Урок русского языка в 3 классе по УМК Школа России. Тема: Имя числительное
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Базарова Лариса Дамбаевна

   Познакомить с новой частью речи – именем числительным.

    Формировать умения распознавать имена числительные, употреблять их в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russ.yaz_.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 3 классе по УМК Школа России.

Тема:  Имя числительное

Цели:   Познакомить с новой частью речи – именем числительным;

             Формировать умения распознавать имена числительные, употреблять их в речи;

             Совершенствовать умение анализировать, обобщать, сравнивать.

             Расширять словарный запас учащихся, развивать умения работать в парах.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация.

Самоопределение к деятельности

 - Наш урок поможет вам приоткрыть тайны русского языка, показать его красоту и богатство. Поэтому девизом урока станут слова великого писателя Н. В. Гоголя: «Дивишься драгоценности русского языка: что ни слово, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг».

- В чем мудрость этих слов?

- Итак, начнем наш урок. Успехов вам в открытии нового!

ответы на вопросы учителя.

Оформление своих мыслей в устной форме, умение слушать других (К)

Самоопределение (Л)

2. Актуализация знаний.

- Прочитайте слова, записанные на слайде:

Считать, девять, карандаши, быстрый, пенал,  умный, умножить, шесть.

- Все эти слова можно разделить на несколько групп.

- Подумайте, по какому признаку это сделать?

- Какие части речи вы знаете?

 - Дайте определение имени существительному

                                     имени прилагательному

                                      глаголу

- Запишите эти слова в тетрадь столбиком, распределив их на группы, предварительно назвав каждую группу слов.

- Проверьте свои записи.

- Докажите, что вы правильно определили части речи.

Дети читают слова

Части речи

Дети записывают в тетрадь.

Сущ.              Прил.        Гл.

пенал            быстрый  считать

карандаши   умный      умножить      

       

Самопроверка  

Сравнение и обобщение, классификация (П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

3. Выявление места затруднения.

4. Целеполагание и построение проекта.

- Какие слова не вошли ни в одну группу?

- Эти слова относятся к новой части речи. О них и пойдет речь на нашем уроке.

 - Составим план работы по изучению новой части речи.

  • Как называются эти слова?
  • Что обозначают?
  • На какие вопросы отвечают?

Девять, шесть.

Составляют план изучения части речи.

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

5.Реализация проекта.

«Открытие» нового знания.

1) Выбор термина.

- Вернемся к нашим словам. Прочитайте их еще раз.

- Какие слова могут дополнить эту группу? Выберите из написанных на доске:

Пять, ранняя, весна, первый, построен, второй.

- Где можно встретить эти слова?

- Попробуйте дать им название.

- Такие слова называются ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.

- Сформулируйте тему урока.

2) Наблюдение над именем числительным.

- Чтобы ответить на вопросы, которые мы поставили в начале урока, проведем исследование, а поможет нам в этом памятка

Имя числительное – это часть речи.

Обозначает:

1.Предмет;
2.Признак предмета;
3.Количество предметов;
4.Порядок предметов при счёте.

Отвечает на вопросы:

1.Кто? Что?
2.Который?
3.Сколько?
4.Что делает?

- Распределите имена числительные в два столбика, правильно поставив к ним вопрос:

Сколько?                 Который?

 - Запишите в тетрадь

- Подчеркните эти вопросы в памятке.

- Что обозначают имена числительные 1-го столбика?

- А что обозначают имена числительные второго столбика?

- Отметьте это в памятке.

3) Знакомство с правилом.

- Пользуясь памяткой, сделайте вывод, что такое имя числительное.

- Сравните свой вывод с правилом в учебнике на стр. 60

Пять, первый, второй.

На уроках математики.

Дети предлагают свои названия имени числительного.

Называют тему урока.

Наблюдают за числительными, отвечают на вопросы учителя, делают пометки в памятках

Дети записывают на доске?

Сколько?                 Который?

Девять                        Первый

шесть                         второй

пять

количество

порядок при счете

Работа над правилом.

Сравнение, обобщение, аналогия (П)

Поиски выделение необходимой информации (П)

Структурирование знаний (П)

Аргументация своего мнения (К)

Учет разных мнений (К)

Построение логической цепи рассуждений (П)

Физминутка

Выполняйте движения, а как услышите числительное – хлопайте в ладоши.
Счёт « один » - мы станем смирно
И потянемся теперь.
На счёт «два » - мы улыбнёмся.
На «три » - за руки возьмёмся.
Будем плавно танцевать
На «четыре » и на « пять ».
На счёт « шесть » мы прыгнем выше,
Чтобы стать чуть - чуть повыше.
На счёт «семь » поднимем плечики,
Быстро прыгаем как кузнечики.
В ладоши дружно хлопаем,
Как услышим « восемь » мы.
На счёт « девять » мы присядем,
Покачаем головой.
Вот счёт «десять ». Эй, вставайте
И работу продолжайте.

