Часть слова. Корень.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока "Часть слова. Корень." 2 класс. "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

УЧИТЕЛЬ: Голубина Г.В.

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: Русский язык. 2 класс.

ТЕМА: Части слова. Корень.

ТИП УРОКА: Урок «открытия» нового знания.

ЦЕЛЬ: развитие умений находить корень в слове, в группе однокоренных слов и отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (сходных по звучанию слов).

ТЕХНОЛОГИЯ: методы проблемно - диалогического обучения (подводящий или побуждающий диалог).

ЭТАПЫ УРОКА

ХОД УРОКА

ФОРМИРОВАНИЕ УУД

 Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

1. Мини-опрос.

– Есть такое определение в стихах:

Корень слова – значимая часть.

Над словами родственными

Держит власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

– Назовите основные понятия прошлого урока. (Корень, однокоренные слова.)

– Расскажите свои сказки про корень. А если встретятся однокоренные слова, мы их запишем.

– Что такое корень слова?

– Назовите однокоренные слова с корнем -кос- на основе задания № 1, тема 9 в Рабочей тетради.

– Докажите, что в слове космос нет корня кос-. (Это общая часть, но нет общего смысла со словами коса, косить, косарь, значит, космос – это не однокоренное слово, в нём нет корня -кос-.)

2. Словарная работа.

– Подберите однокоренные слова к данным:

I вариант томат.

II вариант карандаш.

– Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните опасные места.

Вопросы к отвечающему ученику:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.  Открытие нового знания.

1. Проблемная ситуация (по учебнику в упр. 118).

После выделения двух групп однокоренных слов задаём вопрос:

– Одинаковый ли корень в словах бережок, побережье и бережёт? Почему?

– Чем они похожи и чем различаются? (Похожие по звучанию корни, но слова не являются однокоренными.)

– Какую задачу будем решать на уроке (основной вопрос урока)?

– Как отличить однокоренные слова от слов с похожим корнем?

– Составим план урока.

  1. Какие слова можно назвать однокоренными?
  2. Нахождение по заданному корню однокоренных слов.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

ФИЗМИНУТКА

2. Открытие нового знания.

На основе упр. 119.

1. – Что общего у слов? (Есть общая часть кол.)

– Можно ли назвать эти слова однокоренными, потому что у них есть общая часть? (Нет, должен быть и общий смысл.)

– Есть ли у каких-то слов общий смысл? (Колокол и колокольчик.)

– Как это доказать? Ваши предложения.

Выслушиваются мнения учеников.

– Нужно определить значение, через какое-то из этих или родственных слов: колокольчик маленький колокол, похожий на колокол, через другие слова объяснить нельзя.

– Ответьте на вопрос: как отличить однокоренные слова от слов с похожим корнем (со сходным по звучанию)?

– Нужно определить значение, объяснить слова, найти в них общий смысл.

– Прочитайте текст в рамке и сравните со своими выводами.

2. – Обозначьте в словах колокол и колокольчик корень.

– У всех ли получилось одинаково? (Кол- колокол.)

– Как же правильно выделить корень?

– Прочитайте рекомендацию, которую дают авторы учебника, и найдите ответ на наш вопрос.

(Колокол, колокольчик, колокольный – объясняю через слово колокол, значит, корень колокол.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

ΙΙI. Закрепление нового материала.

1. Игра «Рассели жильцов».

На доске два домика. В первом живут родственники с корнем

-лёд-, а во втором – с корнем -винт-.

– Дома стоят рядом, и в оба дома одновременно приехали родственники. Они потерялись и очень ждут от вас помощи.

I вариант – -лёд-.                Можно организовать работу в парах.

II вариант – -винт-.          

Ледник, винтик, ледовый, заледенеть, завинтил, винтовой, ледокол, леди, вино.

– Какие слова «остались на улице»? Почему?

2. Работа в Рабочей тетради.

Выполнение задания № 3, тема 9.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

Рефлексия деятельности на уроке.

– Что надо уметь, чтобы правильно выделить корень в словах?  

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

1. Задание №  4, 9, тема 9 в Рабочей тетради.

2. Упр. 101 («Дидактический материал»).

Деятельность учеников:

Наблюдать над однокоренными словами.

Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ.ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ.

Повторение понятий "корень слова", "однокоренные слова". Понятие о чередовании согласных звуков в корне. Развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разныхсогласных в корне...

Презентация к уроку русского языка на тему: "Части слова. Корень. Суффикс. Приставка." 2 класс

...Данная презентация может быть использована на уроке русского языка во втором классе как проверочная работа по теме " Части слова. Корень. Суффикс. Приставка." Работу можно выполнять как устно, так ...

Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вариант 1, вариант 2).

ШКОЛА 2100Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс,  с.4-5, вари...

Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова» (для детей с ЗПР) («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вариант 3, вариант 4).

ШКОЛА 2100Для детей с ЗПР.Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, ...

Русский язык 3 класс «Школа 2100» СЛОВО ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ. ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ

Конспект урока русский язык 3 класс «Школа 2100» СЛОВО ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ. ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ...