Урок по русскому языку "Правописание в корне родственных слов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
На уроке поставлена цель: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень.Предлагаемый урок учит думать, добывать знания, а не принимать их в готовом виде.Решая проблемные вопросы, учащиеся применяют учебные умения и навыки в практической и творческой работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pavopisanie_korney_rodstvennyh_slov_2_klass.doc | 237 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку.
2-й класс.
Тема: Правописание корней родственных слов
Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень.
Задачи:
- наблюдение за единым написанием корней при сопоставлении звучания и написания корней в родственных словах;
- сочетание орфографической и речевой подготовки;
- обогащение словарного запаса детей посредством изучения концепта «Зима»;
- активизация познавательной деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Оборудование:
- классная доска с табличками: тема урока «Секрет корней» и правило «Корни родственных слов пишутся одинаково», которое прикрыто листом бумаги, украшенным снежинками;
- музыка П.И. Чайковского и А.Вивальди «Времена года» («Зима»);
- репродукции картины И.И. Шишкина «Зима»;
- «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля;
- рисунки с изображениями фигурок сказочных героев «Зимушки», «Мороза» и «Холода»;
- карточки с заданиями и тестами;
- красочные книжки-малышки с пословицами, загадками, поговорками о зиме, собранными детьми самостоятельно по предварительному заданию, жетоны-льдинки для мотивации ответов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель приветствует детей. Проверяет их готовность к уроку. Дети оформляют записи в тетради (число, классная работа).
II. Минутка чистописания.
Учитель. Постарайтесь написать красиво и правильно.
З з зи ам ма зз pь
III. Словарная работа.
Учитель. Кто, угадай-ка, седая хозяйка, тряхнет перинки – по миру пушинки? (Зима).
Учитель. Назовите зимние месяцы.
Ученики. Декабрь, январь, февраль.
Учитель. Запишите эти слова с комментированием.
– Прочитайте пословицы, поговорки о зимних месяцах.
Дети читают (собранный в книжках-малышках) материал о месяцах зимы, зимних явлениях природы.
IV. Сообщение темы урока.
Учитель. В гости к нам пришла красавица Зима.
На доске помещается рисунок образа красавицы «Зимы».
Учитель. На уроке мы будем собирать родственников зимы и верных её слуг.
– Какие слова в русском языке называют родственными?
Ученики. Родственными называются слова, которые имеют общую часть и общее значение.
Работа по тестам в парах.
(По желанию ученики выполняют дополнительное задание).
Учитель. Мы вспомнили о том, что уже знали. А гостья Зима пришла не случайно. Я надеюсь, она поможет нам разгадать один важный секрет корней родственных слов.
На доске открывается тема урока «Собираем родственников».
Учитель. Как в народе ласково называют зиму?
Ученики. Зимушка.
Учитель. Запишите это слово (у доски работает ученик, записывая слово с комментированием, оставляя «окошки» в опасных местах).
Учитель. О каком способе избежать ошибки вы должны помнить? Будьте внимательны ко всем встречающимся орфограммам!
На доску крепятся сигнал «Внимание» - «!».
Учитель. День во время зимы – … (какой?)
Ученики. Зимний.
Учитель. Всё, что происходит во время зимы, – …(когда?)
Учитель. Зимой.
Учитель. Проводить где-то зиму, жить зимой – …
Ученики. Зимовать.
Учитель. Место, помещение, где зимой живут охотники, геологи, полярники, – …
Ученики. Зимовье.
На доске получилась запись: Зимушка, зимний, з..мой, з..м..вать, з..мовье.
Учитель. Какие из этих слов называют предметы, а какие – признаки, действия?
В каких словах в корне есть орфограммы, а в каких – нет? Почему?
Ученики. В словах зимушка и зимний буква гласного в корне ударная, значит в корне этих слов нет орфограммы. В словах зимой, зимовать, зимовье в корне буквы гласных находятся в безударной «слабой» позиции, в корнях этих слов орфограммы есть.
Учитель. Как вы думаете, сможем ли мы вставить гласные буквы в «окошки»?
Ученики. Можно предположить, что пишется гласная «и», как в словах зимушка и зимний.
Учитель. Узнáем секрет корней.
Прочитаем правило: «Корни родственных слов пишутся одинаково».
На доске открывается подобная надпись, к ней по необходимости можно обращаться в течение урока. Для концентрации внимания учитель крепит к табличке знак «!».
Учитель. Помня секрет корней, вставьте буквы в окошки, подчеркните.