 Выполняют физминутку.

6. Первичное закрепление.

1) Коллективная работа.

- Поупражняемся находить имена числительные в тексте.

На доске написана считалка, прочитайте её

Начинается считалка:

На б__резу села галка,

Две в__роны, в__робей,

Три с__роки, соловей.

- Назовите имена числительные, Докажите. Обозначим имена числительные сокращенно ЧИСЛ.

- Спишите, вставьте орфограммы.

-  Назовите орфограмму. Какие буквы вставили?

2) Словарная работа.

- Среди имен числительных есть тоже такие слова, которые необходимо запомнить.

- Прочитайте их.

ЧЕТЫРЕ

ВОСЕМЬ

- Расскажите об их написании. Запишите в словарь.

Читают считалку

Называют имена числительные.

Ученик делает у доски.

Списываю считалку с доски, указывают числительные, вставляют орфограммы. Самопроверка.

Записывают слова в словарик, устно составляют предложения с новыми словами.

Аргументация своего мнения (К)

Учет разных мнений (К)

Построение логической цепи рассуждений (П)

7. Самостоятельная работа.

- Выполним упражнение 104 на стр. 59. Эту работу будем выполнять в парах.

- Прочитайте задание.

- Запишите ответы на вопросы.

- Проверим,  как вы ответили на вопросы.

Выполняют упражнение в тетради, обсудив его выполнение в паре.

Управление поведением партнера. Умение произвольно и выразительно строить диалогическую речь (К)

Умение осознанно строить речевое высказывание (П)

Контроль (Р)

8. Включение в систему знаний.

- На партах у вас лежат карточки.

- Прочитайте задание и выполните его самостоятельно.

Самостоятельная работа в карточках.

Прогнозирование (Р)

9. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Как вы теперь ответите на вопросы, которые были поставлены в начале урока?

- Оцените свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы, оценивают себя

Оориентирование  в своей системе знаний – отличие  новое от уже известного.(П)

 оценивание собственной
деятельности на уроке (Р)

Домашнее задание.

  • Найдите и запишите по 2 пословицы и поговорки, в которых употребляются числительные.

  • Найдите и запишите 3 фразеологизмы, в которых  употребляются числительные.

Записывают домашнее задание в дневник

        Зав.школы:                        /М.Б.Ринчино/

        

В - 1.

Фамилия, имя_______________________________________

Замени цифры числительными. Вставь пропущенные буквы.

Мама св_рила (3) ___________ банки

малинового варенья. Пятница (5)

____________ день недели.  Алла ж__вет

на (8) ______________ этаже.

В-2

Фамилия, имя_______________________________________

Замени цифры числительными. Вставь пропущенные буквы.

Артем нашёл (4) _____________ подосиновика.

Среда (3) __________день недели. Д__ректор

ж__вет на (5) _____________ эт__же.

Имя числительное – это часть речи.

Обозначает:

  1. Предмет
  2. Признак предмета
  3. Количество предметов
  4. Порядок предметов при счёте

Отвечает на вопросы:

  1. Кто? Что?
  2. Который?
  3. Сколько?
  4. Что делает?

Имя числительное – это часть речи.

Обозначает:

  1. Предмет
  2. Признак предмета
  3. Количество предметов
  4. Порядок предметов при счёте

Отвечает на вопросы:

  1. Кто? Что?
  2. Который?
  3. Сколько?
  4. Что делает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России". Тема урока "Обобщение знаний о глаголе как части речи".

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России". Тема урока "Обобщение знаний о глаголе как части речи". На этом уроке идёт обобщение и систематизация полученных знаний о глаголе, совершен...

Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к  выполнению...

Урок русского языка в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока "Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости и согласного в конце слова".

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа России". Тема "Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости и согласного в конце слова"....

Урок русского языка: обучение грамоте (обучение письму) 1 класс по УМК « Школа России» Тема"Строчная и заглавная буквы Л, л."

Данный урок был проведён мною в первом классе как открытый. На нём присутствовали представители учреждений дошкольного образования с целью осуществления преемственности дошкольного и начального школьн...

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Это удивительное имя существительное»

Данный урок является заключительным в изучаемой теме "Имя существительное" и подводит итог всему изученному на предыдущих урокаж. Урок планировался так, чтобы активизировать познавательную активность ...

Конспект урока русского языка 3 класс по программе "Школа России" Тема: "Восстановление деформированного текста"

Урок развития речи способствует совершенствованию умения находить признаки текста, определять вид текста, составлять текст из предложений....

Урок русского языка 4 класс по программе "Школа России" по теме "Глагол. Роль глаголов в языке"

Урок разработан по теме  «Глагол. Роль глаголов в языке» для обучающихся 4 класса по программе "Школа России" К уроку подготовлен наглядный материал в презентации на слайдах...