Открытый урок по русскому языку "Что такое имя прилагательное" с использованием интерактивной доски.
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Пономаренко Юлия Александровна

Тема урока: «Что такое имя прилагательное».

Класс:  2 класс.  Предмет:  Русский язык

Тип урока:  Урок изучения нового материала.  

Форма урока: изучение новых  знаний об имени прилагательном. 

Методы обучения: проблемно - поисковый, объяснительно - иллюстративный, словесные, работа с книгой, практические, использование ИКТ.

Используемые учебники и учебные пособия:  Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2012.  Используемая методическая литература:  Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс/ О.Е Жиренко, Л.А.Обухова – М.: ВАКО, 2012. Русский язык. 1-4 классы.

      Цель   урока:

  • Получение новых знаний  об   имени   прилагательном;
  • закрепить   лексико – грамматические   признаки   прилагательных;
  •  развитие умения распознавать в тексте слова, обозначающие признак предмета;
  • осознано употреблять их и ставить к ним вопросы;
  • обогатить словарный запас учащихся;
  • воспитание наблюдательности, внимания, любви к природе, развитие чувства прекрасного.

           Задачи: усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по числам. Создание условия для развития   познавательного   интереса   к   языку,   формирования   орфографической   зоркости,   речевой   культуры,   мыслительных   процессов.  Способствование воспитанию   нравственных   качеств   личности   и любви к животному и растительному миру.

          Формируемые УУД на уроке.

Личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.

Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Метапредметные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять  итоговый и пошаговый контроль деятельности;  участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоватьсяся чужим мнением и высказывать свое собственное.

Предметные: имеют прочные знания об имени прилагательном как части речи, его признаках, синтаксической роли.

Оборудование: презентация, учебник, рабочая тетрадь, дидактический материал, диск «Русский язык».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chto_takoe_imya_prilagatelnoe.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное  бюджетное  учреждение

 Средняя общеобразовательная школа  

№626 им.Н.И.Сац

Конспект открытого урока русского языка для 2 класса

по программе «Школа России»,

реализуемой согласно ФГОС.

Тема: «Что такое имя прилагательное».

                                                                                             

                                                                                                 Разработка урока принадлежит

                                                                                                учителю начальных классов

                                                                                                                     Пономаренко Ю.А.

8.04.2014


Тема урока: «Что такое имя прилагательное».

Класс:  2 класс.  Предмет:  Русский язык

Тип урока:  Урок изучения нового материала.  

Форма урока: изучение новых  знаний об имени прилагательном. 

Методы обучения: проблемно - поисковый, объяснительно - иллюстративный, словесные, работа с книгой, практические, использование ИКТ.

Используемые учебники и учебные пособия:  Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2012.  Используемая методическая литература:  Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс/ О.Е Жиренко, Л.А.Обухова – М.: ВАКО, 2012. Русский язык. 1-4 классы.

      Цель   урока:

  • Получение новых знаний  об   имени   прилагательном;
  • закрепить   лексико – грамматические   признаки   прилагательных;
  •  развитие умения распознавать в тексте слова, обозначающие признак предмета;
  • осознано употреблять их и ставить к ним вопросы;
  • обогатить словарный запас учащихся;
  • воспитание наблюдательности, внимания, любви к природе, развитие чувства прекрасного.

           Задачи: усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по числам. Создание условия для развития   познавательного   интереса   к   языку,   формирования   орфографической   зоркости,   речевой   культуры,   мыслительных   процессов.  Способствование воспитанию   нравственных   качеств   личности   и любви к животному и растительному миру.

          Формируемые УУД на уроке.

Личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.

Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Метапредметные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять  итоговый и пошаговый контроль деятельности;  участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоватьсяся чужим мнением и высказывать свое собственное.

Предметные: имеют прочные знания об имени прилагательном как части речи, его признаках, синтаксической роли.

Оборудование: презентация, учебник, рабочая тетрадь, дидактический материал, диск «Русский язык».


Ход урока:

1. Психологический настрой.

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

2.Приветствие.

 - Итак, начинаем наш урок русского языка. Прошу вас встать и поприветствовать наших гостей.

3. Оргмомент.

- Ребята перед началом урока я хотела вас попросить, запишите: «В какой бы цвет вы окрасили своё настроение, почему»? Покажите нашим гостям.

- На какой вопрос отвечают ваши слова?

Открываем тетради, записываем число: 8 апреля и Классная работа.

4. Сообщение темы:

- Прочитайте слова, написанные на доске:
М…рковный, б…рёзовый, м…дведь, х…роший.
- Дайте им характеристику.
- Какое слово лишнее? Почему? Запишите это слово в тетради.
- Что общего между словами: морковный, берёзовый, хороший? С новой строки запишите слова через запятую.

5. Минутка чистописания.

