Конспект урока русского языка во 2 классе "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Харина Светлана Юльевна

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя уществительное". Тип урока: урок сообщения новых знаний. Учащимся предлагается через систему заданий  определить тему, задачи урока и  правило  имени существительного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель С.Ю.Харина

Тема: « Имя существительное »

Класс: 2 класс, II полугодие, 1-й урок, 40 мин.

Тип урока: введение  «нового» понятия               

Цель урока: ознакомление с именем существительным (по определенным признакам)  и распознавание имени существительного среди других слов.

Планируемые результаты: 

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;  высказывать своё предположение.

Познавательные УУД:

Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

 Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

 

ХОД УРОКА:

  1. Этап мотивации (самоопределения)  к  учебной деятельности

-  Наш урок начинаем с девиза:

С малой удачи начинается большой успех.

– Как вы объясните смысл данного высказывания?

II. Этап актуализации  и пробного учебного действия

– Из чего состоит наша речь? (из слов,  предложений, тесно связанных между собой).

– Из чего состоят предложения? (из слов).

 Задание: на доске даны слова  ( на карточках):

Красный, прыгать, зелень, школа, тетрадь, девочка, мяч, скакалка

- Разделите эти слова на  группы.               (работа на доске)

- Сколько групп получилось?

                         СЛАЙД  с правильным ответом   (2 или 3 группы)

III. Этап выявления места и причины затруднения.  

- Где возникло затруднение при выборе слов в группах?

-Почему?  ( а какие слова были трудными?)

- С помощью чего нужно получить эти знания? (задания в учебнике, правило)

 IV. Этап  построения проекта выхода из затруднения.

- А знаем ли мы эти правила?

- Чему должны научиться на уроке, чтобы  получить знания?

                             ( -как называются слова

                              -на какие вопросы отвечают

                              - что обозначают)

Вывод: познакомиться с новой частью речи;

             научиться распознавать ее среди других слов;

             узнать, на какие вопросы она отвечает.

 V. Этап реализации построенного проекта  

Прочитайте слова и разделите на 2 группы   ( на карточках , в паре)

    учитель, торт, медведь, дерево, кот, лиса, книга, жук

- По какому признаку разделили эти слова? ( по вопросам)

 

Вывод: Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?  (карточка – КТО?)

Слова,  которые называют все остальные предметы, отвечают на вопрос что?   (карточка- ЧТО?)

-Как вы думаете? Какую часть  речи будем изучать? ( имя существительное )

                                (Карточка – ИМЯ СУЩЕСТВТЕЛЬНОЕ?)

- Как понимаете понятие «существительное»? От какого слова  оно произошло?

Вывод: Все эти предметы существуют. Они есть. Они сущие.

 

-Отгадайте  кроссворд и вы узнаете, что обозначает имя существительное.
Слова – по горизонтали.   Отгадка – по вертикали.

-Эти отгадки вокруг  нас!  

 

п

е

н

а

л

т

е

т

р

а

д

ь

м

е

л

д

о

с

к

а

п

е

р

е

м

е

н

а

л

и

н

е

й

к

а

п

о

р

т

ф

е

л

ь

  1. Я на сумочку  похож,                                   2. То я в клетку, то в линейку.
    Ручки ты в меня кладешь.                              Написать по ним сумей-ка!
    Школьник, ты меня узнал?                             Можешь и нарисовать...                                                                                                                                                  

          Ну, конечно, я -...  (пенал)                              Что такое я? — ...  (тетрадь)

3. По зеленому  белым  пишут то и дело.   (доска и мел)

4. Что любят дети больше всего в школе?  (перемена)

5. Линию прямую, ну-ка,                                   6. До чего же, скучно, братцы,

Сам нарисовать сумей-ка!                                      На чужой спине кататься

Это сложная наука!                                                Дал мне кто бы пару ног,
       Пригодится здесь... (линейка)                                Чтобы сам я бегать мог!    

                                                                                                 (ранец, портфель)                                                                                  

                                                  ( Карточка- ПРЕДМЕТ)

 - Что сможете рассказать об имени существительном?

- Давайте, посмотрим правило в учебнике, верно ли мы сформулировали правило?

Вывод: имя существительное обозначает предмет

На вопрос КТО? или ЧТО? Отвечают слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. И называется эта часть речи  - имя существительное.

 

 VI. Этап первичного закрепления  с проговариванием во внешней речи.

 

Физминутка ( найти в классе слова, которые являются именами существительными)

 

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону ( 2 человека выполняют на доске).

                            Упражнение 75, стр. 45

VIII.  Этап включения в систему знаний и повторения ( на карточках, на доске)

- На доске слова, надо собрать схему определения, правила имени существительного.

                                                              Имя существительное

                                                                  обозначает предмет

                                                    Кто?                                                         Что ?

– Схему, которую мы сегодня составили – это опорная схема. Мы её будем на следующих уроках дополнять и пользоваться ею.

- Расскажите  эту схему друг другу в паре.

- Кто скажет,  какую часть речи мы изучали? 

 - Что надо сделать, чтобы  определить, какой частью речи является слово?

 – Что вы знаете об имени существительном? 

IХ. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

- Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока.

– Достигли мы заданной цели?

Вспомним наш девиз «С малой удачи начинается большой успех.»

Мы изучали сложную тему.  Найдите  имена существительные  в этом  предложении, даже пятиклассникам трудно определить имена существительные.

- Продолжите предложения:

                        Я понял, что…

                        У меня получилось..

 

Оценки на уроке.

Д\з  стр. 45,  наизусть правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи;           -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Конспект урока русского языка, 3 класс " Род имён существительных"

Урок посвящён 90-летию Кировского района Санкт-Петербурга....

Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....

Конспект урока русского языка. 3 класс. « Морфологический разбор имени существительного».

Поможет сформировать умение разбирать имя существительное как часть речи, работать по алгоритму самостоятельно, в парах и группах....

Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема урока: Правописание суффиксов : -ик-, -ек- в именах существительных (УМК "Начальная школа XXIвека")

Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-....