Учитель. Ребята, мы собрали родственников слова «зима». Предлагаю вам заглянуть на страницы «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Он записал в своём словаре: зимка, зимочка, зимушка,зимонька. А если она суровая, долгая? То – зимища. А если хилая, слякотная – то зимишка. Но как ни зимно (морозно), как ни зимненько (морозненько), как ни з..мновато (студёновато) снежной порой, вот уже по водам, по болотам пролегает зимник – зимний путь по замёрзшей глади реки, и бежит по нему резвая лошадка, запряжённая в сани, выпархивает из-под саней зазевавшийся з..мородок, и славит зиму возница – з..мохвал».
На доске появляются карточки с родственными словами, в некоторых из них буква гласного в «слабой» позиции обозначена «окошком».
Учитель. Можно ли эти слова назвать родственными?
Ученики. Эти слова можно назвать родственными, потому что они объясняются словом «зима»,значит в корнях слов и безопасные, и опасные места нужно обозначать буквой «и».
Физминутка (упражнение для глаз) под музыку.
V. Актуализация знаний.
Учитель. Зима не приходит одна. С ней её верные слуги.
Мороз трещит – большому холоду быть.
На доске фигурки Мороза и Холода.
Учитель. Мороз и Холод. Эти два господина считают себя близкими родственниками. Так ли это? Почему?
Ученики. «Мороз» и «холод» – слова близкие по значению, но не родственные. У этих слов разные корни.
Корень слова – главная,
Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные смело подбери слова.
Учитель. Некоторых ребят Мороз и Холод захотели заморозить – прислали им льдинки, а на льдинках слова. Ребята, вы не испугались Мороза и Холода? Тогда выйдите и закрепите слова на доске, вставьте пропущенные орфограммы, выделите корень.
Ученики закрепляют слова: м..розный, заморо..ки, морозец, м..розит, х..лодный, холодильник, хол..дает, группируя их по признаку родства со словами «мороз» и «холод», объясняя выбор буквы правилом «Секрета корней».
VI. Тренировочные упражнения.
Учитель. Какие осадки выпадают зимой?
Задание: отгадайте загадки и запишите родственные слова в два столбика по правилу секрета корней, оставляя «окошки» в других частях слов.
Куропатка на ночлег
В голубой нырнула … (снег).
Чист и ясен, как алмаз, а дорог не бывает. (Лёд).
Что за звёздочки такие
на пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
а возьмёшь – вода в руке? (Снежинки).
В свежем воздухе сверкнёт
белый чистенький … (снежок).
Учитель. Что за семья собралась? Обратимся к справке: «Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если е и ё, г и ж заменяют друг друга».
Ученики. Выделяем корни снег- – снеж-, лед- – лёд.
Учитель. В какие семьи можно поселить слова сосулька, каток и сугроб.
Ученики. Слова сосулька, каток можно «породнить» со словом лёд, а сугроб со словом снег.
Ученики. Эти слова не «родственники», они близки по смыслу, но не имеют общего корня.
Учитель. Верно – это слова близкие по значению, но не родственные.
Продолжим работу над подбором родственных слов. Перед вами тексты, которые помогут в выборе и записи «родственников» для слов снег, лёд. Дополнительное задание: выделите в родственных словах корень.
Дети самостоятельно выполняют задания разного уровня сложности по вариантам. Варианты текстов:
Вариант 1
Проплясали по сн..гам
Снежные метели.
Сн..гири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся сн..жки,
Режут лёд снегурки.
С. Погореловский
Вариант 2
Слой за слоем падает снег на землю. Каждый слой сначала бывает рыхлый. Снежинки ложатся не плотно друг к другу. Идёт зима. Растут сугробы. Снежный покров становится плотным. А иногда затянется твёрдой ледяной корочкой – настом. Но как приятно в солнечный зимний денёк лепить снеговика!
Вариант 3
Жили-были старик со старухой. Всё было хорошо, да только детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса. Ребятишки высыпали на улицу поиграть, на ледок салазки выкатили.
Стари со старухой на них из окна глядят.
– А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.
– Давай, - говорит старуха.
Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь – а у Снегурочки губки порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. (Русская народная сказка).
Учитель. Ребята, есть мнение, что слова снеговик и снеговой образованы от слова снег, поэтому общим для них является корень снег-. Послушайте и другое высказывание: «От слова снег образованы не только слова снеговик и снеговой, но и снежок. Значит корень во всех словах сне-». Какое из этих мнений верно и почему? Какие звуки в словах чередуются?
Физминутка проходит под песенку Деда Мороза «Расскажи Снегурочка…» из мультфильма «Ну-погоди!».