- Составьте цепочку букв для минутки чистописания.
В неё должны войти следующие буквы:
а) буква, которая обозначается мягким непарным согласным звуком во втором слоге в слове - бе
рёзовый
б) безударная гласная в первом слоге слова - м
едведь
в) буква, которая обозначается непарным глухим твёрдым согласным в первом слоге в слове -
хороший
г) безударная гласная в слове - м
орковный
- Какая же  цепочка букв получилась у вас? ( рехо )
- Меняя расположение букв, напишите эти цепочки букв 3 раза на строке

6. Словарно – орфографическая работа.

- Словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы должны самостоятельно составить из букв, которые мы писали на минутке чистописания.
- Какое слово получилось?
- В каком значении можно употребить слово орех?
(плод и дерево, изображения показываются на доске ).
- Запишем транскрипцию слова орех – [ а р’э х ] – 4б., 4 зв., 2 слога

7. Физминутка для глаз.

8. Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи.

- Посмотрите на экран.

- Прочитайте предложение

У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.

-   Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении?

(Это сделать трудно.)

-  Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.

-  А  как вы думаете почему? (Нет признаков, описание животного)

-  Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?

У неё зубки острые, рыльце тоненькое, ушки чуткие, шерсть рыжая , хвост пушистый. 

-  Хорошо ребята, а теперь у  каждого  из вас есть карточка.

-  Вы должны, вставить пропущенные слова в наше предложение.

-  Слова помощники у вас записаны внизу в скобках.

- Прочитайте, что же у вас получилось?

- А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?

-  А теперь поставьте к словам помощникам вопросы

                Какие?                     Острые        

                Какое?                     Тоненькое        

                Какие?                     Чуткие        

                Какая?                     Рыжая

                Какой?                     Пушистый        

-  Что обозначают слова, которые помогли описать животное?  (Признак предмета, слова описание предмета)

 - Что именно они описывают у белочки? (форма, цвет, размер)

-  Какой частью речи они являются?

-  Так какой же вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?

Вывод: Слова, отвечающие на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

9. Создание проблемной ситуации.

-  Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока?  (Что такое имя прилагательное)

-  Молодцы! Вы правильно определили тему урока.

   Но нам ещё сегодня предстоит путём исследования выяснить,

Какую роль  играют в речи имена прилагательные?

В принципе мы уже с вами столкнулись с этой проблемой, когда разбирали предложение  о белочке.

10. Исследование данной проблемы.

Работа по теме.

 -  Посмотрите на экран, перед вами текст.

-  Прочитайте его.

Наступила  весна.                       Наступила ранняя весна.

 Тает снег.                                    Тает последний снег.

Журчат ручьи.                             Журчат говорливые ручьи.

Светит солнце.                            Светит ласковое солнце.

Летят птицы.                               Летят голосистые птицы.

-  О чем этот текст? (О весне)

- А вот ребят посмотрите ещё один текст и его прочитайте.

-  А этот текст о чём?  (О весне)

-  Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

-  Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?

     (Наличие прилагательных)

-  А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

Да, ребята, вы правы, прилагательные и делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной.

-  А теперь обратите внимание на второе предложение.

-  Назовите прилагательное, которое там используется?

   Я думаю, что это прилагательное не такое уж красивое.

-  Как вы думаете, можно ли было бы взять, например слово пушистый, серебристый, искристый?

-  Давайте подставим одно из этих прилагательных в это предложение.

    Например, прилагательное серебристый.

-  А  теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег?

-  Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?

- Сделайте вывод. Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

-  Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?

11. Физминутка.

- Я называю имена прилагательные. Если имя прилагательное указывает на положительные качества человека, то руки вперёд, если на отрицательные, то приседаем.

Весёлый, аккуратный, недобросовестный, ленивый, активный, доброжелательный, кое – как.(ловушка)

 - Я называю разные части речи: имя существительное, глагол и имя прилагательное. Существительное – хлопаем, глагол – топаем, Прилагательное – вау.

Берёза, говорил, зелёная, прекрасный, снег, рисунок, гуляет, трава, повернул, деревянный, заботливый, пальто, растёт, цветок, громкий, длинная, гладкие, солнце.

12. Игра «Кот? или Что?».

Кто–то у доски записывает слова, выделяя орфограммы и ставя ударение.

1 ряд. Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)

2 ряд. Зеленый, сладкий, сахарный.  ( Арбуз)

3 ряд. Спелое, круглое, сладкое.  ( Яблоко)

Продолжите данное задание с помощью учебника стр.86 упр.148. (самостоятельно)

Устная проверка загадок.

2. – А теперь устно попробуйте описать себя или какой-либо предмет. Животного и т.п.

            - Я смелый, сильный, внимательный, высокий, голубоглазый.

Примеры: (дополнительно)

1. Зверь мохнатый, неуклюжий, не боится зимней стужи, под  корягою   лесною спит под снежной пеленою. (Медведь.)

2. Зимой белый, летом серый. (Заяц.)

