комплексные творческие задания по русскому языку 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Айтыкина Амина Худжатловна

комплексные творческие задания по русскому языку 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 60.kompleksnye_tvorcheskie_zadaniya_po_russkomu_yazyku.docx39.97 КБ

Предварительный просмотр:

 

D:\мои картинки\ФГОС в картинках\standart_jpg.jpg

3 класс

Составила:

Айтыкина Амина Худжатловна

учитель начальных классов

I квалификационной категории

НРМОБУ «Салымская СОШ №2»

ХМАО – Югры Тюменской области

Пояснительная записка

Комплекс упражнений,  направленный на формирование грамматических умений, связанных с изучением рода имен существительных.

Для того, чтобы понятие «род имен существительных» было сформировано у ребенка путем его собственного открытия и было осознанно им, следует провести комплекс упражнений, который поможет изучить данную категорию всесторонне. Данный комплекс упражнений выполняется совместно с учителем в ходе изучения темы. Я предлагаю  упражнения и методические рекомендации по их использованию.

Задания данного комплекса следует выполнять последовательно, таким образом,  соблюдается логика изучения данного понятия.

Упражнение 1 помогает ученикам самому выявить термины:  мужской, женский и средний род и найти слова – подсказки, которыми можно пользоваться при определении рода (Задание для слабых учеников, которые показали низкий результат в предварительной работе).

Упражнение 2: дети определяют род с синтаксической точки зрения, но при этом понимают, что это заданные прилагательные, и если они будут работать со словосочетанием, где окончание прилагательного не будет указано, начать нужно будет с определения рода имени существительного.

Упражнение 3 направлено на отработку умения определять род с помощью слов – подсказок.

Упражнение 4: помимо определения рода имен существительных, дети  учатся классифицировать существительные.

Упражнение 5: учащиеся рассматривают род с морфологической точки зрения, определяя окончания, а также обращают внимание на то, что существительные среднего рода чаще всего  неодушевленные.

Упражнение 6 помогают обобщить морфологические знания о роде, составив таблицу окончаний существительных разного рода.

Упражнение 7 направлено на обучение детей видеть ошибки в определении рода существительных и исправлять их.

Упражнение 8: дети тренируются в нахождении существительных в тексте, постановке их в начальную форму и определении рода.

Упражнение 9 помогает детям научиться определять род существительных по контексту и в случае затруднений обращаться к словарю.

В заключение  работы над данной темой учитель может еще раз провести констатирующий эксперимент и посмотреть, насколько изменились результаты.

1.

Дедушка, мама, сестра, папа, сын, внучка, брат, дядя, тётя бабушка.

  • Прочитай существительные, которые называют мужчин.
  • -Каким местоимением можно заменить?
  • -К какому роду отнести эти существительные поможет существительное мужчина. (мужской).
  • -Прочитать существительные, которые называют женщин. Каким местоимением можно заменить.
  • А к какому роду отнесём эти существительные, поможет слово женщина. (женский).
  • Прочитать слова: окно,гнездо,солнце
  • Попробуйте подставить местоимения он, она.
  • Можно ли подставить эти местоимения к словам?
  • Какое местоимение подойдёт?

Эти существительные относятся к среднему роду.

2.

Подобрать подходящее по смыслу имя существительное и определи его род.

Добрая, любимая, родная … .
Весенний, звонкий, говорливый … .
Интересная, библиотечная, любимая … .
Шелковое, красивое, длинное … .
Круглый, обеденный, деревянный … .
Новогодний, веселый, долгожданный … .
Яркое, весеннее, игривое … .
Сочное, вкусное, спелое … .
Сладкий, ночной, кошмарный … .
Чистая, питьевая, прозрачная … .

  • Какой вывод можно сделать (род можно определить по окончанию прилагательного)
  • Надежен ли этот способ? (нет, так как прилагательное зависит от существительного и,  только зная род имени существительного,  можно определить окончание у зависимого слова).

3.

Составь сочетания имен существительных со словами мой, моя, мое, укажи род.

Свеча, полотно, друг, взгляд, дочка, вьюга, ружье, озеро, кроссворд, жилище.

4.

Определи род существительных, запиши слова в три столбика. Над столбиками напиши :м.р., ж.р, ср.р.

Жидкость, кино, киносъемка, килограмм, рассада, питье, свет, поездка, новоселье, подъезд, троллейбус.

5.

  • Прочитай слова.
  • В каком из столбиков слова мужского рода?
  • Среднего?
  • Женского?
  • По каким признакам ты определил род?
  • Запиши слова, указывая род и выделяя окончания.
  • В каком столбике нет одушевленных существительных?
  • Попробуй дополнить ими.
  • Не получается? Случайно ли это?

Сын

Дочка

Окно

Гвоздь

Воля

Поле

Камыш

Площадь

Имя

6.

  • Какие окончания бывают у имен существительных в мужском, женском и среднем роде?
  • Закончи схему: впиши окончания, приведи примеры.

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

7.

  • Определи, верно ли имена существительные мужского и женского рода распределены по столбикам.
  • Спиши, обозначь в словах орфограммы:

М.р

Ср.р

Ж.р.

Носорог

Сторож

Анна

Ночь

Солнце

Кукла

Звездопад

Рассказ

Шишечка

Варежка

Стихотворение

Дядя

Сочинение

Пение

Подсказка

8.

  • Запиши стихотворение, найди существительные, укажи их род.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

  • Как определить род существительного? (Нужно поставить существительное в начальную форму).

9.

  • Определи род выделенных существительных:

Кенгуру скакал огромными прыжками.

Буратино разлил горячее какао.

Мне нравится душистый шампунь.

Литература

1. В.П.Канакина Учебник по русскому языку для 3 класса в 2-х частях. М.: Баласс, 2011.

2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.

3. Государственная педагогическая энциклопедия. – М., 1999. – Т.2 – 173 с.

4. Желтовская Л.Я.,Калинина О.Б. Учебник по русскому языку для 3 класса в 2-х частях. М.Астрель, 2011.

5. Зайцева, Л.А. Практикум по решению профессиональных задач: Учеб.-метод. Пособие для студентов- бакалавров пед. Вузов / Л.А. Зайцева, Е.В. Гревцова, Т.А. Тяглова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого,2009. – 116 с.

6. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. – 272 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания по русскому языку по теме «Три склонения существительных» для учащихся 4 классов

Вот какие творческие задания с учетом дифференцированного подхода я использовала на уроках русского языка в 4 классе.На каждые задания даются две – три разновидности инструкции (РИ) и переход от начал...

Творческие задания по русскому языку

Творческие задания по русскому языку...

Творческие задания по русскому языку, 3 класс

В заданиях предлагается по заданному началу придумать продолжение в стиле автора...

Текст. Сборник творческих заданий по русскому языку

Сборник творческих заданий по теме: "Текст"...

Тестовое и творческое задание по русскому языку 4 класс

Тестовое и творческое задание по русскому языку 4 класс...

Творческие задания по русскому языку 2 класс

Целью предлагаемых учебных заданий является их использование их учителем для развития самостоятельного, активного, творческого мышления младших школьников. Главным условием реализации этой цели в учеб...