Что такое имя прилагательное
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Класс: 2 а
Учитель: Лисина Дина Александровна
УМК " Школа России"
Предмет: русский язык
Тип урока: урок открытия новых знаний
Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.: «Просвещение»
Тема урока: «Что такое имя прилагательное?»
Содержательная цель: расширить понятийную базу учащихся за счет включения знаний о части речи «имя прилагательное».
Деятельностная цель: научить детей применять знания о признаках прилагательном для распознавания прилагательных и выделения их из общей речи. Учить ребят использовать прилагательные длятого, чтобы сделать свою речь более выразительной,красивой и полной.
Задачи:
- Организовать выделение детьми существенных признаков имени прилагательного как части речи;
- Обобщить и систематизировать знания у детей, уже имеющих определенные представления о прилагательных;
- Помочь выявить роль прилагательных в речи;
- Развивать умение детей распознавать имена прилагательные в речи;
- Учить использовать имена прилагательные в речи для ее «украшения».
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения взаимодействовать в парах на основе диалога;
- формирование умения работать в группах;
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Оборудование:
- Инструкционные листы с разделами «самооценка»;
- информационные листы(информация о прилагательном);
- карточки «Работаем в паре»;
- карточки «Сказка»;
-карточки для игры «Ассоциации»;
- учебники;
- проектор, ноутбук;
- презентация.
Ход урока:
- Организационный момент (мотивирование к учебной деятельности)- 1-2 минуты
– Здравствуйте, ребята! Подарите улыбки друг другу. Начнем урок.
- Актуализация знаний– 4-5 минут
- Скажите, с чего начинается урок русского языка? (с записи числа, чистописания). Число записывать сегодня мы не будем. Работать будем на инструкционных листах. Они у вас даже подписаны.
-Найдите строчку ЧИСТОПИСАНИЕ.
- Слайд 2 - На чистописании мы будем писать:
первая строчка –сочетание оро
вторая строчка – сочетание очк
-Найдите строчку СЛОВАРНАЯ РАБОТА
- Словарная работа.
Слайд 3. -Выпишите из данных словарных слов те, в которых есть сочетание оро.
-Подчеркните в записанных словах именно сочетание оро. Запомните, как пишутся эти слова, особенно нужно запомнить тем ребятам, которые еще допускают в них ошибки.
Слайд 3
-Какие слова выписали? Прочитай орфографически. Остальные проверяют правильность написания в своих тетрадях.
- Найдите среди словарных слов то, в котором есть сочетание очк. Какое это слово?
- Запишите его.
- Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
- Какая еще орфограмма есть в этом слове? (в сочетаниях чк, чн,щн,нщ ь не пишется)
-Какой частью речи является слово девочка? Докажите. (обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?) Значит оно какое? (одуш.)
- Нарицательное оно или собственное?
- Какое число у этого имени существительного?
- Измените число.
- Подберите к слову девочки подходящий по смыслу глагол. Докажите, что это глагол. Определите число глагола.( мн.) Почему? (потому что действие совершают несколько девочек)
- Постановка учебной задачи – 4-5 минут.
-Поиграем в игру ассоциации. Слайд 5.
-Какие слова вам вспоминаются сразу, как только вы слышите слово девочка (маленькая, красивая, умная, платье, бантики, прыгает, куклы, скакалка, учится и др.).Карточки (учитель крепит на доску).
М.Б. волосы, любить, платье, бантик, туфли, юбка, красивая, косички, прыгать, скакалка, маленькая, большая, бегать) недостающие дописывает.
-Теперь давайте определим, какой частью речи являются каждое из слов. Учитель указывает на слово, ребенок называет часть речи.
Дети могут назвать прилагательное, они могли слышать о нем.
Учитель: -Мы с вами изучили существительное, глагол, но вы уже называете и прилагательное. Откуда вы узнали о нем?
Кто уже догадался какая будет тема урока?
-Тема нашего урока так и звучит «Что такое имя прилагательное?» Слайд 6.
-Давайте определим уровень ваших знаний.
На инструкционном листе у вас есть окошко, Палитра знаний. Начало урока
Закрасьте звездочку соответствующим цветом. Слайд 7
*Оказалось, что некоторые из вас все знают о прилагательном. Я предлагаю вам поработать на уроке и систематизировать свои знания, может быть вы узнаете что-то новое.
*Те, кто что-то слышал, узнают в ходе работы, все, что нам нужно знать о прилагательном. Дополнят свои знания новой информацией.
*И, наконец, те, кто ничего не знал о прилагательном, на уроке узнают о нем.
-Какие цели мы поставим перед собой на занятии? Слайд 8
-Что именно мы должны знать к концу урока об этой части речи «имя прилагательное»?
Что обозначает прилагательное?
На какие вопросы отвечает?
Какова роль прилагательных в речи?
И от какого слова зависит.
- Открытие нового знания– 7-8 минут.
–Поиграем в игру, которая называется
«НАЗОВИ ПРИЗНАК».
-Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга по цвету, по форме, по размеру, по материалу, и по другим признакам. Слайд 9. Игра такая -
Я показываю рисунок (лимон, мяч,чашка, кусок пиццы).
Ваша задача: описать реальный предмет по всем возможным признакам. Учитель показывает картинки.
-Что вы сейчас называли? (признаки предметов).
-Вы обозначали признаки данных предметов словами разных частей речи? (нет, все прилагательные). Мы можем сделать вывод: что же обозначает имя прилагательное?
Прилагательное обозначает признак предмета.
признак
предмета - на доску
Физминутка. Дракончик.(Делаем зарядку, запомните прилагательные, которые услышите в стихотворении)
Задание 2.
Для выполнения следующего задания вам придется поработать в группе. Каждой группе я дам картинку какого-то предмета или животного. Вам нужно сделать так, чтобы эту картинку не увидели ребята из других групп. Далее вы совещаетесь, подбираете 3 или 4 прилагательных, которые как можно точнее описывают данный предмет. Записываете эти слова в строку, где написано задание № 2. Другие группы должны отгадать что же у вас на картинке. № 1 – волк, № 2 – белка, № 3- молоко, № 4 – зайцы, № 5 – стол, № 6 – яблоко, №7 – арбуз. Группа называет прилагательные. Ответы других групп.-Покажите картинку. – По какому слову вы точно поняли, о каком предмете идет речь? Задайте вопрос от *слова волк к слову серый. Учитель вывешивает на доску ответы – вопросы. - Мы уже можем сделать вывод: на какие вопросы отвечают прилагательные? Прилагательные отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?
- на доску -Открою вам секрет: прилагательные могут отвечать и на другой вопрос. Но об этом вы узнаете позже, а если вам интересно можете сами поискать информацию об этом.(где?) Задание 3. -А сейчас откройте учебник на стр. 86, найдите упр. 149. Прочитай высказывание А.Н.Толстого выразительно ∞Слайд 10 -Кто может прочитать слова-прилагательные, которые использует автор для описания русского языка? - Кто может прочитать текст без выделенных слов? -Какой текст интереснее, красивее, ярче, выразительнее? С прилагательными или без них. - Какой можно сделать вывод? Какую роль прилагательные играют в нашей речи? (Прилагательные уточняют, дополняют речь, делают ее более красивой, «раскрашивают» ее. Прилагательные нужны для образности, яркости нашей речи) Задание 4.Слайд 11 Работаем в паре. Найди и подчеркните волнистой линией в тексте прилагательные, а над теми словами, с которыми прилагательные связаны поставьте крестик, как в образце. Прочитайте получившиеся словосочетания по образцу: Образец: книга (какая?) интересная Последние дни стояла ясная погода. Повеял тёплый ветерок. По оврагам бегут весёлые ручейки. Зазеленела молодая травка. Ласковое солнышко улыбается людям. - Понаблюдайте, к какой части речи всегда относится имя прилагательное? От какой части речи зависит? (Имя прилагательное всегда относится к существительному.) - Кто уже может сформулировать и сказать, что такое прилагательное? ' Слайд12. Повторите это определение хором. |
- Первичное закрепление– 4-5 минут
- - Посмотрите в учебник, стр.86. Прочитайте правило мудрой совы. Отличается ли определение, которое вы сформулировали сами, от того, что предлагает нам сова?
2. -Возьмите зеленый лист. Информацию, которая напечатана на нем, я взяла в Интернете. Прочитайте все, что на нем написано. Выберите информацию о прилагательном, которая вас заинтересовала, прочитаете ее нам вслух.
Прилагательные бывают полной и краткой формы: красивый – красив, белый – бел.
От прилагательного часто можно образовать наречие: веселый – весело, быстрый – быстро.
В процессе эволюции языка некоторые прилагательные перешли в разряд существительных. К их числу относятся: прачечная, парикмахерская, кладовая, ванная и другие
Единственное односложное полное прилагательное в русском языке — злой.
В комедии Фонфизина "Недоросль" Митрофан сдаёт экзамен по грамматике:
Вопрос:
«Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? » - «Дверь, котора дверь? » - «Котора дверь! Вот эта» . -«Эта? Прилагательна» . -«Почему же? » - «Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна» .
Дословный перевод названия “прилагательное” с греч. “эпитет”. Вот как объясняет значение слова “эпитет” толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова: Эпитет – это художественное, образное определение, подчёркивающее один из признаков предмета.