VII. Работа с текстом.
Учитель. Расскажите, какой бывает снег?
Ученики. Белый, рыхлый, скрипучий, мягкий, пушистый…
Под музыку А. Вивальди проходит демонстрация картины зимней природы. Звучит рассказ:
«Разгулялась Зимушка – зима. Махнет рукавом – отправит в поход свою свиту. Вьюги, метели да бураны закружат, занесут сугробами города, улицы, дороги. Заколдует, заворожит, нашепчет сонное заклинанье Зима, наденет деревья в пушистые снеговые шубы. Уснёт природа прекрасным чудным сказочным сном».
Учитель. Вам понравилась музыка? Какая она? Какое настроение возникает после прослушивания? Какие слова, выражения из прочитанного текста понравились?
Ученик читает стихотворение М. Пожаровой «Заклинание зимы».
Разукрасила зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звёздочек – снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках
Льёт вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
– Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни:
Жди, в парчу одета,
Нового расцвета!
Учитель (Беседа по картине И.И. Шишкина «Зима»). Что вы видите на картине?
Ученики делятся впечатлением от прослушанных произведений и составляют устный рассказ по картине, стараясь использовать понравившиеся слова и выражения.
Учитель. Ребята, спишите текст, вставляя подходящие по смыслу слова, решая орфографические задачи. В выделенных словах обозначьте корень.
Волшебница в лесу.
Зима … в лес. Дерев?я … в тяжелые сн..говые шубы. На ветки … пуховые варежки. Раздвинуло солнышк.. сизую туч?ку. Под его луч..ми … сн..га. Кругом зажглись, … разноцветные огон?ки. Ч..дная к..ртина!
Слова для справок: пришла, укутала, надела, засверкали.
VIII. Объяснение домашнего задания.
Учитель. Снеговик предлагает вам рассмотреть картинку и составить «горку» из родственных слов.
IX. Речевая подготовка. Работа с пословицами и приметами.
Учитель. Вспомните пословицы, поговорки, приметы, в которых встречаются родственники слов зима, мороз, снег.
Дети ведут и используют на уроке самодельные книжки-малышки.
Зима без снега – лето без хлеба.
Много снега – много хлеба.
Мороз невелик, а стоять не велит.
Мороз и старого молодит.
Два друга: мороз да вьюга.
Учитель. Какой зимний праздник ваш самый любимый? (Новый год).
Про него говорят: Новый год – к весне поворот.
X. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель. А пока до весны ещё далеко, подведем итоги сегодняшнего урока. Что интересного и нового вы узнали? Что понравилось? Как вы думаете, все ли секреты письма мы сегодня раскрыли?
В течение урока вы получали «льдинки»-жетоны за ответы. Сколько набрали? Молодцы! Я предлагаю дополнить картинку зимы и закрепить ваши «льдинки» на фланелеграфе.
На ветки одного дерева нужно закрепить «льдинки» так, чтобы показать – понравился ли вам урок. Другое дерево с помощью ваших «льдинок» расскажет, насколько сложно вам было на уроке.
Дети крепят значки на разной высоте деревьев, показывая насколько интересным и доступным был урок.
Учитель. Очень красивое запорошенное снегом деревце! Спасибо, ребята, за работу!
XI. Домашнее задание
Задаю домашнее задание, поясняя выполнение. Ставлю оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку по теме "Родственные слова. Корень слова.
Конспект урока...
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Родственные слова. Корень"
ЦЕЛИ УРОКА.Повторить общие сведения о родственных словах. Ввести термин- корень, однокоренные слова, учить выделять два признака родственных слов (общая часть и общность смысла).Упра...
Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс "Родственные слова."
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России"...
Урок по русскому языку по теме "Родственные слова. Закрепление."4 коррекционный класс (8 вида)
Задачи урока: ...
Конспект урока русского языка + презентация "Правописание родственных слов с непроизносимой согласной в корне слова" (УМК "ПНШ", 2 класс)
Цели деятельности учителя:формирование представлений о понятиях «настоящий звук» и «нулевой звук»; о закономерностях чередования согласного звука с нулевым в корнях слов при пр...
Конспект урока по русскому языку «Общая часть родственных слов (корень)» 2 класс (УМК «Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова»)
Цели деятельности учителя: формирование понятия о корне как общей части основ родственных слов; знакомство с понятием «корень»; формирование умения находить корень.Пла...
Технологическая карта урока по Русскому языку "Что такое родственные слова" (ЗПР)
Разработка урока с коррекционным компонентом (ЗПР)...