комплексные творческие задания по русскому языку 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
комплексные творческие задания по русскому языку 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
60.kompleksnye_tvorcheskie_zadaniya_po_russkomu_yazyku.docx | 39.97 КБ |
Предварительный просмотр:
3 класс
Составила:
Айтыкина Амина Худжатловна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
НРМОБУ «Салымская СОШ №2»
ХМАО – Югры Тюменской области
Пояснительная записка
Комплекс упражнений, направленный на формирование грамматических умений, связанных с изучением рода имен существительных.
Для того, чтобы понятие «род имен существительных» было сформировано у ребенка путем его собственного открытия и было осознанно им, следует провести комплекс упражнений, который поможет изучить данную категорию всесторонне. Данный комплекс упражнений выполняется совместно с учителем в ходе изучения темы. Я предлагаю упражнения и методические рекомендации по их использованию.
Задания данного комплекса следует выполнять последовательно, таким образом, соблюдается логика изучения данного понятия.
Упражнение 1 помогает ученикам самому выявить термины: мужской, женский и средний род и найти слова – подсказки, которыми можно пользоваться при определении рода (Задание для слабых учеников, которые показали низкий результат в предварительной работе).
Упражнение 2: дети определяют род с синтаксической точки зрения, но при этом понимают, что это заданные прилагательные, и если они будут работать со словосочетанием, где окончание прилагательного не будет указано, начать нужно будет с определения рода имени существительного.
Упражнение 3 направлено на отработку умения определять род с помощью слов – подсказок.
Упражнение 4: помимо определения рода имен существительных, дети учатся классифицировать существительные.
Упражнение 5: учащиеся рассматривают род с морфологической точки зрения, определяя окончания, а также обращают внимание на то, что существительные среднего рода чаще всего неодушевленные.
Упражнение 6 помогают обобщить морфологические знания о роде, составив таблицу окончаний существительных разного рода.
Упражнение 7 направлено на обучение детей видеть ошибки в определении рода существительных и исправлять их.
Упражнение 8: дети тренируются в нахождении существительных в тексте, постановке их в начальную форму и определении рода.
Упражнение 9 помогает детям научиться определять род существительных по контексту и в случае затруднений обращаться к словарю.
В заключение работы над данной темой учитель может еще раз провести констатирующий эксперимент и посмотреть, насколько изменились результаты.
1.
Дедушка, мама, сестра, папа, сын, внучка, брат, дядя, тётя бабушка.
- Прочитай существительные, которые называют мужчин.
- -Каким местоимением можно заменить?
- -К какому роду отнести эти существительные поможет существительное мужчина. (мужской).
- -Прочитать существительные, которые называют женщин. Каким местоимением можно заменить.
- А к какому роду отнесём эти существительные, поможет слово женщина. (женский).
- Прочитать слова: окно,гнездо,солнце
- Попробуйте подставить местоимения он, она.
- Можно ли подставить эти местоимения к словам?
- Какое местоимение подойдёт?
Эти существительные относятся к среднему роду.
2.
Подобрать подходящее по смыслу имя существительное и определи его род.
Добрая, любимая, родная … .
Весенний, звонкий, говорливый … .
Интересная, библиотечная, любимая … .
Шелковое, красивое, длинное … .
Круглый, обеденный, деревянный … .
Новогодний, веселый, долгожданный … .
Яркое, весеннее, игривое … .
Сочное, вкусное, спелое … .
Сладкий, ночной, кошмарный … .
Чистая, питьевая, прозрачная … .
- Какой вывод можно сделать (род можно определить по окончанию прилагательного)
- Надежен ли этот способ? (нет, так как прилагательное зависит от существительного и, только зная род имени существительного, можно определить окончание у зависимого слова).
3.
Составь сочетания имен существительных со словами мой, моя, мое, укажи род.
Свеча, полотно, друг, взгляд, дочка, вьюга, ружье, озеро, кроссворд, жилище.
4.
Определи род существительных, запиши слова в три столбика. Над столбиками напиши :м.р., ж.р, ср.р.
Жидкость, кино, киносъемка, килограмм, рассада, питье, свет, поездка, новоселье, подъезд, троллейбус.
5.
- Прочитай слова.
- В каком из столбиков слова мужского рода?
- Среднего?
- Женского?
- По каким признакам ты определил род?
- Запиши слова, указывая род и выделяя окончания.
- В каком столбике нет одушевленных существительных?
- Попробуй дополнить ими.
- Не получается? Случайно ли это?
Сын | Дочка | Окно |
Гвоздь | Воля | Поле |
Камыш | Площадь | Имя |
6.
- Какие окончания бывают у имен существительных в мужском, женском и среднем роде?
- Закончи схему: впиши окончания, приведи примеры.
М.р. | Ж.р. | Ср.р. |
7.
- Определи, верно ли имена существительные мужского и женского рода распределены по столбикам.
- Спиши, обозначь в словах орфограммы:
М.р | Ср.р | Ж.р. |
Носорог | Сторож | Анна |
Ночь | Солнце | Кукла |
Звездопад | Рассказ | Шишечка |
Варежка | Стихотворение | Дядя |
Сочинение | Пение | Подсказка |
8.
- Запиши стихотворение, найди существительные, укажи их род.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
- Как определить род существительного? (Нужно поставить существительное в начальную форму).
9.
- Определи род выделенных существительных:
Кенгуру скакал огромными прыжками.
Буратино разлил горячее какао.
Мне нравится душистый шампунь.
Литература
1. В.П.Канакина Учебник по русскому языку для 3 класса в 2-х частях. М.: Баласс, 2011.
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
3. Государственная педагогическая энциклопедия. – М., 1999. – Т.2 – 173 с.
4. Желтовская Л.Я.,Калинина О.Б. Учебник по русскому языку для 3 класса в 2-х частях. М.Астрель, 2011.
5. Зайцева, Л.А. Практикум по решению профессиональных задач: Учеб.-метод. Пособие для студентов- бакалавров пед. Вузов / Л.А. Зайцева, Е.В. Гревцова, Т.А. Тяглова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого,2009. – 116 с.
6. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. – 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочные и творческие задания по русскому языку
Задания по русскому языку...
Творческие задания по русскому языку по теме «Три склонения существительных» для учащихся 4 классов
Вот какие творческие задания с учетом дифференцированного подхода я использовала на уроках русского языка в 4 классе.На каждые задания даются две – три разновидности инструкции (РИ) и переход от начал...
Творческие задания по русскому языку
Творческие задания по русскому языку...
Творческие задания по русскому языку, 3 класс
В заданиях предлагается по заданному началу придумать продолжение в стиле автора...
Текст. Сборник творческих заданий по русскому языку
Сборник творческих заданий по теме: "Текст"...
Тестовое и творческое задание по русскому языку 4 класс
Тестовое и творческое задание по русскому языку 4 класс...
Творческие задания по русскому языку 2 класс
Целью предлагаемых учебных заданий является их использование их учителем для развития самостоятельного, активного, творческого мышления младших школьников. Главным условием реализации этой цели в учеб...