Часть слова. Корень.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока "Часть слова. Корень." 2 класс. "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
УЧИТЕЛЬ: Голубина Г.В.
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: Русский язык. 2 класс.
ТЕМА: Части слова. Корень.
ТИП УРОКА: Урок «открытия» нового знания.
ЦЕЛЬ: развитие умений находить корень в слове, в группе однокоренных слов и отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (сходных по звучанию слов).
ТЕХНОЛОГИЯ: методы проблемно - диалогического обучения (подводящий или побуждающий диалог).
ЭТАПЫ УРОКА | ХОД УРОКА | ФОРМИРОВАНИЕ УУД |
Ι. Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 1. Мини-опрос. – Есть такое определение в стихах: Корень слова – значимая часть. Над словами родственными Держит власть. Выясни умело линию родства – Однокоренные подбери слова. – Назовите основные понятия прошлого урока. (Корень, однокоренные слова.) – Расскажите свои сказки про корень. А если встретятся однокоренные слова, мы их запишем. – Что такое корень слова? – Назовите однокоренные слова с корнем -кос- на основе задания № 1, тема 9 в Рабочей тетради. – Докажите, что в слове космос нет корня кос-. (Это общая часть, но нет общего смысла со словами коса, косить, косарь, значит, космос – это не однокоренное слово, в нём нет корня -кос-.) 2. Словарная работа. – Подберите однокоренные слова к данным: I вариант – томат. II вариант – карандаш. – Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните опасные места. Вопросы к отвечающему ученику: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания. | 1. Проблемная ситуация (по учебнику в упр. 118). После выделения двух групп однокоренных слов задаём вопрос: – Одинаковый ли корень в словах бережок, побережье и бережёт? Почему? – Чем они похожи и чем различаются? (Похожие по звучанию корни, но слова не являются однокоренными.) – Какую задачу будем решать на уроке (основной вопрос урока)? – Как отличить однокоренные слова от слов с похожим корнем? – Составим план урока.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) ФИЗМИНУТКА 2. Открытие нового знания. На основе упр. 119. 1. – Что общего у слов? (Есть общая часть кол.) – Можно ли назвать эти слова однокоренными, потому что у них есть общая часть? (Нет, должен быть и общий смысл.) – Есть ли у каких-то слов общий смысл? (Колокол и колокольчик.) – Как это доказать? Ваши предложения. Выслушиваются мнения учеников. – Нужно определить значение, через какое-то из этих или родственных слов: колокольчик – маленький колокол, похожий на колокол, через другие слова объяснить нельзя. – Ответьте на вопрос: как отличить однокоренные слова от слов с похожим корнем (со сходным по звучанию)? – Нужно определить значение, объяснить слова, найти в них общий смысл. – Прочитайте текст в рамке и сравните со своими выводами. 2. – Обозначьте в словах колокол и колокольчик корень. – У всех ли получилось одинаково? (Кол- – колокол.) – Как же правильно выделить корень? – Прочитайте рекомендацию, которую дают авторы учебника, и найдите ответ на наш вопрос. (Колокол, колокольчик, колокольный – объясняю через слово колокол, значит, корень колокол.) | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
ΙΙI. Закрепление нового материала. | 1. Игра «Рассели жильцов». На доске два домика. В первом живут родственники с корнем -лёд-, а во втором – с корнем -винт-. – Дома стоят рядом, и в оба дома одновременно приехали родственники. Они потерялись и очень ждут от вас помощи. I вариант – -лёд-. Можно организовать работу в парах. II вариант – -винт-. Ледник, винтик, ледовый, заледенеть, завинтил, винтовой, ледокол, леди, вино. – Какие слова «остались на улице»? Почему? 2. Работа в Рабочей тетради. Выполнение задания № 3, тема 9. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог урока. Рефлексия деятельности на уроке. | – Что надо уметь, чтобы правильно выделить корень в словах? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | |
V. Домашнее задание. | 1. Задание № 4, 9, тема 9 в Рабочей тетради. 2. Упр. 101 («Дидактический материал»). |
Деятельность учеников:
– Наблюдать над однокоренными словами.
– Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
– Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
– Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ.ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ.
Повторение понятий "корень слова", "однокоренные слова". Понятие о чередовании согласных звуков в корне. Развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разныхсогласных в корне...
Презентация к уроку русского языка на тему: "Части слова. Корень. Суффикс. Приставка." 2 класс
...Данная презентация может быть использована на уроке русского языка во втором классе как проверочная работа по теме " Части слова. Корень. Суффикс. Приставка." Работу можно выполнять как устно, так ...
Конспект урока по теме : "Части слова. Корень. Чередование согласных букв в корне"
Урок русского языка, 3 класс. УМК "Школа-2100"...
Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вариант 1, вариант 2).
ШКОЛА 2100Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вари...
Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова» (для детей с ЗПР) («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вариант 3, вариант 4).
ШКОЛА 2100Для детей с ЗПР.Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, ...
Русский язык 3 класс «Школа 2100» СЛОВО ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ. ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ
Конспект урока русский язык 3 класс «Школа 2100» СЛОВО ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ. ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ...