Мягкий знак (Ь) показатель мягкости согласных. Мягкий знак на конце слова.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Шлыгина Елена Юрьевна

Конспект логопедического занятия Мягкий знак на конце слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_znak_publikatsiya.docx272.59 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1. Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 1го общеобразовательного класса. Состав группы – дети с общим недоразвитие речи III – IV уровня речевого развития по алалическому типу. Дизартрия. В группе 6 учащихся, возраст - 7-8 лет. По тематическому планированию это занятие является первым из четырех на данную тему. Проводится в начале III четверти.
  2. Тема занятия - Мягкий знак (Ь) показатель мягкости согласных. Мягкий знак на конце слова. При планировании поставлена цель занятия: обучить детей обозначать мягкость согласных на письме с помощью мягкого знака (ь).

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

- корригировать и развивать слуховое восприятие;

- корригировать и развивать зрительное и слуховое внимание; память;        

- корригировать и развивать мыслительную деятельность операций анализа и синтеза;

Образовательные:

- закреплять навык слышать мягкие согласные в конце слова;

- закреплять навык слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда;

- закреплять навык письма и чтения;

- формировать представление о словах-предметах, словах-признаках и словах-действиях;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям;

- воспитывать самостоятельность;

- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие);

Здоровьесберегающие:

- способствовать созданию благоприятного психологического климата;

- соблюдать правильную посадку ребенка;

- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей

  1. Представленное занятие содержит материалы для работы на логопедических занятиях по книге Л.Н Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», материалы по логопедическому альбому и тетрадям Л.М. Козыревой.
  2.  Занятие было построено с применением компьютерной технологии, а так же развивающего и личностно-ориентированного обучения. Использовалось следующее оборудование - компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки-символы: зеленые и синие прямоугольники на палочках, раздаточные карточки с предложениями, рабочие тетради, смайлики-наклейки.
  3. При планировании занятия учитывались следующие особенности детей: структура и степень выраженности речевого недоразвития, зону ближайшего развития, особенности усвоения учебного материала. Основные этапы занятия выстроены последовательно и взаимосвязано. Каждый этап является подготовительным к следующей работе.  В результате задачи выполнены, цель достигнута. Планируется продолжение работы над закреплением полученных навыков.

Ход занятия:

Этапы и виды работ на данном этапе

Деятельность педагога

Деятельность детей

Какие задачи решались в ходе выполнения задания

  1. Орг.момент

Приветствие детей. Педагог предлагает каждому ребенку придумать слово, в котором согласный звучит мягко и назвать гласную, которая смягчает этот согласный.

Учащиеся подбирают слова, называют их и садятся на своё место.

Организовать детей и настроить их на занятие.

  1. Основной этап.

Работа с символами: синий квадрат – твёрдый согласный, зеленый квадрат – мягкий согласный.

Педагог называет слова и предлагает определить, как звучит первый согласный в слове: твердо или мягко, и показать соответствующий символ.

Слова: люди, лужи, лось, лес, лук, люк, нос, нёс, мишка, мышка, рысь, рис.

Учащиеся определяют твердость-мягкость первого согласного и показывают соответствующий символ.

Повторить пройденный материал.

Корригировать и развивать слуховое восприятие.

Закреплять навык слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда.

Работа с презентацией.

Педагог показывает предметные картинки на слайде (Слова: лось, конь, огонь, букварь, гусь).

Спрашивает, если ли в этих словах мягкие согласные. Просит назвать эти согласные.

Почему эти согласные звучат мягко, что смягчает их.

Логопед объясняет ученикам: согласный в конце слова звучит мягко, потому что его смягчает мягкий знак.

Цель нашего урока - научиться правильно использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

Учащиеся называют их.

Слушают объяснение педагога.

Тренировать навык слышать мягкие согласные в составе слова.

Оценить понимание нового материала.

Чтение слов с мягким знаком на конце слова.

Слова написаны на доске.

Пыль, гусь, гость, цепь, соль, пузырь, огонь, карась, пень, окунь, ель.

Педагог показывает учащимся слова, написанные на доске.

Учащиеся читают слова по цепочке, через слово, по 2 слова.

Закреплять навык чтения.

Работа с презентацией.

Слова и картинки: гусь, пенал, шаль, волк, пять, якорь, дятел, цепь.

Педагог обращает внимание детей на картинки и подписи под ними. В каких словах нужно написать мягкий знак? В каких словах конечный согласный звучит мягко?

Учащиеся работают в тетради. Запись числа и дня недели.

Закреплять навык письма.

  1. Физминутка «Мягкий знак»

Слова: Ел, ель, брать, брат, мел, роль, конь, шкаф, мель, книга, кость, хор, лось, глухарь, медведи, рысь, лани, олень.

Педагог называет слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.

.

Ребята выполняют упражнения.

Активизировать двигательную активность.

Тренировать регуляцию.

Работа с раздаточным материалом.

Карточки с предложениями.

Педагог раздаёт детям карточки. Необходимо переписать в тетрадь только те предложения, где нужно вставить Ь.

Учащиеся выполняют письменное задание.

Закреплять навык письма, оформления предложения на письме.

Работа с деформированным предложением. Презентация.

Педагог предлагает прочитать слова и составить из них предложение. (Предложение: Красивая сирень растёт во дворе.)

Назвать предложение устно.

Запись предложения на доске и в тетрадях.

Найти и подчеркнуть в предложении слова-предметы, слово-действие, слово-признак.

Учащиеся записывают предложение в тетрадь, подчеркивают слова, обводят мягкий знак (ь) в кружок.

Тренировать навык чтения.

Развивать устную речь.

Закреплять навык письма, оформления предложения.

Закреплять у детей понятия слово-предмет, слово-признак, слово-действие.

IV Итог.

Подведение итогов и оценка деятельности обучающихся.

Опрос.

Оценка деятельности детей.

Педагог предлагает детям вспомнить то, чем занимались на занятии.

Затем оценивает работу ребенка, наклейка смайлик в тетрадь за хорошую работу.

Дети вспоминают, отвечают на вопросы.

Обобщить тему урока.

Подвести итог работы на занятии.

Развивать долговременную память.

Оценить деятельность ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука" 2 класс по учебнику Рамзаевой.

Урок изучения нового материала.Ничего не дается в готовм виде.На уроке перед детьми ставится проблема. и в виде проблемных заданий, (учитывая индивидуальные особенности учащихся даны два уровня ...

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука

1. Развивать умение писать мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце слова.2.Развивать умение объяснять орфограмму графически.3.Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умени...

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Уточнить представления учащихся об обозначении мягкости согласных звуков на письме, совершенствовать умения обозначать мягкость согласных на письме. Развивать орфографическую зоркость, память. Воспиты...

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Уточнить представления учащихся об обозначении мягкости согласных звуков на письме, совершенствовать умения обозначать мягкость согласных на письме. Развивать орфографическую зоркость, память. Воспиты...

Урок русского языка в соответствии с ФГОС Тема: Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Цель: Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме. ...

Конспект урока русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс

Конспект урока русского языка " Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс....