова роль Ь в этом случае?

- Показывает, согласный звук перед ним произносится мягко.

- Какое место занимает Ь в словах второго столбика?

- Стоит в середине слова между двумя согласными.

- Какой из двух согласных произносится мягко?

- Согласный, который стоит перед Ь.

- Какова роль Ь в этом случае?

Ь, находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко.

- Какой вывод можем сделать?  

Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный звук, произносится мягко. Это орфограмма. А что такое орфограмма  - это опасные места. А орфограммы мы пишем зелёной пастой или подчёркиваем.

- У кого есть ошибки? В чем они?

Учащиеся называют свои ошибки.

- Сделайте вывод.

- Нам надо потренироваться в написании слов с мягким знаком.

Задание в группах.

Составьте предложения из слов. Найдите орфограмму, которую учили сегодня и подчеркните.

  1. В, окунь, живёт, пруду, нашем.
  2. Сидит, на, снегирь, рябине.
  3. Плывёт, крупный, вот, карась.
  4. Олень, на, вышел, большой, поляну.
  5. В, растёт , высокая, лесу, ель.
  6. На, медведь, впадает, зиму, в, спячку.

Проверка: прочитывание предложений.

Диктант «Плюс-минус» (выполняют учащиеся в таблице)        Слайд 9

Послушайте задание в стихах

«Плюс поставь, когда в словах

Ты напишешь мягкий знак.

Если в слове нет его,

«Минус» напиши в ответ.

А теперь выполните его.

День, динь, сон, тень,

Сыр, сок, лось, лень,

Нос, нёс, рыть, ныть.

Самопроверка, сверка с образцом, самооценка.                        Слайд 10

- У кого нет ошибок? Сделайте вывод

- Мы хорошо усвоили новую тему.

IX. Итоги урока.

─ Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?

─ А какой секрет русского языка вы теперь знаете? (когда и зачем пишется мягкий знак)

─ Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

─ Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

─ Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

─ Спасибо всем. Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык.2-й класс. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова....

Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков

В совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; определять соотношение количества звуков и букв в словах с мягким зна...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме «Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука»

презентация по теме "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука" с физминуткой для глаз...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука"

Цель: формировать умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твердые согласные звуки.Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласны...

Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков

Цели: в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; определять соотношение количества звуков и букв в словах с мягким зна...

Методическая разработка урока "Мягкий знак, как показатель мягкости согласных звуков" (программа «Школа России», предмет «Русский язык», 1 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий)

Данный конспект урока разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Направлен на достижение обучающимися личностных, м...

Обучение грамоте 1 кл. УМК "Школа России" "Буква мягкий знак (Ь)- показатель мягкости согласных звуков"

Цели деятельности учителя:закрепление знаний о букве мягкий знак (Ь); формирование навыка чтения вслух слов и предложений с буквой мягкий знак (Ь).Планируемые результатыПредметные: знать: - знать...