Что такое имя прилагательное
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Лисина Дина Александровна
Что такое имя прилагательное

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_imya_prilagatelnoe.docx52.67 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2 а

Учитель: Лисина Дина Александровна

УМК " Школа России"

Предмет: русский язык

Тип урока: урок открытия новых знаний

Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.: «Просвещение»

Тема урока: «Что такое имя прилагательное?»

Содержательная цель: расширить понятийную базу учащихся за счет включения знаний о части речи «имя прилагательное».

Деятельностная цель: научить детей применять знания о признаках прилагательном для распознавания прилагательных и выделения их из общей речи. Учить ребят использовать прилагательные длятого, чтобы сделать свою речь более выразительной,красивой и полной.

Задачи: 

  1. Организовать выделение детьми существенных признаков имени прилагательного как части речи;
  2. Обобщить и систематизировать знания у детей, уже имеющих определенные представления о прилагательных;
  3. Помочь выявить роль прилагательных в речи;
  4. Развивать умение детей распознавать имена прилагательные в речи;
  5. Учить использовать имена прилагательные в речи для ее «украшения».

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

 

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения взаимодействовать в парах на основе диалога;

- формирование умения работать в группах;

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

 

Оборудование:

- Инструкционные листы с разделами «самооценка»;

- информационные листы(информация о прилагательном);

- карточки «Работаем в паре»;

- карточки «Сказка»;

-карточки для игры «Ассоциации»;

 - учебники;

- проектор, ноутбук;

- презентация.

                                        Ход урока:

  1. Организационный момент (мотивирование к учебной деятельности)- 1-2 минуты

– Здравствуйте, ребята! Подарите улыбки друг другу. Начнем урок.

  1. Актуализация знаний– 4-5 минут

- Скажите, с чего начинается урок русского языка? (с записи числа, чистописания). Число записывать сегодня мы не будем. Работать будем на инструкционных листах. Они у вас даже подписаны.

-Найдите строчку ЧИСТОПИСАНИЕ.

  1. Слайд 2 -  На чистописании мы будем писать:

              первая строчка –сочетание оро

                        вторая строчка –  сочетание очк

-Найдите строчку СЛОВАРНАЯ РАБОТА

  1. Словарная работа.

Слайд 3. -Выпишите из данных словарных слов те, в которых есть сочетание оро.

-Подчеркните в записанных словах именно сочетание оро. Запомните, как пишутся эти слова, особенно нужно запомнить тем ребятам, которые еще допускают в них ошибки.

Слайд 3

-Какие слова выписали? Прочитай орфографически. Остальные проверяют правильность написания в своих тетрадях.

- Найдите среди словарных слов то, в котором есть сочетание очк. Какое это слово?

- Запишите его.

- Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.

- Какая еще орфограмма есть в этом слове? (в сочетаниях чк, чн,щн,нщ ь не пишется)

-Какой частью речи является слово девочка? Докажите. (обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?) Значит оно какое? (одуш.)

- Нарицательное оно или собственное?

- Какое число у этого имени существительного?

- Измените число.

- Подберите к слову девочки подходящий по смыслу глагол. Докажите, что это глагол. Определите число глагола.( мн.) Почему? (потому что действие совершают несколько девочек)

  1. Постановка учебной задачи – 4-5 минут.

-Поиграем в игру ассоциации. Слайд 5.

-Какие слова вам вспоминаются сразу, как только вы слышите слово девочка (маленькая, красивая, умная, платье, бантики, прыгает, куклы, скакалка, учится и др.).Карточки (учитель крепит на доску).

М.Б. волосы, любить, платье, бантик, туфли, юбка, красивая, косички, прыгать, скакалка, маленькая, большая, бегать) недостающие дописывает.

-Теперь давайте определим, какой частью речи являются каждое из слов. Учитель указывает на слово, ребенок называет часть речи.

Дети могут назвать прилагательное, они могли слышать о нем.

Учитель: -Мы с вами изучили существительное, глагол, но вы уже называете и прилагательное. Откуда вы узнали о нем?

Кто уже догадался какая будет тема урока?

-Тема нашего урока так и звучит «Что такое имя прилагательное?» Слайд 6.

-Давайте определим уровень ваших знаний.

На инструкционном листе у вас есть окошко, Палитра знаний. Начало урока

 Закрасьте звездочку соответствующим цветом. Слайд 7

 *Оказалось, что некоторые из вас все знают о прилагательном. Я предлагаю вам поработать на уроке и систематизировать свои знания, может быть вы узнаете что-то новое.

*Те, кто что-то слышал, узнают в ходе работы, все, что нам нужно знать о прилагательном. Дополнят свои знания новой информацией.

*И, наконец, те, кто ничего не знал о прилагательном, на уроке узнают о нем.

