Открытый урок по русскому языку "Что такое имя прилагательное" с использованием интерактивной доски.
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме
Тема урока: «Что такое имя прилагательное».
Класс: 2 класс. Предмет: Русский язык
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма урока: изучение новых знаний об имени прилагательном.
Методы обучения: проблемно - поисковый, объяснительно - иллюстративный, словесные, работа с книгой, практические, использование ИКТ.
Используемые учебники и учебные пособия: Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2012. Используемая методическая литература: Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс/ О.Е Жиренко, Л.А.Обухова – М.: ВАКО, 2012. Русский язык. 1-4 классы.
Цель урока:
- Получение новых знаний об имени прилагательном;
- закрепить лексико – грамматические признаки прилагательных;
- развитие умения распознавать в тексте слова, обозначающие признак предмета;
- осознано употреблять их и ставить к ним вопросы;
- обогатить словарный запас учащихся;
- воспитание наблюдательности, внимания, любви к природе, развитие чувства прекрасного.
Задачи: усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по числам. Создание условия для развития познавательного интереса к языку, формирования орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов. Способствование воспитанию нравственных качеств личности и любви к животному и растительному миру.
Формируемые УУД на уроке.
Личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.
Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Метапредметные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоватьсяся чужим мнением и высказывать свое собственное.
Предметные: имеют прочные знания об имени прилагательном как части речи, его признаках, синтаксической роли.
Оборудование: презентация, учебник, рабочая тетрадь, дидактический материал, диск «Русский язык».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chto_takoe_imya_prilagatelnoe.docx | 35.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
№626 им.Н.И.Сац
Конспект открытого урока русского языка для 2 класса
по программе «Школа России»,
реализуемой согласно ФГОС.
Тема: «Что такое имя прилагательное».
Разработка урока принадлежит
учителю начальных классов
Пономаренко Ю.А.
8.04.2014
Тема урока: «Что такое имя прилагательное».
Класс: 2 класс. Предмет: Русский язык
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма урока: изучение новых знаний об имени прилагательном.
Методы обучения: проблемно - поисковый, объяснительно - иллюстративный, словесные, работа с книгой, практические, использование ИКТ.
Используемые учебники и учебные пособия: Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2012. Используемая методическая литература: Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс/ О.Е Жиренко, Л.А.Обухова – М.: ВАКО, 2012. Русский язык. 1-4 классы.
Цель урока:
- Получение новых знаний об имени прилагательном;
- закрепить лексико – грамматические признаки прилагательных;
- развитие умения распознавать в тексте слова, обозначающие признак предмета;
- осознано употреблять их и ставить к ним вопросы;
- обогатить словарный запас учащихся;
- воспитание наблюдательности, внимания, любви к природе, развитие чувства прекрасного.
Задачи: усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по числам. Создание условия для развития познавательного интереса к языку, формирования орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов. Способствование воспитанию нравственных качеств личности и любви к животному и растительному миру.
Формируемые УУД на уроке.
Личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.
Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Метапредметные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоватьсяся чужим мнением и высказывать свое собственное.
Предметные: имеют прочные знания об имени прилагательном как части речи, его признаках, синтаксической роли.
Оборудование: презентация, учебник, рабочая тетрадь, дидактический материал, диск «Русский язык».
Ход урока:
1. Психологический настрой.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
2.Приветствие.
- Итак, начинаем наш урок русского языка. Прошу вас встать и поприветствовать наших гостей.
3. Оргмомент.
- Ребята перед началом урока я хотела вас попросить, запишите: «В какой бы цвет вы окрасили своё настроение, почему»? Покажите нашим гостям.
- На какой вопрос отвечают ваши слова?
Открываем тетради, записываем число: 8 апреля и Классная работа.
4. Сообщение темы:
- Прочитайте слова, написанные на доске:
М…рковный, б…рёзовый, м…дведь, х…роший.
- Дайте им характеристику.
- Какое слово лишнее? Почему? Запишите это слово в тетради.
- Что общего между словами: морковный, берёзовый, хороший? С новой строки запишите слова через запятую.
5. Минутка чистописания.
- Составьте цепочку букв для минутки чистописания.
В неё должны войти следующие буквы:
а) буква, которая обозначается мягким непарным согласным звуком во втором слоге в слове - берёзовый
б) безударная гласная в первом слоге слова - медведь
в) буква, которая обозначается непарным глухим твёрдым согласным в первом слоге в слове - хороший
г) безударная гласная в слове - морковный
- Какая же цепочка букв получилась у вас? ( рехо )
- Меняя расположение букв, напишите эти цепочки букв 3 раза на строке
6. Словарно – орфографическая работа.
- Словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы должны самостоятельно составить из букв, которые мы писали на минутке чистописания.
- Какое слово получилось?
- В каком значении можно употребить слово орех?
(плод и дерево, изображения показываются на доске ).
- Запишем транскрипцию слова орех – [ а р’э х ] – 4б., 4 зв., 2 слога
7. Физминутка для глаз.
8. Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи.
- Посмотрите на экран.
- Прочитайте предложение
У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.
- Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении?
(Это сделать трудно.)
- Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.
- А как вы думаете почему? (Нет признаков, описание животного)
- Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?
У неё зубки острые, рыльце тоненькое, ушки чуткие, шерсть рыжая , хвост пушистый.
- Хорошо ребята, а теперь у каждого из вас есть карточка.
- Вы должны, вставить пропущенные слова в наше предложение.
- Слова помощники у вас записаны внизу в скобках.
- Прочитайте, что же у вас получилось?
- А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?
- А теперь поставьте к словам помощникам вопросы
Какие? Острые
Какое? Тоненькое
Какие? Чуткие
Какая? Рыжая
Какой? Пушистый
- Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета, слова описание предмета)
- Что именно они описывают у белочки? (форма, цвет, размер)
- Какой частью речи они являются?
- Так какой же вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?
Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.
9. Создание проблемной ситуации.
- Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Что такое имя прилагательное)
- Молодцы! Вы правильно определили тему урока.
Но нам ещё сегодня предстоит путём исследования выяснить,
Какую роль играют в речи имена прилагательные?
В принципе мы уже с вами столкнулись с этой проблемой, когда разбирали предложение о белочке.
10. Исследование данной проблемы.
Работа по теме.
- Посмотрите на экран, перед вами текст.
- Прочитайте его.
Наступила весна. Наступила ранняя весна.
Тает снег. Тает последний снег.
Журчат ручьи. Журчат говорливые ручьи.
Светит солнце. Светит ласковое солнце.
Летят птицы. Летят голосистые птицы.
- О чем этот текст? (О весне)
- А вот ребят посмотрите ещё один текст и его прочитайте.
- А этот текст о чём? (О весне)
- Можно ли считать эти тексты одинаковыми?
- Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?
(Наличие прилагательных)
- А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.
Да, ребята, вы правы, прилагательные и делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной.
- А теперь обратите внимание на второе предложение.
- Назовите прилагательное, которое там используется?
Я думаю, что это прилагательное не такое уж красивое.
- Как вы думаете, можно ли было бы взять, например слово пушистый, серебристый, искристый?
- Давайте подставим одно из этих прилагательных в это предложение.
Например, прилагательное серебристый.
- А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег?
- Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?
- Сделайте вывод. Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.
- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.
- Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?
11. Физминутка.
- Я называю имена прилагательные. Если имя прилагательное указывает на положительные качества человека, то руки вперёд, если на отрицательные, то приседаем.
Весёлый, аккуратный, недобросовестный, ленивый, активный, доброжелательный, кое – как.(ловушка)
- Я называю разные части речи: имя существительное, глагол и имя прилагательное. Существительное – хлопаем, глагол – топаем, Прилагательное – вау.
Берёза, говорил, зелёная, прекрасный, снег, рисунок, гуляет, трава, повернул, деревянный, заботливый, пальто, растёт, цветок, громкий, длинная, гладкие, солнце.
12. Игра «Кот? или Что?».
Кто–то у доски записывает слова, выделяя орфограммы и ставя ударение.
1 ряд. Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)
2 ряд. Зеленый, сладкий, сахарный. ( Арбуз)
3 ряд. Спелое, круглое, сладкое. ( Яблоко)
Продолжите данное задание с помощью учебника стр.86 упр.148. (самостоятельно)
Устная проверка загадок.
2. – А теперь устно попробуйте описать себя или какой-либо предмет. Животного и т.п.
- Я смелый, сильный, внимательный, высокий, голубоглазый.
Примеры: (дополнительно)
1. Зверь мохнатый, неуклюжий, не боится зимней стужи, под корягою лесною спит под снежной пеленою. (Медведь.)
2. Зимой белый, летом серый. (Заяц.)
3. Зелёные листочки, жёлтые серёжки, стоит в лесочке на белой ножке. (Береза.)
4. Этот шарик полосатый очень любят все ребята. С виду он зелёный гладкий, в середине красный сладкий. (Арбуз.)