-Надеюсь, что вы лучше, чем Митрофанушка разбираетесь в частях речи. Давайте посмотрим.
Физминутка.
Когда я называю существительное вы должны поднять вверх руки и опустить их, если называю глагол – вы должны присесть и встать, если называю прилагательное – поворачиваетесь один раз вокруг себя. ( Стол, улыбаться, красивый, маленький, ложка, танцевать, белый, шоколад, шоколадный, свеча, радость, вежливый)
- Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)– 4-5 минут.
- Многое мы сегодня уже узнали о прилагательном. А теперь давайте потренируемся составлять словосочетания с прилагательными, подбирать к именам существительным подходящие по смыслу прилагательные. Выполнять вы будете разные задания. Найдите на листах задание 5.
Задание 5.Слайд 13
Разноуровневое задание на инструкционных листах
1.Для слабых детей и ребенка ОВЗ
Снежная медведь
Новое яблоко
Хищный зима
Косолапый платье
Зеленое шкаф
Деревянный зверь
Задание. Соедини линиями прилагательные из первого столбика с подходящими по смыслу существительными из второго столбика.
2.Задание для сильных детей.
Ученик
Друг
Тарелка
Рыбка
Арбуз
Заяц
Задание. Подберите и запишите подходящее по смыслу прилагательное.
с двумя видами заданий. Слайд 14 (проверка).
-Те, кто выполнял это задание (2), проверяет себя самостоятельно. Рисуем соответствующий смайлик.
-Те, кто делал это задание, расскажите, какие прилагательные подобрали.
- Включение нового знания в систему знаний и повторение -7-8 минут. (резервное) или дом. задание (- На партах у вас лежат листы для выполнения домашнего задания) Слайд 15
(1. Работа в группах)
-Давайте потренируемся использовать прилагательные в своей речи. Задание называется Заколдованная сказка
(вставить прилагательные)
На планете------------------ жили------------------------- человечки, у них были----------------глаза, ----------------волосы, ----------------------уши. Зато у них был очень------------------характер.
Домики у человечков были -----------------------------, с крышами. Их охраняли ---------------------дракончики и --------------------страусы. Они сидели на ----------------------верёвочках и рычали. На -------------------------------------деревьях пели -------------------песни ------------------------------мухи. В ----------------------------------лесах водились --------------------------------слонята, ------------------------цыплята, -----------------------ёжики и -----------------------------ящерицы.
(-Текст у всех групп одинаковый. Но сказки, мне кажется, получаться разные.
Представитель группы читает то, что у группы получилось.)
- Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)– 2-3 минуты.
1. -Наше занятие подходит к концу. Давайте снова обратимся к палитре знаний. Только теперь нашли окошко палитра знаний Конец урока Слайд 16
-Закрасьте звездочку соответствующим цветом. У кого цвет звездочки изменился? У кого нет?
- Что вы получили от этого урока?
-Удалось ли нам всем вместе достичь целей, которые мы поставили в начале урока? Слайд 17
Повторите хором, что такое имя прилагательное.Слайд 18
2. Теперь посмотрим на ваше настроение. На партах есть карточки с пушистиками. Посмотрите на них внимательно. Раскрась того пушистика, у которого такое же настроение, как у тебя. Слайд 19. Поднимите карточки.
-Встаньте. Всем большое спасибо за урок. Можете отдыхать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 2 класс ФГОС "Что такое имя прилагательное?"
Данный конспект открытого урока поможет провести урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое имя прилагательное?" в соответствии с ФГОС...
презентация к уроку "Что такое имя прилагательное?"
Данная презентация идёт к уроку русского яыка во 2 классе по теме "Что такое имя прилагательное?"...
Открытый урок по русскому языку "Что такое имя прилагательное" с использованием интерактивной доски.
Тема урока: «Что такое имя прилагательное».Класс: 2 класс. Предмет: Русский языкТип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: изучение новых знаний об име...
Презентация "Что такое имя прилагательное?"
Презентация, "Школа России", 2 класс "Что такое имя прилагательное?" Задания на закрепление и изучение нового материала....
Урок русского языка во втором классе по теме "Что такое имя прилагательное?"
Тип урока: открытие нового знанияЦели: распознавание имен прилагательных среди других частей речи Задачи: Обучающие: Научиться распознавать имя прилагательное среди других частей...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Что такое имя прилагательное?"
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Что такое имя прилагательное?" с использованием деятельностного подхода в обучении, применением ЭОР. В конспекте сценарий урока и технологическая ...
Конспект урока по русского языка на тему: «Что такое имя прилагательное?»
Конспект урока по русского языка на тему: «Что такое имя прилагательное?»...