-Какие цели мы поставим перед собой на занятии? Слайд 8

-Что именно мы должны знать к концу урока об этой части речи «имя прилагательное»?

 Что обозначает прилагательное?

На какие вопросы отвечает?

Какова роль прилагательных в речи?

И от какого слова зависит.

  1. Открытие нового знания– 7-8 минут.

–Поиграем в игру, которая называется

«НАЗОВИ  ПРИЗНАК».

-Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга по цвету, по форме, по размеру, по материалу, и по другим признакам. Слайд 9. Игра такая -

Я показываю рисунок (лимон,  мяч,чашка,  кусок пиццы).

Ваша задача:  описать  реальный предмет  по  всем  возможным  признакам. Учитель показывает картинки.

-Что вы сейчас называли? (признаки предметов).

-Вы обозначали признаки данных предметов словами разных частей речи? (нет, все прилагательные). Мы можем сделать вывод: что же обозначает имя прилагательное?

Прилагательное обозначает признак предмета.

                                                      признак

                                                      предмета                       - на доску

Физминутка. Дракончик.(Делаем зарядку, запомните  прилагательные, которые услышите в стихотворении)

Задание 2.

Для выполнения следующего задания вам придется поработать в группе.

Каждой группе я дам картинку какого-то предмета или животного. Вам нужно сделать так, чтобы эту картинку не увидели ребята из других групп. Далее вы совещаетесь, подбираете 3 или 4 прилагательных, которые как можно точнее описывают данный предмет. Записываете эти слова в строку, где написано задание № 2. Другие группы должны отгадать что же у вас на картинке.

№ 1 – волк, № 2 – белка, № 3- молоко, № 4 – зайцы, № 5 – стол, № 6 – яблоко, №7 – арбуз.

Группа называет прилагательные. Ответы других групп.-Покажите картинку. – По какому слову вы точно поняли, о каком предмете идет речь? Задайте вопрос от *слова волк к слову серый. Учитель вывешивает на доску ответы – вопросы.

- Мы уже можем сделать вывод: на какие вопросы отвечают прилагательные?

Прилагательные отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

                                         

                                              - на доску

-Открою вам секрет: прилагательные могут отвечать и на другой вопрос. Но об этом вы узнаете позже, а если вам интересно можете сами поискать информацию об этом.(где?)

Задание 3.

-А сейчас откройте учебник на стр. 86, найдите упр. 149. Прочитай высказывание А.Н.Толстого выразительно Слайд 10

-Кто может прочитать слова-прилагательные, которые использует автор для описания русского языка?

- Кто может прочитать текст без выделенных слов?

-Какой текст интереснее, красивее, ярче, выразительнее? С прилагательными или без них.

- Какой можно сделать вывод? Какую роль прилагательные играют в нашей речи? (Прилагательные уточняют, дополняют речь, делают ее более красивой, «раскрашивают» ее. Прилагательные нужны для образности, яркости нашей речи)

Задание 4.Слайд 11

Работаем в паре.

Найди и подчеркните волнистой линией в тексте прилагательные, а над теми словами, с которыми прилагательные связаны поставьте крестик, как в образце. Прочитайте получившиеся словосочетания по образцу:

Образец: книга (какая?) интересная

Последние дни стояла ясная погода. Повеял тёплый ветерок. По оврагам бегут весёлые ручейки. Зазеленела молодая травка. Ласковое солнышко улыбается людям.

- Понаблюдайте, к какой части речи всегда относится имя прилагательное? От какой части речи зависит? (Имя прилагательное всегда относится к существительному.)

- Кто уже может сформулировать и сказать, что такое прилагательное? '

Слайд12. Повторите это определение хором.

  1. Первичное закрепление– 4-5 минут
  1. - Посмотрите в учебник, стр.86. Прочитайте правило мудрой совы. Отличается ли определение, которое вы сформулировали сами, от того, что предлагает нам сова?

      2. -Возьмите зеленый лист. Информацию, которая напечатана на нем, я взяла в Интернете. Прочитайте все, что на нем написано. Выберите информацию о прилагательном, которая вас заинтересовала, прочитаете ее нам вслух.

Прилагательные бывают полной и краткой формы: красивый – красив, белый – бел.

От прилагательного часто можно образовать наречие: веселый – весело, быстрый – быстро.

В процессе эволюции языка некоторые прилагательные перешли в разряд существительных. К их числу относятся: прачечная, парикмахерская, кладовая, ванная  и другие

Единственное односложное полное прилагательное в русском языке — злой.

В комедии Фонфизина "Недоросль" Митрофан сдаёт экзамен по грамматике:
Вопрос:
«Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? » - «Дверь, котора дверь? » - «Котора дверь! Вот эта» . -«Эта? Прилагательна» . -«Почему же? » - «Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна» .