13. Задание на интерактивной доске – диск.
Задание 2. «Путаница».
Верните прилагательные на свое место (работа в парах)
Заяц (слабый, большой, косолапый);
Медведь (косой, резиновый, круглый);
Мяч (гладкий, трусливый, неуклюжий).
Проверка:
Заяц (слабый, косой, трусливый);
Медведь (большой, косолапый, неуклюжий);
Мяч (гладкий, резиновый, круглый)
Дополнительные задания:
Задание 3.
– Правильно ли к прилагательным подобрали существительные?
Верните определения своим «владельцам»
Неуклюжий как крот.
Неповоротливый как собака.
Трусливый как медведь.
Злой как слон.
Хитрый как жираф.
Проверка:
Неуклюжий как медведь.
Неповоротливый как слон.
Трусливый как заяц.
Злой как волк.
Хитрый как лиса.
Устное задание.
– Я называю прилагательные, а вы должны быстро угадать какие это слова.– Добрая, любимая, родная – …
Весенний, звонкий, говорливый – …
Интересная, библиотечная, любимая – …
Хитрая, рыжая, пушистая – …
Серый, большой, неуклюжий – …
Зимние, тёплые, красивые – …
Полевой, садовый, лесной – …
Сочное, вкусное, спелое – …
Грецкие, лесные, вкусные – …
Настенные, карманные, ручные – …
Чистая, прозрачная, питьевая – …
Мягкая, удобная, деревянная – …
14. Итог урока.
Послушайте стихотворение об имени прилагательном.
Очень замечательное – имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета.
Будем спорить, говорить, веселиться и шутить?
Что тогда получится? Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное», не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая, красивая, любимая»,
Отцу и брату и сестре не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Чтобы все отличным стало, разных признаков немало.
Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.
- Итак, ребята смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему, которая перед нами стояла?
- Скажите ребята, что нового об имени прилагательном мы сегодня узнали?
- Что такое имя прилагательное?
Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.
- Какую роль играют в речи имена прилагательные?
Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.
- Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?
Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.
- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя, в этом мы сегодня с вами убедились!
- У каждого человека есть свой неповторимый характер, которым он отличается от других. Давайте выразим свои фантазии в рисунках с помощью знаков препинания.
- Я хочу чтобы сегодня с урока вы все ушли с мыслью…
Я думаю о том, что жизнь моя прекрасна.
Я думаю о том, что очень счастлив я!
Я верю, что живу и мыслю не напрасно,
И счастьем одарит меня судьба!
15. Домашнее задание.
1) с.86 (учить правило), Р.т.№90, 98
2) Описать с помощью имен прилагательных свою маму или папу, сестру или брата и записать в тетрадь.
Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе с применением интерактивной доски
Тема: Обучение написанию объяснительной записки. УМК "Гармония" Цели:1.Познакомить с жанром объяснительной записки, накапливать опыт детей в построении рассуждений, учить писать объяс...
Методическая разработка урока "Кто такие птицы?" с использованием интерактивной доски
Цели урока: формирование представлений учащихся о птицах как значимых представителей живой природы, демонстрация их многообразия и красоты, обеспечение условий для овладения первоначальными базовыми э...
Урок русского языка "Однокоренные слова" с использованием интерактивной доски.
Урок русского языка по теме "Однокоренные слова" разработан в соответствии с программой "Школа России" для 2 класса. Для отдельных этапов урока продуманы задания с использованием интерактивной д...
Урок "В стране букв и звуков" с использованием интерактивной доски.
Настоящая работа включает в себя конспект урока в первом классе "В стране букв и звуков" (обучение грамоте) с фотографиями хода урока, методическую разработку: задания для интерактивной доски и прилож...
Конспект открытого урока по русскому языку в 1а классе на тему: «Повторение. Использование интерактивной доски на уроке»
Цель урока: закрепить знания о звуках и буквах, ударении, предложении и тексте; закрепить умение писать каллиграфически правильно; пробуждать активность учащихся на уроке и интерес к предмету через ис...
Открытый урок с использованием интерактивной доски
Применение интерактивной доски на уроках окружающего мира имеет положительный отклик среди учащихся...
Конспект открытого урока по развитию речи (с использованием интерактивной доски) в 3 классе II вида, по теме: «Работа по серии картинок на основе сказки «Колобок».
К конспекту данного урока прилагается мультипликационный фильм "Колобок", в разделе видеозаписи.В данном конспекте проводится работа по серии картинок на основе сказки "Колобок"....