3. Зелёные листочки, жёлтые серёжки, стоит в лесочке на белой  ножке. (Береза.)

4. Этот шарик полосатый очень любят все ребята. С виду он зелёный гладкий, в середине  красный сладкий. (Арбуз.)

13. Задание на интерактивной доске – диск.

Задание 2. «Путаница».

Верните прилагательные на свое место (работа в парах)

Заяц (слабый, большой, косолапый);

Медведь (косой, резиновый, круглый);

Мяч (гладкий, трусливый, неуклюжий).

Проверка:

Заяц (слабый, косой, трусливый);

Медведь (большой, косолапый, неуклюжий);

Мяч (гладкий, резиновый, круглый)

Дополнительные задания:

Задание 3.

– Правильно ли к прилагательным подобрали существительные?

Верните определения своим «владельцам»

Неуклюжий как крот.

Неповоротливый как собака.

Трусливый как медведь.

Злой как слон.

Хитрый как жираф.

Проверка:

Неуклюжий как медведь.

Неповоротливый как слон.

Трусливый как заяц.

Злой как волк.

Хитрый как лиса.

Устное задание.

– Я называю прилагательные, а вы должны быстро угадать какие это слова.– Добрая, любимая, родная – …

Весенний, звонкий, говорливый – …

Интересная, библиотечная, любимая – …

Хитрая, рыжая, пушистая – …

Серый, большой, неуклюжий – …

Зимние, тёплые, красивые – …

Полевой, садовый, лесной – …

Сочное, вкусное, спелое – …

Грецкие, лесные, вкусные – …

Настенные, карманные, ручные – …

Чистая, прозрачная, питьевая – …

Мягкая, удобная, деревянная – …

14. Итог урока.

Послушайте стихотворение об имени прилагательном.

Очень замечательное – имя прилагательное.

Трудно будет без него, если пропадет оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета.

Будем спорить, говорить, веселиться и шутить?

Что тогда получится? Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное», не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая, красивая, любимая»,

Отцу и брату и сестре не сможем говорить нигде

Эти замечательные прилагательные.

Чтобы все отличным стало, разных признаков немало.

Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.

-  Итак, ребята смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему, которая перед нами стояла?

 - Скажите ребята, что нового об имени прилагательном мы сегодня узнали?

 - Что такое имя прилагательное? 

Слова, отвечающие на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

 - Какую роль  играют в речи имена прилагательные?

Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

 - Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?

Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя, в этом мы сегодня с вами убедились!

- У каждого человека есть свой неповторимый характер, которым он отличается от других. Давайте выразим свои фантазии в рисунках с помощью знаков препинания.

- Я хочу чтобы сегодня с  урока вы все ушли  с мыслью…
Я думаю о том, что жизнь моя прекрасна.
Я думаю о том, что очень счастлив я!
Я верю, что живу и мыслю не напрасно,
И счастьем одарит меня судьба!

15. Домашнее задание.

1) с.86 (учить правило), Р.т.№90, 98

2) Описать с помощью имен прилагательных свою маму или папу, сестру или брата и записать в тетрадь.

Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе с применением интерактивной доски

Тема:  Обучение написанию объяснительной записки. УМК "Гармония" Цели:1.Познакомить с жанром объяснительной записки, накапливать опыт детей в построении рассуждений, учить писать объяс...

Методическая разработка урока "Кто такие птицы?" с использованием интерактивной доски

Цели урока: формирование представлений учащихся о птицах как значимых представителей живой природы, демонстрация их многообразия и красоты, обеспечение условий для овладения первоначальными базовыми э...

Урок русского языка "Однокоренные слова" с использованием интерактивной доски.

Урок русского языка по теме "Однокоренные слова" разработан  в соответствии с программой "Школа России" для 2 класса. Для отдельных этапов урока продуманы задания с использованием интерактивной д...

Урок "В стране букв и звуков" с использованием интерактивной доски.

Настоящая работа включает в себя конспект урока в первом классе "В стране букв и звуков" (обучение грамоте) с фотографиями хода урока, методическую разработку: задания для интерактивной доски и прилож...

Конспект открытого урока по русскому языку в 1а классе на тему: «Повторение. Использование интерактивной доски на уроке»

Цель урока: закрепить знания о звуках и буквах, ударении, предложении и тексте; закрепить умение писать каллиграфически правильно; пробуждать активность учащихся на уроке и интерес к предмету через ис...

Открытый урок с использованием интерактивной доски

Применение интерактивной доски на уроках окружающего мира имеет положительный отклик среди учащихся...

Конспект открытого урока по развитию речи (с использованием интерактивной доски) в 3 классе II вида, по теме: «Работа по серии картинок на основе сказки «Колобок».

К конспекту данного урока прилагается мультипликационный фильм "Колобок", в разделе видеозаписи.В данном конспекте проводится работа по серии картинок на основе сказки "Колобок"....