       Дословный перевод названия “прилагательное” с греч. “эпитет”. Вот как объясняет значение слова “эпитет” толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова: Эпитет – это художественное, образное определение, подчёркивающее один из признаков предмета.

-Надеюсь, что вы лучше, чем Митрофанушка разбираетесь в частях речи. Давайте посмотрим.

Физминутка.

Когда я называю существительное вы должны поднять вверх руки и опустить их, если называю глагол – вы должны присесть и встать, если называю прилагательное поворачиваетесь один раз вокруг себя. ( Стол, улыбаться, красивый, маленький, ложка, танцевать, белый, шоколад, шоколадный, свеча, радость, вежливый)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)– 4-5 минут.

- Многое мы сегодня уже узнали о прилагательном. А теперь давайте потренируемся составлять словосочетания с прилагательными, подбирать к именам существительным подходящие по смыслу прилагательные. Выполнять вы будете разные задания. Найдите на листах задание 5.

Задание 5.Слайд 13

Разноуровневое задание на инструкционных листах

1.Для слабых детей и ребенка ОВЗ

Снежная             медведь

Новое                 яблоко

Хищный            зима

Косолапый        платье

Зеленое              шкаф

Деревянный       зверь

Задание. Соедини линиями прилагательные из первого столбика с подходящими по смыслу существительными из второго столбика.

2.Задание для сильных детей.

Ученик

Друг

Тарелка

Рыбка

Арбуз

Заяц

Задание. Подберите и запишите подходящее по смыслу прилагательное.

с двумя видами заданий. Слайд 14 (проверка).

-Те, кто выполнял это задание (2), проверяет себя самостоятельно. Рисуем соответствующий смайлик.

-Те, кто делал это задание, расскажите, какие прилагательные подобрали.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение -7-8 минут. (резервное) или дом. задание (- На партах у вас лежат листы для выполнения домашнего задания) Слайд 15

        

(1. Работа в группах)

-Давайте потренируемся использовать прилагательные в своей речи. Задание называется Заколдованная сказка

(вставить прилагательные)

На планете------------------ жили------------------------- человечки, у них были----------------глаза, ----------------волосы, ----------------------уши. Зато у них был    очень------------------характер.  

Домики у человечков были -----------------------------, с крышами. Их  охраняли ---------------------дракончики и --------------------страусы. Они сидели на ----------------------верёвочках и рычали. На -------------------------------------деревьях пели -------------------песни ------------------------------мухи. В ----------------------------------лесах водились --------------------------------слонята, ------------------------цыплята, -----------------------ёжики и -----------------------------ящерицы.

(-Текст у всех групп одинаковый. Но сказки, мне кажется, получаться разные.

Представитель группы читает то, что у группы получилось.)

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)– 2-3 минуты.

1. -Наше занятие подходит к концу. Давайте снова обратимся к палитре знаний. Только теперь нашли окошко палитра знаний Конец урока Слайд 16

-Закрасьте звездочку соответствующим цветом. У кого цвет звездочки изменился? У кого нет?

- Что вы получили от этого урока?

-Удалось ли нам всем вместе достичь целей, которые мы поставили в начале урока?  Слайд 17

Повторите хором, что такое имя прилагательное.Слайд 18

2. Теперь посмотрим на ваше настроение. На партах есть карточки с пушистиками. Посмотрите на них внимательно. Раскрась того пушистика, у которого такое же настроение, как у тебя. Слайд 19. Поднимите карточки.

-Встаньте. Всем большое спасибо за урок. Можете отдыхать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 2 класс ФГОС "Что такое имя прилагательное?"

Данный конспект открытого урока поможет  провести урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое имя прилагательное?" в соответствии с ФГОС...

презентация к уроку "Что такое имя прилагательное?"

Данная презентация идёт к уроку русского яыка во 2 классе по теме "Что такое имя прилагательное?"...

Открытый урок по русскому языку "Что такое имя прилагательное" с использованием интерактивной доски.

Тема урока: «Что такое имя прилагательное».Класс:  2 класс.  Предмет:  Русский языкТип урока:  Урок изучения нового материала.  Форма урока: изучение новых  знаний об име...

Презентация "Что такое имя прилагательное?"

Презентация, "Школа России", 2 класс "Что такое имя прилагательное?" Задания на закрепление и изучение нового материала....

Урок русского языка во втором классе по теме "Что такое имя прилагательное?"

Тип урока: открытие нового знанияЦели: распознавание  имен прилагательных среди других частей речи Задачи: Обучающие: Научиться распознавать  имя прилагательное среди других частей...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Что такое имя прилагательное?"

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Что такое имя прилагательное?" с использованием деятельностного подхода в обучении, применением ЭОР. В конспекте сценарий урока и технологическая ...

Конспект урока по русского языка на тему: «Что такое имя прилагательное?»

Конспект урока по русского языка на тему: «Что такое имя прилагательное?»...